54420

Тип Молюски

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...

Русский

2014-03-13

377 KB

1 чел.

                                   План-конспект

                          підсумкового уроку з теми:

                                  «Тип Молюски»

                                                                          Виконавець:  Коптелова Т.П.

                                                                                                 учитель біології

                                                                                    Донецького  ліцею№30

                                                                          

Донецьк-2011


Урок в технологиях  интерактивного обучения предусматривает постоянное общение. Оно входит в состав индивидуальной или групповой практической деятельности, которые не могут осуществляться без разностороннего обмена мыслями и информацией.

Урок способствует развитию инициативы, независимости, самодисциплине, сотрудничеству с другими учащимися. В работу на уроке вовлекаются в разной степени все учащиеся. Такой урок должен пробуждать у учащихся интерес и мотивацию, научить самостоятельному мышлению и действиям.

Рефлексия как один из важнейших интерактивных приемов, используемых в конце урока, способствует выражению чувств, мыслей учащихся по поводу полученного опыта, знаний и т.д.
Тема урока
: Тип Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.

Цель урока: Обобщить и систематизировать  знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни, их значении в экосистемах и для человека ;

Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать, сравнивать, логически мыслить, делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к природе, развивать экологическое мышление; формировать культуру общения, поддерживать психологический микроклимат доверия, толерантного отношения друг к другу.

Задачи урока: Завершить изучение темы «Моллюски», продолжить формирование основных компетентностей: познавательной, социальной, поликультурной, саморазвития и самообразования, продуктивной творческой деятельности.

Учащиеся должны знать: Общие признаки организмов типа Моллюски,; особенности строения в  связи с образом жизни; значение моллюсков в экосистемах и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: Различать представителей разных классов моллюсков; сравнивать организацию представителей разных классов моллюсков; сравнивать организацию моллюсков и червей.

Тип урока: Системно-обобщающий.

Оборудование: Таблицы: «Брюхоногие моллюски», «Двустворчатые моллюски», «Головоногие моллюски»; влажные препараты: «Беззубка»,

« Прудовик»; дидактический материал: фотографии и рисунки представителей разных классов  типа Моллюски.

Методы обучения: интерактивные

                       Структура урока, формы и методы работы.

І.І. Организация класса, настрой на позитив.

Предложить учащимся улыбнуться и одним словом высказать друг другу пожелания, начиная словами: « Я желаю тебе…» (добра, здоровья, удачи и др.), одновременно передавая мягкую игрушку «осьминог»

І.2. Мотивация учебной деятельности, постановка дидактических целей и задач урока.

Учитель: Удивителен и разнообразен мир моллюсков, которых мы изучали на прошлых уроках, но я уверена, что на сегодняшнем уроке, для вас, ребята, откроются новые тайны их жизни. Как вы думаете, ребята, если урок обобщающий, чем мы будем  сегодня заниматься? (ребята высказываются). После обобщения записывается тема, оглашаются цели и задачи урока.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Мы изучили представителей разных классов типа Моллюски, но прежде, чем они появятся на экране, прошу принять участие в конкурсе знатоков. Используется методический прием- Портрет.

Портрет№1

1. Имеет 10 щупалец, два из них длиннее, чем другие.

2. Морской житель, имеет тело, похожее на ракету.

3. Он развивает скорость до 70км/час.

( класс Головоногие, кальмар)

Портрет№2

1. Живут в воде, но дышат воздухом при помощи «легкого».

2. Житель пресного  водоема, имеет ассиметричное строение.

3. Раковина закручена конусовидной, острой на конце спиралью.

( класс Брюхоногие, прудовик)

Портрет№3

1. Личинка жителя, вышедшая из яйца, паразитирует на рыбах.

2. Раковина состоит из двух боковых створок.

3. Житель пресноводного водоема, не имеет головы.

(класс Двустворчатые, беззубка)

Чем раньше отгадан представитель и класс, тем больше баллов за ответ.

На экране появляются изображения представителей этих классов.

2.Кроссворд

Цель: Обобщить и систематизировать знания об особенностях строения моллюсков.

Возможны разные варианты:

1. Разгадай кроссворд, заполнив пропущенные клетки.

2. Сформулируй вопросы к словам, которые могут раздаваться учащимся в заполненном кроссворде.

3. Отгадать ключевое слово и раскрыть смысл понятия.

                                      М А Н Т И Я

                                                        Р А К О В  И Н А

                                          П А Р Е Н Х И М А

                                                   А Р Т Е Р И И

                                          Л Е Г К И Е

                                               Д Р Е Й С С Е Н А

                                                    В Е Н Ы

                                                      Ж А Б Р Ы

               Д В У С Т О Р О Н Н Я Я

                                                            П Р Е Д С Е Р Д И Е

                                                        П О Ч К И

                                                    Ж Е Л У Д О Ч Е К

                                                      В Т О Р И Ч Н А Я

                                                              С Е Р Д Ц Е

                                                     А Р Т Е Р И А Л Ь Н А Я

                                     Щ У П А Л Ь Ц А

1. Складка кожи, окружающая с боков туловище моллюсков

2. Защитное образование, окружающее тело моллюсков

3. Рыхлая соединительная ткань, окружающая  тело моллюсков , заполняя промежутки между органами

4.  Кровеносные сосуды, по которым кровь поступает от сердца

5. Органы дыхания сухопутных моллюсков

6.  Моллюск, который неподвижно прикрепляется клейкими нитями к подводным предметам

7. Кровеносные сосуды, по которым кровь поступает к сердцу

8. Органы дыхания водных моллюсков

9. Симметрия тела моллюсков

10. Камера сердца, из которой кровь поступает в желудочки

11. Органы выделения моллюсков

12. Камера сердца, из которой кровь поступает в артерии

13. Полость тела, характерная для моллюсков

14. Органы кровеносной системы моллюсков

15. Кровь, насыщенная кислородом

16. Видоизмененная нога у головоногих моллюсков

3. Биологические гонки

Цель: Систематизация  и обобщение знаний об особенностях организации моллюсков разных классов.

Под порядковыми номерами приведены разные сведения о моллюсках, необходимо подобрать ответ в виде цифрового кода. Оценивание: учитывается время и качество выполнения.

1. Тело мягкое, имеет мантию.

2. Снаружи тело защищено двустворчатой раковиной.

3. Наружной раковины нет, есть только ее остатки, расположенные под кожей.

4. Раковина цельная, имеет у большинства представителей вид башенки.

5. Передвигаются с помощью мускулистой ноги

6. Характерен реактивный способ передвижения.

7. Имеет отделы тела: голова, туловище, нога.

8. Голова отсутствует.

9. Нога видоизменена в щупальце и воронку

10. Питается органическими веществами, взвешенными в воде, микроорганизмами.

11. Имеет вводной и выводной сифон.

12. Питается водными растениями с помощью терки

13. Хищники, питаются рыбой, крабами моллюсками.

14.Дышит растворенным в воде кислородом, проникающим через жабры.

15. Дышит атмосферным воздухом через легкое.

16. Кровеносная система незамкнутая.

17. Кровеносная система замкнутая.

18. Органы выделения-почки.

19. Нервная система состоит из нескольких пар узлов, соединенных перемычками.

20. Обладает сложным поведением, может строить домик из камней.

21. Нервные клетки не образуют узлов, они лишь соприкасаются между собой длинными отростками.

22. Органы зрения отсутствуют.

23. Глаза крупные, по строению напоминают глаза рыб, птиц, млекопитающих.

24. Сердце у большинства двухкамерное.

25. Представителям этого класса является рапана,  живущая в фауне Украины.

26. У представителей этого класса хорошо развиты слюнные железы.

27. Большинство представителей этого класса может образовывать жемчуг.

Взаимопроверка , оценивание (4 правильных ответа-1 балл)

Брюхоногие: 1,4,5,7,12,15,16,18,19,24,25,26

Двустворчатые: 1,2,5,8,10,11,14,16,18,19,22,27

Головоногие: 1,3,6,9,13,14,16,18,19,20,23,26

4. Игра-«Поиск»: кто первым выполнит задание, получает приз.

Впишите в вертикальные ряды 11 слов , имеющих специальное значение

К

О

З

Б

Д

С

У

К

Б

У

Р

Р

П

Н

У

И

Т

Ж

Е

У

Т

И

А

А

А

Н

Ч

О

А

Т

С

Р

Ц

Н

Л

К

Т

Ь

Г

С

А

Ы

О

А

1. Механизм для поднятия грузов (кран)

2. Драгоценный камень (опал)

3. Запятая, минус, точка, плюс, а иначе говоря (знак)

4. Стихийное восстание, мятеж (бунт)

5. Дикие птицы, служат предметом охоты (дичь)

6. Большая куча сена( стог)

7. Чувство сильного страха ( ужас)

8. Рыба из семейства лососевых( кета)

9. Женское украшение( бусы)

10. Начало дня (утро)

11. Высокогорное озеро на Кавказе (Рица)

Ответ: Рапана уничтожает устриц

Приз- раковина рапаны

 

Физкультминутка

1. Потереть ладошки – приложить к ушам, потереть ладошки- приложить к глазам.

2. Встать, присесть, встать

3. Потянуться на пальцах ,зевнуть, ударить пятками, сесть.

5. Учитель: у нас в гостях  барон Врунгель. Найди в предложениях биологические ошибки. Если есть, то в чем они заключаются.

Биологические ошибки:

1. Маленьких черно-синих моллюсков мидий употребляют в пищу. Во Франции, Голландии их любят есть сырыми. Особенно вкусна печень мидий.

2. Мидии очень плодовиты, одна особь может оплодотворить 1 млн. яиц. Вышедшим личинкам важно за 2 недели прикрепиться к чему-нибудь, иначе они погибнут. Живут мидии на глубине от 1 до 60м.

3. Устрицы имеют массу до 3кг. Новичкам они кажутся невкусными и неприятными. Да и питательная польза от этого лакомства невелика.

4. Из раковинных моллюсков употребляются в пищу лишь мидии и устрицы.

5. Драгоценный жемчуг, как и раковина моллюсков состоит из извести(углекислый кальций).

6. Кроме употребления в пищу, добычи драгоценных жемчужин  раковины используют для изготовления перламутровых пуговиц и брошей. Для других целей моллюски не используются.

7. У головоногих моллюсков имеется чудо-оружие: чернильная бомба. Она бывает только темного, почти черного цвета.

8. У актиний 8 щупалец, у кальмара 10.

9. Головоногих моллюсков из-за чернильного мешка в пищу не употребляют.

Правильные ответы:

1.Мидии не всегда бывают  маленькими. Например, в морях Дальнего Востока водятся  мидии грайана весом от 700г до 2кг. Едят мидий чаще всего в консервированном виде, а их печень, жабры и желудок вообще несъедобны.

2. Ошибки нет.

3. В устрицах очень много витаминов А и В, присутствуют также  витамины С и Д. А специфический привкус устриц, видимо, зависит от большого количества йода в них.

4. Есть немало и других съедобных моллюсков: виноградная улитка, петушки, морское ушко, морские блюдечки, рапана и др.

5. Ошибки нет.

6. Некоторые двустворчатые моллюски выделяют особое вещество биссус. Особенно крепкие и шелковистые нити (длиной до 30см) образует моллюск пинна, обитающий в Средиземном море и Атлантическом океане. Из этих нитей изготавливали чулки, кружева, перчатки, а в глубокой древности делали особую ткань – виссон.

7. У каракатиц сепиола и гетеротейтис чернильный мешок приобрел способность выпускать светящуюся бомбу. Это свечение обеспечивается светящимися бактериями, живущими в чернильном мешке.

8. Ошибки нет.

9. В странах побережья Средиземного моря головоногие моллюски - одно из излюбленных народных кушаний . Их едят в сыром, сушеном, маринованном , печеном, жареном, вареном виде.

ІІІ. Оценивание  учебных достижений учащихся, комментирование оценок.

IV. Рефлексия

На уроке я …

-узнал…

-понял…

-научился…

Наибольший мой успех-это…

Наибольшую трудность ощущал…

Я не умел, теперь умею…

Я изменил свое отношение…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Было не совсем понятно…

(Заранее написано на ватмане)

V. Домашнее задание

1. уровень: повторить параграф 27-29

2. уровень: повторить параграф 27-29 + выполнить тестовые задания на стр. 146

3. уровень: повторить параграф 27-29 + выполнить тестовые задания на стр. 146 + подобрать занимательные факты о моллюсках.

4. уровень: повторить параграф 27-29 + выполнить творческие задания на выбор: составить тесты, кроссворды, стихи, сказки, ребусы и др.

Литература:

1. Шарко В.Д. Сучасний урок., К.,2007

2. Акимушкин И. Мир животных, Беспозвоночные.,М., «Мысль», 1992

3. Боброва Т.А., Гуфельд И. М., Ботаника. Зоология.М.,1999

4. Акимушкин И.И. Приматы моря. М., «Мысль»,1974

5. Дмитриев Ю. Ця дивовижна наука зоологія., К., « Веселка», 1981

6. Атлас зоології . Видавництво «Ранок» .2005 

7.О. Теннер. Способы защиты у животных.-М.: Мир,1985.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38192. Психологічна боротьба в стародавні часи 162.5 KB
  По правді сказати ми взагалі не можемо вести мову про психологію в сучасному розумінні цього слова оскільки психологія або вивчення душі це відносно нова дисципліна. Психологія вивчення душі це відносно нова дисципліна. Коли я кажу: У мене є душа де знаходиться моя точка свідомості В душі чи в тілі Очевидно в тілі оскільки я кажу: У мене є душа а не У мене є тіло . Для стародавніх народів наприклад для індійців що не існувало душі що служить тілу а існувало тіло яке слугує душі.
38193. Психологічна боротьба на інформаційному рівні 99.5 KB
  Боротьба як правило ведеться у вигляді прихованих цілеспрямованих спеціальним чином організованих інформаційнопсихологічних операцій ІПсО. У широкому розумінні ІПсО – це сплановане використання сучасних форм методів і засобів поширення інформації для здійснення впливу на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони з одночасним захистом власного інформаційного середовища і психологічного стану. Вплив що здійснюється на інформаційне середовище та психологічний стан протидіючої сторони під час ІПсО отримав назву...
38194. Конфлікти рівня інформаційного суспільства 121.5 KB
  Конфлікти рівня інформаційного суспільства Заняття №1: Конфлікти рівня інформаційного суспільства Час: 2 години Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої військової дисципліни відповідальності і цілеспрямованості;...
38195. Проблеми інформаційної безпеки України 161.5 KB
  Бурхливий розвиток інформаційних технологій наприкінці ХХ ст. призвів до зростання відносної важливості окремих аспектів суспільного життя. Внаслідок інформаційної революції основною цінністю для суспільства взагалі й окремої людини зокрема поступово стають інформаційні ресурси
38196. Засновники геополітики 203.5 KB
  Поняття глобального було введено в науковий обіг у другій половині XX століття американським науковцем Т.Левіттом, який охарактеризував ним феномен злиття ринків окремої продукції як нову тенденцію розвитку світової економіки; згодом це явище було інтерпретоване деякими домінуючими світовими силами в дусі ідеології обєднання світу в єдину економічну,
38198. Воєнна політологія як наука 134.5 KB
  Воєнна політика – частина загальної політики певних соціальних сил і спеціально створених ними інститутів влади, що спрямована на підготовку і використання (навмисне або змушене, військове або невійськове) засобів збройного насильства для досягнення тих або інших класових, національних або загальнолюдських інтересів, мети; для ведення війни або протидії.
38199. Аерократія та ефірократія 36.03 KB
  Мондіалістські центри мали своїх кореспондентів і в Москві. Ключовою постаттю був академік Гвішіані, директор Інституту Системних Досліджень, який був чимось подібним до філіалу “Трілатераля”
38200. Міграційні процеси і екологічний імператив як фактор світової політики 27.04 KB
  З врахуванням триваючої тенденції до росту чисельності населення можна припустити можливість своєрідного демографічного «перевантаження» нашої планети...