54427

Моральная ответственность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Перечислите качества личности шутника предположите каким в будущем он будет: другом сослуживцем сыном отцом Присуща ли шутнику моральная ответственность за свои поступки Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение. Правильно ли поступают мальчишки по отношению к Юли Какие качества личности присущи обидчикам На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение.

Русский

2014-03-13

49.5 KB

2 чел.

PAGE  4

Сценарий воспитательного занятия

для учащихся 8-11классов                                                                                           

Разработан:                                                                                             Практическим психологом                                                                              Донецкого учебно-воспитательного комплекса № 91  

Е.Г. Марковой                       

Тема: «Моральная ответственность»

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «мораль», «ответственность»;  Научить анализировать свои поступки, эмоции. Воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции своего поведения;   способствовать подготовке учащихся к охране своего здоровья: физического, психического, социального и духовного.

Задача: настроить учащихся на серьезные мысли, связанные с моральной ответственностью, корректным поведением в обществе;  способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, понимания приоритетов добра и зла в этом мире.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки природы» (леса),  ароматерапия (эфирные масла лаванды, лимона). Памятки с правилами,  ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

Духовно- эстетический этап -  8 мин.   

(Налаживание добрых,  доверительных отношений в группе).

Учитель. «Ребята! Сегодня у нас снова необычное воспитательное занятие. Чтобы оно прошло успешно, давайте устроимся поудобнее  и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

Ароматерапия  (лаванда, лимон)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат лаванды, лимона. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: дети стоят в кругу, передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое эмоциональное  состояние  по признакам:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Упражнение «Сравнение»

Инструктаж: участники объединяются в два круга, внешний и внутренний.  Число участников в обоих кругах одинаково. Представители внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобою схожи…».  

Обсуждение.    – Какие чувства вызвало данное упражнение.

Установочно-мотивационный этап  - 5 мин.

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество)

Дети прочитайте тему  занятия, написанную на доске с права на лево:  ьтсонневтстевто   яаньлароМ        (Моральная ответственность).

Повторение правил, по которым работает класс.

Упражнение: «Правила».  

Инструктаж: Я буду бросать ароматический мяч одному из вас, вы возвращаете его, и называете правило, по которому мы работаем

Повторение правил:

1. Доброжелательность.

2. Не перебивай того, кто говорит.

3. Активность.

4. Конфиденциальность.

5. Честность и правдивость.

6. Здесь и сейчас.

7. Не оценивай, не давай совета.

   Эти правила помогут нам в

    нашей работе

Содержательно – поисковый этап – 15 мин.

 (Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации  переживания чувств)

Упражнение «Ассоциация»: И так, мы сегодня с вами  поговорим о моральной ответственности.

- Скажите, с чем у вас ассоциируется слово –  мораль и ответственность, почему? - Перечислите достоинства и недостатки моральной ответственности. Обсуждение.

  Мораль -  (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

Ответственность -  личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

 Объединение в группы по цвету шляп:

1. Белая шляпа;         2.Красная шляпа;

3. Желтая шляпа;    4.Зеленая шляп;

Задания для групп.

Белая шляпа. Задание «Шутка» Как-то в «шутку»  подставил карандаш своему однокласснику Жене, он сел на него и был ранен в нервное окончание на ягодице, восемь месяцев пролежал в больнице. «Шутник» в содеянном, так и не признался.

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите и нарисуйте в виде радуги чувства, эмоции героев. Перечислите качества личности  «шутника», предположите каким в будущем он будет: другом, сослуживцем, сыном, отцом…? Присуща ли «шутнику» моральная ответственность за свои поступки? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация?    Обсуждение.

Красная шляпа.    Задание   «Обидные слова».

Мальчишки в классе дразнят Юлю обидными словами, смеются над ее одеждой и прической. Называют ее  «батоном», «глобусом». Девочка  из-за прозвищ, насмешек мальчишек перестала посещать школу.   

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников ситуации. Правильно ли поступают мальчишки, по отношению к Юли?  Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Желтая  шляпа.     Задание «Гладиаторский бой»

Стас  ученик 3 класса, на  перемене  играя в игру с одноклассниками, нечаянно толкнул Руслана.  Руслан  тут же принялся избивать Стаса ногами, повалив мальчика на пол, другие мальчики из этого класса присоединились к Руслану и стали помогать, ему избивать Стаса.  Дети били сильно, насколько позволяла им их физическое развитие в 8 лет.  В ссадинах, синяках и разбитым носом Стас был отправлен в медицинский пункт школы.

Проанализируйте ситуацию. Разыграйте сценку, конструктивного разрешения ситуации. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите  и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников. Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчиков? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Зеленая шляпа.    Задание «Притягательные  деньги»

Ученик восьмого класса Игорь на перемене у пятиклассника Вовы, запугивая его избиением,  забирает деньги, которые ему дают родители на завтрак и обед  в школе.

Проанализируйте ситуацию, как разрешить ее позитивно? Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите эмоциональное состояние всех участников?  На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчика? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация?

Обсуждение. Презентация работ.

Оценочно – содержательный этап - 10 мин.         

 (Развитие нормативно – регулирующей деятельности).  

Упражнение «Пословица».  

Инструктаж: участники становятся в круг, передавая друг другу ароматический мяч, каждый  высказывает   свое мнение.

«В своем глазу бревна не видишь, а в чужом соринки замечаешь». Обсуждение.

Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин.

Учитель зачитывает притчу  «Рай та пекло»

Притча про рай та пекло.  Одного разу іудейський мудрець попросив Господа показати йому рай та пекло. Господь підвів його до приміщення, де билися, плакали й страждали голодні люди. Посеред кімнати стояв великий казан із смачною їжею, у людей були ложки, але  вони були довші за руку й тому неможливо потрапити ложкою до рота „ Так, це справжнє пекло!”- сказав мудрець.

 Потім вони зайшли до наступного приміщення. Усі люди там були ситі й веселі. Та коли мудрець придивився, то побачив там такий самий казан й точнісінько такі самі ложки! Що ж робило їхнє життя райським? Вони годували один одного! Тобто вміли взаємодіяти між собою.

    Обсуждение притчи.

- Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение.

Учитель. Ребята! Помните, что  ваши слова, поступки  оставляют болезненный или радостный след в жизни людей, с которыми вы общаетесь. Каждый человек живет в своем собственном мире, со своими стереотипами и ценностными приоритетами, поэтому бережно относитесь к другим людям. Каждый творец своей жизни, создавайте свое неповторимое, конструктивное пространство бытия.

 Духовно – эстетический этап – 10 мин.

Упражнение «Алфавит пожеланий»:

Инструктаж:  дети становятся в круг, участники передают мяч друг другу, высказывая  пожелания друг другу  на буквы Д  Е Л С

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: в начале  занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Изменилось ли оно у вас? Оцените свое настроение. Обсуждение.


Литература

1.Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия. СПб: 1992г.С. 224.

2. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.

3.Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников.   

   - Луцк, 2000. С. 160

4.Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.

5. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73562. Резонансні режими в лінійних електричних колах СЗС 757.5 KB
  Резонансом напруг Іф. ЛЕК СЗС називається такий режим роботи нерозгалуженого кола, що містить послідовно з’єднані активний, індуктивний і ємнісні опори, при якому повний опір кола набуває активного характеру, спади напруг на індуктивних і ємнісних опорах компенсують один одного, а повна напруга співпадає за фазою зі струмом.
73563. М.С. ГРУШЕВСЬКИЙ В УКРАЇНСЬКІЙ ІСТОРІОГРАФІЇ 101.5 KB
  Життя і науково-організаційна діяльність. Історіософія М. С. Грушевського. Історіографічна спадщина. «Історія України-Руси». Історичні школи М.С. Грушевського та їх значення.
73564. Кола синусоїдного змінного струму з взаємною індуктивністю 688 KB
  Магнітне поле – це невідємна складова частина електромагнітного поля, що виникає при русі електричних зарядів в просторі або в провідниках у вигляді електричного струму (постійного чи змінного), а також у вигляді молекулярних струмів в постійних магнітах.
73565. Новітня українська історіографія. Розвиток історичної науки в Галичині і на еміграції в міжвоєнний період (1919-1939) 104.5 KB
  Умови розвитку історичної науки. Наукові установи по дослідженню історії України. Державницький напрям в українській історіографії та його засновники: В.Липинський, Ст.Томашівський, Д.І.Дорошенко.
73566. Розвиток української історичної науки на еміграції (1945 – 2000-і роки) 117 KB
  Установи з дослідження української історії на еміграції. Дослідження історії України в працях Н. №12 Установи з дослідження української історії. Спробуємо охарактеризувати діяльність окремих наукових установ що займалися дослідженням історії України.
73567. Значение устойчивости сорта к вредным организмам 96 KB
  Можно выделить три этапа исторического развития сельского хозяйства когда естественная устойчивость популяций растений выработанная в процессе эволюции сменялась на агроэкосистемную : сначала физиологическую а затем и генетическую. Этапы исторического развития сельского хозяйства на которых изменялись отношения популяций и устойчивости в системе растениехозяин вредный организм выглядят следующим образом: I Сбор семян диких растений и высев их в ареалах сбора. На первоначальном этапе структура популяций растенийхозяев и...
73568. Теория вероятностей. Основные понятия 1.35 MB
  События называются равновозможными если нет оснований считать что одно из них появится в результате опыта с большей вероятностью. Вероятностью события А называется математическая оценка возможности появления этого события в результате опыта. Вероятность события А равна отношению числа благоприятствующих событию А исходов опыта к общему числу попарно несовместных исходов опыта образующих полную группу событий. Очевидно что вероятность достоверного события равна единице а вероятность невозможного – равна нулю.
73569. Ринкова організація виробництва 75 KB
  Структура і функції ринку. Інфраструктура ринку та її основні елементи. Не вдаючись в гіперболізацію можна констатувати що новітня історія не знає жодного прикладу високорозвинутої гнучкої ефективно функціонуючої економіки без ринку. Першу спробу наукового визначення поняття ринку зробив французький економіст Антуан Курно.
73570. Основи саморегулювання ринкової економіки 148 KB
  Суть попиту та його детермінанти. Закон попиту і крива попиту. Ринкова пропозиція та її детермінанти. Закон пропозиції і крива пропозиції. Взаємодія попиту і пропозиції та ринкова рівновага. Ціна у ринковій економіці: суть, види та функції. Вплив держави на ціноутворення. Конкуренція та її роль у функціонуванні ринкової системи. Монополія як антипод конкуренції.