54427

Моральная ответственность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Перечислите качества личности шутника предположите каким в будущем он будет: другом сослуживцем сыном отцом Присуща ли шутнику моральная ответственность за свои поступки Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение. Правильно ли поступают мальчишки по отношению к Юли Какие качества личности присущи обидчикам На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение.

Русский

2014-03-13

49.5 KB

2 чел.

PAGE  4

Сценарий воспитательного занятия

для учащихся 8-11классов                                                                                           

Разработан:                                                                                             Практическим психологом                                                                              Донецкого учебно-воспитательного комплекса № 91  

Е.Г. Марковой                       

Тема: «Моральная ответственность»

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «мораль», «ответственность»;  Научить анализировать свои поступки, эмоции. Воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции своего поведения;   способствовать подготовке учащихся к охране своего здоровья: физического, психического, социального и духовного.

Задача: настроить учащихся на серьезные мысли, связанные с моральной ответственностью, корректным поведением в обществе;  способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, понимания приоритетов добра и зла в этом мире.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки природы» (леса),  ароматерапия (эфирные масла лаванды, лимона). Памятки с правилами,  ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

Духовно- эстетический этап -  8 мин.   

(Налаживание добрых,  доверительных отношений в группе).

Учитель. «Ребята! Сегодня у нас снова необычное воспитательное занятие. Чтобы оно прошло успешно, давайте устроимся поудобнее  и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

Ароматерапия  (лаванда, лимон)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат лаванды, лимона. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: дети стоят в кругу, передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое эмоциональное  состояние  по признакам:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Упражнение «Сравнение»

Инструктаж: участники объединяются в два круга, внешний и внутренний.  Число участников в обоих кругах одинаково. Представители внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобою схожи…».  

Обсуждение.    – Какие чувства вызвало данное упражнение.

Установочно-мотивационный этап  - 5 мин.

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество)

Дети прочитайте тему  занятия, написанную на доске с права на лево:  ьтсонневтстевто   яаньлароМ        (Моральная ответственность).

Повторение правил, по которым работает класс.

Упражнение: «Правила».  

Инструктаж: Я буду бросать ароматический мяч одному из вас, вы возвращаете его, и называете правило, по которому мы работаем

Повторение правил:

1. Доброжелательность.

2. Не перебивай того, кто говорит.

3. Активность.

4. Конфиденциальность.

5. Честность и правдивость.

6. Здесь и сейчас.

7. Не оценивай, не давай совета.

   Эти правила помогут нам в

    нашей работе

Содержательно – поисковый этап – 15 мин.

 (Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации  переживания чувств)

Упражнение «Ассоциация»: И так, мы сегодня с вами  поговорим о моральной ответственности.

- Скажите, с чем у вас ассоциируется слово –  мораль и ответственность, почему? - Перечислите достоинства и недостатки моральной ответственности. Обсуждение.

  Мораль -  (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

Ответственность -  личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

 Объединение в группы по цвету шляп:

1. Белая шляпа;         2.Красная шляпа;

3. Желтая шляпа;    4.Зеленая шляп;

Задания для групп.

Белая шляпа. Задание «Шутка» Как-то в «шутку»  подставил карандаш своему однокласснику Жене, он сел на него и был ранен в нервное окончание на ягодице, восемь месяцев пролежал в больнице. «Шутник» в содеянном, так и не признался.

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите и нарисуйте в виде радуги чувства, эмоции героев. Перечислите качества личности  «шутника», предположите каким в будущем он будет: другом, сослуживцем, сыном, отцом…? Присуща ли «шутнику» моральная ответственность за свои поступки? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация?    Обсуждение.

Красная шляпа.    Задание   «Обидные слова».

Мальчишки в классе дразнят Юлю обидными словами, смеются над ее одеждой и прической. Называют ее  «батоном», «глобусом». Девочка  из-за прозвищ, насмешек мальчишек перестала посещать школу.   

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников ситуации. Правильно ли поступают мальчишки, по отношению к Юли?  Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Желтая  шляпа.     Задание «Гладиаторский бой»

Стас  ученик 3 класса, на  перемене  играя в игру с одноклассниками, нечаянно толкнул Руслана.  Руслан  тут же принялся избивать Стаса ногами, повалив мальчика на пол, другие мальчики из этого класса присоединились к Руслану и стали помогать, ему избивать Стаса.  Дети били сильно, насколько позволяла им их физическое развитие в 8 лет.  В ссадинах, синяках и разбитым носом Стас был отправлен в медицинский пункт школы.

Проанализируйте ситуацию. Разыграйте сценку, конструктивного разрешения ситуации. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите  и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников. Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчиков? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Зеленая шляпа.    Задание «Притягательные  деньги»

Ученик восьмого класса Игорь на перемене у пятиклассника Вовы, запугивая его избиением,  забирает деньги, которые ему дают родители на завтрак и обед  в школе.

Проанализируйте ситуацию, как разрешить ее позитивно? Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите эмоциональное состояние всех участников?  На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчика? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация?

Обсуждение. Презентация работ.

Оценочно – содержательный этап - 10 мин.         

 (Развитие нормативно – регулирующей деятельности).  

Упражнение «Пословица».  

Инструктаж: участники становятся в круг, передавая друг другу ароматический мяч, каждый  высказывает   свое мнение.

«В своем глазу бревна не видишь, а в чужом соринки замечаешь». Обсуждение.

Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин.

Учитель зачитывает притчу  «Рай та пекло»

Притча про рай та пекло.  Одного разу іудейський мудрець попросив Господа показати йому рай та пекло. Господь підвів його до приміщення, де билися, плакали й страждали голодні люди. Посеред кімнати стояв великий казан із смачною їжею, у людей були ложки, але  вони були довші за руку й тому неможливо потрапити ложкою до рота „ Так, це справжнє пекло!”- сказав мудрець.

 Потім вони зайшли до наступного приміщення. Усі люди там були ситі й веселі. Та коли мудрець придивився, то побачив там такий самий казан й точнісінько такі самі ложки! Що ж робило їхнє життя райським? Вони годували один одного! Тобто вміли взаємодіяти між собою.

    Обсуждение притчи.

- Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение.

Учитель. Ребята! Помните, что  ваши слова, поступки  оставляют болезненный или радостный след в жизни людей, с которыми вы общаетесь. Каждый человек живет в своем собственном мире, со своими стереотипами и ценностными приоритетами, поэтому бережно относитесь к другим людям. Каждый творец своей жизни, создавайте свое неповторимое, конструктивное пространство бытия.

 Духовно – эстетический этап – 10 мин.

Упражнение «Алфавит пожеланий»:

Инструктаж:  дети становятся в круг, участники передают мяч друг другу, высказывая  пожелания друг другу  на буквы Д  Е Л С

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: в начале  занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Изменилось ли оно у вас? Оцените свое настроение. Обсуждение.


Литература

1.Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия. СПб: 1992г.С. 224.

2. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.

3.Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников.   

   - Луцк, 2000. С. 160

4.Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.

5. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21456. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами 282 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Итак общее решение однородной системы 1 имеет вид 6 причем векторы 7 частные решения системы 1 которые могут быть получены следующим образом. Итак решения линейно...
21457. Матричная экспонента 394 KB
  а матрица j й столбец которой есть решение системы 1а с начальными условиями т. матрица имеет вид и удовлетворяет уравнению Тогда вектор t решение системы 1а с начальным условием может быть записан в виде т. Запишем теперь jе решение уравнения 1а удовлетворяющее начальному условию где диагональная матрица вектор столбец коэффициентов и положим где матрица коэффициентов . Теперь окончательно имеем...
21458. Спектральные приборы 519 KB
  различаются методами спектрометрии приёмниками излучения исследуемым рабочим диапазоном длин волн и др. Форма отверстия в равномерно освещенном экране 1 соответствует функции f описывающей исследуемый спектр распределение энергии излучения по длинам волн . группа 2 информация об исследуемом спектре получается путём одновременной регистрации без сканирования по  несколлькими приёмниками потоков излучения разных длин волн    .
21459. Управление света светом 870.5 KB
  ставит очень амбициозную задачу создание устройств выполняющих функции управления характеристиками оптического излучения с помощью другого оптического излучения. Предлагается воспользоваться свойствами поляризованного электромагнитного оптического излучения а именно использовать эффект оптического гашения который описан например в [3]. 1 Если четвертьволновую пластинку P1 установить так чтобы её быстрая ось была ориентирована под углом к оси OX то для излучения прошедшего через пластинку P1 получим = 1 = . 2 Согласно [4]...
21460. Применение лазерного излучения для управления движением атомами и ионами 789.5 KB
  Этот эффект называется охлаждением атомов давлением лазерного излучения. Методы позволяющие с помощью лазерного излучения охлаждать атомы основаны на эффекте вязкой жидкости оптическая патока в которой атомы медленно перемещаются. При охлаждении вещества его энергия и энтропия понижаются поэтому процесс охлаждения возможен если энергия и энтропия излучения после взаимодействия с веществом повышаются.
21461. Лазерный пинцет 957 KB
  Сила с которой свет действует на окружающие объекты невелика но ее оказывается достаточно чтобы ловить и контролируемо перемещать частицы размером от 10 нм до 10 мкм. В дальнейшем Эшкин и его коллеги продемонстрировали возможности оптической ловушки на основе инфракрасного лазера захватывать удерживать и перемещать в пространстве различные биологические объекты такие как вирусные частицы одиночные бактериальные и дрожжевые клетки и органеллы в живых клетках водорослей. Как будет вести себя частица в поле после Пишейпера В случаях...
21462. Прецизионные волоконно-оптические датчики 333 KB
  100 Мрад Последовательного и параллельного типа Распределение температуры и деформации Обратное рассеяние Релея Интенсивность обратного рассеяния Релея Многомодовое Разрешающая способность 1 м Условия реализации волоконных датчиков связаны с наличием оптической комплектации: оптическое волокно в различных спектральных диапазонах. Соединительные и разделительные фильтры Многослойники дифракционные решетки; модуляторы интенсивности на основе электрооптического эффекта ниобат лития обладающий электрооптическими свойствами которые...
21463. Импульсный оптический рефлектометр 479 KB
  Введение Импульсные оптические рефлектометры OTDR Opticl Time Domin Reflectometer различных типов широко используются практически на всех этапах создания волоконнооптических систем связи: от производства волокна и оптического кабеля до строительства волоконнооптических линий связи ВОЛС и их эксплуатации. Измерять средние потери оптического волокна на катушках равномерность распределения потерь в волокне и выявлять наличие локальных дефектов при производстве волокна. Обнаруживать постепенное или внезапное ухудшение качества волокна...
21464. Анализ современного состояния техники ранней диагностики ВОЛП 706 KB
  Очевидно что длины волн используемые для передачи данных и для рефлектометрического контроля волокна в этом случае должны быть разными. В этой точке устанавливается оптический коммутатор OTU который по очереди включает волокна всех направлений в оптический путь сигналов рефлектометра RTU. Другой подход предполагает одновременное распространение сигнала рефлектометра по всем ответвляющимся волокнам. Согласно данным фирмы Fujikur по степени опасности для волокна можно выделить три диапазона значений его относительного удлинения.