54350

Методика организации инновационной деятельности в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...

Русский

2014-03-12

142.5 KB

24 чел.

Методика организации инновационной деятельности в школе

(из опыта работы Гвардейского УВК)

Н.Г. Шараевская, Е.В. Кульчейко заместители директора по НМР

Гвардейский УВК, Симферопольский район, Крым

Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда.

Марк Твен

Чаще всего любая инновация вызывает бурю отрицательных эмоций

          «Всё новое – хорошо забытое старое»

« Я всю жизнь учу детей без компьютеров – и что? Инновации пусть касается чего угодно – образование будет традиционным!»

«Со мной у вас ничего не выйдет! Я честно работала всю жизнь и выпустила хороших детей!» 

Исторически все новое и неизвестное всегда вызывало у людей тревогу и страх. Инновации, затрагивающие образ жизни, интересы и привычки людей, могут вызывать у них болезненные явления. Это обусловлено блокированием жизненных потребностей в безопасности, защищенности, самоутверждении, комфорте и др.

Антиинновационный барьер — понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями учителя, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит.

Как его преодолеть?- главная проблема руководителя инновационного проекта. На практике доказано, что проект возможно осуществить, если в нём принимают участие не меньше ¼ части коллектива, поэтому необходимо

1. Формирование мотивации к инновационной деятельностью. Всем известно, что существуют внутренние и внешние мотивы. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди коллег. Мотив придает смысл деятельности для человека. К успеху приводит совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего значения ценностных ориентаций, как отдельных педагогов, так и педагогического коллектива. Причём внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми. Проведение диагностики: «Изучение мотивов трудового поведения», «Ваш творческий потенциал», «Личностные ориентации педагога», «Готовность педагога к работе в инновационном режиме», наблюдения за работой учителя, индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76%  педагогов нашей школы в участии в инновационной деятельности.

Участие в инновационной деятельности учителями нашего УВК воспринимается:

  •  как возможность участия в формировании гуманистической личности ученика                  17%
  •  как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.                                24%
  •  как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;                14%
  •  как выполнение своего профессионального долга;                                                                     32%
  •  как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;                                                                                                13%

Давайте вспомним, что же такое инновационная деятельность? В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. Значит, инновационная деятельность – это такая деятельность, в процессе которой создаётся новый продукт…

Какой же новый продукт создаёт учитель, школа?

В связи с переменами, происходящими в общественной, политической, экономической сферах жизни нашего общества,  формируется  новый социальный заказ на выпускника школы.

На основе инновационной педагогической деятельности осуществляется  сложный процесс перехода от парадигмы знаниево-просветительской к гуманистической системы образования. В связи с этим в инновационной педагогической деятельности приоритет смещается, прежде всего, на функцию воспитания. А так как, хочется нам или нет, ценностные ориентиры изменились,   надо  изменять  и развивать формы, методы, технологии учебно-воспитательного процеса. Выделяют два типа инновационных процессов в области образования:

Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований.

Коллектив нашего УВК всегда находился в творческом поиске новых методов роботы с детьми и родителями. Третья часть коллектива – это, как говорят психологи, «горящие сердца», как правило, они, являясь свидетелями чьего-либо интересного начинания, которое вызывает восторг "Ух ты, как работают!", пытаются поддержать пример, проверить его эффективность, внести коррективы. Так порождается потребность в апробации новшества,  в общении с себе подобными. Это очень интересно, успехи вызывают эмоциональный подъем, желание работать. Так мы осваивали многие технологии:

  •  Здоровьесберегающие технологи
  •  Система инновационной оценки Портфолио
  •  «Соревнование с самим собой»
  •  Технология критического мышления
  •  Исследовательские, проектный методы обучения
  •  Технология использования в обучении игровых методов
  •  Проблемное обучение
  •  ЛО обучение
  •  Дифференцированное обучение
  •  Развивающее обучение
  •  Обучение в сотрудничестве
  •  Информационно-коммуникативные

Второй тип нововведений — инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно-культивируемой междисциплинарной деятельности коллектива.

Остановимся  более подробно на втором типе нововведений, т.к. у нас есть опыт  во всеукраинском эксперименте «Школа здоровья как центр формирования физического и духовного здоровья учащихся, педагогов и родителей в условиях сельской местности», который длился с 2003 по 2008 год. В результате отработана модель общеобразовательного учебного заведения «Школа содействию здоровью» и её учебно-методическое обеспечение. (Приказ Министерства образования и науки Украины от 25.05.08г. № 471: «…о завершении опытно-экспериментальной работы вГгвардейском УВК»

Результаты мониторинга дают основание сделать выводы о том, что в учебном заведении создана модель «Школы здоровья», где ребёнку  обеспечивается возможность овладеть:

  •  психологической культурой: умением управлять своими чувствами, желаниями, понимать своё внутреннее состояние и состоянием других людей;
  •  физической культурой: умением управлять своим телом, двигательной активностью, правильно питаться, отдыхать;
  •  интеллектуальной культурой: совершенствовать креативные способности, развивать интеллект, критически и творчески мыслить;
  •  духовной культурой: усвоить нормы морали, духовности, определить жизненные ценности и идеалы, стремиться жить в соответствии с ними;
  •  социальной культурой: умение адаптироваться в социальной сфере, налаживать межличностные отношения, решать проблемы.

Для создание условий к инновационной деятельности учителей ещё необходимо и

2. Грамотное управление инновационной деятельностью, т.к. очень важно, когда непосредственные руководители, администраторы осознают значимость нововведений и рассматривают управление как фактор 1) социально-профессиональной поддержки, 2) стимулирования и 3) мотивации педагогической деятельности, направленной на воспроизводство инновационной культуры. Директор УВК, в союзе с администрацией,  обладая способностью предвидеть проблемы, смогли убедить и организовать весь коллектив на активное участие в инновационной деятельности. В результате выработана определенная структура научно-методической и инновационной деятельности.

Школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое. Если говорить о педагогической системе инновационной школы, то большую роль здесь играют и процессы диагностики, различные виды мониторинга, целеполагания, анализа и самоанализа, разработка образовательной программы и различных комплексно-целевых подпрограмм, структура управления, выработка локальных управленческих решений.

Нужно отметить, что в соединении с личностно-ориентированной парадигмой в педагогическом менеджменте усиливается личностная составляющая, повышается роль таких активных форм целеполагания и планирования деятельности, как мозговые штурмы, дискуссии, дебаты, круглые столы. Важно обеспечить участие каждого педагога в управлении школой, поэтому в Годовом плане УВК есть раздел «Организация непрерывного образования педагогических кадров. Методическая и инновационная работа», который включает такие главы, как

  1.  Обеспечение управления научно-методической работой УВК.
  2.  Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений ОЭ и инновационной работы УВК
  3.  Информационное обеспечение образовательного процесса
  4.  Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам
  5.  Обеспечение условий для изучения, обобщения и расширения передового опыты
  6.  Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы через внутришкольный контроль, издаются приказы, например:
  •   Август
  •  Об организации методической и инновационной работы в 20.. -20..  учебном году
  •   Сентябрь
  •  Об организации непрерывного образования педагогических кадров в межкурсовой период
  •  Об организации работы разноуровневых групп
  •  О проведении декады предметной кафедры и др.

В настоящее время управление инновационной деятельностью осуществляется методическим советом УВК, который работает над темой «Развитие творческого коллектива, работающего в инновационном режиме по модернизации образования».

Для продуктивной инновационной деятельности необходима продуманная работа с педагогическими кадрами. В УВК организованы Разноуровневые группы педагогов:

  •  Школа становления профессиональной компетентности учителя Цель: оказать помощь учителю в успешном решении профессиональных проблем
  •  Школа развитие профессиональной компетентности учителя Цель: вооружить учителя знанием современной теории обучения, практическими приёмами инновационной деятельности, навыками моделирования нетрадиционных типов уроков.
  •  Школа развития исследовательской компетентности учителя. Цель: формировать, развивать и воспитывать культуру интеллектуального труда, способствуя внедрению исследовательских методов обучения.

Уже несколько лет в УВК работает ПДС: «Педагогическое мастерство как фактор повышения профессиональной компетентности учителя», с целью изучить теоретические основы развития профессиональной компетентности учителя; разработать критерии профессиональной компетентности учителя; обучить педагогическому  проектированию, конструированию и реализации живого урока.

Важным является и индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование Выбор темы определяется  уровнем владения учителем научно-теоретической подготовки и практическими умениями, навыками, необходимыми в педагогической деятельности, вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, а так же анализом, выводами контроля над деятельностью педагогов.

ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

В организации методического процесса:

  •  свободная индивидуальная методическая деятельность педагогов;
  •  интерактивные формы методического обучения;
  •  сочетание индивидуальной, групповой и коллективной методической деятельности;
  •  управленческое консультирование.

В содержании методического образования педагогов:

  •  научно-методические,   практические, дидактические   материалы
    в помощь педагогам;
  •  программа развития ОУ, программа ОЭР и НМР и др.

Во взаимодействии педагога и администрации школы:

  •  совместные тренинги;
  •  делегирование управленческих полномочий педагогам-мастерам;
  •  гуманистическая позиция руководителей всех уровней и др.

3. Организация учебно-воспитательного процесса - этап осуществления замыслов. Очень ответственный и нелегкий. Встречаемые трудности кажутся временными и имеющими причину, конечно же, в сопротивлении "непонимающих консерваторов" новым идеям. Труд. Труд тяжелый, кропотливый, часто совершенно не творческий. Понимание того, что для эффективного развития системы необходима и какая-то ее стабильность. Однако, нам есть, чем гордиться. Это Инновационные формы методического обеспечения УВП:

  •  Калейдоскоп урока
  •  Мастер-класс
  •  Научно-практическая конференция
  •  Педагогические чтения
  •  Творческие лаборатории
  •  Методические декады
  •  Педагогические дебаты

Обеспечение дифференцированного, личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе способствовало развитию системы допрофильного и профильного обучения в школе, которое организовано по двум направлениям: филологическом и информационно-технологическом, осуществляется по государственным и авторским программам. Мониторинг эффективности обучения в профильных классах показал, что уровень учебных достижений повысился по всем профильным предметам: алгебра на 25%;  информатика на 12%, украинская литература на 33%, украинский язык на 30%, английский язык на 10%.

Информация о возможных идеях развития школы составляет инновационный банк идей, разработок, технологий и т. п. Педагогическим коллективом нашей гимназии проведён анализ собственной инновационной деятельности и сформирован банк инноваций.

Уровень

организационной

структуры

Тема инновационной

деятельности

Инновационный

продукт

Руководитель

Уровень

администрации

Уровень

предметных кафедр

Уровень учителей и классных руководителей

Каждый педагог, занимающийся инновационной деятельностью, заполняет «Информационную карту о внедрении педагогической инновации».

Название инновации ________________

Цель ____________________________

Ожидаемые результаты _____________

Текущий этап развития _____________

Руководитель _____________________

Этапы инновационной деятельности

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Предполагаемый результат

1.Предварительный этап

1.1.

Выявление нерешённых проблем, выбор темы постановка целей и задач исследования, формирование гипотезы исследования

2. Деятельностный этап

2.1.

Изучение теоретического материала по проблеме

Составление списка необходимой литературы

2.2.

Ознакомление с опытом работы иных образовательных учреждений и педагогических объединений по обозначенной и смежной проблематике

Составление  представления об опыте коллег

2.3.

Составление индивидуального плана работы

индивидуальный план работы

2.4.

Проведение работы в процессе преподавания предмета

Конспекты уроков

Результаты деятельности учащихся

2.5.

Мониторинг промежуточных результатов удовлетворенности участников образовательного процесса

Корректировка планов, анкеты для учителей и учащихся

3.Рефлексивно-аналитический этап:

3.1.

Выработка критериев

Критерии результативности нововведения

3.2.

Подготовка методических рекомендации по использованию и распространению опыта работы

Сборник методических рекомендаций учителям предметникам

3.3.

Публичное представление результатов деятельности на заседании кафедры.

Сборник тезисов выступлений учителей

3.4.

Отслеживания результатов работы

Аналитический отчет

3.5.

Подготовка материалов по итогам работы  к публикации в научно-методических изданиях

Публикации собственного опыта

4. Отслеживание результативности. Все направления методической и инновационной работы строятся на основе системного мониторинга, проводимого научно-методическими лабораториями (НМЛ): диагностической и исследовательской. Именно благодаря деятельности этих лабораторий педагогические работники УВК более активно вовлекаются в самообразовательную, исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по вопросам дальнейшего совершенствования образовательного процесса с использованием инновационных методик и информационных технологий; созданию условий для творческого самовыражения педагогов, образовательной среды в личностно – ориентированном образовании, в том числе для  реализации государственной программы  по работе с одарённой молодёжью; внедрения здоровьесберегающих педтехнологий, развитию мотивационной сферы личности гимназистов; способности  их к самообразованию,  самореализации и социализации.

5. Рефлексия является необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности как познание и анализ учителем явлений собственного сознания и деятельности (взгляд на собственную мысль и действия со стороны). Итоги своей работы подводим в виде

  •  Пресс-конференции по итогам экспериментальной деятельности
  •  Защиты проекта «Моя педагогическая философия»
  •  Презентации индивидуальных и групповых программ обучения и воспитания
  •  Фестиваль педагогических идей
  •  Научно-практическая конференция
  •  Актуальное интервью с победителем конкурса «Учитель года»
  •  «Портфель достижений учителя»
  •  «Дневник классного руководителя»

6. Распространение опыта работы Если всё получилось, хочется поделиться с колегами. Учителя нашего УВК известны в районе, республике, Украине как творчески широко нестандартно мыслящие люди, стремящиеся к самосовершенствованию. Вот только некоторые мероприятия, участниками которых были наши педагоги в этом учебном году

  •  Стерхова А.А., Кульчейко Е.В. Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения (из опыта работы Гвардейского УВК) Научно-практическая конференция работников образования Симферопольского района
  •  Кульчейко Е.В. Итоги экспериментальной деятельности УВК. Отчётная встреча руководителей экспериментальных учебных заведений АРК
  •  Головко Л.И. Оценка учебников укр. литературы, 9кл МОНУ   Экспертная оценка; 1 раз в месяц КРИППО, курсы повышения квалификации “Инновационные   технологии в реализации ЛО обучения”
  •  Шараевская Н.Г. Итоги работы УВК по внедрению программы «Школа здоровья как центр формирования физического, психического и духовного здоровья в условиях сельской местности». Семинар Всеукраинского уровня
  •  Казаева М.С., Шараевская Н.Г. Семинар “Использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе по физике и астрономии”
  •  Гаврилюк Н.Л. Районный семинар-практикум “Работа над проектом”
  •  Струнина З.В. Районный мастер-класс «О работе Евроклубов» Апробация материала социокультурной компетенции
  •  Казакевич Н.И. Научно-практический семинар «Интерактивные методы и приёмы повышения эффективности уроков географии и основ экономических знаний. Активизация познавательной деятельности учащихся.»
  •  Исаева Н.Н. Победитель конкурса «Учитель года» в номинации «Самый классный классный»

Конечно, всё это и многое другое возможно при условии  материально-технического обеспечения, однако за 6 лет работы «Школы здоровья» никаких поощрений (на уровне Украины, Крыма, района) педагоги УВК не получали. И по сей день проект работает на одном энтузиазме.

Научный сотрудник лаборатории педагогических инноваций института педагогики АПН Украины Вера ЧУДАКОВА исследовала мотивы, которые побуждают учителя к инновационной деятельности, факторы, которые влияют на это, преграды и сложности, возникающие при внедрении инноваций. Результаты ее работы продемонстрировали, что в большинстве своем учителя не столько беспокоятся о материальных прибылях от своей инновационной деятельности, сколько об общественно-моральном признании своей работы и уменьшении для них почасовой недельной нагрузки для освобождения времени для творчества. Однако исследования показали, что больше половины тех, кто занялся инновационной деятельностью, вынуждены были ее прекратить из-за недостатка материальных средств. 

PAGE  8


Общая культура

отовность к семейной жизни

Социально-философское мировоззрение

Естественнонаучное мировоззрение

Потребности и умения творческой деятельности

Готовность к дальнейшему обучению

Готовность к производительному труду

Социальный заказ

на выпускника


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8419. Зіставлення художнього відтворення зради у творах О. Кобилянської та Л. Костенко про народну поетесу-співачку 70.72 KB
  Цей аспект кохання постійно хвилює людські душі, не лишає байдужою жодну людину. Звісно, що й у літературі тема любові та зради – чи не найпоширеніша та найблагодатніша для творчого вияву митця.
8420. Проектирование экологически чистого технологического процесса изготовления фланца 6Р13РФ3.64.203 1.4 MB
  Введение Главным средством интенсификации производства любого назначения является парк машин, которым располагает государство. Прогресс в развитии общества предопределяется техническим уровнем применяемых машин. Их создание, то есть конструирование ...
8421. Разработка технологического процесса восстановления блока цилиндров двигателя ЗМЗ-53-11 (ЗМЗ-53) с применением прогрессивных форм и методов организации авторемонтного производства 241 KB
  Введение Ремонт автомобилей является объективной необходимостью, которая обусловлена техническими и экономическими причинами. Во-первых, потребность народного хозяйства в автомобилях частично удовлетворяется путем эксплуатации отремонтированных а...
8422. Проектирование привода главного движения токарно-винторезного станка 268.5 KB
  Проектирование привода главного движения токарно-винторезного станка Оглавление Оглавление Выбор прототипа станка. Кинематический расчет привода. Построение структурной сетки и графика частот вращения. Расчет чисел зубьев в групповых передачах...
8423. Проект здания механосборочного цеха среднего машиностроения сельскохозяйственной продукции 96.97 KB
  ВВЕДЕНИЕ Проект здания механосборочного цеха среднего машиностроения (с/х машины) выполнен на основании задания, выданного кафедрой строительных конструкций. Цех включает в себя следующие отделения и участки: Механическая обработка Токар...
8424. Судовые навигационные радиолокационные станции 10.4 MB
  Судовые навигационные радиолокационные станции Пособие содержит описание состава комплекта, эксплуатационно-технических характеристик, устройства, функциональных схем, правил эксплуатации судовых навигационных радиолокационных станций типа Донец-2...
8425. Технологический процесс обработки детали типа Корпус 1.53 MB
  Аннотация. В данном проекте рассмотрен один из возможных технологических процессов обработки детали типа Корпус, разработан технологический процесс для выполнения на металлорежущих станках, выбран вид заготовки и метод её получения, рассчитаны припу...
8426. Електричні фільтри 1.3 MB
  Мета: Дослідити засобами компютерного моделювання: Методики розрахунку електричних LC-фільтрів Частотні характеристики електричних LC-фільтрів Методики вимірювання параметрів частотних характеристик Вплив параметрів ...
8427. Стандартная библиотека шаблонов 146.5 KB
  Стандартная библиотека шаблонов 1. Цель работы Освоить технологию обобщенного программирования с использованием библиотеки стандартных шаблонов (STL) языка C++. 2. Темы для предварительной проработки Классы. Наследование. 3. Задание для ...