54362

Мифы Древней Греции. Верования древних греков

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их с Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих мифов, отражении в них представлений греков об окружающем их мире; стимулировать познавательный процесс, развивать коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе; воспитывать у учащихся инициативность в построении совместной учебной деятельности; формировать умение работать в группе.

Русский

2014-03-12

40 KB

6 чел.

Тема:  Мифы Древней Греции. Верования древних греков.

Цель: расширить кругозор учащихся; познакомить их  с  Грецией; рассказать о возникновении древнегреческих  мифов,  отражении в них представлений греков об окружающем их мире;

стимулировать познавательный процесс, развивать  коммуникативные способности учащихся; раскрыть потенциальные возможности детей; развивать творческие способности и интерес к литературе;

воспитывать у учащихся инициативность   в построении совместной учебной деятельности;  формировать умение работать в группе.

Оборудование. Карта Древней Греции, репродукции картин П.Рубенса «Персей и Андромеда», Ван-Дейка «Марс и Венера», М.Врубеля «Пан», Пуссена «Эхо и Нарцисс», Мифологический словарь. Книга для учащихся.– М: Просвещение, 1993;

Ход урока

I.Сообщение целей и задач урока. Ожидаемые результаты.  

II.Работа над темой урока.

Cлово учителя.

Миф – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид УНТ. Миф отражает стремление людей уяснить смысл и причины наблюдаемых явлений (войны, смерти, стихийных бедствий) и в то же время беспомощность перед этими явлениями. Поскольку древний человек не отделял себя от природной и социальной сферы, весь мир осознавался им как живой организм. Сегодня мы познакомимся с мифами Древней Греции, которые легли в основу общечеловеческой культуры.

Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной  и человека также о происхождении солнца, луны, звезд; мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия).

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) - совокупность мифов. Также мифология – это наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание, распространение).

Чтобы лучше узнать жизнь древних греков, отправимся в экскурсию вместе с нашими гидами.

III.Экскурсия по Древней Греции. (учащиеся выступают с заранее подготовленными докладами).

География Древней Греции - Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим, на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

Природные условия - Горные цепи делят Грецию на множество узких и изолированных долин с выходом к морю. Здесь мало обширных плодородных равнин, если не считать Лаконии, Беотии, Фессалии и на Эвбее. В древнегреческий период три четверти территории составляли пастбища и только одна восьмая была занята пашней. Богатством и разнообразием отличался как растительный (дуб, дикий орех, кипарис, каштан, пихта, ель, мирт, лавр, олеандр и пр.), так и животный мир (медведи, волки, лисы, вепри, кабаны, лани, олени, косули, зайцы; в древние времена львы), но особенно много давало море. Недра таили значительные залежи полезных ископаемых, прежде всего железа, а также серебра, меди, золота, свинца, белого мрамора, темно-синей глины.

Учитель. Как же дошли до нас мифы древних греков? Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Их создавали бродячие певцы – аэды, странствующие от одного поселения к другому и останавливающиеся в домах вождей племен. Они декламировали гимны и песни в честь богов, аккомпанируя себе на кифаре.

IV.Давайте обсудим. Миф очень похож на сказку, давайте попробуем найти отличия между ними. Учащиеся заполняют таблицу.

Миф

Сказка

Боги и герои – основные действующие лица

Простые люди, животные

Объяснительная функция

Развлекательная, поучительная

Воспринимается как реальность

Воспринимается как выдумка

Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Сейчас мы познакомимся с основными богами, обитавшими на Олимпе.

V. Работа в группах.  Класс разбивается на группы. Каждая группа получает конверт с именем древнегреческого бога и готовит рассказ о его деяниях, составляет простой план, рисует иллюстрации. По ходу выступлений учащихся на доске заполняется таблица.

Имя древнегреческого бога

Имя в римской мифологии

Покровителем чего является бог

Атрибут

Выступления оценивает экспертная группа по пунктам:

- логичность, последовательность пересказа;

- грамотность речи;

- близость лексики пересказа к тексту мифа.

  Учитель. Жители Древней Греции воплотили свои мечты и надежды в столь совершенных мифах, что они живут уже много веков,  кочуют из произведения в произведение, воплощаются в слове, бронзе, мраморе – в произведениях различных видов искусства.

Домашнее задание. Написать отзыв об одном из подвигов Геракла и нарисовать иллюстрацию к нему.

Список использованной литературы.

1.А.Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции – М, 1957.

2.Макаренко Л.А. Литература. 6 класс. – Харьков: Веста: Издательство   «Ранок», 2007.  

3.Тимофеев Л.И., Тураева С.В. Краткий словарь литературоведческих    терминов. – М.: Просвещение,1985.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75212. КУЛЬТУРА США В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКОВ 16.1 KB
  Период развития американской культуры между Гражданской и первой мировой войной отличался напряженностью. Писатели архитекторы и художники XIX в. Одна из самых значительных фигур в американской литературе XIX века Марк Твен выдающийся сатирик мастер как реалистической прозы Приключения Тома Сойера Приключения Гекльберри Финна.
75213. Национальный язык. Формы его существования и образования 34 KB
  Национальный язык. Формы его существования и образования Национальный язык это важнейшая форма. Каждый национальный язык состоит из основной его части литературного языка и развитых диалектов. Диалекты: Территориальные на определенной территории могли стать национальными языками как провансальский язык на юге Франции.
75214. КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США 19.68 KB
  КУЛЬТУРА И НАУКА США ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА И КУЛЬТУРА США После Второй мировой войны центр мирового искусства переместился из Парижа в НьюЙорк. Кино главный вид искусства и всей культуры США. Классическая музыка в США находится на высоком уровне.
75215. Образование английского национального языка 37.5 KB
  Fisk fisker рыба древне-английский Sun sunner сын К концу X века господство было преодолено образовались Уэссекские королевства. К концу средне-английского периода начало XV века грамматический строй сильно изменился. С конца XV века образование раннего ново-английского языка XVI конец XVII первые десятилетия XVIII. К концу XV века появляются первые типографии.
75217. Понятие литературного языка 36 KB
  Понятие литературного языка Литературный язык играет очень важную роль. Это нормированный язык. Свойства: Нормированность Поливалентность многофункциональность Общеобязательность Стилистическая дифференцированность Функциональная дифференцированность Носит наддиалектный характер носители диалектов понимают этот язык. Например койне может использоваться носителями разных диалектов Имеет свою письменность Норма может быть различной в разные периоды существования языка.
75219. Язык как предмет языкознания. Язык и речь 21.65 KB
  Определений языка очень много. Самое известное дал Ферденанд де Соссюр(швейцарский лингвист): Язык — это система произвольных знаков.