54427

Моральная ответственность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Перечислите качества личности шутника предположите каким в будущем он будет: другом сослуживцем сыном отцом Присуща ли шутнику моральная ответственность за свои поступки Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение. Правильно ли поступают мальчишки по отношению к Юли Какие качества личности присущи обидчикам На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек Чтобы вы посоветовали всем участникам Чему учит эта ситуация Обсуждение.

Русский

2014-03-13

49.5 KB

2 чел.

PAGE  4

Сценарий воспитательного занятия

для учащихся 8-11классов                                                                                           

Разработан:                                                                                             Практическим психологом                                                                              Донецкого учебно-воспитательного комплекса № 91  

Е.Г. Марковой                       

Тема: «Моральная ответственность»

Цель: ознакомить учащихся с понятиями «мораль», «ответственность»;  Научить анализировать свои поступки, эмоции. Воспитывать способности к самоанализу, саморегуляции своего поведения;   способствовать подготовке учащихся к охране своего здоровья: физического, психического, социального и духовного.

Задача: настроить учащихся на серьезные мысли, связанные с моральной ответственностью, корректным поведением в обществе;  способствовать развитию у учащихся чувства гуманности, сопереживания, понимания приоритетов добра и зла в этом мире.

Оборудование: музыкальное сопровождение «Звуки природы» (леса),  ароматерапия (эфирные масла лаванды, лимона). Памятки с правилами,  ватманы, белые листы бумаги формата А-4, мяч, цветные карандаши, фломастеры, маркеры.


СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ

Духовно- эстетический этап -  8 мин.   

(Налаживание добрых,  доверительных отношений в группе).

Учитель. «Ребята! Сегодня у нас снова необычное воспитательное занятие. Чтобы оно прошло успешно, давайте устроимся поудобнее  и подготовим себя, выполнив несколько упражнений.

Ароматерапия  (лаванда, лимон)

Я сейчас зажгу свечу, а вы вдыхайте аромат лаванды, лимона. Ароматы действуют очищающе и восстанавливающе, укрепляя энергию и наполняя мысли спокойствием и умиротворением.

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: дети стоят в кругу, передавая друг другу ароматический мяч, оценивают свое эмоциональное  состояние  по признакам:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Упражнение «Сравнение»

Инструктаж: участники объединяются в два круга, внешний и внутренний.  Число участников в обоих кругах одинаково. Представители внешнего круга говорят своим партнерам фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобою схожи…».  

Обсуждение.    – Какие чувства вызвало данное упражнение.

Установочно-мотивационный этап  - 5 мин.

(Осмысление поставленных задач, формирование установки на сотрудничество)

Дети прочитайте тему  занятия, написанную на доске с права на лево:  ьтсонневтстевто   яаньлароМ        (Моральная ответственность).

Повторение правил, по которым работает класс.

Упражнение: «Правила».  

Инструктаж: Я буду бросать ароматический мяч одному из вас, вы возвращаете его, и называете правило, по которому мы работаем

Повторение правил:

1. Доброжелательность.

2. Не перебивай того, кто говорит.

3. Активность.

4. Конфиденциальность.

5. Честность и правдивость.

6. Здесь и сейчас.

7. Не оценивай, не давай совета.

   Эти правила помогут нам в

    нашей работе

Содержательно – поисковый этап – 15 мин.

 (Создание проблемной ситуации, усложнение ситуации  переживания чувств)

Упражнение «Ассоциация»: И так, мы сегодня с вами  поговорим о моральной ответственности.

- Скажите, с чем у вас ассоциируется слово –  мораль и ответственность, почему? - Перечислите достоинства и недостатки моральной ответственности. Обсуждение.

  Мораль -  (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью.

Ответственность -  личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

 Объединение в группы по цвету шляп:

1. Белая шляпа;         2.Красная шляпа;

3. Желтая шляпа;    4.Зеленая шляп;

Задания для групп.

Белая шляпа. Задание «Шутка» Как-то в «шутку»  подставил карандаш своему однокласснику Жене, он сел на него и был ранен в нервное окончание на ягодице, восемь месяцев пролежал в больнице. «Шутник» в содеянном, так и не признался.

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите и нарисуйте в виде радуги чувства, эмоции героев. Перечислите качества личности  «шутника», предположите каким в будущем он будет: другом, сослуживцем, сыном, отцом…? Присуща ли «шутнику» моральная ответственность за свои поступки? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация?    Обсуждение.

Красная шляпа.    Задание   «Обидные слова».

Мальчишки в классе дразнят Юлю обидными словами, смеются над ее одеждой и прической. Называют ее  «батоном», «глобусом». Девочка  из-за прозвищ, насмешек мальчишек перестала посещать школу.   

   Проанализируйте ситуацию. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников ситуации. Правильно ли поступают мальчишки, по отношению к Юли?  Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у мальчишек? Чтобы вы посоветовали всем участникам?  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Желтая  шляпа.     Задание «Гладиаторский бой»

Стас  ученик 3 класса, на  перемене  играя в игру с одноклассниками, нечаянно толкнул Руслана.  Руслан  тут же принялся избивать Стаса ногами, повалив мальчика на пол, другие мальчики из этого класса присоединились к Руслану и стали помогать, ему избивать Стаса.  Дети били сильно, насколько позволяла им их физическое развитие в 8 лет.  В ссадинах, синяках и разбитым носом Стас был отправлен в медицинский пункт школы.

Проанализируйте ситуацию. Разыграйте сценку, конструктивного разрешения ситуации. Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данную ситуацию. Опишите  и изобразите в виде радуги эмоциональное состояние всех участников. Какие качества личности присущи обидчикам? На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчиков? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация? Обсуждение.

Зеленая шляпа.    Задание «Притягательные  деньги»

Ученик восьмого класса Игорь на перемене у пятиклассника Вовы, запугивая его избиением,  забирает деньги, которые ему дают родители на завтрак и обед  в школе.

Проанализируйте ситуацию, как разрешить ее позитивно? Нарисуйте ассоциативный рисунок или изобразите в цветовой гамме  данное задание. Опишите эмоциональное состояние всех участников?  На каком уровне развита моральная ответственность за свои поступки у обидчика? Ваши рекомендации всем героям.  Чему учит эта ситуация?

Обсуждение. Презентация работ.

Оценочно – содержательный этап - 10 мин.         

 (Развитие нормативно – регулирующей деятельности).  

Упражнение «Пословица».  

Инструктаж: участники становятся в круг, передавая друг другу ароматический мяч, каждый  высказывает   свое мнение.

«В своем глазу бревна не видишь, а в чужом соринки замечаешь». Обсуждение.

Адаптационно – преобразующий этап – 5 мин.

Учитель зачитывает притчу  «Рай та пекло»

Притча про рай та пекло.  Одного разу іудейський мудрець попросив Господа показати йому рай та пекло. Господь підвів його до приміщення, де билися, плакали й страждали голодні люди. Посеред кімнати стояв великий казан із смачною їжею, у людей були ложки, але  вони були довші за руку й тому неможливо потрапити ложкою до рота „ Так, це справжнє пекло!”- сказав мудрець.

 Потім вони зайшли до наступного приміщення. Усі люди там були ситі й веселі. Та коли мудрець придивився, то побачив там такий самий казан й точнісінько такі самі ложки! Що ж робило їхнє життя райським? Вони годували один одного! Тобто вміли взаємодіяти між собою.

    Обсуждение притчи.

- Какие открытия сегодня на занятии вы для себя сделали? Обсуждение.

Учитель. Ребята! Помните, что  ваши слова, поступки  оставляют болезненный или радостный след в жизни людей, с которыми вы общаетесь. Каждый человек живет в своем собственном мире, со своими стереотипами и ценностными приоритетами, поэтому бережно относитесь к другим людям. Каждый творец своей жизни, создавайте свое неповторимое, конструктивное пространство бытия.

 Духовно – эстетический этап – 10 мин.

Упражнение «Алфавит пожеланий»:

Инструктаж:  дети становятся в круг, участники передают мяч друг другу, высказывая  пожелания друг другу  на буквы Д  Е Л С

Упражнение «Настроение»

Инструктаж: в начале  занятия вы поставили оценку своему настроению, эмоциям:

Рябина – активность;

Орех – нечто среднее между активность и пассивностью;

Каштан - уход в себя, пассивность.

Изменилось ли оно у вас? Оцените свое настроение. Обсуждение.


Литература

1.Берн Э. Транзактный анализ и психотерапия. СПб: 1992г.С. 224.

2. Введение в философию ответственности. Монография / А. И. Ореховский [и др.]; под общ. ред. А. И. Ореховского. — Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.

3.Киричук В.А. Социально-коммуникативная активность старшеклассников.   

   - Луцк, 2000. С. 160

4.Прокофьев А. Индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2005. — С. 153—175.

5. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73725. Информационные системы, конспект лекций 180.5 KB
  Введение в теорию баз данных Цель лекции: сформировать общее представление о теории информационных систем и раскрыть основные понятия данной теории. Сформировать понятия классической теории баз данных. Существуют несколько классификаций информационных систем в основе которых лежат следующие критерии: цель функционирования схема 6; характер процесса преобразования данных схема 7; характерные функции управления данными схема 8; сферы применения схема 9. База данных БД это ядро информационной системы состоит из совокупности...
73726. Управление роботами и робототехническими системами 499 KB
  Современный промышленный робот – универсальный, оснащенный компьютером манипулятор, состоящий из нескольких твердых звеньев, последовательно соединенных вращательными или поступательными сочленениями.
73727. Динамика тела с одной неподвижной точкой 1.29 MB
  Будем рассматривать движение тела под действием системы n заданных сил показанных на рис. Для составления дифференциальных уравнений движения тела с одной неподвижной точкой применим теорему об изменении кинетического момента системы теорему моментов относительно неподвижной точки...
73728. Методика преподавания руского языка во вспомогательной школе 222.97 KB
  Языковыми средствами для их отображения являются слова словосочетания простые предложения нераспространенные и распространенные осложненные однородными членами. Ключевые слова: грамота аналитикосинтетический метод речедвигательный анализатор синтагма. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения точно подобрав для этой цели слова и спрогнозировав место каждого предложения среди других единиц текста осуществить звуковой анализ отобранных слов соотнести звук и букву учитывая при этом правила графики и орфографии выполнить...
73730. Основні поняття алгоритмізації та програмування 543.5 KB
  Основы программирования: Учебник для вузов. В связи с эти знание языков программирования и умение составлять на их основе эффективные программы является насущной потребностью современного специалиста. Цели данной лекции заключаются в ознакомлении студентов с предметом целями и задачами учебной дисциплины Технологии программирования основными понятиями программирования историей возникновения и развития языков программирования изучение свойств алгоритмов знакомство с основными приемами составления алгоритмов вычислительных задач. Языки...
73731. Тепловое излучение и люминесценция 346 KB
  Окисляющийся на воздухе фосфор светится за счет энергии выделяемой при химическом превращении. Если распределение энергии между телом и излучением остается неизменным для каждой длины волны состояние системы тело излучение будет равновесным. Нарушено и тело излучает энергии больше чем поглощает. Это в свою очередь обусловит уменьшение количества излучаемой телом энергии.
73732. Взаимодействие с виртуальными объектами 48 KB
  Средства визуализации на базе расширенной и виртуальной реальности активно используются для анализа и интерпретации данных, полученных при компьютерном моделировании. Возникает задача создания соответствующих средств взаимодействия с виртуальными объектами и навигации в виртуальном пространстве.
73733. Причины, этапы и последствия разводов 58.74 KB
  Развод – формальное прекращение (расторжение) действительного брака между живыми супругами. От развода следует отличать признание брака недействительным в судебном порядке и прекращение брака впоследствии кончины одного из супругов.