54386

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков

Доклад

Культурология и искусствоведение

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Русский

2014-04-02

17.12 KB

60 чел.

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков.

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Здесь на первый план выходит проблема анропогенизации. Техногенная цивилизация создаёт иную среду, новый искусственный мир, в котором осуществляется насилие над естественным способом бытия человека. Главными тенденциями являются некрофилизация сознания, отсутствие рефлексии, подавление и затухание эмоций человека. Каждодневное погружение в виртуальное пространство (общение в формате социальных сетей, увлечение компьютерными играми и т.д.) приводит к подмене истинных переживаний человека.

Уже в конце XIX в. актуализировались вопросы соотношения массовой культуры и элитарной, толпы и массы. Ещё Г. Лебон отмечал, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . На пороге третьего тысячелетия массовизация стала одной из основных проблем в культуре. С каждым днем ослабевает и размывается в современном обществе статус культурной и высокообразованной личности, личность упрощается, индивидуальность поглощается, исчезает неповторимость человека. Наблюдается великое «шествие из тысячи «знаменитостей» (А. Тоффлер), которые так стремятся быть непохожими друг на друга, что именно эта характеристика их объединяет в массу.

Бесконечные слоганы рекламы о неповторимости и уникальности личности, во-первых, приводят к нивелировке самого понятия личности, во-вторых, через них тиражируются и навязываются нормы, которые соответствуют вкусу и уровню развития среднего, массового человека. Представленные безграничные возможности в различных сферах жизнедеятельности не используются человеком, даже теми людьми, которые имеют высокий потенциал и желают его реализовать. В результате рождается чувство ущербности, пессимизма, безысходности, пограничного состояния, депрессии.

Важной проблемой для осмысления является тенденция релятивизации, которая становится преобладающей в нашей культуре. Происходит членение мироцелостности, появляется фрагментарность, разорванность, доминирует мозаичность, детальность (особенно ощущается в художественной культуре постмодернизма, изобилующей парафразами, цитатами, фрагментами). Под влиянием развития науно-технического прогресса, в естественнонаучной картине все реже ставится вопрос о гармоничности человека, целостности мироздания и Вселенной.

Существует проблема маргинализации, в которую погружено мировое сообщество. В настоящее время человек находится на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывает влияние противоречащих друг другу норм, ценностей, что приводит в дальнейшем к неприятию другой культуры, к невозможности адаптации. Отсюда возникает проблема социокультурной неполноценности, формируется ощущение потери культурной идентичности: состояние человека становится пограничным, деклассированным и культурно дезориентированным, а его сознание – разорванным, фрагментарным. Человек, имея возможность бывать во всем мире, реализоваться в любой точке земного шара, теряется и становится вечным странником- маргиналом.

Сегодня проблема глобализации стала одной из самых обсуждаемых в контексте мирового развития. Именно в связи с ней возникли противоречия: гомогенности и разделенности мира, универсализации и фрагментаризации, стандартизации в экономическом, политическом, социальном и культурном планах и т.д. Глобализация – процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим, возникает опасность унификации неповторимых национальных культур и возникновение монокультурного мира, кризис идентичности, изменений соотношения между народной, элитарной и массовой культурой (естественно в сторону доминирования последней), появление воинствующего национализма, религиозного фундаментализма, закрепление экономического, политического и культурного неравенства. Положительным моментом здесь может быть увеличение поля для культурного диалога и полилога, взаимообогащение культур, возникновение и распространение культурных ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25997. Картина мира: мифологическая, религиозная, философская, научная 28.61 KB
  Картина мира: мифологическая религиозная философская научная 1.Мифологическая картина мира Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм суть которого состояла в выяснении природы мира происхождения рода различных природных и социальных явлений.Таким образом мифология это целостное миропонимание в котором различные...
25998. Философия и медицина 15.18 KB
  Чаадаев о России Петр Яковлевич [27. Высочайшим повелением Чаадаев Петр Яковлевич был объявлен сумасшедшим. Написанная Чаадаев Петр Яковлевич в ответ на обвинения в недостатке патриотизма Апология сумасшедшего 1837 где Чаадаев Петр Яковлевич говоря о России утверждал что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка.227 при жизни Чаадаев Петр Яковлевич Напечатана не была.
25999. Философские традиции Древней Индии. Веды 30.37 KB
  Содержанием философии в Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем как место и назначение человека в системе окружающего бытия природа внешнего мира и человека характер его жизни и психики границы и возможности его познавательных способностей нормы его поведения и т. Не удивительно поэтому что при таком отношении господствующей в Упанишадах религиозноидеалистической философии к оппозиционным ей учениям последние получили здесь крайне скупое освещение: чаще всего они представлены лишь в виде простого упоминания без...
26000. Буддизм: религия и философия 19.58 KB
  Основатель буддизма индийский принц Сиддхартха Гаутама получивший впоследствии имя Будды что значит пробуждённый просветлённый а также ШакьяМуни что значит мудрец из рода Шакьи. Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке €œтройной корзине€ своде произведений основанных на откровениях Будды. Душа распадается по учению Буддизма на отдельные элементы сканды но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность необходимо чтобы сканды соединились тем образом как они были соединены в прежнем...
26001. Особенности древнекитайской философии. Конфуцианство 34.09 KB
  Философия Бакунина Михаил Александрович [1830. В эти годы Бакунин Михаил Александрович последователь философии И. В Берлинском университете Бакунин Михаил Александрович слушал лекции К. В Цюрихе Бакунин Михаил Александрович познакомился с В.
26002. Натурфилософия Древней Греции. Сущность материализма 29.47 KB
  Жан Жак Руссо .В любом из произведений Руссо непрестанно звучат четыре лейтмотива: культ личности чувствительность культ природы и ощущение социальной несправедливости. Эти Руссо замечает что жизнь человека в этом лучшем из миров не соответствует его подлинной сущности что человек не таков каким он должен быть согласно своей истинной природе но и представляется не тем что он есть на самом деле люди не решаются показаться тем что они есть стало выгоднее притворяться не таким каков ты есть на самом деле. Чем больше накапливаем...
26003. СМО с бесконечной очередью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 23.44 KB
  СМО с бесконечной очередью для пуассоновских потоков. Из СМО с очередью конечной длины можно получить СМО с неограниченной очередью если устремить. Рассмотрим частный случай одноканальной системы с бесконечной очередью
26004. СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 30.06 KB
  СМО с бесконечной очередью для произвольных потоков. Рассмотрим случай который можно интерпретировать либо как наличие немедленного обслуживающего прибора интенсивность обслуживания которого растет линейно с ростом числа ожидающих требований либо как систему в которой всегда найдется новый обслуживающий прибор доступный каждому вновь поступающему требованию. СМО типа М М ∞ с бесконечным числом обслуживающих приборов Переходя к равенству: Получаем: Можно выписать искомые решения для pk и N: Условие эргодичности в данном случае также...
26005. СМО с бесконечной очередью и частичной взаимопомощью для пуассоновских потоков. Граф, система уравнений, расчетные соотношения 60.64 KB
  СМО типа М М m Переходя к решению для pk в соответствии с равенством: Видим что это решение должно быть разбито на две части так как зависимость k от k также имеет две части. Соответственно при k≤m: Аналогично при k≥m: Объединяя результаты получим: Где: Теперь с помощью: Можно выписать решение для p0: И следовательно: Вероятность того что поступающее требование окажется в очереди задается равенством: Таким образом:.