54346

Урок русского языка и литературного чтения

Книга

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты учебного предмета Русский язык общие на 4 года обучения Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; способность к итоговому и пооперационному самоконтролю; ...

Русский

2014-03-12

352 KB

4 чел.

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ)  «Челябинский педагогический колледж № 1»

Урок русского языка

и литературного чтения

Методические материалы для студентов-практикантов 

по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Челябинск 2013


Урок русского языка и литературного чтения. Методические рекомендации для студентов-практикантов по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»/ составитель Н.С. Зубарева. - Челябинск, 2013. -  42с.

Методические материалы помогут подготовить и грамотно оформить конспект урока по русскому языку и литературному чтению для начальной школы. Сборник включает: планируемые и ожидаемые результаты освоения программ по русскому языку и литературному чтению, перечень видов деятельности учащихся в соответствии с требованиями второго стандарта НОО, форму конспекта. Рекомендации адресованы студентам-практикантам по специальности «преподавание в начальных классах».


Содержание

стр.

Предисловие

4

Планируемые результаты  учебного предмета «Русский язык»

5

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Русский язык» (УУД)

10

Деятельность учащихся на уроке русского языка

13

Конспект урока русского языка

17

Планируемые результаты освоения учебной программы «Перспективная начальная школа» по курсу «Литературное чтение»

22

Ожидаемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» (УУД программа «Перспективная начальная школа»)

25

Деятельность учащихся на уроке литературного чтения

28

Конспект урока литературного чтения

33

Список литературы

42


Предисловие

Начальная школа в последние полтора десятилетия стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время  в начальной школе параллельно существует более 10 учебно-методических комплексов, представляющих несколько образовательных систем. Учителя с трудом переходят на новые цели начального образования, сформулированные в ходе его модернизации: учить учиться, формировать основы учебной деятельности, развивать самостоятельность и стремление к саморазвитию у младших школьников.

При разработке федерального государственного стандарта второго поколения приоритетом начального образования стало формирование общеучебных умений и навыков (универсальных учебных действий), а также способов деятельности, что, по мнению ученых, в значительной мере предопределит успешность всего последующего обучения.

Новая образовательная сущность влечет изменения в общей дидактике и в частных методиках. Студенты третьего курса, выходя на практику пробных уроков по русскому языку и литературному чтению, сталкиваются с целым рядом объективных трудностей при написании конспекта: формулирование планируемых результатов, предметная форма конспекта урока, называние видов деятельности учащихся и определение   универсальных учебных действий в соответствии с содержанием урока. Новая психолого-педагогическая терминология в разных УМК, к сожалению, пока не разработана в достаточной степени, что характерно для переходного периода.  Представленные методические материалы, включающие выборку из нормативных документов и программ и конспекты уроков, помогут студенту грамотно подготовить конспект урока, найдя в сборнике нужную информацию. Все материалы снабжены сносками на первоисточники.       


Планируемые результаты  учебного предмета «Русский язык»

(общие на 4 года обучения)

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

• осознание языка как основного средства человеческого общения;

• восприятие русского языка как явление национальной культуры;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  

• способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;

• овладение словами речевого этикета.  

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  •   умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  
  •   умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
  •   стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  •   умение задавать вопросы;
  •   самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  •   умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление причинных связей и зависимостей между объектами;
  •   умение работать с таблицами, схемами, моделями;
  •   умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
  •   умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
  •   вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую,  концептуальную;
  •   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:   

• овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

• умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

• умение проверять написанное;

• умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

• способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

• Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

• Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

• Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

• Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

• Различать изменяемые и неизменяемые слова;

• Различать родственные слова и формы слова;

• Находить значимые части слова;

• Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

• Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

• Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

• Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

• Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

• Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

• Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

• Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

• Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

• Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

• Различать предложение, словосочетание и слово;

• Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

• Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

• Находить в предложении основу и неглавные члены;

• Задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

• Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

• Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

• Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

• Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

• Различать на письме предлоги и приставки;

• Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

• Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

• Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

• Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

• Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

• Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

• Соблюдать орфоэпические нормы речи;

• Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

• Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

• выполнять звукобуквенный анализ слова.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  научатся:

• правильно употреблять приставки на- и о-;

• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

• сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

• мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

• обнаруживать регулярные исторические чередования видимые на письме.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

• отличать прямое и переносное значение слова;

• находить в тексте синонимы и антонимы;

• отличать однокоренные слова от омонимов и синонимов.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

• различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

• различать на письме приставки и предлоги;

• изменять существительные по числам и падежам; определять их род;

• различать названия падежей;

• изменять прилагательные по числам, падежам, родам;

• изменять глаголы по временам и числам; в прошедшем времени – по родам; в настоящем и будущем – по лицам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

• находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное и зависимое слово; ставить от первого ко второму вопрос;

• находить в предложении основу и второстепенные члены предложения;

• задавать смысловые и падежные вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

• определять орфограммы;

• использовать разные способы проверок орфограмм;

• писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

• писать о-ё после шипящих в окончаниях существительных;

• писать слова с наиболее употребительными приставками, с приставкой с-, приставками на –с, -з;

• писать слова с суффиксами – ек и – ик; писать безударные падежные окончания существительных и прилагательных;

• писать о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных;

• находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

• Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении;

• Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

• Грамотно писать и оформлять письма  элементарного содержания;

• Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

• Работать со словарями;

• Соблюдать орфоэпические нормы речи;

• Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

• Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы;

• характеризовать звуки русского языка;

• зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научится:

• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

• правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников;

• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

• сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

• выявлять слова, значение которых требует уточнения;

• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

• определять три типа склонения существительных;

• определять название падежей и способы их определения;

• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• определять члены предложения: главные и второстепенные;

• определять однородные члены предложения;

• составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

• применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова; безударных окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

• применять правила правописания: безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки; безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения; суффиксов глаголов прошедшего времени; суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

• использовать разные способы проверок орфограмм (путём подбора родственных слов, изменения формы слова, разбор слова по составу, определения принадлежности слова к определённой части речи, использование словаря);

• определять (уточнять, проверять) правописание определённых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

• определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

• Различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

• Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

• Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

• Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

• Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

• Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

• Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

• Писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык»

к концу 2-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

• инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

• ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;

• работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

• работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  

• выполнять работу по цепочке;

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

• видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

• использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

• понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

• проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 3-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить  нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в учебной книге: уметь читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам "Содержание" и "Оглавление",  быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте, находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

•  работать с текстом (на уроках развития речи): выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

•  работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги (в одной из которых - система словарей), "Рабочей тетрадью" и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.  

В области коммуникативных УУД

Обучающиеся научатся:

В рамках инициативного сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них или отстаивать собственную точку зрения;

• находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения, используя для этой цели в качестве аргументов словарные статьи, правила, таблицы, модели.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

• осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 4-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)

Выпускник научится:

• ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

•  работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

В области коммуникативных УУД

Выпускник научится:

В рамках инициативного сотрудничества:

• освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

В рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы)

В области регулятивных УУД

Выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их лингвистического образования и речевого развития, которое включает:

- достаточный уровень знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в стандартных и нестандартных учебных ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее;

- умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты;

- умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками, предназначенными для детей этого возраста;

- сформированность общеучебных умений и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи, мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватный поставленной цели; контроль и самоконтроль) (4).

Деятельность учащихся на уроке русского языка

Фонетика и орфоэпия

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные - безударные; согласные твёрдые - мягкие, звонкие — глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из ряда предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твёрдых - мягких, звонких — глухих. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно, меньше количества букв, количество звуков больше количества букв). Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения фонетического анализа слов, проводить фонетический анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь).

Графика

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв ь и ь. Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для  упорядочения найденной информации.

Лексика

Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова. Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике. Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Наблюдать за использованием в тексте синонимов. Реконструировать текст, выбирая из ряда синонимов наиболее подходящий для заполнения пропуска в предложении текста. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом и переносном значении. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Состав слова

Различать изменяемые и неизменяемые слова, включать неизменяемые слова в предложения. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных (например, синоним или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его. Анализировать заданную схему состава слова и подбирать слова заданного состава. Различать родственные слова и формы слова. Объяснять роль и значение суффиксов/приставок. Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов, слов с заданными приставками и суффиксами. Моделировать слова за данного состава (в том числе в процессе игры типа «Составь слово, в котором корень, как в слове... приставка, как в слове... окончание, как в слове...»)

Морфология

Находить основание для классификации слов (в игре «Догадайся, по какому признаку объединились в группы слова», при этом в качестве основания для группировки слов могут быть использованы различные признаки: по частям речи; для имён существительных по родам, числам, склонениям; для глаголов по вопросам, временам, спряжениям). Соотносить слово и набор его грамматических характеристик, выбирать из ряда имён существительных слово с заданными грамматическими характеристиками. Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет). Сравнивать имена существительные: находить лишнее имя существительное (не имеющее каких-либо грамматических признаков, общих с другими существительными). Подбирать максимальное количество имён прилагательных к заданному имени существительному. Соотносить форму имени  прилагательного с формой имени существительного при  составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Наблюдать и определять наличие в тексте личных местоимений. Трансформировать текст, изменяя время глагола. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Моделировать (создавать, конструировать) в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Синтаксис

Сравнивать предложение, словосочетание, слово: описывать их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании. Наблюдать и находить в тексте повествовательные/побудительные/вопросительные предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания. Соотносить предложение и его характеристики: находить в тексте предложения с заданными характеристиками. Анализировать деформированный текст: определять границы и знак. Объяснять причины нахождения главных членов предложения. Наблюдать: находить в тексте и самостоятельно составлять предложения с однородными членами. Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов предложения. Сравнивать простые и сложные предложения

Орфография и пунктуация

Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Моделировать алгоритмы применения орфографических правил, следовать составленным алгоритмам. Группировать слова по месту орфограммы, по типу орфограммы. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Находить слова с определённой орфограммой. Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить допущенные в тексте ошибки. Оценивать правильность применённого способа проверки орфограммы, находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами. Оценивать свои возможности при выборе упражнений на закрепление орфографического материала. Оценивать результат выполнения орфографической задачи

Развитие речи

Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нём другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями не русского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Создавать тексты по предложенному заголовку. Воспроизводить (пересказывать) текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Соотносить текст и несколько вариантов плана текста, обосновывать выбор наиболее удачного плана. Создавать план текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Сравнивать между собой разные типы текстов: описание, повествование, рассуждение; осознавать особенности каждого типа. Анализировать письменную речь по критериям: правильность, богатство, выразительность. Составлять устные монологические высказывания: словесный отчёт о выполненной заботе, рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Сочинять письма, поздравительные открытки, записки. Писать отзыв на прочитанную книгу. Оценивать текст, находить в тексте смысловые ошибки. Корректировать тексты, в которых допущены смысловые ошибки. Анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом. Оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с заданной темой (для сочинений) (5).


Конспект урока русского языка 

Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ.  СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Цели деятельности учителя: учить ставить существительные в начальную форму; формировать умение определять начальную форму глаголов и слов-названий предметов множественного числа; закреплять умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты

предметные: научатся определять начальную форму слов, не имеющих единственного числа; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание;

личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Русский язык: 2 класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210; Чуракова Н.А. Русский язык: Учебник: В3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3; Байкова Т.А. и др. Тетради для самостоятельной работы № 2. 2 класс .- М.: Академкнига/ Учебник; карточки с образцами записи слов.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: каллиграфическое упражнение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 3

Минутка чистописания.

-Запишите каллиграфически.

Письменный образец на доске:  коты киты.

-Что объединяет эти слова? (Они стоят во мн.ч.) Поставьте эти слова в единственное число.

-Все ли слова имеют форму единственного числа?

Писать каллиграфически.

Образовать форму ед.ч.

Определять цели и пути их достижения.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр. по обратному словарю

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

 Актуализация опорных знаний.

- Что такое начальная форма слов? Прочитайте подсказку Летучей Мыши.

Упражнение 4.

-Откройте обратный словарь на букву и. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа? (Они (что?) сапоги, сапоги - они, это форма множественного числа; они (что?) деньги, деньги - они, это форма множественного числа.)

-Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет  начальной формой? (Он - что? сапог (он один), она - что? лыжа (она, одна), она - что? варежка (она, одна).   Форма единственного числа и будет начальной формой
этих слов.)

-А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа?
-А 10-е слово? 12-е?
(Слова «деньги», «ясли» и «сени» нельзя поставить в форму единственного числа.)

-Объясните значение слов. (Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли: 1) кормушка для скота, прикрепленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспитательное учреждение для детей до трех лет.)

Вывод: данные слова нельзя поставить в форму единственного числа.

Читать правило.

Работать со словарем

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы.

Выбирать необходимую информацию.

Объяснять лексическое значение слов.

Делать вывод.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П: обобщают.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: чтение правила.

Практич.: письм. граммат.упр.

Взаимопроверка.

Практич.: выбор. списывание с грам. заданием.

Практич.: фронтал. проверка.

Практич.: письм. граммат.упр., проверьте по образцу на доске.

Практич.: письм. граммат.упр. Взаимопроверка.

Практич.: чтение правила.

≈ 25

Изучение нового материала.

-Слово деньга с ударением на последнем слоге есть – так в старину называли мелкую монету. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги.

-Неужели у этих слов нет начальной формы? Прочитайте ответ Летучей Мыши.

-Все слова из списка имеют форму единственного числа?

-Формы единственного числа не будет у слов «очки», «брюки», «грабли», «ясли», «сени». Слово «пони» - неизменяемое, потому что у него одинаковые формы ед. и множ. числа. Слово «ладони» в единственном числе имеет форму «ладонь».

Упражнение.

-Выпишите столбиком пять слов, у которых есть форма ед.числа. Покажите это так: носки-носок, уши-ухо, сапоги -сапог, варежки-варежка.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом работу соседа. Объясните ошибки соседу.

Упражнение.

-Выпишите пять слов, у которых нет формы ед.числа по образцу: деньги - нет ед. ч., грабли - нет ед. ч.,   брюки) - нет ед. ч., очки - нет ед. ч.,      ясли - нет ед. ч.

-Прочитайте слова, которые вы выписали.

-Среди всех записанных слов найдите слова в начальной форме. Обведите их овалом.

Упражнение  5

-Прочитайте двустишия. Поставьте слова, выделенные цветом, в начальную форму, запишите пары слов.

Иголки - иголка, шелестят - шелестеть,

елки - елка, блестят - блестеть.

-Найдите в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставьте их в начальную форму.

Игрушки - игрушка, звездочки - звездочка,

флаги - флаг, хлопушки - хлопушка.

-Что такое начальная форма слов, называющих действия? Прочитайте подсказку Летучей Мыши.

Слушать учителя.

Узнавать новую информацию.

Образовывать начальную форму.

Проводить взаимоконтроль.

Выбирать слова по грам. характеристике.

Проверять работу.

Образовывать начальную форму.

Проверять работу.

Узнавать новую информацию.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Практич.: выбор. списывание с грам.заданием. Взаимопроверка.

Практич.: выбор. списывание с орфограф.зад-ем.

Самопроверка.

 

≈10

Работа в печатной тетради 

Задание 6.

-Прочитайте. Что необходимо выполнить? (В отрывок из стихотворения надо вставить новое словарное слово «иней».)

Иней лег на ветви ели.       Иглы за ночь побелели.

-Выпишите слова ветви, ели, иглы, рядом запишите начальную форму данных слов. (Слова-названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы что? кто? и стоят в единственном числе. Одна (что?) ветвь. Ветви - ветвь. Ели - ель. Иглы - игла.)

Задание 7.

-Прочитайте. Что необходимо выполнить?

В зимний холод и в жару 

Зеленеет ель в бору. 

        

Ели выросли в тиши.

Стали ели хороши.

Слова  для   проверки: холода, жар, зеленый, зелень, бор, тишь, хороший.

-Обратите внимание на то, что предлог входит в форму слова- названия предмета. (В жару, в бору, в тиши.)

- Что нужно сделать, чтобы образовать начальную форму слов-названий действий и слов-названий предметов?

Образовывать начальную форму.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, проверять их.

Контролировать правильность записи.

Обобщать изученное.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


Планируемые результаты освоения учебной программы «ПНШ»

по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  •  читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
  •  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
  •  строить короткое монологическое высказывание: краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя;
  •  слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
  •  называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;
  •  называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
  •  перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  •  определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
  •  оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  •  анализировать смысл названия произведения;
  •  пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  •  различать сказку о животных и волшебную сказку;
  •  определять особенности волшебной сказки;
  •  различать сказку и рассказ;
  •  уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (преувеличение), звукопись, контраст, повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  •  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  •  читать художественные произведения по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  •  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  •  читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
  •  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  •  писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  •  называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
  •  рассказывать о любимом литературном герое;
  •  выявлять авторское отношение к герою;
  •  характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  •  читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  •  ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  •  различать сказку о животных, басню,  волшебную сказку, бытовую сказку;
  •  различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
  •  находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры:  повтор).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  •  понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  •  эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
  •  интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
  •  принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник  научится:

  •  читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  •  грамотно писать письма и отвечать  на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  •  определять главную тему и мысль произведения; делить тест на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
  •  представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
  •  перечислять названия 2-3 детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
  •  характеризовать героев произведений; сравнивать характеры одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
  •  обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
  •  читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
  •  ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
  •  составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
  •  делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
  •  высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
  •  самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приёмов (сравнение, олицетворение, звукопись, гипербола, контраст) и понимание причин их использования.

Выпускник  научится:

  •  представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
  •  отличать народные произведения от авторских;

находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. (4).

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 2-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  •  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  •  ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  •  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  •  работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  •  выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  •  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
  •  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  •  подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
  •  понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 3-го года обучения

В области  познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  •  свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  •  свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  •  работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  •  работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями  к тексту).

В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  •  работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  •  понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  •  находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  •  осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 4-го года обучения

В области предметных общих учебных действий

Выпускник научится:

  •  ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
  •  самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  •  составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  •  пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
  •  сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два  три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
  •  читать по ролям литературное произведение;
  •  создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  •  реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.

В области познавательных общих учебных действий

Выпускник научится:

  •  свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
  •  свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях;
  •  свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий

Выпускник научится:

В рамках коммуникации как сотрудничества:

  •  разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).

В рамках коммуникации как взаимодействия:

  •  понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
  •  уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий

Выпускник научится:

  •  осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата. (4).


Деятельность учащихся на уроке литературного чтения  

(2кл «Перспектива»)

Этапы урока

Деятельность учащихся

Постановка учебной задачи и ее решение

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Соотносить рисунки и текст. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке.

Решение частных задач на основе анализа текста

Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама».

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся.

Рассказывать о чем-либо. Осмысливать понятия. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Участвовать в работе группы; находить нужный материал для подготовки к празднику. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Чтение

Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Читать выразительно понравившийся текст. Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии).

Творческая деятельность и развитие речи

Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

      Создавать собственные тексты по произведению живописи.

Представлять свою творческую работу в группе, в классе.

Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье.

Виды деятельности по жанрам

Стих

Читать наизусть стихотворения. Выразительно читать стихотворения.

Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Находить олицетворения в лирическом стихотворении.

Рассказ

Называть качества героев произведения. Давать характеристику героев. Читать диалог по ролям.

Загадка

Отгадывать загадки; соотносить загадку с отгадкой.

Сказка

Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события.

Пословица

Соотносить содержание текста и пословицу.

Рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Деятельность учащихся  на уроке литературного чтения  

(3кл «Перспектива»)

Этапы урока

Деятельность учащихся

Постановка учебной задачи и ее решение

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке.

Решение частных задач на основе анализа текста

Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. Обсуждать в паре, в группе поступки героев, определять свою позицию по отношению к героям произведения. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. Объяснять, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью.

Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Обсуждать в паре, когда используется приём звукописи. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.

Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Выявлять особенности текста-описания. Определять нравственный смысл текста.

Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы.  

Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. Кратко пересказывать текст.

 Рассматривать картину. Описывать объекты картины; рассказывать о картине. Сравнивать произведения литературы и живописи. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Озаглавливать иллюстрации.

      Определять конкретный смысл понятий: предисловие, полный и краткий пересказ, творчество, настроение.

Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале.

 Называть изученные произведения переводной литературы. Выявлять особенности переводной литературы.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Чтение

Читать вслух и про себя.

Творческая деятельность и развитие речи

Распределять роли. Инсценировать произведение. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Создавать сочинение по картине.

Виды деятельности по жанрам

Стихотворение

Выразительно читать стихотворения. Называть особенности поэтического творчества. Определять конкретный смысл понятия «стихотворение».

Рассказ

Давать характеристику героев. Выявлять особенности героя художественного рассказа. Выявлять особенности юмористического произведения. Объяснять смысл названия рассказа. Сравнивать героев произведения на основе поступков. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Определять конкретный смысл понятия «рассказ».

Басня

Называть басни И.А. Крылова. Рассказывать об особенностях структуры басни  И.А.  Крылова.  Объяснять  смысл басен  И.А.  Крылова. Инсценировать басни; распределять роли. Соотносить отрывки басен И.А. Крылова с книгами басен.

Научно-познавательная статья

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Кратко пересказывать научно-популярный текст и научно-познавательную статью.

Сказка

Характеризовать героев сказки. Знать сказки А.С. Пушкина. Сравнивать народную сказку и литературную сказку. Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать и определять, как построена сказка. Составлять план сказки. Сочинять возможный конец сказки. Определять конкретный смысл понятий: литературная и народная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.

Рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы.

Деятельность учащихся  на уроке литературного чтения  

(4кл «Перспектива»)

Этапы урока

Деятельность учащихся

Постановка учебной задачи и ее решение

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения будут изучаться.

Решение частных задач на основе анализа текста

Определять тему и название выставки книг. Составлять тематический список книг. Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Составлять каталог на определённую тему.

Определять нравственный смысл понятий: ответственность, совесть. Рассуждать о том, похож ли герой на нас, наших друзей; о том, какие качества мы ценим в людях. Обсуждать в группе, что такое ответственность, взаимопонимание, любовь, сопереживание. Обсуждать  в группе, что значит жить по  совести, жить для себя, жить, даря людям добро.

Объяснять конкретный смысл понятий: средства художественной выразительности — олицетворение, эпитет, метафора, сравнение. Находить в тексте средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора. Употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Сравнивать поэтический и прозаический тексты на одну и ту же тему. Сравнивать произведения живописи и литературы.

Выявлять особенности юмористического текста.

Задавать самостоятельно вопросы по тексту; давать оценку вопросов.

Пересказывать тексты подробно и кратко.

Различать жанры художественных произведений: стихотворение, рассказ, сказка.

Определять конкретный смысл  понятий: отзыв на книгу, переводная литература.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Называть изученные произведения А.С. Пушкина.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Чтение

Читать вслух и про себя. Читать по ролям.

Творческая деятельность и развитие речи

Составлять текст по аналогии с данным.

Распределять роли. Инсценировать произведение.

Писать   отзыв  на  книгу. Составлять аннотацию на книгу.

Составлять рассказ по картине; представлять его в группе.

Готовить экскурсию по материалам содержания раздела.

Виды деятельности по жанрам

Стихотворение

Читать наизусть понравившиеся произведения. Выбирать стихи для выразительного чтения.

Рассказ

Характеризовать героев рассказа; называть их качества. Объяснять смысл их поступков.

Научно-познавательная статья

Выбирать из статьи информацию, необходимую для подготовки сообщения по теме.

Сказка

Выявлять особенности литературной сказки.  Характеризовать   героев сказки; называть качества героев сказки. Сравнивать сказки разных писателей. Сочинять сказку по аналогии с авторской сказкой. Выявлять особенности поэтического текста сказки. Составлять собственный текст «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной  сказки.    Определять нравственный смысл сказочного текста. Называть и характеризовать волшебные предметы в сказке. Называть и характеризовать волшебных помощников в сказке.

Пословица

Соотносить содержание текста и пословицу.

Историческая песня

Выявлять особенности исторической песни.

Рефлексия

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.   

                                                                                                                                                                                                                            (3)

Конспект урока литературного чтения

Тема : И. КРЫЛОВ «КВАРТЕТ». ИЛЛЮСТРАЦИЯ  В.СЕРОВА  (3кл)  

Цели деятельности учителя: познакомить с басней И.А.Крылова «Квартет»; формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему; работать над навыком осознанного и выразительного чтения.

Планируемые результаты

предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

личностные: знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.

Тип урока: комбинированный

          Оборудование: Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- С.186-191; Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.; Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2; слайды (карточки) «Портрет басни», «иносказательно».

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: ответы на вопросы

≈5

Речевая разминка

Прочитайте про себя и отгадайте загадки-чистоговорки. Быстро, хорошо артикулируя, повторите чистоговорки (хором, индивидуально):

•Га-га-га, га-га-га -

В ступе - бабушка ... (Яга).

• Га-га-га,га-га-га
           Замела пути ...
(пурга).

-Хотите узнать еще одну смешную историю, описанную в басне?

-А отвечать на трудные вопросы? А думать: я бываю таким?

-А зачем нам это нужно?

-А как будем работать?

Читать, правильно артикулируя.

Определять цели и пути их достижения.

П: осмысленно читают текст

Р: принимают и со храняют уч задачу

22.

 Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: заполнение таблицы

Словес.: ответы на вопросы

Наглядный: рассматривание иллюстрации

Практический: слушание и чтение Т

Практический: работа со словарем

Практический: выборочное чтение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 4

≈2

≈3

≈4

≈1

Повторение изученного

- Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с басней. Покажите, какие особенности басни вы уже знаете, заполним вместе пропуски. (На доске/ слайде- запись).

Портрет басни:

а) басня - … произведение;

б) главный художественный прием - …;

в) воспитывает на …примере;

г) состоит из двух частей: сюжета и ….

- Прочитайте на доске фамилию автора и название басни. (И.А.Крылов «Квартет»). Басня называется «Квартет». Что  такое «квартет»? О чем будет басня?

- Посмотрите на иллюстрацию (с.29). Она что-то подсказывает? Выскажите свои предположения. Давайте их проверим.

Изучение нового материала.

Первичное знакомство с текстом.

Учитель выразительно читает басню.

-Оправдались ли наши предположения?

-Прочитайте басню, подумайте, какие слова, кроме выделенных, вам непонятны.

Словарная работа.

-Найдите в Толковом словаре и зачитайте значение  слов «бас», «альт», «прима», «втора» («Русский язык» Ч.2). Как эти слова связаны с названием басни?

Чтение и первичный анализ.

Частичный анализ языковых особенностей.

-Что смешного в этой басне с самого начала? (Состав-звери не обладают музыкальными способностями.)

  •  Как это обыграл автор? Что значит: «дерут, а толку нет»?
  •  Какими словами он передает желание зверей сыграть квартет? (Затеяли.) Что за этим словом?
  •  Какими глаголами И. А. Крылов передает их игру? (Ударили в смычки, дерут.) О чем это говорит?
  •  А как сами звери относятся к тому, что они собираются делать? («Пленять своим искусством свет», «...запляшут лес и горы».)

Физминутка

Определять конкретный смысл понятий.

Определять смысл названия произведения.

Предполагать

Слушать чтение.

Читать вслух и про себя.

Работать со словарем.

Выявлять особенности юмористического произведения.

Объяснять используемые в тексте выражения.

Выполнять двигательные упражнения.

Р: принимают и со храняют уч задачу

П: осуществляют подвед под понятие

П: строят речевое высказывание

П: строят речевое высказывание

П: осмысленно читают текст

П: строят речевое высказывание

33.

Решение частных задач на основе анализа текста

Словес.: ответы на вопросы

Практический: выразительное чтение и анализ Т

Практический: анализ выраз. чтения  

Словес.: обобщение

Наглядный: рассматривание иллюстраций

Словес.: монологические высказывания уч-ся.

≈12

≈3

≈3

≈3

Повторное чтение и углубленный анализ.

Анализ образов и подготовка к выразительному чтению.

  •  Что вы можете сказать о характерах персонажей басни?
  •  Почему первой кричит Мартышка? Опишите ее характер. Прочитайте ее слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа.
  •  Кто выразительно прочитает вслух?
  •  Проанализируй свое чтение.
  •  Чем смешон Осел? Какой он нашел секрет? Прав ли Осел? Прочитайте выразительно его слова друг другу в парах, передавая характер, и оцените чтение своего соседа.
  •  Кто выразительно прочитает вслух?
  •  Проанализируй свое чтение.
  •  Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая музыка у них получится?
  •  Прочитайте еще раз первые 10строчек басни.
  •  Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям. Зачитайте.
  •  Верит ли баснописец, что у них что-то получится?
  •  Только ли к музыке относится этот вывод?
  •  Каким вам представляется рассказчик?
  •  Как надо читать эту часть текста? Подготовьтесь к выразительному чтению выбранного вами отрывка.
  •  Кто выразительно прочитает вслух?
  •  Оцените выразительность чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

  •  А как вы сами определите смысл этой басни? О чем она?
  •  Правильно, под животными-музыкантами И.А. Крылов иносказательно (карточка) подразумевает хвастливых и неумелых людей. Прочитайте толкование на доске (Иносказание -художественный прием изображения какого-либо качества человека через образы животных.) Прочитаем слово хором с ударением и как в речи.
  •  Перечитайте текст еще раз. Кто из героев басни  произносит мораль? (Соловей.)
  •  Зачитайте мораль вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему? (Да, он среди героев настоящий музыкант-певец.)
  •  Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным? (Они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; находят смешной выход: пересаживаются.)

- Какая причина вызывает веселый смех, а какая – горький, грустный смех? (Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои не понимают,  что это занятие требует  таланта и умения. А вторая причина вызывает веселый смех, так как пересаживание выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть.)

Работа с пословицами (синтез).

- Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают ее комический смысл: то, чти герои издают ужасные звуки и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица может быть использована в качестве морили к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький  смысл: герои не понимают,  что надо учиться.  Четвертая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идет о таких качествах, которые не зависят от человека.)

Работа с иллюстрацией (синтез).

- Рассмотрите иллюстрацию В. Серова к басне «Квартет». Какой момент басни изобразил художник?

-  Рассмотрите и опишите каждого героя.

 (Звери сели в ряд и прилежно играют, Мартышка -дирижер стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осел с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка  усиленно «перепиливает» контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козел сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от тех звуков, которые слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок, и создается впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создается  комичное.)

-Прилетел ли уже Соловей?

-Найдите крошечный треугольничек в правой части картины – изображение соловья, напоминание о том, что музыкальный талант - это удел далеко не всякого.

Характеризовать героев

Читать выразительно.

Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.

Проводить самоанализ.

Читать выборочно.

Работать самостоятельно

Проводить анализ чтения.

Читать выразительно.

Объяснять  смысл басни.  

Отвечать на вопросы.

Сопоставлять тексты разных жанров.

Рассматривать картину, описывать объекты картины.

Сопоставлять текст и картину.

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

П: осмысленно читают худож Т

К: контролируют действия партнера

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают худож Т

П: осуществляют синтез

П: строят речевое высказывание

П: строят рассужд

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

П: строят речевое высказывание

44.

Рефлексия

Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

≈5

А. Предметная

  •  Вернемся к вопросам об особенностях басни. Заполним все пропуски (а) художественное; б) иносказание; в) отрицательном;  г) морали).
  •  Как в этой басне выражена главная мысль, мораль?
  •  А как вы поняли суть морали? (Важно не сидеть по-особому, но и иметь способности и  уметь игратъ.)

-Так о чем же эта басня, кого она высмеивает? (Она разоблачает хвастливых, берущихся не за свое дело.)

- А люди бывают такими?

Б. Деятельностная

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

В.Эмоциональная

-Что понравилось на уроке?

-Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе?

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассужд

Р: осуществляют итоговый контроль


Список литературы

  1.  Литературное чтение: 3кл.: поурочные по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2012.- 359с.
  2.  Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ Н.А.Чуракова.-М.: Академкнига/ Учебник, 2011.-Ч.2.
  3.  «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4кл. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Авт. Петерсон Л.Г. и др.-М.: Просвещение, 2011.
  4.  Примерные программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности: 1-4 кл.: В 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова.-М.: Академкнига/Учебник, 2011.-Ч. 1: 240с. (Проект «Перспективная начальная школа»).
  5.  Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2011.
  6.  Русский язык. 2класс: система уроков по учебнику Н.А.Чураковой/ авт.-сост. Н.В. Лободина.-Волгоград: Учитель, 2013.-426с. С.207-210.
  7.  Чуракова Н.А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч.- М.: Академкнига/ Учебник, 2010.-Ч.2,3.

44


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79923. Початкова школо, прощавай! 60 KB
  Свято відбувається у шкільній залі. Учні четвертих класів вишикувались біля актової зали. Звучить запис фанфар. На середину зали вибігають глашатаї: 1-й глашатай: Слухайте! Слухайте! 2-й глашатай: І не кажіть, що ви не чули! 1-й глашатай: І не кажіть, що ви не бачили!
79924. Обряд щедрування «Маланка та Василь» 57 KB
  Ознайомити школярів з культурною спадщиною рідного краю, традиціями, звичками, обрядами. Формувати пізнавальний інтерес учнів. Сприяти розвиткові творчих здібностей дітей, бажанню примножувати родинні традиції. Виховувати любов до народної творчості, прагнення вивчати й зберігати народні скарби...
79926. Ток-шоу «Твоє життя – твій вибір» 70 KB
  Ведуча Вітаю всіх присутніх і зацікавлених в проблемі що обговорюватиметься сьогодні. В зеленому секторі – їхні опоненти які вважають що алкоголь тютюн і наркотики неприємлимі в будьякій кількості за будьяких обставин ведуча представляє учасників та проблеми над якими вони працювали.
79927. Тренинг личностного роста «Я – реальный» и «Я - идеальный» 56 KB
  Цель. Помочь участникам тренинга лучше узнать себя, осознать важность позитивного принятия своего «Я», свои сильные стороны, способствовать развитию чувства собственного достоинства, умений и навыков делать самоанализ, преодолевать психологические барьеры, мешающие полноценному самовыражению.
79928. Славу человеку создает труд 44 KB
  Дом не построить без топора. Стену не покрасить без кисти. Дорогу в заснеженной тайге не проложить без могучего бульдозера. И всё-таки не одно дело не обходиться без умелых и крепких рабочих рук. Игла лишь тогда заскользит по шитью, когда она в руках мастерицы.
79929. Комбіновані роботи. Конструювання найпростіших виробів, іграшок за допомогою засвоєних раніше технологій аплікації. Практична робота: виготовлення аплікації «Великодній кошик» 37.5 KB
  Мета. Розповісти про звичаї та обряди святкування Великодня, навчити виготовляти аплікацію з паперу на картоні, гармонійно підбирати кольори, розвивати уяву, фантазію, виховувати старанність, акуратність, любов і повагу до праці, до народних традицій.
79930. Робота з природним матеріалом. Аплікація із засушеного листя 34 KB
  Мета: навчити милуватися красою довкілля, вміти образно уявляти листочок; розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси, сприяти розширенню кругозору дітей; виховувати почуття відповідальності, любов до природи.
79931. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 85 KB
  Обязательства представляют собой типичные относительные правоотношения. Поскольку обязательства оформляют процесс товарообмена они относятся к группе имущественных отношений неимущественного характера которые не могут обретать форму обязательств. Например невозможно существование обязательства по защите чести и достоинства гражданина или выдаче патента. Участники обязательства именуются кредитором или верителем crego верю и должником.