54426

Владимир Мономах его внутренняя и внешняя политика

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать на примерах его внутренней и внешней политики что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю определять его место в историческом процессе работать с картой анализировать материал делать выводы работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха. ОБОРУДОВАНИЕ: карта портрет Владимира...

Русский

2014-03-13

98.5 KB

11 чел.

ТЕМА: Владимир Мономах его внутренняя и внешняя политика.

ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать, на примерах его внутренней и внешней политики,  что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю, определять его место в историческом процессе, работать с картой, анализировать материал, делать выводы, работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: междоусобные войны, половцы, Владимир Мономах.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта, портрет Владимира Мономаха, карточки с историческими источниками.

ТИП УРОКА: урок усвоения новых знаний.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся смогут:

  •  Назвать даты правления Владимира Мономаха;
  •  Выделить его внутреннюю и внешнюю политику;
  •  Оценить Владимира Мономаха как личность и государственного деятеля;
  •  Доказать, что в период правление Владимира Мономаха Киевская Русь переживала период своего расцвета;
  •  Усовершенствуют навыки работы с историческими источниками, смогут анализировать материал, делать выводы и обобщать.

Структура урока

  1.  Организационный момент.
    1.  Актуализация опорных знаний.
    2.  Мотивация учебной деятельности.
    3.  Изучение нового материала:
  2.  Киевское восстание и приход к власти Владимира Мономаха.
  3.  Внутренняя политика и внешняя политика Мономаха.
  4.  «Поучение» Владимира Мономаха.
    1.  Закрепление новых знаний.
    2.  Итоги урока.
    3.  Домашнее задание.

ХОД УРОКА:

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний:

Блицопрос.

 1. Дайте определение понятия «междоусобные войны».

 2.Кто такие половцы?

4. Назовите князей, которые управляли государством во 2/2 XI -  в начале XIIвеков. Изяслав (ст. сын) – Киев и Новгород;

Святослав – Чернигов;

Всеволод – Переяслав;

Вячеслав – Смоленск;

Игорь – Владимир-Волынский.

5. Что такое «Союз трёх князей»?Как называется такая форма правления?

6. С какой целью был создан «Союз  трёх Ярославовичей»?

7. Что вам известно о событиях 1068г. в Киеве?

8. Какое событие изображено на картине?

         А) Найдите на ней исторические персонажи назовите их.

         Б)Какое событие художник изобразил на картине?

         В) С какой целью собрались участники съезда?

         Г) Какие решения были приняты на этом съезде?

9. С какой целью были созваны последующие съезды князей?

Индивидуальная работа на карточках.

(Вставьте пропуски в тексте.)

  1.  В 1068. Году пришли на Русскую землю чужеземцы, половцы кочевые племена. А Изяслав, и Святослав, и Всеволод вышли один против одного на р. Альту. И когда настала ночь, пошли они друг против друга. И побежали …русские.. князья, и победили …полоцкие..  князья.
    1.  Высшая власть в Киевской Руси принадлежала ______________(князю), их власть была наследственной. Также привилегированным слоем населения были (бояре) ____________, которые происходили из родоплеменной знати и получали землю за службу.  Профессиональными воинами были _____________(дружинники).
      1.  Основой хозяйства Киевской Руси в XXI веках было _____________________(земледелие, скотоводство). Крестьяне стали применять новую технику _____________(плуг, мотыгу), что позволило улучшить обработку земли. Это привело к  __________________  (снижению, увеличению) урожая.

Индивидуальная работа у доски.

  1.  Составьте схему «Принцип престолонаследия  до Ярослава Мудрого и принцип престолонаследия введённый Ярославом Мудрым).

  1.  Назовите «Причины междоусобных воин между сыновьями Ярослава» и «Последствия междоусобных воин между Ярославовичами для Киевской Руси».

               

Работа с персоналиями.

( Учащимся нужно определить о какой исторической личности по отрывку исторического документа)

  1.  «Имя его было известно и прославлено во всей Европе. Все короли стремились жить с ним в мире. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха, вторая дочь была женой норвежского князя; из сыновей один имел жену в Германии, другой греческую царевну. Польские князья обращались к нему за помощью» ( Ярослав Мудрый)
    1.   «Звал тебя народ ласковым,

     Называл также «Солнцем Ясным»,

     Потому что сделал ты край великим,

     А свой люд – богатым и счастливым. (Владимир Великий)

  1.  «Был этот смелый князь-воин,

      Всё в лагере проживал.

      И целую жизнь отважно

      С врагами воевал.

      А на кого шёл войной,

      Так говорил:»Иду на вас!». (Святослав)

4.Сын Ярослава Мудрого, который после смерти отца стал одним из соправителей  Киевской Руси ( правил Переяславским княжеством). После поражения на реке Альте вместе со старшим братом укрылся в Киеве. Междоусобные войны привели его на киевский престол в 1078году. Его жена была внучка византийского императора, поэтому их старший сын получил прозвище прадеда – Мономах. (Всеволод).

5. Этот киевский князь в 1068 году не выдал киевлянам оружие для борьбы с половцами, боясь народного восстания. (Изяслав).

  1.  Мотивация учебной деятельности.

Игра «Дешифровщик» ( на доске зашифровано имя князя,  с деятельностью, которого учащиеся будут знакомится на уроке)

1

АБВ

2

ГДЕЁ

3

ЖЗИЙ

4

КЛМ

5

НОП

6

РСТ

7

УФХЦ

8

ЧЩШЬ

9

ЪЭЮЯ

                                               

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

14123436        4555417

ВОПРОСЫ:

  1.  Что вам известно о Владимире Мономахе из  предыдущего урока?
  2.  Какую политику он проводил, когда был Переяславским князем?
  3.  Какую роль он играл в проведении Любечского съезда?
  4.  Какую роль он играл в борьбе с половцами?

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами выясним, при каких обстоятельствах Владимиру Мономаху удалось придти к  власти в Киевской Руси. Охарактеризуем его внутреннюю и внешнюю политику, определим последствия его деятельности.

  1.  Изучение нового материала:

1. Киевское восстание и приход к власти Владимира Мономаха.

Владимира Мономаха считают великим патриотом государства и активным  защитником Руси  от половцев.

Известный историк Василий Татищев так описал внешний вид князя:

«Он  (Владимир Мономах) был прекрасен лицом, глаза у него были большие, волосы рыжеватые и кудрявые, лоб высокий, борода широкая.  Был не  очень высокий,  но крепкий телом и очень сильный».

ВОПРОС:

  •  Какие, по вашему мнению черты характера были присущи князю как государственному деятелю, полководцу, дипломату?

Самостоятельная работа по заданию.

Определите черты характера князя Владимира Мономаха  по внешности. ( Демонстрация             его портрета).

Сообщение учащегося.

Владимир, сын князя Всеволода, родился в 1053году. Мать его, Мария – гречанка, дочь царя Византийского Константина IX Мономаха. Поэтому и назвали князя Владимира – Мономахом. Княжич родился в Киеве, но уже через год князь Всеволод с семьёй переехал в Переяслав. В этом небольшом городе прошли деистские годы Владимира. Он с детства любил военное дело, поэтому уже в 15 лет принимал участие в первой битве Руси с половцами 1068 года. Владимир стал «мечём» в руках своего отца, потому что Всеволод не любил воевать, а любил читать книги, знал пять иностранных языков.

В  22 года,  правя в Смоленске, Владимир Мономах женился на английской принцессе Гите.

В 1078 году после смерти князя Изяслава Ярославовича  Киевским князем стал Всеволод. Он посадил на Черниговский престол  Владимира, который и стал князем в Чернигове до смерти отца (1093г.). Почти каждый год он организовывал походы против половцев. Став черниговским князем, Владимир вступил в конфликт со своим братом Олегом Святославовичем Тмутараканским.  

После кровопролитных боёв Владимир отдал Чернигов брату как законному наследнику отцовского престола, а сам ушёл в Переславль, где княжил 20 лет, с 1094г. по 1113г.

Рассказ учителя. (работа с картой и атласом).

Именно в этот момент он проявил себя  как умелого воина и полководца. Вместе с князем Святополком Владимир Мономах начал подготовку к борьбе с половцами. С этой целью он созвал съезд князей, на котором было принято решение, предложить мир половцам, который был подписан в городе Сакове в 1101 году. В 1103г.  он собрал силы семи князей, Святополк и Мономах выступили против половцев и получили значительную победу.

На протяжении 1107 – 1111 гг. Владимир Мономах самостоятельно организовал ряд походов на половцев и каждый раз побеждал благодаря таланту полководца. Он  один из первых, кто на Руси  понял преимущества моментального удара, неожиданного обходного манёвра, опирался в походах на боевую дружину. Именно вследствие последнего похода (1111г.)  его войско продвинулось до Грузии.

Эти военные походы  принесли князю славу защитника Русской земли и стали главным достижением Владимира Мономаха перед государством и его народом. С каждым годом возрастал авторитет князя. Именно поэтому и пригласили его на княжеский престол в  Киеве.

Работа с историческим документом.

( учащиеся знакомятся с отрывком исторического документа)

«Утром в 17-й день 1113 года киевляне собрали совет и послали к Владимиру Мономаху с просьбой: «Приди, князь, на престол отцовский… А если не придёшь, так знай, что много зла произойдёт, и не только Путятин двор, или жидов ограбят, но и невестку твою, и бояр, и монастыри». Услышал Владимир и пришёл в Киев. Встретили его с великими почестями. Сел на престоле отца своего…, и все люди были рады, и смуты не стало».

ВОПРОСЫ:

  •  Какие события описываются в документе?
  •  Почему киевляне пригласили на княжение именно Владимира Мономаха?
  •  Как этот документ характеризует князя?

  1.  Внутренняя политика и внешняя политика Мономаха.

(Учащиеся представляют презентацию, по этому вопросу, а остальной класс во время представления презентации заполняет таблицу «Внутренняя и внешняя политика В. Мономаха).

Внутренняя политика

Внешняя политика

Проверка таблицы.

ВОПРОСЫ:

  •  Как личность В. Мономаха повлияла на положение в Киевской Руси?
  •  Что сделал В. Мономах для укрепления Киевской Руси?
  •  Какие памятники права вам  известны?
  •  Кто их авторы?
  •  Мог ли В. Мономах править без законов?
  •  Назовите основные сборники законом, которые были изданы В. Мономахом?

  1.  «Поучение» Владимира Мономаха.

Работа с документом. (стр. 112 учебника)

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте  дел тех, не тяжки ведь они.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".

ВОПРОСЫ:

  •  Что завещал своим детям В. Мономах?
  •  Какое главное качество позволило В. Мономаху остановить междоусобные войны? (сильная воля)
  •  Какими качествами характера хотел В. Мономах чтобы обладали его дети?
  •  Как вы думаете, реально ли было рассчитывать, что наследники В. Мономаха будут следовать его советам?

Слово учителя. Смерть В. Мономаха означала фактический конец единству Киевской Руси, хотя его сыну Мстиславу кое-как и удавалось сдерживать распад Киевского государства, но после его смерти в 1132 году удельные князья окончательно вышли из повиновения великому киевскому князю. И Русь вступила в период раздробленности.

  1.  Закрепление новых знаний.

Игра «Исторические шахматы»

М1 О1  Н   О2  М2  А   Х

 

Вопросы к игре.

1 М1 – Что такое междоусобные войны?

2 М1 – Какое событие стало поводом к восстанию 1113 г.?

3 М1 – Кто принимал участие в восстании?

4 М1 – Какое решение было принято в Киеве на вече?

5 М1 – Что такое «вече»?

6 М1 – приз дополнительный 1 бал.

1 О1 – Кто и кому сказал такие слова: «Если не придёшь в Киев, то нападут на невестку твою и на бояр, и на монастыри»?

2 О1 – Назовите года княжения В. Мономаха.

3 О1 – Назовите имя отца В. Мономаха.

4 О – приз 1 бал.

5 О1 – Назовите черты характера В. Мономаха.

6 О1– Кем была мать В. Мономаха?

1 Н – Откуда получил своё прозвище Владимир.

2 Н -  В каком году родился В. Мономах.

3 Н – приз добавить 1 бал.

4 Н – князем какого княжества был В. Мономах до того как стал княжить в Киеве.

5 Н – Кого называли удельными князьями.

6 Н –  Во сколько лет В. Мономах стал киевским князем?

1 О2  - Сколько лет про правил В. Мономах  в Киеве?

2 О2 – приз 2 балла.

3 О2 – С какими кочевниками воевал В. Мономах.

4 О2 – Сколько великих походов совершил князь.

5 О2 – Пропустить ход.

6 О2 – Назовите сборники законов, которые были написаны князем?

1 М2 – Какие сборники законов вам ещё известны?

2 М2 – Кто их авторы?

3 М2 – Назовите сочинения В. Мономаха, которые дошли до наших дней.

4 М2 – Приз 1 бал.

5 М2 – Пропустить ход.

6 М2 - Что завещал своим детям В. Мономах?

1 А – В каком году умер В. Мономах?

2 А – Кто занял киевский престол после В. Мономаха?

3 А – пропустить ход.

4 А – Назовите года правления Мстислава.

5 А – приз 1 бал.

6 А – пропустить ход.

1 Х – назовите известны вам князей Киевской Руси.

2 Х – Кто ввёл христианство в Киевской Руси?

3 Х – пропустить ход.

4 Х – Кто издал первый сборник законов в Киевской Руси.

5 Х – Приз 1 бал.

6 Х – Назовите хронологические рамки существовании Киевской Руси.

За  недостатком времени закрепление можно провести виде графического диктанта

1.Междоусобные войны – борьба с половцами.

2.Вече  - это народное собрание в Киевской Руси.

3. В 1113г. в Киеве вспыхнуло восстание.

4. На вече в Киеве было решено пригласить князем Ярослава Мудрого.

5. С 1113 – 1125гг великим киевским князем был Владимир Мономах.

6. Как говорил В. Мономах за всю свою жизнь он провёл  80 походов.

7. Основным сборником законов изданных В. Мономахам был «Устав В. Мономаха».

8. После смерти В. Мономаха киевский престол перешел в руки Изяслава.

9.Сын В. Мономаха Мстислав правил в Киеве с 1125 – 1132гг.

10. После смерти Мстислава Киевская Русь вступила в период раздробленности.

  1.  Итоги урока.

По незгодах між братами

Ти заблис, як зірка ясна.

Бо за тебе Україна

Процвітала горда, красна.

Добрий, чесний ти й розумний.

Справедливо став судити –

Ти сильнішим не дозволив

Слабких кривдити й гнобити.

Міцно владою держав ти

Пребагату Україну –

І на ворога водив ти

Свою сміливу дружину.

Ти князів до згоди кликав,

Як дітей та рідна  мати:

Знайте всі, що тільки згода

Може тривко будувати!

І на смертному вже ложі

Дітям дав свої науки, -

Довго тим наш край держався,

Що створили твої руки!

                                   ( Ю. Шкрумеляка)

 

  1.  Домашнее задание.

1. Проработать текст параграфа.

2. Заполнить контурную карту.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13047. Я выбираю жизнь. Разработка тематического классного часа для 10–11-х классов 27.27 KB
  Разработка тематического классного часа для 10–11х классов по профилактике подростковой наркомании Я выбираю жизнь Цель: Способствовать формированию знаний о вреде наркомании росту самосознания и самооценки подростков. Задачи: Провести предварительное анкет...
13048. День освобождения Краснодара - 12 февраля. Классный час 49 KB
  Цель: сохранение исторической памяти традиций и преемственности поколений через художественное слово музыку. Помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной войны. Задачи: 1выявление связи военных событий Великой Отеч...
13049. Домашние животные. Классный час 17.1 KB
  Классный час Тема: Домашние животные Цель: формировать представление о роли животных в жизни человека Задачи: научить бережно относится к животным воспитать у детей общечеловеческие и нравственные ценности развить кругозор мышление и интерес О...
13050. Давайте жить дружно. Конспект занятия 47 KB
  Конспект занятия Тема: Давайте жить дружно Цели: способствовать воспитанию толератного отношения друг к другу; формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе жить в мире с другими людьми; развивать стремление быть терпимым в обществе людей; ...
13051. Как сказать «НЕТ» и отстоять своё мнение. План-конспект классного часа 19.52 KB
  Планконспект классного часа на тему: Как сказать НЕТ и отстоять своё мнение Цели: 1 научить ребёнка отстаивать своё собственное мнение и противостоять давлению со стороны кого бы то ни было; 2 формировать умение отказываться от предложенных случайными людьми в
13052. Путешествие в страну Вежливости. Классный час 20.06 KB
  Классный час на тему: Путешествие в страну Вежливости. Цель: Способствовать нравственному развитию личности учащихся. Задачи: познакомить детей с понятием вежливость показать необходимость употребления в речи €œвежливых€ слов; развивать познавател
13053. Классный час. Мы живем среди людей 24.6 KB
  Классный час на тему: Мы живем среди людей зачетное мероприятие План: 1. Деление на команды. 2. Разминка: Собери эпиграф. 3. Вступительное слово. 4.Музыкальный светофор. 5. Пантомима. 6.Жилибыли. 7. Пойди туда не знаю куда. 8. Рисунок на спине. 9. Подведени
13054. Доброта. Классный час 16.91 KB
  Классный час По теме: Доброта Цель: создание праздничного настроения развитие внимания воображения в игровой форме воспитание доброжелательности. Материалы: поезд из картона солнышко Оформление: рисунки шары. Ход мероприятия: Ведущий1. Здраствуйте де...
13055. Основы теории движения автомобиля. Классный час 21.87 KB
  Классный час Основы теории движения автомобиля Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен воспринимать большое количество информации о