54270

Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы

Русский

2014-04-02

16.65 KB

3 чел.

Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры.

История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Происхождение и язык этрусков не выяснены. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, подчинявшиеся высшим силам. Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты. Скульптурные портреты и бюсты устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов.

В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом. Религия Рима схожа с греческой. Главными богами считались Янус, Юнона и Минерва. Земные преступления – это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания.ю но человеческих жертв у них не было. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни.

У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителями точных знаний – мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры. Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники.

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура, и в Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей, занимавших там уже довольно видное положение и формирующих эллинское образование, которое стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.

Образцовым для Рима было и греческое искусство, поэтому греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Художники в Риме были незведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы.

Римляне создали великое государсто и все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством.

В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство, гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики.

Высшая исполнительная власть была в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание. Был учрежден трибунат. Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами, которые могли действовать коллегиально и принимать решения единогласно. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы, цензоры, народные трибуны, низшими – эдилы, квесторы. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат.

Одним из величайших достижений римского искусства был римский скульптурный портрет. Портрет передает характер, тонкую градацию человеческих чувств, их трезвую реалистическую оценку.

В I в. до н. э. Римская республика превращается в империю, в истории которой каждый император старался ознаменовать свое правление новым сооружением. Во времена империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий.

В I в. до н. э. в Риме появляется первый постоянный театр. Он был крытый, места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в форме полукруга. Гораздо большей популярностью в римском обществе пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах и ипподромах. Императоры устраивали гладиаторские бои, состязания колесниц, кулачные бои, морские сражения, казни преступников и приверженцев христианской религии, бросаемых на растерзание диким зверям.

Музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные, свадебные, застольные, поминальные.

Римская поэзия жанрово разнообразна: она нравоучительная, боевая, философская и любовная. Во второй половине I в. до н. э. начался взлет римской литературы, подаривший миру трех величайших поэтов: Вергилия (около 70 – 18 гг. до н. э.), Горация (65 – 8 гг. до н. э.) и Овидия (43 г. до н. э. – 18 г. до н. э.). Самые знаменитые романы: Петрония «Сатирикон» и роман Апулея «метаморфозы, или Золотой осел».

В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала, она была захвачена и разгромлена варварами, наступила новая эпоха – Средневековье.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16189. История римского права. Учебное пособие 2.99 MB
  Покровский И.А. ИСТОРИЯ РИМСКОГО ПРАВА Используется греческий шрифт СОДЕРЖАНИЕ ИОСИФ АЛЕКСЕЕВИЧ ПОКРОВСКИЙ И ИЗУЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В РОССИИ 5 Предисловие к 1му изданию 12 Предисл
16190. Основы римского гражданского права. Учебное пособие 1.3 MB
  PAGE 1 Подопригора A.A. Основы римского гражданского права: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов и факультетов 2е изд. перераб. К.: Вентури 1995. 288 с. А.А.Подопригора ОСНОВЫ РИМСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА Допущено Министерством образования Ук
16191. Искусство спора, о теории и практике спора. Учебное пособие 648 KB
  53 О доказательствах Проф. С. И. Поварнин ИСКУССТВО СПОРА. О теории и практике спора Воспроизведено по второму изданию Культурнопросветительного кооперативного товарищества НАЧАТКИ ЗНАНИЙ Петроград 1923 Классическая серьезная книга по искусству спо
16192. Теоретические основы квалификации преступлений. Учебное пособие 649 KB
  Министерство образования Российской Федерации Московская государственная юридическая академия Оренбургский институт Плотников Александр Иванович Теоретические основы квалификации преступлений Учебное пособие ...
16193. Господарське законодавство. Підручник 1.17 MB
  МІНІСТЕРСТВОМ ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Я.М. Пігач Л.М. Труфанова ГОСПОДАРСЬКЕ ЗАКОНОДАВСТВО Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів Киї...
16194. Тактика допроса. Учебное пособие 548.5 KB
  Питерцев Станислав Константинович Степанов Алексей Александрович Тактика допроса Серия Библиотека криминалиста 160 с.: ил. Серия Библиотека В. Усманов Г. Михайлова В. Земских А. Батлер Н. Бчржаков В. Зисссева М. Одинакова В. Зассеева Главный редактор Заведующи...
16195. Тактика допроса. Учебное пособие 526.5 KB
  Питерцев Станислав Константинович Степанов Алексей Александрович Тактика допроса Допрос является самым распространенным следственным действием. От него зависит судьба уголовного дела. Главной темой своей книги авторы избрали не традиционный уголовнопроцессуальн...
16196. Вина. Учебное пособие 274.5 KB
  Учебное пособие посвящено сложной в теоретическом и практическом плане теме, актуальность которой значительно возросла в связи с принятием нового Уголовного кодекса РФ. Автор останавливается на характеристике вины - главном, определяющем признаке субъективной стороны преступления, анализирует формы вины и обстоятельства, связанные с невиновным причинением вреда
16197. Господарське право. Підручник 1.78 MB
  Навчальне видання Пилипенко Анатолій Якович Щербина Валентин Степанович Господарське право Курс лекцій Відповідальний редактор І.Д.Борис Технічний редактор Г.В.Башкатов Коректор С.В.Таранов Підписано до друку 18.12.95. Формат ...