54342

Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...

Русский

2014-03-12

111.5 KB

1 чел.

Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе

Содержание образования по теме

Содержание образования при изучении прикладного программного обеспечения представлено в учебных стандартах школ России в линии информационных технологий. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  •  знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
  •  пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
  •  пользоваться простым графическим редактором;
  •  обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
  •  осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления;
  •  применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
  •  иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
  •  иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Учащиеся должны:

  •  исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т.д.);
  •  набирать на компьютере и корректировать простой текст;
  •  строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
  •  уметь обращаться с запросами к базе данных;
  •  выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
  •  уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
  •  иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Методы и приемы использования прикладного программного обеспечения (ППО) на уроках в школе

В процессе изучения ППО можно применять все известные формы организации учебной деятельности: урок, экскурсия, семинар, практическое занятие в классе, производственная практика, факультатив, домашнее задание, экзамены и зачеты, консультации.

Урок является основной формой организации классно-урочной системы обучения. При использовании ПС также осуществляется процесс, включающий сообщение знаний, формирование умений и навыков, всестороннее развитие личности, формирование мировоззрения и нравственности.

На сегодня не существует в педагогике достойной альтернативы классно-урочной системе обучения.

Экскурсия необходима прежде всего для расширения кругозора учащихся в области применения СИТ (средства информационных технологий) в обществе. Обычно экскурсии проводят при изучении темы «Роль ЭВМ в современном обществе».

Семинар обычно проводят на обобщающих уроках, например, при изучении темы «Информационные процессы» и др.

Практические (лабораторные) занятия в классе должны быть частью любого урока с использованием ЭВМ. Время работы за компьютером составляет не более 20—25 мин., поэтому учитель, как правило первую часть урока проверяет домашнее задание или объясняет новую тему и затем дает учащимся задание для работы за компьютером.

Экзамены и зачеты являются обязательной формой обучения для организации обобщенного контроля за успешностью усвоения знаний учащимися. Заметим, что если промежуточный контроль (по теме) можно «доверить» компьютеру, то проверку итоговых знаний лучше проводить учителю самому, поскольку с помощью информационных технологий осуществляют контроль за результатом деятельности, но не за процессом деятельности. Чтобы помочь ученикам в подготовке к экзаменам, учителя проводят консультации. Частично функции консультанта также можно «перепоручить» вычислительной технике.

Факультативные и кружковые занятия призваны расширить знания учащихся по информатике. Кроме того, учителя по общеобразовательным предметам иногда на своих факультативах применяют вычислительную технику. Это удобно с организационной стороны вопроса (легче организовать доступ в компьютерный класс), а также позволяет заинтересованным ученикам углубить свои знания по предмету.

В рамках различных форм организации занятий используется фронтальная, групповая, коллективная и индивидуальная работа. При использовании ППО осуществляется индивидуализация обучения. Но мы также считаем целесообразным как можно активнее применять коллективные виды деятельности, которые несут большие воспитательные функции. Так, при решении задач, сформулированных в общем виде при изучении баз данных, одну (или больше, в зависимости от целей обучения) целесообразно решить коллективно всем классом. Учащиеся в процессе учебной дискуссии определяют инфологическую нишу задачи, структуру базы данных, ее предметное наполнение. Дальнейшую работу по созданию и заполнению баз данных рекомендуется проводить индивидуально. Предлагая задачу для коллективного обсуждения в группах, учитель обучает решению задач программирования с помощью электронных таблиц в соответствии с принципом апперцепции.

Решая задачу коллективно, ученики учатся:

  •  отстаивать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  •  задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  •  рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы;
  •  делиться своими знаниями с другими;
  •  помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное.

Такая деятельность учащихся на уроке свидетельствует о проявлении самостоятельности и активности. Кроме того, можно предлагать учащимся развивающие задачи.

Наибольшую известность приобрел метод обучения, предложенный разработчиком языка Лого С. Пейпертом. Методологической основой своего учения С. Пейперт взял теорию Пиаже «о естественном, стихийном учении людей при взаимодействии с окружающей средой».

Наибольшую популярность при использовании средств информационных технологий приобрели групповые формы обучения, среди которых можно выделить как ранее известные, но трансформированные формы, так и впервые разработанные. Деление на группы производят либо по способностям, либо случайным образом (например, по партам или по алфавиту). Такое деление используют для коллективного решения одной задачи, когда каждая группа должна решить определенную учителем подзадачу. В этом случае, как правило, формируются разно уровневые группы, в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры.

В.В. Гузеев предложил различать группы выравнивания, поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития «ученики более высокого уровня служат локомотивами в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня, вследствие чего последние переходят на следующий уровень».

При работе в разноуровневых группах наиболее эффективно использование опыта бригадно-лабораторной организации учебных занятий.

Такая организационная форма включает: 

  •  общую работу класса,
  •  коллективную работу бригады,
  •  индивидуальную работу каждого ученика.

Рассмотрим пример бригадно-лабораторной организации учебных занятий. Учитель предлагает для решения в классе с помощью электронных таблиц задачу: «Составьте частичную ведомость инвентаризации библиотеки вашей школы, учитывая количество и стоимость книг». Первый этап работы — это определение данных, необходимых для решения задачи, искомых величин и структуры таблицы. Коллективно под руководством учителя учащиеся определяют, что для решения задачи надо знать библиографические данные книг, их количество и цену. В школьной библиотеке книги бывают художественные, научно-популярные, учебники и учебные пособия, а также газеты и журналы. Таким образом коллективно разрабатывается общий вид таблицы:

и определяется задание для групп: заполнить 15—20 строк таблицы для одного из вышеперечисленных видов публикаций. Класс делят на группы по 5—6 человек, в каждой группе учащиеся индивидуально заполняют 2—3 строки для своего вида публикаций, затем вносят данные в компьютеры, объединяют их и получают результат работы сначала по группам, Затем общий результат работы класса.

Однако чаще производят деление на группы по способностям, известное из истории педагогики как «мангеймская система» организации занятий. Группы формируются на продолжительный срок (четверть или год), переход из одной группы в другую возможен как по усмотрению педагога, так и по просьбе учащегося, если он сумел достичь улучшения результатов обучения. Деление на группы по способностям эффективно для участников групповой деятельности, так как в этом случае идет процесс взаимного обучения внутри группы. Члены группы примерно равны по общему уровню развития, но различаются по информированности, скорости мышления, творческим способностям и пр. Поэтому совместная деятельность в группе обогащает ее членов.

В первые же моменты в разноуровневых группах определяются лидеры и аутсайдеры. Занимаясь проблемами дидактики, Л.С. Выготский заметил обратную зависимость между интеллектуальными способностями учащихся и динамикой изменения коэффициента интеллектуальности (IQ). Оказалось, что самый слабый рост IQ у наиболее интеллектуально одаренных детей, хотя в то же время они остаются лидерами в классе по успеваемости (показатель абсолютной успешности). Но если проследить процесс индивидуального усвоения материала (показатель относительной успешности), то окажется, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие у детей с самым слабым интеллектом.

Уровень IQ

Динамика развития IQ

Успешность

абсолютная

относительная

высокий

III

I

II

средний

II

II

III

низкий

I

III

I

 Из таблицы видно, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития «слабых» учащихся, но не приносит пользы «сильным». Мы считаем, что для достижения наибольшей эффективности обучения деление по группам должно проводиться как по способностям (для прогресса «сильных» учащихся), так и в разноуровневые группы (для развития «средних» и «слабых» учеников).

В поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту вузов. Система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших аудиториях, в малых группах и индивидуально, получила название «план Трампа». Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах прошлого века и пользовалась популярностью в школах Америки. В 80-х годах план Трампа был модернизирован в нашей стране в лекционно-семинарскую систему обучения, которая до сих пор используется некоторыми учителями (особенно при преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин).

 В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Учащиеся работали над материалом индивидуально и сдавали учителю отчет о проделанной работе. Лабораторный план организации занятий стал известен во всем мире под названием дальтон-плана. И хотя в своем первоначальном варианте он просуществовал недолго (так как учащимся было не под силу самостоятельное освоение учебного материала), дальтон-план считают родоначальником наиболее популярного в последнее время метода организации занятий с использованием средств ИКТ- проектного обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45222. Специфика ПР деятельности общественных объединений 29 KB
  Цель ПР в третьем некоммерческом секторе помощь в реализации различных социальных проектов привлечение внимания общественности к важным социальным проблемам формирование общественного мнения относительно необходимости решения данных проблем. Взаимоотношения социальных служб и СМИ также является одной из сложных задач. Ведь несмотря на то что в любой газете есть отдел социальных проблем журналисты не часто пишут об НКО поскольку плохо знают их работу. Деятельность по связям с общественностью в социальных службах включает в себя: 1.
45223. Подготовка РК специалистов в России: специфика, проблемы, перспективы развития ПР образования 26.5 KB
  Подготовка РК специалистов в России: специфика проблемы перспективы развития ПР образования. Российская подготовка ПРспециалистов учитывает опыт их подготовки в других странах что позволило избежать ряда крупных ошибок. Например данная специальность на была помещена на факультеты журналистики как в США 2 3 всех специалистов против этого выступает Э. Но мы стоим в преддверии такой проблемы как перепроизводство специалистов которые вопервых могут быть просто не нужны потому что столько не нужно и вовторых которые могут быть не...
45224. Миссия, идеология и направления деятельности профессиональных международных объединений ПР-специалистов: IРRА,СЕRР,IАВС,IРR,РRSА 44.5 KB
  Рост числа профессиональных ассоциаций отражает серьезность усилий предпринимаемых многими специалистами в области ПР в целях придания этой функции должного статуса и дальнейшей ее профессионализации. IРRА пропагандирует престиж профессий специалиста в области РR высокие стандарты и соблюдение этических норм среди специалистов которым приходится иметь дело с международными аспектами РR. IPR издает так называемые Золотые страницы по важнейшим проблемам представляющим интерес для мирового сообщества специалистов в области PR. Это...
45225. Миссия, идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПР-специалистов: РАСО 33.5 KB
  Миссия идеология и направления деятельности российских профессиональных организаций ПРспециалистов: РАСО РАСО была создана в июле 1991. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются...
45226. Кодексы профессионального поведения профессиональных зарубежных сообществ: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 61.5 KB
  Положения кодекса приняты с целью пропаганды и активного внедрения высоких стандартов общественной деятельности и этики поведения членов РRSА. Член обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию доверенную ему нынешними или бывшими клиентами или служащими. Член не должен представлять интересы одной из конфликтующих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон. Член не должен заниматься никакой деятельностью которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
45227. Кодекс профессионального поведения российского корпоративного сообщества ПР-специалистов: этическая основа, ценностно-нормативная специфика 31 KB
  Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью РАСО. В основу поведений членов РАСО легли общечеловеческие ценности и универсальные права личности: свобода слова свобода печати и собраний на свободный доступ к информации; ответственность перед обществом в том числе за достоверность точность и честность распространяемой информации. Члены РАСО руководствуются пониманием важности формирования и внедрения этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности. Для контроля за соблюдением членами...
45228. Типовая структура, принципы организационного строения и функции подразделений корпоративной PR-службы 25.5 KB
  Деятельность PRотдела строится в соответствии с целями и задачами компании; цели могут быть краткосрочные среднесрочные и долгосрочные. должен оперативно получать информацию от других подразделений компании для реализации поставленных задач. должен принимать участие в планировании мероприятий с участием руководства компании которые будут иметь общественный резонанс. Принципы организационного строения: PRотдел создается как один из системообразующих элементов который в полном объеме выполняет функции PR и рассматривается в качестве...
45229. Деятельность консалтингового агентства: приоритеты, технологии, преимущества и недостатки 24.5 KB
  Направления консалтинговой деятельности: экономическая сфера управленческий консалтинг; социальная сфера организация систем образования здравоохранения культуры; правовая сфера создание правовой базы организации юридическое консультирование; сфера культуры политическое консультирование консультирование по вопросам функционирования культурных организаций; экологическая сфера социальная экология экология человека.
45230. Аудитория ПР-коммуникаций: технологии выявления, характеристики и формирование 27.5 KB
  В качестве аудитории рассматривается некоторая совокупность реальных или потенциальных потребителей проявляющих сходные черты потребительского поведения и характеризующихся одинаковой реакцией на маркетинговые мероприятия. Критерии определения целевой аудитории: в ее состав включаются те соц. Характеристика целевых и контактных групп: Задачи данного этапа определить причины возможной потребительской мотивации аудитории; понять источник нормативной активности аудитории т. Определение аудитории.