54386

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков

Доклад

Культурология и искусствоведение

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Русский

2014-04-02

17.12 KB

64 чел.

Основные тенденции развития мировой культуры на рубеже XX - XXI веков.

Анализируя произошедшие исторические события, развитие научно-технического прогресса, панораму художественной культуры, следует выделить основные тенденции и проблемы развития мировой культуры ХХ-XXI вв.

Здесь на первый план выходит проблема анропогенизации. Техногенная цивилизация создаёт иную среду, новый искусственный мир, в котором осуществляется насилие над естественным способом бытия человека. Главными тенденциями являются некрофилизация сознания, отсутствие рефлексии, подавление и затухание эмоций человека. Каждодневное погружение в виртуальное пространство (общение в формате социальных сетей, увлечение компьютерными играми и т.д.) приводит к подмене истинных переживаний человека.

Уже в конце XIX в. актуализировались вопросы соотношения массовой культуры и элитарной, толпы и массы. Ещё Г. Лебон отмечал, что «главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы» . На пороге третьего тысячелетия массовизация стала одной из основных проблем в культуре. С каждым днем ослабевает и размывается в современном обществе статус культурной и высокообразованной личности, личность упрощается, индивидуальность поглощается, исчезает неповторимость человека. Наблюдается великое «шествие из тысячи «знаменитостей» (А. Тоффлер), которые так стремятся быть непохожими друг на друга, что именно эта характеристика их объединяет в массу.

Бесконечные слоганы рекламы о неповторимости и уникальности личности, во-первых, приводят к нивелировке самого понятия личности, во-вторых, через них тиражируются и навязываются нормы, которые соответствуют вкусу и уровню развития среднего, массового человека. Представленные безграничные возможности в различных сферах жизнедеятельности не используются человеком, даже теми людьми, которые имеют высокий потенциал и желают его реализовать. В результате рождается чувство ущербности, пессимизма, безысходности, пограничного состояния, депрессии.

Важной проблемой для осмысления является тенденция релятивизации, которая становится преобладающей в нашей культуре. Происходит членение мироцелостности, появляется фрагментарность, разорванность, доминирует мозаичность, детальность (особенно ощущается в художественной культуре постмодернизма, изобилующей парафразами, цитатами, фрагментами). Под влиянием развития науно-технического прогресса, в естественнонаучной картине все реже ставится вопрос о гармоничности человека, целостности мироздания и Вселенной.

Существует проблема маргинализации, в которую погружено мировое сообщество. В настоящее время человек находится на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывает влияние противоречащих друг другу норм, ценностей, что приводит в дальнейшем к неприятию другой культуры, к невозможности адаптации. Отсюда возникает проблема социокультурной неполноценности, формируется ощущение потери культурной идентичности: состояние человека становится пограничным, деклассированным и культурно дезориентированным, а его сознание – разорванным, фрагментарным. Человек, имея возможность бывать во всем мире, реализоваться в любой точке земного шара, теряется и становится вечным странником- маргиналом.

Сегодня проблема глобализации стала одной из самых обсуждаемых в контексте мирового развития. Именно в связи с ней возникли противоречия: гомогенности и разделенности мира, универсализации и фрагментаризации, стандартизации в экономическом, политическом, социальном и культурном планах и т.д. Глобализация – процесс всемирной политической, экономической и культурной интеграции, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества. В связи с этим, возникает опасность унификации неповторимых национальных культур и возникновение монокультурного мира, кризис идентичности, изменений соотношения между народной, элитарной и массовой культурой (естественно в сторону доминирования последней), появление воинствующего национализма, религиозного фундаментализма, закрепление экономического, политического и культурного неравенства. Положительным моментом здесь может быть увеличение поля для культурного диалога и полилога, взаимообогащение культур, возникновение и распространение культурных ценностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54471. Використання та розробка мультимедійних ресурсів для навчання школярів 118 KB
  Тому зробимо спробу розібратися в тому що представляє собою урок з використанням мультимедійних засобів навчання та як можна залучити учнів до створення мультимедійних ресурсів сучасного уроку мови та літератури. Розпочинаються вони з того що зміст мультимедійного уроку припускає наявність певного пакету: мультимедійну презентацію; сценарій уроку що деталізує виведення та шляхи реалізації навчальних завдань опис технологічних прийомів; наявність відповідного до уроку дидактичного матеріалу; контрольновимірювальні матеріали що...
54472. Музыка в баснях 47 KB
  Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...
54473. Музыка и искусство слова 113 KB
  Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...
54474. Могут ли музыка и литература жить друг без друга? 42 KB
  Цели: направить деятельность учащихся на обобщение представления о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой их взаимовлиянии и взаимодополнении; содействовать развитию представления школьников о специфике музыкально-образного отражения мира; способствовать формированию интонационно-слухового опыта учащихся развитию вокально-хоровых навыков; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся как составляющей духовной культуры; продолжить использовать...
54475. Музыка в рассказах 136 KB
  Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.
54476. Музыка звучит в сказках 235.5 KB
  Цели: организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы Музыка в литературных произведениях; помочь учащимся на примере украинской народной сказки подчеркнуть позитивную роль музыки как носителя добра счастья и справедливости в литературных сюжетах; содействовать осмыслению учащихся музыкального образа в литературе в частности в сказках; содействовать развитию у учащихся образного восприятия самостоятельного мышления умения слышать и выделять главное. Музыкальный материал: Б.
54477. Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсовЭкономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов 41.11 KB
  Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ
54478. Сценарий химико-биологического вечера. «По следом трех мушкетеров» 37.53 KB
  Итак, представляем трех мушкетеров. Перед вами Портос - чрезвычайно увлечен биологией... в гастрономическом аспекте; химию знает исключительно на примере процессов пищеварения. Арамис - крупный специалист по тонкому анализу ароматических соединений
54479. Music… Music… Music… 37 KB
  Rock’n’roll is a style of music that was popular in 1950s but is still played now, which has a strong loud beat, repeats a few simple phrases and is usually played on electrical instruments. It was first made popular by Bill Halley and Elvis Presley.