54293

Украина в годы правления Ивана Мазепы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.

Русский

2014-03-11

63 KB

11 чел.

ТЕМА:  Украина в годы правления Ивана Мазепы.

ЦЕЛЬ: определить условия Кломацких статей и обстоятельства их заключения; охарактеризовать историческую личность гетмана И. Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником, электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками, умение составлять систематические схемы и таблицы, развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: Коломацкие статьи,

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ:

ТИП УРОКА: изучение нового материала.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, иллюстрационный  материал, раздаточный материал.

СТРУТУРА УРОКА

  1.  Организационный материал.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:
  5.  Избрание И. Мазепы гетманом. Коломацкие статьи.
  6.  Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.
  7.  Национально-освободительное восстание 1702 – 1704гг.
  8.  Закрепление новых знаний.
  9.  Итоги урока.
  10.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Тесты. («да» или «нет»)

  1.  П. Дорошенко стал гетманом Правобережной Украины после П. Тетери.( да)
  2.  Речь Посполитая помогала П. Дорошенко объединить Украину.(нет)
  3.  Бучацкий мир был заключён между Турцией и Россией.(нет)
  4.  Бахчисарайский  мир -  это мир между Россией, Турцией и Крымским ханством.(да)
  5.  «Вечный мир» - это мир между Россией и Речью Посполитой.(да)
  6.  И. Брюховецкий был гетманом  Правобережной Украины.(нет)
  7.  И. Самойлович был гетманом 15 лет.(да)
  8.  Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся отгадывают ребус, в котором зашифровано имя гетмана, политику которого мы сегодня рассмотрим на уроке.

Рассказывают, что российский царь Николай І, находясь в Києве, зашёл в Никольский собор, построенный в 1690 г. Обратив внимание на какой-то старый портрет, он спросил:

- Чей это портрет?

- Основателя  храма сего, гетмана Ивана Мазепы, Ваше Величество, - ответил настоятель храма.

- И вы молитесь за него? – поинтересовался царь.

- Каждую службу, - искренне ответил батюшка.

- А в великий пост  проклинаете Мазепу? – удивился царь.

- Проклинаем, Ваше Величество… - ответил настоятель.

- И молитесь, и проклинаете, - с усмешкой повторил царь и вышел из церкви.

Прошло 140 лет но, И. Мазепа до сегодняшнего дня  остаётся самой загадочной и таинственной личностью в истории нашего государства. Но ни кто так и не смог  ответить на вопрос: «Кто же И. Мазепа позор или слава украинского народа?».

И вот на этот вопрос сегодня на уроке нам с вами и предстоит дать ответ.

  1.  Изучение нового материала:

Проблемный вопрос.

                                И. Мазепа позор или слава украинского народа?

1) Избрание И. Мазепы гетманом. Коломацкие статьи.

Летом 1687 г. на р. Коломак  ( приток Ворсклы), где остановилось после неудачного Крымского похода русско-украинское войско, по приказу В. Голицына были проведены выборы нового гетмана. Гетманская булава досталась генеральному есаулу Ивану Мазепе  ( 1687 – 1709гг).

Ещё при жизни И. Мазепа вызывал у своих современников противоречивые чувства к своей особе одни его ненавидели другие ним восхищались. Вот как описывает Ивана Мазепу французский посол в Москве Жан де Балюз:

« Он (И. Мазепа) очень любит разговаривать латинскими цитатами, а в отношении знания этого языка может посоревноваться  с лучшими нашими отцами иезуитами. Вообще речь его очень красива, однако, когда разговаривает, то больше любит слушать и молчать. При дворе его два врача немца, с которыми он разговаривает на их языке, а с итальянскими мастерами, которых несколько в гетманской резиденции, говорит на итальянском. Я с ним разговаривал на польском.

Принц Мазепа уже очень уважаемого возраста… Вид у него суровый, глаза блестящие, руки тоненькие и белые, как у женщины, хотя тело крепкое, всадник из него отменный. Его очень уважают в казацком крае, где народ свободолюбивый и гордый,  мало уважает тех, кто ним владеть хочет. Обратил на свою сторону казаков твёрдой властью, огромной военной  отвагой и роскошными приёмами для казацкой старшины…»

          ВОПРОС:

  •  О каких чертах гетмана говорит французский посол?

Самостоятельная работа по заданию.

Определите черты характера гетмана Ивана Мазепы  по внешности. ( Демонстрация             его портрета).

Рассказ учителя.

Тогда же на выборах гетмана был принят и новый украино-российский договор – Коломацкие статьи 25 июля 1687г.

(На слайде учащимся предлагаются основные положения Коломацких статей)

  •  Гетман не имел права без царского указа лишать старшину руководящих должностей.
    •  Старшина не имела права  лишать гетмана власти.
    •  Ограничивалось право гетмана распоряжаться войсковыми землями.
    •  Гетману запрещалось вести международные отношения.
    •  В гетманской столице – г. Батурин, располагался полк московских стрельцов.
    •  Гетман должен был прибегнуть ко всем мерам, чтобы Гетманщину стали называть Малороссией.

ВОПРОСЫ:

  1.  Сравните положения Коломацких статей с другими украино-московскими договорами.
  2.  В чьих интересах  были заключены Коломацкие статьи?
  3.  Как вы думаете к каким изменениям на украинских землях привело заключение Коломацких статей?

Коломацкие статьи значительно ограничили автономию украинских земель и расширили власть Москвы.

Известие о Коломацких статьях стало толчком для казацких  возмущений по всей Гетманщине, на что И. Мазепа  призвал население не прибегать к самосуду и пообещал отменить введённые И. Самойловичем налоги. В последствии именно казаки стали основной опорой гетмана.

  1.  Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.

Самостоятельная работа по заданию.

(Учащиеся самостоятельно прорабатывают стр. 216 – 217 §29 и составляют схему «Внутренняя политика И. Мазепы».)

- стремился объединить все украинские                 

Земли;

- старался создать государство

западноевропейского  образца;

- сохраняя казацкие традиции;

- продолжил создание казацкой элиты

(значковые и знатные войсковые товарищи);

                                                                                                   - выделял громадные средства на

развитие науки, образования искусства

и книгопечатанья;

- выделял деньги на строительство храмов:

Богоявленский собор Братского монастыря,

Военно-Никольский собор, церковь ;

- построил 1-й этаж нового здания Киево-Могилянской академии;

- добился подтверждение статуса академии;

- стремился расширить территорию Гетманщины от Польши до Чёрного и Азовского моря;

- Весной 1689г.  принял участие во Втором Крымском походе;

- тайные переговоры со Швецией.

Рассмотрев основные направления внутренней и  внешней политики И. Мазепы мы с вами можем сделать вывод, что в основном  И. Мазепа старался ориентироваться на старшину, так как старался обратить её на свою сторону и не допустить её перехода на сторону Москвы. Также гетман И. Мазепа внёс величайший вклад в развитие и приумножение культуры, образования и духовности украинского народа. Однако и внешняя и внутренняя политика гетмана была направлена на объединение всех украинских земель в одно государство, так как с предыдущих уроков нам с вами известно, что территория Правобережной Украины находилась под властью:

ВОПРОС

  •  Под властью какого государства находились земли Правобережной Украины в к. ХVI века?

  1.  Национально-освободительное восстание 1702 – 1704гг.

Рассказ учителя.

(Сопровождается демонстрацией карты, по ходу рассказа учителя учащиеся составляют таблицу «Национально-освободительное восстание 1702 – 1704гг.» )

Национально-освободительное восстание 1702 – 1704гг

Дата

Событие

Летом 1702г

Начало 1703 г

Весной 1704г

В это период на Правобережной Украине Польша заключив мирный договор с Турцией приняла решение ликвидировать казачество, что привело зимой 1702г. к началу восстания, во главе которого стал Семён Палий.

Летом 1702г. восстание охватило Киевщину.

А в начале 1703 г. восстание распространилось на Волынь, Подолье и дошло до Галичины.

Целью повстанцев было заключить союз со шведами, которые сейчас находились в состоянии войны с Польшей и Россией. Это обеспокоило Москву, которая весной 1704г. направила туда войско во главе с И. Мазепой. Мазепе удалось подавить восстание, С. Палий был схвачен и арестован. А И. Мазепе удалось установить контроль над Правобережной Украиной, и ввести там тоже самое устройство, что и в Гетманщине.

Таким образом, под булавой И. Мазепы, на короткое время объединились и Левобережная  и Правобережная Украина. Однако деятельность И. Мазепы была оборвана событиями 1708 – 1709 гг., которые мы с вами рассмотрим уже на следующем уроке.

  1.  Закрепление новых знаний.

Проверка знаний учащихся проходит по тестам электронного атласа.

  1.  Итоги урока.

Основной целью политики Ивана Мазепы было объединение украинских земель в единое государство и установление твёрдой власти гетмана  с сохранением традиционного казацкого устройства.

Коли б такого сина мала
Ти, Україно, ще хоч раз -
То сто разів не помирала б
В обіймах царського вандала,
Не полотніла б від образ.

В. Крищенко

  1.  Домашнее задание.

§29 (учить)


Внутренняя политика

И. Мазепы

нешняя

политика

Социально-экономическая политика

Культурно-просветительская деятельность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50313. Дослідження цифрового комутаційного поля (SN) системи EWSD 402.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи побудови з’єднувальних шляхів в ЦКП системи EWSD. У процесі самопідготовки вивчити призначення апаратних засобів ЦСК EWSD. Ознайомитися з варіантами побудови КП ЦСК EWSD.
50315. Дослідження підсистеми комутації та керування системи Alcatel 1000 E-10 759.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи побудови функції підсистеми комутації та керування ОСВ283 lctel 1000 E10 призначення мультипроцесорних станцій. У процесі самопідготовки вивчити призначення апаратних засобів ОСВ283. Ознайомитися з функціональною архітектурою ОСВ283.3 Розглянути програмні засоби ОСВ283 lctel 1000 E10.
50317. Учбова установка АТСЕ «КАРПАТИ» 498.5 KB
  Призначення основних блоків структурної схеми АТСЕ КАРПАТИ.Привести структурну схему АТСЕ КАРПАТИ ємністю менше 720 абонентів з призначенням її основних блоків. Структурна схема учбової установки АТСЕ КАРПАТИ†ємністю менше 720 АЛ БАЛ – блок абонентських ліній; САК – блок спарених абонентських комплектів; БФСЛ1 БФЗЛ1 – блок фізичних з’єднувальних ліній...
50319. Построение простейших экспертных систем 315.5 KB
  Задание к работе: составить программу, содержащую сведения о лучшей десятке фильмов. Данные для построения вывода: название, режиссер, сценарист, год выпуска, киностудия, страна-производитель. В программе должна быть реализована возможность получения следующей информации: по порядковому номеру – фамилия режиссера, название фильма, страны-производителя; все фильмы одного годы выпуска или одной киностудии; все фильмы одной страны.
50320. ЗНАЙОМСТВО ІЗ ПАКЕТОМ СИМУЛЯЦІЇ ЕЛЕКТРОННИХ СХЕМ «PROTEUS» 488 KB
  Proteus - це пакет програм класу САПР, який поєднує в собі дві основні програми: ISIS - засіб розробки і налагодження в режимі реального часу електронних схем та контролерів і ARES - засіб розробки друкованих плат.
50321. ІНТЕГРОВАНЕ СЕРЕДОВИЩЕ РОЗРОБКИ ПРОГРАМ AVR STUDIO 1.54 MB
  Початок роботи При програмуванні в середовищі VR Studio необхідно виконати стандартну послідовність дій: створення проекту; написання програми; компіляція; симуляція. Натискаємо завершити Finish на цьому проект створений і ми потрапляємо в головне вікно програми. Загальний вид вікна програми Вікно розділене на 4 частини. Трохи нижче ліворуч розташовується вкладки Диспетчер проекту Project Перегляд вводу виводу I O View Інформація Info праворуч Текст програми.