54427

Моральная ответственность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Перечислите качества личности шутника предположите каким в будущем он будет: другом сослуживцем сыном отцом Присуща ли шутнику моральная ответственность за свои поступки Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение. Правильно ли поступают мальчишки по отношению к Юли Какие качества личности присущи обидчикам На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение.

Русский

2014-03-13

49.5 KB

2 чел.

PAGE  4

Сценарий воспитательного занятия

для учащихся 8-11классов                                                                                           

Разработан:                                                                                             Практическим психологом                                                                              Донецкого учебно-воспитательного комплекса № 91  

Е.Г. Марковой                       

Тема: «Моральная ответственность»

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «мораль», «ответственность»;  Научить анализировать свои поступки, эмоции. Воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции своего поведения;   способствовать подготовке учащихся к охране своего здоровья: физического, психического, социального и духовного.

Задача: настроить учащихся на серьезные мысли, связанные с моральной ответственностью, корректным поведением в обществе;  способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, понимания приоритетов добра и зла в этом мире.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки природы» (леса),  ароматерапия (эфирные масла лаванды, лимона). Памятки с правилами,  ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

Духовно- эстетический этап -  8 мин.   

(Налаживание добрых,  доверительных отношений в группе).

Учитель. «Ребята! Сегодня у нас снова необычное воспитательное занятие. Чтобы оно прошло успешно, давайте устроимся поудобнее  и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

Ароматерапия  (лаванда, лимон)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат лаванды, лимона. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: дети стоят в кругу, передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое эмоциональное  состояние  по признакам:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Упражнение «Сравнение»

Инструктаж: участники объединяются в два круга, внешний и внутренний.  Число участников в обоих кругах одинаково. Представители внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобою схожи…».  

Обсуждение.    – Какие чувства вызвало данное упражнение.

Установочно-мотивационный этап  - 5 мин.

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество)

Дети прочитайте тему  занятия, написанную на доске с права на лево:  ьтсонневтстевто   яаньлароМ        (Моральная ответственность).

Повторение правил, по которым работает класс.

Упражнение: «Правила».  

Инструктаж: Я буду бросать ароматический мяч одному из вас, вы возвращаете его, и называете правило, по которому мы работаем

Повторение правил:

1. Доброжелательность.

2. Не перебивай того, кто говорит.

3. Активность.

4. Конфиденциальность.

5. Честность и правдивость.

6. Здесь и сейчас.

7. Не оценивай, не давай совета.

   Эти правила помогут нам в

    нашей работе

Содержательно – поисковый этап – 15 мин.

 (Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации  переживания чувств)

Упражнение «Ассоциация»: И так, мы сегодня с вами  поговорим о моральной ответственности.

- Скажите, с чем у вас ассоциируется слово –  мораль и ответственность, почему? - Перечислите достоинства и недостатки моральной ответственности. Обсуждение.

  Мораль -  (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

Ответственность -  личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

 Объединение в группы по цвету шляп:

1. Белая шляпа;         2.Красная шляпа;

3. Желтая шляпа;    4.Зеленая шляп;

Задания для групп.

Белая шляпа. Задание «Шутка» Как-то в «шутку»  подставил карандаш своему однокласснику Жене, он сел на него и был ранен в нервное окончание на ягодице, восемь месяцев пролежал в больнице. «Шутник» в содеянном, так и не признался.

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите и нарисуйте в виде радуги чувства, эмоции героев. Перечислите качества личности  «шутника», предположите каким в будущем он будет: другом, сослуживцем, сыном, отцом…? Присуща ли «шутнику» моральная ответственность за свои поступки? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация?    Обсуждение.

Красная шляпа.    Задание   «Обидные слова».

Мальчишки в классе дразнят Юлю обидными словами, смеются над ее одеждой и прической. Называют ее  «батоном», «глобусом». Девочка  из-за прозвищ, насмешек мальчишек перестала посещать школу.   

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников ситуации. Правильно ли поступают мальчишки, по отношению к Юли?  Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Желтая  шляпа.     Задание «Гладиаторский бой»

Стас  ученик 3 класса, на  перемене  играя в игру с одноклассниками, нечаянно толкнул Руслана.  Руслан  тут же принялся избивать Стаса ногами, повалив мальчика на пол, другие мальчики из этого класса присоединились к Руслану и стали помогать, ему избивать Стаса.  Дети били сильно, насколько позволяла им их физическое развитие в 8 лет.  В ссадинах, синяках и разбитым носом Стас был отправлен в медицинский пункт школы.

Проанализируйте ситуацию. Разыграйте сценку, конструктивного разрешения ситуации. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите  и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников. Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчиков? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Зеленая шляпа.    Задание «Притягательные  деньги»

Ученик восьмого класса Игорь на перемене у пятиклассника Вовы, запугивая его избиением,  забирает деньги, которые ему дают родители на завтрак и обед  в школе.

Проанализируйте ситуацию, как разрешить ее позитивно? Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите эмоциональное состояние всех участников?  На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчика? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация?

Обсуждение. Презентация работ.

Оценочно – содержательный этап - 10 мин.         

 (Развитие нормативно – регулирующей деятельности).  

Упражнение «Пословица».  

Инструктаж: участники становятся в круг, передавая друг другу ароматический мяч, каждый  высказывает   свое мнение.

«В своем глазу бревна не видишь, а в чужом соринки замечаешь». Обсуждение.

Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин.

Учитель зачитывает притчу  «Рай та пекло»

Притча про рай та пекло.  Одного разу іудейський мудрець попросив Господа показати йому рай та пекло. Господь підвів його до приміщення, де билися, плакали й страждали голодні люди. Посеред кімнати стояв великий казан із смачною їжею, у людей були ложки, але  вони були довші за руку й тому неможливо потрапити ложкою до рота „ Так, це справжнє пекло!”- сказав мудрець.

 Потім вони зайшли до наступного приміщення. Усі люди там були ситі й веселі. Та коли мудрець придивився, то побачив там такий самий казан й точнісінько такі самі ложки! Що ж робило їхнє життя райським? Вони годували один одного! Тобто вміли взаємодіяти між собою.

    Обсуждение притчи.

- Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение.

Учитель. Ребята! Помните, что  ваши слова, поступки  оставляют болезненный или радостный след в жизни людей, с которыми вы общаетесь. Каждый человек живет в своем собственном мире, со своими стереотипами и ценностными приоритетами, поэтому бережно относитесь к другим людям. Каждый творец своей жизни, создавайте свое неповторимое, конструктивное пространство бытия.

 Духовно – эстетический этап – 10 мин.

Упражнение «Алфавит пожеланий»:

Инструктаж:  дети становятся в круг, участники передают мяч друг другу, высказывая  пожелания друг другу  на буквы Д  Е Л С

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: в начале  занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Изменилось ли оно у вас? Оцените свое настроение. Обсуждение.


Литература

1.Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия. СПб: 1992г.С. 224.

2. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.

3.Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников.   

   - Луцк, 2000. С. 160

4.Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.

5. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22307. МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГРЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ 196 KB
  Процесс оповещения населения обязательно сопровождается организацией оповещения органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения о проведении конкретных мероприятий по защите населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
22308. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера 233.5 KB
  Изучить классификацию АОХВ, характеристику очагов химического и радиационного заражения при авариях на радиационно опасных и химически опасных объектах. Изучить виды дорожно-транспортных аварий и катастроф, а также чрезвычайных ситуаций на пожаро - и взрывоопасных объектах
22309. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ НАПАДЕНИЯ ПРОТИВНИКА 160.5 KB
  Изучить организацию лечебно-эвакуационного обеспечения населения в очагах массовых санитарных потерь при применении противником ОМП. Рассмотреть организацию оказания медицинской помощи пострадавших, медицинскую сортировку. Изучить принципиальную схему развертывания этапа медицинской эвакуации, организацию медицинской эвакуации пострадавших
22310. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера (стихийных бедствий) 271.5 KB
  Изучить условия, определяющие систему лечебно-эвакуационного обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера, особенности формирования очагов массовых санитарных потерь при землетрясениях, наводнениях, лесных и торфяных пожарах
22311. РАБОТА НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 235.5 KB
  Первая врачебная помощь — комплекс общеврачебных мероприятий, оказываемых в целях устранения или ослабления последствий ранений (заболеваний), угрожающих жизни пораженным, раненых и больных, предупреждения развития опасных для жизни осложнений или уменьшения их тяжести, а также подготовки нуждающихся к дальнейшей эвакуации.
22312. Управління користувачами в невеликій мережі 28 KB
  Створюючи групи і додаючи в них користувачів ви визначаєте громадянство які мають права доступу до комп'ютерів в мережі. Крім того ви дістаєте можливість розділити користувачів на групи що володіють різними правами доступу. Двічі клацніть на значку Користувачі і паролі щоб відкрити діалогове вікно. Дозвольте користувачам обов'язково указувати свої ім'я користувача і пароль для чого встановите відповідний прапорець єдиний на вкладці Користувачі діалогового вікна Користувачі і паролі Перейдіть на вкладку Додатково.
22313. Використовування Windows 2000 Professional як Web-сервер 36 KB
  World Wide Web це компонент Internet що відповідає за надання інформації розваг служб а також проведення всіляких електронних транзакцій через Internet. І Internet і World Wide Web доступні цілодобово сім днів в тиждень. За всіма прекрасними декораціями World Wide Web ховається велика кількість серверів що містять Webсторінки і додаткові файли; такі сервери називаються Webвузлами.
22314. Управління Web-вузлом з допомогою Особистий диспетчер Web 53 KB
  Якщо необхідно зробити якісь дії по адмініструванню Webвузла наприклад припинити Webсервер або проконтролювати статистику відвідин Webвузла не обійтися без додаткового інструменту. До складу Windows 2000 Professional входить дуже проста у використовуванні утиліта Особистий диспетчер Web яка дозволяє управляти Webвузлом а також настроювати і змінювати параметри роботи мережних служб. Запуск утиліти Особистий диспетчер Web Для того щоб користуватися утилітою Особистий диспетчер Web необхідно її запустити.
22315. Управління Web-вузлом за допомогою Internet Services Manager 38 KB
  Для того щоб дістати більш широкі можливості управління Webвузлом подумайте про використовування засобу Internet Services Manager. Адміністрування Webвузла за допомогою цього інструменту надає вам масу можливостей. Ви можете змінити таке положення клацнувши правою кнопкою миші нижче за стандартний Webвузол вибравши команду Властивості після чого вибравши необхідний вміст.