54270

Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы

Русский

2014-04-02

16.65 KB

3 чел.

Культура Древнего Рима: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры.

История Древнего рима охватывает период с VII в. До н. э. по V в. н. э. В римской культуре, римском искусстве многое взято у Древней Греции и у древнеиталийской культуры этрусков. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. Уже в VIII в. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Происхождение и язык этрусков не выяснены. Религия этрусков носила мифологический характер, но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира, подчинявшиеся высшим силам. Архитектура этрусков похожа на греческую, но они использовали камень только для фундамента, каркас делали из дерева, а стены из кирпича-сырца. Храмы расписывались и украшались скульптурой из терракоты. Скульптурные портреты и бюсты устанавливались на крышках погребальных урн или саркофагов.

В IV в. до н. э. территория этрусков была завоевана Римом. Религия Рима схожа с греческой. Главными богами считались Янус, Юнона и Минерва. Земные преступления – это проступки перед божеством и прощение возможно только после наказания.ю но человеческих жертв у них не было. Религия была основана главным образом на привязанности к земным благам. Римлянин искал у своих богов помощи в своей действительной трудовой жизни.

У римлян издревле существовали жрецы и их коллегии для служения Марсу и Юпитеру, были авгуры, понтифики, фециалы. Авгуры занимались гаданиями, понтифики были хранителями точных знаний – мер, весов, счисления времени, фециалы хранили международные законы и договоры. Жрецы не имели права вмешиваться в государственные дела, а выступали как советники.

Авторитетом для Рима в эпоху его расцвета была греческая культура, и в Италию шел непрерывный поток греческих философов, риторов, поэтов, учителей, занимавших там уже довольно видное положение и формирующих эллинское образование, которое стало неизбежной и важнейшей частью высшего образования в Риме.

Образцовым для Рима было и греческое искусство, поэтому греческий язык получил распространение в высшем обществе, греческие статуи заполнили общественные здания. Художники в Риме были незведены до положения слуг, ремесленников и даже рабов. Римляне строили дороги и акведуки, термы (бани) и ипподромы.

Римляне создали великое государсто и все их склонности вели к тому, что все преклонялось перед государством.

В Риме вошло в систему образования и стало чрезвычайно активно развиваться ораторское искусство, гражданин, стремившийся стать политическим деятелем и государственным мужем, должен был в совершенстве овладеть всеми приемами риторики.

Высшая исполнительная власть была в руках ежегодно избиравшихся консулов. Они избирались на центральных собраниях из числа патрициев. Наряду с консулами в Римской республике верховным носителем власти было народное собрание. Был учрежден трибунат. Исполнительная власть в Риме осуществлялась магистратами, которые могли действовать коллегиально и принимать решения единогласно. Высшими ординарными магистратурами были два консула, преторы, цензоры, народные трибуны, низшими – эдилы, квесторы. Высшим государственным законодательным органом Римской республики был сенат.

Одним из величайших достижений римского искусства был римский скульптурный портрет. Портрет передает характер, тонкую градацию человеческих чувств, их трезвую реалистическую оценку.

В I в. до н. э. Римская республика превращается в империю, в истории которой каждый император старался ознаменовать свое правление новым сооружением. Во времена империи выдающимся мыслителем был император Марк Аврелий.

В I в. до н. э. в Риме появляется первый постоянный театр. Он был крытый, места для зрителей располагались в один или несколько ярусов в форме полукруга. Гораздо большей популярностью в римском обществе пользовались зрелища в цирках, амфитеатрах и ипподромах. Императоры устраивали гладиаторские бои, состязания колесниц, кулачные бои, морские сражения, казни преступников и приверженцев христианской религии, бросаемых на растерзание диким зверям.

Музыкальная культура развивалась под влиянием эллинистической. Издавна в Риме сложились музыкально-поэтические жанры, связанные с бытом: песни триумфальные, свадебные, застольные, поминальные.

Римская поэзия жанрово разнообразна: она нравоучительная, боевая, философская и любовная. Во второй половине I в. до н. э. начался взлет римской литературы, подаривший миру трех величайших поэтов: Вергилия (около 70 – 18 гг. до н. э.), Горация (65 – 8 гг. до н. э.) и Овидия (43 г. до н. э. – 18 г. до н. э.). Самые знаменитые романы: Петрония «Сатирикон» и роман Апулея «метаморфозы, или Золотой осел».

В середине III в. варвары вторглись в римские провинции, города гибли от эпидемий, голода, землетрясений. В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала, она была захвачена и разгромлена варварами, наступила новая эпоха – Средневековье.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10712. Три зозулі з поклоном - Тютюнник Григір – Новела - Любові всевишній присвячується 14 KB
  Три зозулі з поклоном Тютюнник Григір Новела Любові всевишній присвячується Повертаючись додому хлопець помічає що сусідка Марфа Яркова щось дуже пильно його розглядає. Мати пояснює що Марфа любила його батька а він на нього схожий. Потім мати згадує що Марфа за
10713. Місто - Підмогильний Валерян 21.33 KB
  Місто Підмогильний Валерян Частина перша Степан стояв на палубі корабля що плив до Києва по Дніпру оглядав береги прощався подумки з рідним селом селами що виднілися на березі. Він їде до великого міста щоб учитись і жити щоб здійсни ти свою давню мрію. Разом із ним...
10714. Мойсей - Франко Іван 19.03 KB
  Мойсей Франко Іван Автор звертається у пролозі до свого замученого розбитого народу який стоїть на роздоріжжі й не знає куди йти. Саме його майбутнім і тривожиться поет не вірить що судилося йому в сусідів бути гноєм що його долею буде укрита злість облудлива пок
10715. Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей 24.5 KB
  Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 29 1 Напишите сочинениерассуждение раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: Русский языкбогат глаголами и существительными разнообразен формами выражающими оттенки чувств и мыслей. Глагол и существительное с...
10716. Сочинение по теме Исскуство 27.5 KB
  Сочинение Искусство это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям а всему человечеству живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архит...
10717. Намагатись бути самим собою - єдиний засіб досягти успіху 29 KB
  Тема: Намагатись бути самим собою єдиний засіб досягти успіху. Стендаль Світ для тих хто вміє хотіти... Подивіться навкруги... Ви неодмінно побачите навколо себе безліч копій. Озирніться ще разІ помітите що усі люди наче злилис...
10718. Моя будущая профессия - психолог 29 KB
  Сочинение на тему: Кем я буду когда вырасту Моя будущая профессия психолог Как и все дети ответ на вопрос взрослых Кем ты хочешь быть когда вырастешь я изменяла едва ли не каждый день: когда я была маленькая я хотела быть
10719. Образец сочинения на тему Что такое красота - дар или проклятие? 31 KB
  Образец сочинения на тему Что такое красота дар или проклятие ТЕКСТ Давно замечен парадоксальный факт: особенно красивые люди часто бывают одиноки и несчастны. 2Жизнь таких известных красавиц как Елены царицы Спарты и Клеопатры Мэрилин Монро и принцессы Диа
10720. Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого) 76.51 KB
  Проблема исторической памяти ответственность за горькие и страшные последствия прошлого Проблема ответственности национальной и человеческой была одной из центральных в литературе в середине 20ого века. Например А.Т.Твард