54342

Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Деление на группы производят либо по способностям либо случайным образом например по партам или по алфавиту. В этом случае как правило формируются разно уровневые группы в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры. Гузеев предложил различать группы выравнивания поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития ученики более высокого уровня...

Русский

2014-03-12

111.5 KB

1 чел.

Методические основы использования прикладного ПО на уроках в школе

Содержание образования по теме

Содержание образования при изучении прикладного программного обеспечения представлено в учебных стандартах школ России в линии информационных технологий. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность:

  •  знать о технологической цепочке решения задач с использованием компьютера: постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов;
  •  пользоваться текстовым редактором, организовывать хранение текстов во внешней памяти и вывод их на печать в соответствии со стандартным форматом;
  •  пользоваться простым графическим редактором;
  •  обращаться с запросами к базе данных, выполнять основные операции над данными;
  •  осуществлять основные операции с электронными таблицами, выполнять с их помощью простейшие вычисления;
  •  применять учебные пакеты прикладных программ для решения типовых учебных задач;
  •  иметь представление о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании электронной почты, организации телеконференций;
  •  иметь представление о возможностях мультимедиа технологий.

Учащиеся должны:

  •  исполнять в режиме диалога простую прикладную программу (типа «Решение квадратного уравнения», «Построение графиков функций» и т.д.);
  •  набирать на компьютере и корректировать простой текст;
  •  строить простейшее изображение с помощью графического редактора;
  •  уметь обращаться с запросами к базе данных;
  •  выполнять простейшие вычисления, используя электронную таблицу (типа подсчета общей стоимости покупок в магазине);
  •  уметь самостоятельно выполнять на компьютере простое задание, используя основные функции инструментальных программных средств, прикладных программ;
  •  иметь представление о телекоммуникациях, их назначении, возможностях применения мультимедиа технологий.

Методы и приемы использования прикладного программного обеспечения (ППО) на уроках в школе

В процессе изучения ППО можно применять все известные формы организации учебной деятельности: урок, экскурсия, семинар, практическое занятие в классе, производственная практика, факультатив, домашнее задание, экзамены и зачеты, консультации.

Урок является основной формой организации классно-урочной системы обучения. При использовании ПС также осуществляется процесс, включающий сообщение знаний, формирование умений и навыков, всестороннее развитие личности, формирование мировоззрения и нравственности.

На сегодня не существует в педагогике достойной альтернативы классно-урочной системе обучения.

Экскурсия необходима прежде всего для расширения кругозора учащихся в области применения СИТ (средства информационных технологий) в обществе. Обычно экскурсии проводят при изучении темы «Роль ЭВМ в современном обществе».

Семинар обычно проводят на обобщающих уроках, например, при изучении темы «Информационные процессы» и др.

Практические (лабораторные) занятия в классе должны быть частью любого урока с использованием ЭВМ. Время работы за компьютером составляет не более 20—25 мин., поэтому учитель, как правило первую часть урока проверяет домашнее задание или объясняет новую тему и затем дает учащимся задание для работы за компьютером.

Экзамены и зачеты являются обязательной формой обучения для организации обобщенного контроля за успешностью усвоения знаний учащимися. Заметим, что если промежуточный контроль (по теме) можно «доверить» компьютеру, то проверку итоговых знаний лучше проводить учителю самому, поскольку с помощью информационных технологий осуществляют контроль за результатом деятельности, но не за процессом деятельности. Чтобы помочь ученикам в подготовке к экзаменам, учителя проводят консультации. Частично функции консультанта также можно «перепоручить» вычислительной технике.

Факультативные и кружковые занятия призваны расширить знания учащихся по информатике. Кроме того, учителя по общеобразовательным предметам иногда на своих факультативах применяют вычислительную технику. Это удобно с организационной стороны вопроса (легче организовать доступ в компьютерный класс), а также позволяет заинтересованным ученикам углубить свои знания по предмету.

В рамках различных форм организации занятий используется фронтальная, групповая, коллективная и индивидуальная работа. При использовании ППО осуществляется индивидуализация обучения. Но мы также считаем целесообразным как можно активнее применять коллективные виды деятельности, которые несут большие воспитательные функции. Так, при решении задач, сформулированных в общем виде при изучении баз данных, одну (или больше, в зависимости от целей обучения) целесообразно решить коллективно всем классом. Учащиеся в процессе учебной дискуссии определяют инфологическую нишу задачи, структуру базы данных, ее предметное наполнение. Дальнейшую работу по созданию и заполнению баз данных рекомендуется проводить индивидуально. Предлагая задачу для коллективного обсуждения в группах, учитель обучает решению задач программирования с помощью электронных таблиц в соответствии с принципом апперцепции.

Решая задачу коллективно, ученики учатся:

  •  отстаивать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  •  задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  •  рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы;
  •  делиться своими знаниями с другими;
  •  помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное.

Такая деятельность учащихся на уроке свидетельствует о проявлении самостоятельности и активности. Кроме того, можно предлагать учащимся развивающие задачи.

Наибольшую известность приобрел метод обучения, предложенный разработчиком языка Лого С. Пейпертом. Методологической основой своего учения С. Пейперт взял теорию Пиаже «о естественном, стихийном учении людей при взаимодействии с окружающей средой».

Наибольшую популярность при использовании средств информационных технологий приобрели групповые формы обучения, среди которых можно выделить как ранее известные, но трансформированные формы, так и впервые разработанные. Деление на группы производят либо по способностям, либо случайным образом (например, по партам или по алфавиту). Такое деление используют для коллективного решения одной задачи, когда каждая группа должна решить определенную учителем подзадачу. В этом случае, как правило, формируются разно уровневые группы, в которых быстро определяются лидеры и аутсайдеры.

В.В. Гузеев предложил различать группы выравнивания, поддержки и развития. Группы выравнивания состоят из учащихся с различной успеваемостью и ориентированы на достижение всех ее участников обязательного уровня образования; группы поддержки однородны по успеваемости; в группах развития «ученики более высокого уровня служат локомотивами в зоне ближайшего развития учеников более низкого уровня, вследствие чего последние переходят на следующий уровень».

При работе в разноуровневых группах наиболее эффективно использование опыта бригадно-лабораторной организации учебных занятий.

Такая организационная форма включает: 

  •  общую работу класса,
  •  коллективную работу бригады,
  •  индивидуальную работу каждого ученика.

Рассмотрим пример бригадно-лабораторной организации учебных занятий. Учитель предлагает для решения в классе с помощью электронных таблиц задачу: «Составьте частичную ведомость инвентаризации библиотеки вашей школы, учитывая количество и стоимость книг». Первый этап работы — это определение данных, необходимых для решения задачи, искомых величин и структуры таблицы. Коллективно под руководством учителя учащиеся определяют, что для решения задачи надо знать библиографические данные книг, их количество и цену. В школьной библиотеке книги бывают художественные, научно-популярные, учебники и учебные пособия, а также газеты и журналы. Таким образом коллективно разрабатывается общий вид таблицы:

и определяется задание для групп: заполнить 15—20 строк таблицы для одного из вышеперечисленных видов публикаций. Класс делят на группы по 5—6 человек, в каждой группе учащиеся индивидуально заполняют 2—3 строки для своего вида публикаций, затем вносят данные в компьютеры, объединяют их и получают результат работы сначала по группам, Затем общий результат работы класса.

Однако чаще производят деление на группы по способностям, известное из истории педагогики как «мангеймская система» организации занятий. Группы формируются на продолжительный срок (четверть или год), переход из одной группы в другую возможен как по усмотрению педагога, так и по просьбе учащегося, если он сумел достичь улучшения результатов обучения. Деление на группы по способностям эффективно для участников групповой деятельности, так как в этом случае идет процесс взаимного обучения внутри группы. Члены группы примерно равны по общему уровню развития, но различаются по информированности, скорости мышления, творческим способностям и пр. Поэтому совместная деятельность в группе обогащает ее членов.

В первые же моменты в разноуровневых группах определяются лидеры и аутсайдеры. Занимаясь проблемами дидактики, Л.С. Выготский заметил обратную зависимость между интеллектуальными способностями учащихся и динамикой изменения коэффициента интеллектуальности (IQ). Оказалось, что самый слабый рост IQ у наиболее интеллектуально одаренных детей, хотя в то же время они остаются лидерами в классе по успеваемости (показатель абсолютной успешности). Но если проследить процесс индивидуального усвоения материала (показатель относительной успешности), то окажется, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие у детей с самым слабым интеллектом.

Уровень IQ

Динамика развития IQ

Успешность

абсолютная

относительная

высокий

III

I

II

средний

II

II

III

низкий

I

III

I

 Из таблицы видно, что работа в разноуровневых группах наиболее эффективна для развития «слабых» учащихся, но не приносит пользы «сильным». Мы считаем, что для достижения наибольшей эффективности обучения деление по группам должно проводиться как по способностям (для прогресса «сильных» учащихся), так и в разноуровневые группы (для развития «средних» и «слабых» учеников).

В поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту вузов. Система организации занятий в школе, при которой осуществляется сочетание занятий в больших аудиториях, в малых группах и индивидуально, получила название «план Трампа». Эта система была разработана профессором педагогики из США Ллойдом Трампом в 60-х годах прошлого века и пользовалась популярностью в школах Америки. В 80-х годах план Трампа был модернизирован в нашей стране в лекционно-семинарскую систему обучения, которая до сих пор используется некоторыми учителями (особенно при преподавании гуманитарных и естественнонаучных дисциплин).

 В начале XX в. в г. Дальтон (США) педагог Елена Пархерст предложила лабораторный план организации занятий: учителя выдавали письменное задание каждому учащемуся, уроки отменялись. Учащиеся работали над материалом индивидуально и сдавали учителю отчет о проделанной работе. Лабораторный план организации занятий стал известен во всем мире под названием дальтон-плана. И хотя в своем первоначальном варианте он просуществовал недолго (так как учащимся было не под силу самостоятельное освоение учебного материала), дальтон-план считают родоначальником наиболее популярного в последнее время метода организации занятий с использованием средств ИКТ- проектного обучения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10956. Локальная теорема Муавра-Лапласа 65.77 KB
  Локальная теорема МуавраЛапласа Несмотря на элементарность формулы Бернулли при большом числе испытаний непосредственное вычисление по ней связано с большой вычислительной работой погрешностью. Разрешить эту проблему поможет локальная теорема МуавраЛапласа:
10957. Непрерывная случайная величина и плотность распределения 181.23 KB
  Непрерывная случайная величина и плотность распределения Случайная величина называется непрерывной если ее пространством элементарных событий является вся числовая ось либо отрезок отрезки числовой оси а вероятность наступления любого элементарного события р
10958. Числовые характеристики одномерной случайной величины 163.51 KB
  Числовые характеристики одномерной случайной величины Математическим ожиданием или средним значением случайной величины называется постоянная константа обозначаемая символом и определяемая равенством: 8.1 ПРИМЕР 1: Известны законы распределения СВ и чи
10959. Многомерные случайные величины 198.57 KB
  Многомерные случайные величины Очень часто результат испытания характеризуется не одной случайной величины а некоторой системой случайных величин которую называют также многомерной мерной случайной величиной или случайным вектором . Случайные величины в
10960. Условная плотность распределения 140.12 KB
  Условная плотность распределения Рассмотрим другой подход при определении вероятности попадания двумерной СВ в элементарный прямоугольник со сторонами и и устремим и к нулю. Рассмотрим вероятность попадания в элементарный прямоугольник как произведение вероятн
10961. Нормальный (гауссов) закон распределения 209.39 KB
  Нормальный гауссов закон распределения Нормальный закон распределения закон Гаусса играет исключительно важную роль в теории вероятностей. Это наиболее часто встречающийся на практике закон распределения СВ. Главная особенность выделяющая закон Гаусса состоит в
10962. Показательный (экспоненциальный) закон распределения 102.76 KB
  Показательный экспоненциальный закон распределения В теории массового случайные процессы часто распределены по показательному закону например время обслуживания требования каналом обслуживания. Непрерывная случайная величина имеет показательный экспоненциа
10963. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми 91.65 KB
  Розширити уявлення учнів про групи слів за значенням; розкрити поняття синонімічні ряди, способи розрізнення омонімів і багатозначних слів, навчити користуватися словниками; вчити п’ятикласників свідомо підходити до розуміння значення і використання слова, добирати синоніми й антоніми, доцільно вживати їх у власному мовленні;
10964. Закон больших чисел центральная предельная теорема 154.21 KB
  Закон больших чисел центральная предельная теорема Свойство устойчивости массовых случайных явлений известно человечеству еще с глубоких времен. В какой бы области оно не проявлялось суть его сводится к следующему: конкретные особенности каждого отдельного случайно...