54300

Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры

Доклад

Культурология и искусствоведение

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Русский

2014-04-02

16.82 KB

14 чел.

Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

В развитии культуры Возрождения различают следующие этапы:

Раннее Возрождение, представителями которого были Петрарка, Боккаччо (писатель, поэт ; «Декамерон»), Донателло (скульптор; «Давид»), Боттичелли (живописец; религиозные картины), Джотто (художник, архитетктор) и др.;

Высокое Возрождение, представленное Леонардо да Винчи (универсальный человек – художник, архитетктор, ученый, писатель), Микеланджело (скульптор, художник), Рафаэлем (художник, скульптор «Сикстинская мадонна»), Франсуа Рабле (приветик фр. Писатель «Гаргантюа и Пантагрюэль»), и Позднее Возрождение, когда обнаруживается кризис гуманизма (Шекспир «Ромео и Дж» и проч., Сервантес «Дон Кихот» ).

Главная особенность Возрождения - целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкое возрастание авторитета искусства не вело к его противопоставлению науке и ремеслу, а осознавалось как равноценность и равноправность различных форм человеческой деятельности. В эту эпоху высокого уровня достигли прикладные искусства и архитектура, соединившие художественное творчество с техническим конструированием и ремеслом.

Человек эпохи Возрождения: Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.

Особенность искусства Возрождения в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер, в центре его стоят человек и природа. Художники достигают широкого охвата действительности и умеют правдиво отобразить основные тенденции своего времени. Они ищут наиболее эффективные средства и способы для воспроизведения богатства и разнообразия форм проявления реального мира. Красота, гармония, изящество рассматриваются как свойства действительного мира.

Эпоха Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Но все таки представление людей о мире и месте человека в нём менялось.

Николай Коперник стал автором гелиоцентрической системы мира. (Он предположил, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращаются Земля и другие планеты).

Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.