54279

День матери

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: 1. Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме. 2. Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи. 3. Развивать творческие способности, речь учащихся.

Русский

2014-03-11

56 KB

0 чел.

Тема: День матери

 

                                                                                              Калитенко С.Ж.

Донецк-2012г.

Тема: День матери.

Цели:

1. Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме.

2. Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.

3. Развивать творческие способности, речь учащихся.

Оборудование:

1. Репродукции картин:

- А.Г.Венецианов “На жатве. Лето”.

- К.П.Брюллов “Последний день Помпеи”.

- В.Е.Маковский “Свидание”.

- К.С.Петров-Водкин. “Портрет матери художника”.

2. Грамзапись. Песня “Мама”. Витас.

3. Сочинения детей.

4. На доске запись загадки о матери.

5. Репродукция. Икона “Богоматерь Владимирская”.

План.

1. Загадка о матери.

2. Песня “Мама”.

3. Стихотворение К.Бальмонта “Женщина”.

4. Слово о матери.

1) Интервью “Мама – самый близкий человек”.

2) Сочинения детей “Самый близкий человек”.

3) Чтение высказываний о матери писателями, философами.

5. Слово учителя об иконе “Богоматерь Владимирская”.

6. Стихотворение Александра Яшина “Молитва матери”.

7. Пословицы о матерях.

8. Образ матери в живописи. (Работа по группам: описание образа матери по репродукциям картин)

-Рассказы групп.

9. Образ матери в поэзии.

10. Звучит песня “Мама” в исполнении Витаса.

11. Письмо-прощение.

ХОД УРОКА

1. Загадка о матери.

- Кто теплее солнца обогревает?

- Мама.

- Наш классный час сегодня мы посвятим матерям.

2. Дети поют песню о “Маме”.

Мама (слова А.Шульгиной, музыка В.Гаврилина)

Руки усталые тихо опущены,

Волосы русые в узел завязаны.

Тихая моя,

Нежная моя,

Добрая моя,

Мама.

Всё мне мерещатся годы бывалые,

Юности прожитой кофточка алая.

Тихая моя,

Нежная моя,

Добрая моя,

Мама.

Как уберечь тебя, как защитить тебя,

Как удержать тебя в дни быстротечные.

Тихая моя,

Нежная моя,

Добрая моя,

Мама. Мама.

Слова Ю.Энтина, музыка Ж.Буржоа.

1. Так бывает ночью бессонною

Мама потихоньку всплакнёт,

Как там дочка, как там сынок?

Лишь под утро мама уснёт.

Припев:

Мама – первое слово

Главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила,

Мир подарила мне и тебе.

2. Так бывает – если случится вдруг

В доме вашем горе – беда,

Мама – самый лучший, надёжный друг

Будет с вами рядом всегда.

Припев:

3. Так бывает – станешь взрослее ты

И, как птица ввысь улетишь.

Кем бы ни был ты, знай:

Что для мамы ты

Как и прежде, милый малыш.

Припев:

3. Стихотворение о маме.

Константин Бальмонт “Женщина”

Женщина – снами, когда мы рождаемся,

Женщина – с нами в последний наш час,

Женщина – знамя, когда мы сражаемся,

Женщина – радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюблённость и счастье,

В лучшем стремлении – первый привет,

В битве за право – огонь соучастья,

Женщина – музыка. Женщина – свет.

- О ком это стихотворение?

- Какие здесь строчки о матери в жизни человека и в его духовном развитии не всегда, к сожалению, осознаётся нами в полной мере.

Все строчки стихотворения от начала до конца посвящено женщине – матери, это гимн ей!

4. Слово о матери.

1. Интервью “Мама – самый близкий человек”. (Дети рассказывают, какую роль имеет мама для них)

2. Перед классным часом, накануне, дети пишут сочинение “Самый близкий человек”.

- Зачитываются лучшие сочинения.

3. Чтение высказываний писателей, философов о матери.

1) Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери…

М.Горький

2) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

В.Г.Белинский

3) Это великое предназначение женщины – быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В.И.Белов

4) Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.

А.Г.Алексин

5) Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери.

Ю.Я.Яковлев

6) Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости…

В.М.Шукшин

7) Горжусь … что имел подобную мать, ни о чём и ни о ком у меня мысль так не светла, воспоминание так не светло, как о ней.

И.А.Гончаров

8) Наша мать, Евгения Яковлевна, в отличие от отца была очень мягкой, тихой женщиной. Она обладала поэтической натурой… На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью.

М.П.Чехова

9) Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери.

А.П.Чехов

10) Великое чувство. Его до конца

Мы живо в душе сохраняем.

Мы любим сестру, и жену, и отца.

Но в муках мы мать поминаем.

Н.А.Некрасов

11) Мать единственное на земле божество, не знающее атеистов.

Э.Легуве

12) Дайте нам лучших м а т е р е й, и мы будем лучшими людьми.

Ж.П.Рихте

5. Слово учителя об иконе “Богоматерь Владимирская”.

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбы своих детей – вот что с восхищением и чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы на своих картинах и на иконах.

Слово “икона” - греческое; по – русски, оно означает “образ” (иконы – образа). Это картины особенного содержания, написанные на доске. Одна из них – “Богоматерь Владимирская” - создана в первой половине XII века. По преданию, первые иконы Богоматери были написаны ещё при её жизни, и написал их ученик Иисуса Христа апостол Лука. Икона “Богоматерь Владимирская” считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта, издревле особо почитаемая на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося у Иисуса защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён не только по-детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

6. Стихотворение Александра Яшина “Молитва матери”.

В комнате матери нет иконы,

Она не бьёт никому челом,

Ни ранним утром,

Ни перед сном,

Не отвешивает поклоны.

Но светлую эту молитву,

Мы видим в её глазах,

Она звучит в её голосе,

Денно и нощно.

Заступница, дай мне большую душу,

Сердце доброе,

Око недремлющее,

Голос мягкий, отходчивый, ласковый,

Руки крепкие, незлобивые,

Очень трудно матерью быть!

Не власти прошу,

Не за деньги стою.

Вдохни, сердобольная, в грудь мою,

Столько любви и силы,

Чтоб до могилы,

На всю семью –

На мужа, на сына, на дочь мою,-

На каждый характер хватило,

На все их сомнения

И смятения,

На спотыкания и причуды,

На завихрения

И остуды.

Только любовь раскрывает сердца,

Лишь перед ней отступает горе.

Мне нужно очень много любви.

Ты – мать,

Ты меня понимаешь…

7. Пословицы о матерях.

1) Дети читают по две пословицы от каждой группы – звёздочки.

2) Знакомство с русскими пословицами.

- При солнце тепло, а при матери добро.

- Мать кормит детей, а земля людей.

- Мать праведна – ограда камена.

- Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

- Молода жена плачет до росы утренней, сестра – до золота кольца, мать – до веку.

- Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец.

- Живы родители – почитай, померли – поминай.

- Какова матка, таковы и детки.

- Куда матушка, туда и дитятко.

- Без матки пчёлки – пропащие детки.

- Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт.

- Отца и матери на всю жизнь не хватит.

- Птица рада весне, а веста матери.

- Ребёнок без матери – что стол без скатерти.

- Материнская ласка конца не знает.

- Родную мать никем не заменишь.

- Что материнской рукой дано, то впрок пойдёт.

- Для матери ребёнок – до ста лет детёнок.

- Не та мать, что родит, а та, что ходит.

- Материнский гнев – что весенний снег:

И много его выпадет, да скоро растает.

- Мачеха добра, да не мать родна.

8. Образ матери в живописи.

- Четыре группы детей. У каждой группы репродукция картины. Дети по репродукции составляют образ матери.

Затем от каждой группы один человек рассказывает.

Репродукции:

- А.Г.Венецианов “На жатве. Лето”.

- К.П.Брюллов “Последний день Помпеи”.

- В.Е.Маковский “Свидание”.

- К.С.Петров-Водкин “Портрет матери художника”.

(Учитель дополняет ответы детей)

9. Образ матери в поэзии.

1). Стихотворение Виктора Петрова “Мама”. – Каков смысл стихотворения?

2). Стихи детей (дети читают сами).

Н. Мерзлякова. Мамочка!

Мамочка, ты всех добрее,

Всех лучше, красивее,

Тебя люблю я больше всех

Ты самый верный друг на век!

Н. Щепотин. Мама

Сколько в поле росинок,

Сколько в лугах цветов!

Всё для мамы я подарить готов.

Моя мама луговой цветок.

Моя мама воздуха глоток.

Самая прекрасная! Я её сынок.

Моя мама звёздочка на небе.

Моя мама розочка в саду.

Ласковая самая! Я её люблю!

Л. Щенников.

Моя мама как цветок

На лугу зелёном.

И красиво так цветёт

Как бутон лиловый.

Я из всех цветов

Лишь её узнаю.

Потому что для меня

Мама самая родная.

Л. Бормотова.

Мама главный человек!

Мама близкий человек!

Мама добрая, разумная,

Мама очень-очень умная.

Л. Куликова

Мама нас ласкает.

Солнце согревает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

И. Бразгина. Мама

Мама! Желаю, чтоб жизнь никогда не кончалась,

Беда и печаль никогда не встречалась.

Огромного счастья, отличных друзей,

Успехов в работе и радушных дней.

Ю. Мальцева

Мамочка ночью не спит, а говорит:

“Какая у меня доченька, как ангелок!”

Нежно ночью укроет меня, поцелует.

Утром мамочка встаёт,

Сразу к дочурке, к кроватке идёт – мамочка.

В. Усова. Мама

Чтоб жизнь была яркая, как цветок.

Чтоб мрачных дней не бывало никогда.

Пусть успехи тебя ждут везде на пути!

Живи долго, солнышко моё лучистое!

А. Перевойко. Маме

Лучше всех – одна такая,

Мама милая, родная! Очень я её люблю.

Много слов хороших

Хотел бы я сказать: “Крепкого здоровья”,

Счастья пожелать!

10. Звучит песня “Мама” в исполнении Витаса.

- Какие чувства у вас возникли при слушании песни?

11. Письмо-прощение.

- Дети пишут письмо маме, в котором просят прощение, если когда-либо обидели маму.

12. Итог классного часа.

- Что вас больше всего взволновало сегодня?

Виктор Петров “Мама”

В городке над самой кручей

Знаю всех наперечёт,

Для меня нет места лучше –

Мама здесь моя живёт!

К ней приеду с неудачей –

Всё обсудим до утра,

И предстанет жизнь иначе

На свету её добра.

Маме верую, как, чуду,

Никого роднее нет!

Что ни будет, где ни буду,

Сохранить бы добросвет.

Не проходит путь мой прямо,

Делаю порой не то …

Поругает сына мама,

Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,

Мамой жизнь осенена.

Если что-нибудь я стою,

Всё от мамы, всё – она!

А когда в речном тумане

Протрубят суда отход,

То махну рукою маме

На прощанье у ворот.

Повторю, как заклинанья,

Про себя сто раз слова:

“Мама, мама… До свиданья!

Золотая будь жива!...”

Весть из отчего предела

Отодвинет все дела …

Только б мама не болела,

Долго-долго бы жила!

Литература

1. И.Ф.Гончаров. Подвигнут я тобою. Слово о матери. Детская литература. 1988.

2. В.С.Кузин. Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе. 3–4-е классы. С. 78–79.

3. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Библиотека словесника. Составитель Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. с. 231.

4. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. - М.: Терра, 1996.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63200. Роздробленість Київської Русі, політична роздробленість 27.35 KB
  Сизначати причини роздробленості Київської Русі її сутність та наслідки; розвивати в учнів уміння встановлювати причинно-наслідкові звязки працювати з джерелами інформації аналізувати історичний матеріал...
63201. Захист особистих немайнових і майнових прав 28.06 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про особисті немайнові та майнові права навчити їх розрізняти; розвивати вміння аналізувати ситуації і правильно їх оцінювати; виховувати в учнів розуміння цінності особи необхідності поваги і дотримання її прав.
63202. Політичний і соціально-економічний розвиток Київського, Чернігово-Сіверського та Переяславського князівств у середині XII - першій половині XIII століття 35.58 KB
  Київське князівство Географічне положення Київське князівство полянське Правобережжя землі древлян південнозахідні райони розселення дреговичів а також землі уличів у басейні Південного Бугу.
63205. Цивільно-правова відповідальність 24.03 KB
  Мета: ознайомити учнів з особливостями та порядком притягнення до цивільноправової відповідальності; сформувати розуміння можливої відповідальності за завдану шкоду; виховувати почуття відповідальності за свої дії.
63207. Спадкове право 27.55 KB
  Мета: розкрити основні поняття спадкового права; познайомити учнів з особливостями спадкового права з умовами відкриття спадщини й винесення права на спадщину; виховувати в учнів правову культуру та правову свідомість.