54373

Культура Киевской Руси

Доклад

Культурология и искусствоведение

Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен

Русский

2014-04-02

24.76 KB

0 чел.

Культура Киевской Руси.

В IХ в. происходит объединение двух славянских центров (Киев и Новгород) в единое государство – Киев­скую Русь со столицей в Киеве.

Первые киевские князья (Олег, Игорь, Святослав, Владимир, Ярослав) стремились расширить территорию государства за счет присоединения не вошедших в состав Киевской Руси славянских племен (Олег покоряет древлян, северян, радимичей; Игорь – уличей, тиверцев, еще раз древлян, которые отпали после смерти Олега; Святослав – вятичей); освободиться от внешней зависимости (борьба с печенегами, хазарами, экспансией Византии, начало борьбы с половцами); установить внешнеэкономические связи (походы на Византию).

Киевская Русь представляла собой раннефеодальную монархию во главе с Великим князем, который раздавал своим родственникам и приближенным в управление крупнейшие центры (волости). Князья же, будучи временными управителями не были заинтересованы в укреплении и усилении возглавляемых ими территорий.

Бояре и князья владели вотчинами (отчина, т.е. отцовское владение; земля, передававшаяся по наследству). Однако верховным собственником земли оставалось государство, феодальное землевладение развивалось медленно в отличие от «классических» западных образцов. Главная причина заключалась в том, что основной доход феодалов составляла дань, которой облагались дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг). Иногда князья превышали размер дани, за что князь Игорь, например, поплатился жизнью и последовала жестокая месть его жены – княгини Ольги. Наверное, не случайно, именно Ольга отменила «полюдье» (поход за сбором дани) и установила «уроки» – определенный размер дани.

Собранной данью Великий князь расплачивался с боярами, дружинниками, церковью. Складывается централизованная форма распределения материальных благ. При условии слабо развитой частной собственности, смещении акцента не в сторону производства, а в сторону распределения, не могли должным образом развиваться и товарно-денежные отношения. Разумеется самым выгодным (и в политическом и экономическом смысле) становится Киевский стол, что стало причиной нескончаемых междоусобиц.

Основную массу населения, конечно, составляли крестьяне (смерды). При чем, на Руси долго сохранялось значительное число общинников, которые зависели только от Великого князя, платили ему установленную дань и, следовательно, были больше заинтересованы в результатах своего труда, чем вотчинные крестьяне (закупы, рядовичи), оказавшиеся в более тяжелом положении. В вотчинах были и рабы (холопы и челядь), лишенные каких-либо прав. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Ярко наметившаяся тенденция к усилению феодального гнета приводит к массовым народным выступлениям, которые прокатились по Киевской Руси во второй половине ХI в.

Основными центрами экономического и культурного развития по-прежнему остаются города. С созданием единого государства, усилением внешнеэкономических связей быстрыми темпами развивается ремесленное производство. Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

Ювелирные изделия украшались перегородчатой эмалью. Мастера использовали яркие краски, умело подбирали цвета. В рисунках прослеживались мифологические языческие сюжеты и образы, которые особенно часто использовались в прикладном искусстве. Их можно увидеть на резной деревянной мебели, домашней утвари, расшитых золотом тканях, в резных костяных изделиях, известных в Западной Европе под названием «резьба тавров», «резьба русов».

Наибольшего расцвета Киевская Русь достигает в конце Х – первой половине IХ в. при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Владимир проводит две религиозные реформы. Сначала Великий князь попытался объединить страну на основе старых языческих верований. По его приказу в Киеве на горе поставили деревянную статую Перуна с серебряной головой и золотыми усами, изображения Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Однако попытка Владимира превратить язычество в государственную религию не удалась. Многие предпочитали оставаться верными старым богам. К тому же, развитые державы, по-прежнему, воспринимали языческую Русь как варварскую страну.

Одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития стало принятие христианства в православном варианте (вторая религиозная реформа). В 988 г. Владимир крестился сам и приступил к крещению Руси, что укрепляло государственную власть и территориальное единство государства, поставило его вровень с другими христианскими странами, связи с которыми значительно расширились, сыграло большую роль в развитии русской культуры.

Православие внесло серьезные корректировки в общественное сознание. Окружающий мир, устройство человеческого общества объявлялись как раз и навсегда богоустановленный порядок (в том числе и земное материальное и социальное неравенство, и, вообще, думать нужно было не о земном, а о небесном). Уже при Ярославе Мудром населению начали внушать, что власть Великого князя – от бога (поэтому помещено изображение княжеской семьи в Софийском соборе).

Простому человеку в этой иерархии ценностей отводилась самая нижняя ступень. Он – «тварь», творение божье. Христианство отменяет дикие языческие традиции – жертвоприношения, сожжение, месть за убийство сородича и т.п. Предлагаются новые морально-нравственные нормы, среди которых главная – любовь к ближнему. На первое место христианская церковь поставила любовь к богу, любовь человека ради человека полностью исключалась. В основу новой веры был положен страх, страх перед богом, который все видит, за все спросит.

Христианские идеи глубоко проникают в народное сознание. В тоже время, Киевская Русь воспринимала новшества избирательно. Был отвергнут византийский аскетизм, требование абсолютной подчиненности богу и правителю, славяне сумели сохранить свою относительную свободу. Закономерно, что православие этого периода называли «оптимистичным», Владимира Крестителя – «ласковым князем», «красным солнышком». Это было время двоеверия, когда древние языческие традиции довольно мирно уживались с новой верой.

Основные тенденции в литературе и искусстве. Закономерно, что развитие всей средневековой (до начала ХVI в.) культуры шло под знаком христианской веры. Православие, пришедшее из Византии, принесло с собой высочайшие достижения греческих мастеров. Однако, новое органично соединялось со старыми русскими традициями, лучшие из которых бережно сохранялись. «Влияния на Руси имели особенность, – отмечает П.А. Раппопорт, – они были избирательными. Принимали лишь то, что соответствовало социальному уровню и эстетическим представлениям страны».

Древнерусское государство впервые начинает чеканить монету. На лицевой стороне и златника и серебреника изображен Великий князь Владимир с венцом, украшенным шестью крупными жемчужинами; над венцом – три жемчужины, образующие крест, правая рука держит длинный крест, а слева Владимир приказал поместить родовой знак Рюриковичей – языческий трезубец. Сразу после принятия христианства на обратной стороне монет появляется поясное изображение Христа, в левой руке – евангелие. Вскоре вместо священного облика стали чеканить трезубец, но в него ввели новый элемент – крест.

Христианство послужило мощным катализатором развития русской культуры, однако, она во всем сохраняет свою самобытность. Высокого уровня культура Руси достигла уже в XI веке и до начала татаро-монгольского нашествия была не ниже, чем в других христианских западноевропейских странах.

Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности у древних славян появились еще во времена язычества. Однако только в IX в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из македонского города Солуни (солунские братья). Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.

При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги.

Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.

Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строительства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность претензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге императора Константина, объявившего христианство государственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских проповедников и не видел чудес, совершаемых «именем Христовым». Илларион подводит слушателей к выводу о необходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был существенно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В начале XII века киевский монах Нестор закончил «Повесть временных лет», которая имела пространное название «Се повести времяньих лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». В нее вошли устные предания и письменные Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно, являлся образованным человеком, он знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений. Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает историю Руси, происхождение письменности, религии, показывает круг знаний русичей, их представление о мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

В Киево-Печерской лавре хранится реконструированный скульптурный портрет Нестора, выполненный учениками Герасимова. В последние годы жизни летописец был худощав, среднего роста, с высоким лбом, длинными спадающими на плечи волосами. Велика благодарность потомков этому выдающемуся деятелю древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников, но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал первые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.

Таким образом, изначально на Руси складывается литература самых разнообразных жанров. Это были исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты. В XI–XIII веках в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот наименований, при этом численность населения не превышала 7 млн. человек. Среди популярных сочинений были книги, уходящие своими истоками в дохристианскую эпоху: записи народных примет, рецепты врачевания, былины, сказания, где упоминались языческие боги.

Устное народное творчество. В собственно славянских книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А. Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

Таким образом, многочисленные восточнославянские племена образовали единое древнерусское государство. Огромное влияние на жизнь страны оказали реформы князя Владимира. Была создана своеобразная высокая культура, которая органично сочетала христианские идеи и древние славянские традиции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31188. Морские и сейсмические косы и набортные сейсморазведочные станции 31.5 KB
  Морские сейсмические косы предназначены для приема сейсмических колебаний регистрирующей аппаратурой расположенной на геофизическом судне. По существу цифровые сейсмические косы это морской аналог совокупности полевых сейсморегистрирующих моделей телеметрической системы сбора информации. В настоящее время на большинстве геофизических судов используются цифровые сейсмические косы.
31189. Обобщенная структура телеметрических станций 54.5 KB
  Вспомогательное оборудование станции служит для установки параметров ПО технического обслуживания и текущего ремонта всей системы и состоит из тестирующего устройства полевых модулей и модуля контроля линейной расстановки а также диагностического и ремонтного комплексов осциллографа и зарядного устройства. К блоку управления станцией всегда подключается ограниченное число линейных интерфейсных модулей.Этот модуль всегда выполняет следующие функции: осуществляет самотестирование и диагностику; присваивает адреса полевым коммутационным и...
31190. Общая характеристика современных систем наблюдений 32.5 KB
  Поэтому на начальном этапе применения трехмерных систем наблюдений широкое распространение получили такие упрощенные системы наблюдения которые позволяли в реальных условиях того времени выполнять Сейсморазведочные работы по технологии 30. По мере накопления опыта работ с такими системами и получения признания их высокой результативности были предложены и приняты к опробованию достаточно сложные регулярные системы наблюдений. В настоящее время регулярные площадные системы наблюдений достаточно высокой сложности являются приоритетными в...
31191. Общая характеристика систем наблюдений 36 KB
  Взаимное расположение пунктов возбуждения ПВ и пунктов приема ПП сейсмических волн в изучаемой среде принято называть системой наблюдений. Последовательность взаимного перемещения ПВ и ПП на поверхности наблюдений называют технологией наблюдений. В зависимости от структуры формы и взаимного расположения линий пунктов возбуждения ЛПВ и линий пунктов приема ЛПП сейсмических волн различают точечные профильные и пространственные системы наблюдений.
31192. Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D 48 KB
  Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних глубинных точек. В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и или источников Мешбей 1985; Потапов 1987. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений использующие крестовые...
31193. Основы методики и технологии работ методом общей глубинной точки 35.5 KB
  Метод общей глубинной точки как уже говорилось был предложен в 1950 г. С каждой трассой связаны три координаты профиля: пункта возбуждения s пункта приема r и средней точки m. Кроме того для ряда задач удобно и полезно рассматривать расстояния h от средней точки до источника или приемника.
31194. Принцип цифровой магнитной записи 30 KB
  При таком виде представления для записи конкретного числа необходимо фиксировать в строго конкретном месте только числа а.нуль или единица и одно число нуль или единица для характеристики знака числа. EXP0NENT 0FRCTION где SIGN численное значение двоичного разряда определяющее знак числа для положительного числа SIGN=0 для отрицательного числа SIGN=1; FRCTION мантисса двоичного числа представляющая собой последовательность нулей и единиц чисел а начиная с первого слева ненулевого значения; EXPONENT показатель степени 2...
31195. Принципы квантования сигналов по времени амплитуде 36 KB
  Точность представления аналоговых сигналов в дискретной форме тем выше чем меньше интервал квантования. В теории передачи информации для обоснования выбора шага квантования аналоговых сигналов обычно используют теорему В.5 fmx где fmx максимальная частота спектра сигналов.