54343

Дмитриу Донской. Куликовская битва

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголотатар и разгромить их 12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын которого окрестили Дмитрием. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. Разведка великого князя донесла что Мамай собрав войско уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского.

Русский

2014-03-12

83 KB

0 чел.

Методическая разработка урока истории.

Тема:"Дмитриу Донской.Куликовская битва."

 

Задачи: 1 .Образовательная - раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовском поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от ненавистного ига; показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории; показать значение Куликовской битвы как одного из важных событий в истории нашей Родины.

        2.Развивающая - умение оценивать и сравнивать исторические события, видеть закономерность исторического процесса, умение устанавливать причинно-следственные связи.

        3.Воспитательная   -   на   героическом   прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.

 

Оборудование урока: карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками.13 век.»;фрагмент картины М.Авилова     «Поединок».Документы "Задонщина","Сказание о Мамаевом побоище".

Эпиграф «.. .Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории своих предков» (А.С.Пушкин.)

 

Ход урока.

 1.Организационный момент.

 Сегодняшний наш урок я бы хотела начать словами знаменитого французского писателя Анатоля Франса, который однажды заметил: «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.

 2. Проверка домашнего задания.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые термины (понятия) которыми будем пользоваться в процессе урока.

Фронтальная проверка.

1.     Нойоны (племенные старейшины).

2.     Нукеры (дружинники хана).

3.     Курултай (общий съезд монгольских вождей).

4.  Улусы (государства, на которые поделил захваченные земли Чингизхан).

5.  Ярлык (ханская грамота).

6.  Баскак (сборщик налогов, дани).

7.  Вотчина (форма владения феодалов, связанная с правом передачи земли по наследству).

8. Поместье (земля, которую князь дает своим слугам в награду и под условием выполнения определенных     обязанностей).

9.  Барщина (работы крестьян на земле феодала).

10. Оброк.

Вы уже знаете как боролась Русь с иноземными захватчиками. Где и когда произошли решающие сражения.

Расположите  их в хронометрическом порядке.

1223 - битва на р. Калке.

1237 - 1240 - нашествие Батыя на Русь, начало татаро-монгольского ига.

1240 - Невская битва.

1242 - Ледовое побоище.

1257 - 1259 - народные восстания против ханских баскаков.

1

Д

 

 

 

 

2

 

 

 

 

и

 

 

 

3

 

 

Д

 

 

 

 

 

4

 

0

 

 

 

 

 

 

 

5

 

н

 

 

 

 

 

 

6

 

 

с

 

 

 

 

7

 

 

 

 

к

 

 

 

8

 

о

 

 

 

 

 

 

9

 

 

и

 

 

 

 

Решите кроссворд.

 


1378 - Битва на р. Вояге. 1380 - Куликовская битва.

 Решите кроссворд:

  1.   Совет из бояр.

2.        Одна из основных феодальных повинностей.

3.          Где произошло Ледовое побоище.

4.          Форма правления в княжествах.

5.           Великий хан.

6.           Сборщик дани.

7.           Как стали называть князя Александра после разгрома шведов на р. Неве.

8.           Наследственное владение феодала землей.

9.          Племенные старейшины монголо-татар.

Ключевое слово:Д.И.Донской.

 

3.Изучение нового материала.

 

План урока.

1 . Дмитрий Донской- защитник земли русской.

2. Куликовская битва.

3. Значение Куликовской битвы.

 

Эпиграфом  к  нашему  сегодняшнему  уроку  я  взяла высказывание великого русского поэта А.С.Пушкина.... Подумайте, почему именно эти слова я взяла как эпиграф, перекликаются ли они с нашей сегодняшней темой.

 

Задание: В ходе урока, слушая мой рассказ, определите и запишите на отдельно листе. Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против монголо-татар и разгромить их?

 

12 октября 1350 года у московского удельного князя Ивана родился сын, которого окрестили Дмитрием. В семейной жизни Ивана и его жены Александры рождение сына стало настоящим событием. Состоя в браке более 5 лет, они не имели сыновей. Появление наследника означало продолжение династии. Эта династия не была главенствующей в Московском великом княжестве. Верховная власть принадлежала старшему брату Ивана великому князю Симеону Гордому. У него подрастали два сына, к одному из которых должен был перейти московский великокняжеский престол. Будущее же Дмитрия ничего значительного ему не сулило. Но судьба распорядилась иначе. Эпидемия чумы - черной смерти, как называли ее современники, начавшаяся в Китае и охватившая почти все восточные страны и Европу, в начале 50-х г. XIV в. достигла пределов русских земель. В 1352 г. она опустошила Псков, а на следующий год добралась до Москвы. Умерли два сына Симеона Гордого, а 26 апреля скончался и сам великий князь. Единственным взрослым мужчиной династии оказался отец Дмитрия Иван-второй сын Ивана Калиты. Он и захватил власть в Московском княжестве. Дмитрию исполнилось 9 лет, когда 13 ноября 1359 г. скончался его отец. Перед смертью он составил завещание, по которому Дмитрий провозглашался его преемником. По традиции можно было рассчитывать на правление в великом княжестве Владимирском, которое почти непрерывно в течение 30 лет удерживали московские великие князья. Однако для этого нужна была санкция золотоордынского хана. Весной 1360 г. Дмитрий в окружении бояр и слуг отправился в Сарай. В Орде в это время чингизиды постоянно боролись за ханскую власть. Московский князь, видимо, из-за малолетства не получил ярлык на великое княжение Владимирское. Лишь в 1362 г. Дмитрия Московского сумели получить для своего князя ярлык. В 1374 г. Дмитрий, сумев укрепиться во Владимире, решил отказаться от выплат Орде. Это обострило отношения с Мамаем. Понимая, что столкновения с Ордой неизбежно, Дмитрий сумел заручиться поддержкой почти всех русских князей.

1378 год - битва на р. Воже. Кто командующий войском монголо-татар? Чем закончилась битва? Победой русского войска. Поражение Бегича привело Мамая в ярость. Он начал готовиться к крупному походу на Русь. Мамай договорился с Литвой о совместном выступлении против Дмитрия. Готовилась и Русь. Для отражения нападения Дмитрий за две недели собрал огромные по тем временам силы. Как только войско было готово, Дмитрий Иванович отправился к игумену Троицкого монастыря Сергию Радонежскому за благословением. Сергий предсказал кровопролитную битву, но и предсказал победу.

Разведка великого князя донесла, что Мамай, собрав войско, уже три недели ждал на Дону Ягайло Литовского. И великий князь решил сделать все возможное, чтобы не дать противникам объединиться и двинулся к Дону. Дмитрий Иванович провел свои войска к Коломне, затем левым берегом Оки, на юг к Дону, у впадения в него р. Непрядвы. Русское войско переправилось через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Великий князь сам выбрал место для решающей битвы. В случае поражения отступать было некуда...

Задание :Откройте учебник,с. 178 прочитайте, рассмотрите схему и сделайте вывод.

1.В чем проявился полководческий талант князя?

2.Как расположил свои войска князь? Почему?

Русские войска на Куликовском поле были расположены таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (река Смолка и овраг Нижний Дубяк). Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои превосходящие силы и не позволяло нанести излюбленный ими удар во фланг и тыл противника.

В центре боевого поля, впереди- передовой, на флангах полки правой и левой руки, позади- запасной; на восточной окраине в зеленой дубраве, за рекой Смолкой засадный полк.

Восьмого сентября 1380 года, как только рассеялся туман, русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища, вызывая на поединок русского ратника.

Поединок не просто единоборство двух воинов. Не случайно в древности и в средневековье перед битвой всегда проводился поединок. По понятиям тех времен в поединке решалась судьба, а судьба, о чем наглядно рассказывает само это слово- ничто иное как суд бога, и победит тот воин на чьей стороне бы, и начнет битву то войско чей воин победит в поединке.

Отрывок...... И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет.

Давайте рассмотрим с вами знаменитую картину М.Авилова «Поединок».

Задание.Как изображены здесь русские и монголо-татарские войска?

Как одеты богатыри?

Пересвет в схиме холщевой одежде иноков.

И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво   оземь  непобедимый   ордынец,   а   Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне и так верхом, будто живой, вернулся в русские полки, и только там замертво упал на руки русской дружине. Оба богатыря погибли, но моральная победа была за русскими.

Поединок Пересвета с Челубеем дал сигнал к сражению. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили; но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк, но он устоял.

Не удалось Мамаю сломить и правый фланг русских. Он перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать к Непрядве. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить б.полк. Наступил критический момент сражения, и в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк. Свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушился удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать - одни падали под русскими саблями, другие тонули в Непрядве, третьи, смяв свою же пехоту, устремились к ставке Мамая к Красному холму. Началось общее бегство. Еще 40 верст гнали русские татар, до самой реки Красивая Меча.

Ягайло в день битвы находился в 30-40 верстах от Мамая. Узнав об исходе битвы, он пришел в ужас и думал только о скором бегстве. Одним ударом Дмитрий освободил Русь от двух грозных противников.

Великого князя Дмитрия прозвали Донским.

Униженный Мамай достиг своих улусов, но судьба ему послала другого неприятеля- Тохтамыша, одного из потомков Чингизхана. Тохтамыш встретил Мамая в Приазовье. Произошла еще одна битва Мамай был побеждени бежал в Кафу (Феодосию) где его умертвили местные жители. В Орде воцарился Тохтамыш. Страшное зрелище представляло собой Куликово поле после трехдневной битвы. Из каждого десятка воинов погибли девять. С большим трудом воеводам удалось найти и самого великого князя. Шлем и латы его были иссечены, обагрены кровью. Но главное он был жив, бог спас его среди бесчисленных опасностей, которым он подвергался, сражаясь в толпе неприятелей и часто оставляя за собой дружину свою.

Дмитрий, не чувствуя изнурения сил, провождаемый князьями и боярами, объехал поле Куликово, где легло множество россиян, но вчетверо более неприятелей.

 

Ребята, если бы перед вами возникла такая проблема, как бы вы поступили? (поставьте себя на место)

Вернемся к нашей познавательной задаче.

-Что позволило Дмитрию Ивановичу открыто выступить против манголо-татар и разгромить их?

Запись в тетрадь.

Причины победы нашего народа в Куликовской битве:1)укрепление позиций московского князя;

2)патриотическое настроение войска и полководческий талант князя Дмитрия;

3)поддержка церкви;

4)начавшееся ослабление Орды.

Значение победы.

A) первое сокрушительное поражение манголо-татар,

Б) доказала, что при объединении сил иго манголо-татар ханов может быть свергнуто.

B)  ускорила процесс объединении русских земель вокруг
Москвы.

Г) положила начало духовному возрождению, росту самосознания русского народа.
IV. Тестовая проверка знаний: ни одной ошибки «5», 1 ошибка «4», 2-3 ошибки «3». (приложение).

V.Домашнее задание на доске.

 VI.   Оценки.
  Заключение.

VII.  Я хочу наш сегодняшний урок закончить словами поэта
Я.Смелякова

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя.

И страницы залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Я хочу, чтобы вы любили Россию, гордились ее историей и культурой, гордились тем, что рождены в ней. А любить Родину - говорит Белинский, - значит знать ее историю. Так знайте же историю своей Родины и помните заветы предков, которые считали, что любовь к родной земле – первая ступенька на пути восхождения и просветления души.

Вопросы.

1.    В чем проявился военный талант Дмитрия Ивановича?

2.    Как прозвали Дмитрия после Куликовской битвы?

3.    Каково значение Куликовской битвы?

 

 Приложение.

 Тест.

1.Кто из перечисленных ниже деятелей были современниками?

Яросла Мудрый

Дмитрий Донской

Александр Невский

Пересвет.

2.Как назывался литературный памятник,посвященный Куликовской битве?

А) «Повесть временных лет»

Б) «Задонщина»

В) «Слово о полку Игореве»

Г) «Слово о законе и благодати»

3.Кто по преданию, благославил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу?

1. Название средневековых рыцарей, нападавших на Русь.

2 . Главные естественные дороги Древней Руси.

3 . Право на великое княжение.

4 . Глава войска шведских рыцарей.

5 . Озеро военной славы русского народа.

6 . Сигнальные удары в колокол.

7 . Озеро, поглотившее город в одной из легенд о Древней Руси.

8 . Богатства, собираемые Золотой Ордой на русских землях.

9 . Знаменитый город на озере Ильмень.

10. Имя самого известного Новгородского князя.

11. В прошлом – воин, сейчас – образец воспитанного мужчины.

12. Имя внука Чингизхана.

Ответы:

Заголовок: Русь

  1.  Крестоносцы.
  2.  Реки.
  3.  Ярлык.
  4.  Биргер.
  5.  Чудское.
  6.  Набат.
  7.  Светлояр.
  8.  Дань.
  9.  Новгород.
  10.  Александр.
  11.  Рыцарь.
  12.  Батый.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7565. Бюджетирование как инструмент финансового планирования 93.5 KB
  Бюджетирование как инструмент финансового планирования В этой теме: Понятие бюджетирования. Технология бюджетирования. Организация бюджетирования. Понятие бюджетирования Процесс составления, принятия бю...
7566. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия 82.5 KB
  Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия В этой теме: Затраты: их поведение, учет и классификация для управленческих решений и планирования. Методы дифференциации затрат. Методы планирования затрат н...
7567. Управление оборотными активами 139.5 KB
  Управление оборотными активами Понятие оборотные активы и их классификация. Основные этапы движения оборотных активов Политика управления оборотными активами, ее цели Оптимизация инвестиций предприятия в текущие активы...
7568. Политика управления денежными средствами 71 KB
  Политика управления денежными средствами Этапы управления денежными средствами предприятия Управление денежными потоками является одной из важнейшей составляющих финансовой политики предприятия. Во-первых, денежные средства полностью отвечают...
7569. Сущность дивидендной политики предприятия 62.5 KB
  Сущность дивидендной политики предприятия Стратегия выплаты дивидендных доходов - весьма важный раздел в области финансовой политики, так как их величина является для многих предприятий существенной статьей расходов. На первый взгляд, может пок...
7570. Политика управления оборотными активами 95 KB
  Политика управления оборотными активами Политика управления оборотными активами заключается в воздействии на объем и структуру оборотных активов, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования. Главной целью упра...
7571. Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь 78 KB
  ТЕМА 1. Введение. Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права Место конституционного права в системе права Республики Беларусь Консти...
7572. Теоретические основы конституции и процессы ее развития 80 KB
  Теоретические основы конституции и процессы ее развития Понятие, сущность, юридические свойства, функции Конституции Роль конституции в правовой системе и ее отличие от иных правовых актов Этапы Конституционного развития Белар...
7573. Основы конституционного строя республики Беларусь 85 KB
  ТЕМА 3. Основы конституционного строя республики Беларусь 3.1. Понятие и структура конституционного строя Республики Беларусь 3.2. Конституционные основы экономической системы общества 3.3. Конституционные основы политической системы общества 3.4. К...