54386

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков

Доклад

Культурология и искусствоведение

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Русский

2014-04-02

17.12 KB

57 чел.

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков.

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Здесь на первый план выходит проблема анропогенизации. Техногенная цивилизация создаёт иную среду, новый искусственный мир, в котором осуществляется насилие над естественным способом бытия человека. Главными тенденциями являются некрофилизация сознания, отсутствие рефлексии, подавление и затухание эмоций человека. Каждодневное погружение в виртуальное пространство (общение в формате социальных сетей, увлечение компьютерными играми и т.д.) приводит к подмене истинных переживаний человека.

Уже в конце XIX в. актуализировались вопросы соотношения массовой культуры и элитарной, толпы и массы. Ещё Г. Лебон отмечал, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . На пороге третьего тысячелетия массовизация стала одной из основных проблем в культуре. С каждым днем ослабевает и размывается в современном обществе статус культурной и высокообразованной личности, личность упрощается, индивидуальность поглощается, исчезает неповторимость человека. Наблюдается великое «шествие из тысячи «знаменитостей» (А. Тоффлер), которые так стремятся быть непохожими друг на друга, что именно эта характеристика их объединяет в массу.

Бесконечные слоганы рекламы о неповторимости и уникальности личности, во-первых, приводят к нивелировке самого понятия личности, во-вторых, через них тиражируются и навязываются нормы, которые соответствуют вкусу и уровню развития среднего, массового человека. Представленные безграничные возможности в различных сферах жизнедеятельности не используются человеком, даже теми людьми, которые имеют высокий потенциал и желают его реализовать. В результате рождается чувство ущербности, пессимизма, безысходности, пограничного состояния, депрессии.

Важной проблемой для осмысления является тенденция релятивизации, которая становится преобладающей в нашей культуре. Происходит членение мироцелостности, появляется фрагментарность, разорванность, доминирует мозаичность, детальность (особенно ощущается в художественной культуре постмодернизма, изобилующей парафразами, цитатами, фрагментами). Под влиянием развития науно-технического прогресса, в естественнонаучной картине все реже ставится вопрос о гармоничности человека, целостности мироздания и Вселенной.

Существует проблема маргинализации, в которую погружено мировое сообщество. В настоящее время человек находится на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывает влияние противоречащих друг другу норм, ценностей, что приводит в дальнейшем к неприятию другой культуры, к невозможности адаптации. Отсюда возникает проблема социокультурной неполноценности, формируется ощущение потери культурной идентичности: состояние человека становится пограничным, деклассированным и культурно дезориентированным, а его сознание – разорванным, фрагментарным. Человек, имея возможность бывать во всем мире, реализоваться в любой точке земного шара, теряется и становится вечным странником- маргиналом.

Сегодня проблема глобализации стала одной из самых обсуждаемых в контексте мирового развития. Именно в связи с ней возникли противоречия: гомогенности и разделенности мира, универсализации и фрагментаризации, стандартизации в экономическом, политическом, социальном и культурном планах и т.д. Глобализация – процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим, возникает опасность унификации неповторимых национальных культур и возникновение монокультурного мира, кризис идентичности, изменений соотношения между народной, элитарной и массовой культурой (естественно в сторону доминирования последней), появление воинствующего национализма, религиозного фундаментализма, закрепление экономического, политического и культурного неравенства. Положительным моментом здесь может быть увеличение поля для культурного диалога и полилога, взаимообогащение культур, возникновение и распространение культурных ценностей.