54428

Учимся дружить

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи. Нужно расположить буквы в правильной последовательности Чтобы получилось слово буквам нужно подружиться. Важно уметь находить друг с другом общий язык дружить. Мы обсудим: легко ли найти друга какие качества нужно развивать в себе чтобы научиться дружить.

Русский

2014-03-13

124 KB

0 чел.

Классный час

Автор: учитель начальных классов

СОШ I - III ступеней № 12

г. Северодонецка

Луганской обл.

Шершнева Светлана Викторовна

(специалист высшей категории, старший учитель)

Тема.   Учимся дружить

Цели и задачи.

  •  Дать представления о дружбе.
  •  Развивать коммуникативные навыки ребят, умение     работать в команде.
  •  Учить детей выслушивать чужое мнение, анализировать поступки, разрешать конфликты.
  •  Воспитывать уважение, дружелюбие, терпимость.

2011г.


Содержание занятия

Ι. Организационный момент. Мотивация (2мин 45 сек.))

ΙΙ. Сообщение темы (15 сек.)

ΙΙΙ. Ознакомление с новым материалом (13 мин.)

1.Чтение сказки за Б. Хмельницким

2. Обсуждение сказки

3. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль»

4. Игровое упражнение «Что такое дружба?»

ΙV. Физкультминутка:  театральное творческое обыгрывание рассказа «Облака-подружки» (1 мин.)

V. Закрепление  материала ( 8 мин.)

1. Беседа

2. Иллюстрирование ситуации

3. Ответы на вопросы «Хорошо ли ты знаешь своего друга?» 

4.Обсуждение рассказа В.Осеевой «До первого дождя»

5. Обсуждение рисунка

VΙ. Обобщение  материала (5мин.)

1. Лексическая работа. Работа в группах

2.Составление ромашки

3.Составление продолжения к пословицам

VΙΙ. Итог занятия. Рефлексия (4 мин.)

1.Чтение советов

2.Исполнение хоровода

3.Исполнение песни «Вот что значит настоящий, верный друг»


Ход занятия

Ι. Организационный момент. Мотивация

Звучит песня «Песенка о дружбе»(Если с другом вышел в путь)

      - Иногда случается так, что буквы, как и люди, ссорятся. Тогда они могут меняться местами  и … слово теряет свое значение и даже всяческий смысл. Так и произошло сегодня.

В одном прекрасном слове буквы стали спорить, кто важнее. Они шумели, толкали друг друга, кричали до хрипоты, никто не желал уступать другому, даже слушать другие буквы никто не хотел. И вот что из их спора получилось.

- Прочитайте рассыпавшиеся буквы.

 у, р, д, а, ж, б

- Эти буквы отделены друг от друга запятыми. Невозможно догадаться, что когда-то они были очень дружны и обозначали замечательное и очень важное понятие.

- Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы буквы опять объединились и стали словом.

(-Нужно расположить буквы в правильной последовательности)

- Чтобы получилось слово, буквам нужно подружиться. Давайте найдем место каждой букве.

(Дети собирают из букв слово)

-Какое слово вы получили?

(-ДРУЖБА)

- Можете ли вы определить, если в этом слове главная буква?

(- Главной буквы нет, потому что каждая буква в слове важна.)

-Как высчитаете, нужно было буквам затевать спор и ссориться?

(- Буквы спорили совершенно напрасно.)

- Молодцы, ребята, вы преподали буквам хороший урок: ссориться и выяснять отношения некрасиво, неправильно. Важно уметь находить друг с другом общий язык, дружить.

ΙΙ. Сообщение темы

- Сегодня на классном часе мы поговорим о добрых взаимоотношениях, о дружбе. Мы обсудим: легко ли найти друга, какие качества нужно развивать в себе, чтобы научиться дружить.

ΙΙΙ. Ознакомление с новым материалом

1.Чтение сказки за Б. Хмельницким

- Об отношении между людьми, животными, птицами написано немало сказок и рассказов. Умный читатель всегда осознает, чему учит его сказка или рассказ. Не зря в народе говорят: «Сказка – ложь, да в ней –намек, добрым молодцам урок.»

Послушайте небольшую сказку о животных и постарайтесь понять, чему хотел научить нас автор, знакомя с этой историей.

(Учитель читает сказку. Дети слушают.)

Сказка

        Жили-были у одного хозяина домашние животные: Индюк, Гусь и Свинья. Важный Индюк не хотел дружить с Гусем. А Гусь не смотрел в сторону Свиньи. Говорят же: «Гусь свинье не товарищ!». Конечно, все это не нравилось хозяину.

Однажды решил он купить красивого Павлина. Павлин походил-походил по двору, увидел, как важничают Индюк, Гусь. Жаль ему стало одинокой Свиньи. И решил он с ней подружиться. Весело общались друг с другом красивый павлин и добродушная свинья. Индюку и Гусю стало стыдно за свое поведение. Подошли они к Павлину и Свинье и предложили вместе гулять, играть, дружить.

И тогда довольный хозяин произнес: «Дружной череде и волк не страшен».

2. Обсуждение сказки

-Чему хотел научить нас автор сказки?

(-Нужно уметь дружить. Надо стараться исправлять свои ошибки.) 

- Красиво ли важничать?

(- Не красиво важничать.)

- Что же могли сказать Индюк и Гусь новым друзьям?

(- Простите нас, давайте дружить, играть вместе.)

- Легко ли найти нового друга?  (Рассуждения ребят.)

- Как нужно себя вести, чтобы с тобой захотели играть, дружить?

(Дети аргументируют свои ответы.)

- Найти друга непросто, а вот потерять дружбу можно, если не ценить ее.

Именно об этом говориться в следующей известной сказке. А ее вы просмотрите в постановке своих одноклассников.

3. Инсценировка сказки «Лиса и Журавль»

 - Почему Лиса с Журавлем перестали ходить друг к другу в гости?

(-Они поссорились.)

-Какие отрицательные качества помешали дружбе?

(-Хитрость, равнодушие, злобность.)

- Как  нужно было поступить Лисе и Журавлю, чтобы остаться друзьями?

(Выслушиваются рассуждения детей)

- Можно ли дать Лисе и Журавлю такой совет: «Если хочешь сделать приятное, нужно выбирать не то, что сам любишь, а то, что любит твой друг»?

- Бывали у вас в жизни случаи, когда удавалось сделать другу приятный сюрприз?  Расскажите нам.

(ученики делятся своим жизненным опытом.)

4. Игровое упражнение «Что такое дружба?»

-Что же такое дружба нам помогут понять разные умные игры. Игра первая – «Поймай правду в ладошки»

(Учитель называет ситуации, дети хлопают в ладоши лишь в том случае, когда речь идет о настоящей дружбе)

Дружить – это значит:

  •  помочь выполнить сложное задание;
  •  подсказать ответ, если друг не знает;
  •  поделиться вкусным;
  •  заступиться, когда обижают друга;
  •  промолчать, когда товарищу говорят неправду;
  •  позвонить другу, когда тот болеет.
  •  (Происходит анализ игры. Учащиеся делают выводы.)

ΙV. Физкультминутка:  театральное творческое обыгрывание рассказа «Облака-подружки»

-Мы проведем физкультминутку. Ваша задача: перевоплотиться в доброе, веселое, легкое облачко. Слушая рассказ, «оживить» облачко, выполняя движения.

Облачка очень любят играть. И при этом очень часто передразнивают всех на свете: то они становятся похожи на мишек (дети ходят вперевалочку), то на зайчика (прыгают), то на бабочку (порхают), то на мышку (бегают и пищат)... А то вдруг все вместе начинают плакать (трут глазки). Нет, они не ссорятся, они просто играют в «плакс». И ждут солнышко, которое им непременно улыбнется (Солнышко всех утешает). Как хорошо жить дружно!

 (Дети берутся за руки и водят хоровод.) 

V. Закрепление  материала 

1. Беседа

- В природе все живет в гармонии. Даже облака в нашей игре умеют дружить.

- Ребята, давайте задумаемся над очень важным вопросом: так ли важно для человека уметь дружить? Может быть, проще прожить одному? Как вы считаете?

(Дети высказывают свое мнение.)

- Бывали  в жизни у людей ситуации, когда по воле судьбы, человек мог оказаться совсем один. Например, во время шторма очутиться на острове, где нет никого. Была еда на деревьях, была вода в водоеме, не было холода. Но человеку больше всего не хватало, как выдумаете, чего?

- Правильно, не хватало общения, хотелось с кем-то поделиться мыслями, поговорить, обсудить ситуацию. Именно в такой ситуации остро ощущается, что важно быть в обществе, что нужно иметь товарищей, друзей!

2. Иллюстрирование ситуации

- Перед каждым лежит листочек бумаги. Представьте себе ситуацию, в которой именно вы оказались на безлюдном острове. Но вдруг появился добрый волшебник и предложил нарисовать рядом с собой своего друга, и тогда он приплывет на корабле, и заберет вас  с острова назад, домой.

- Подумайте, кого бы вам хотелось нарисовать.

Задание: Нарисуйте себя, а рядом - друга.

(Звучит спокойная мелодия. Дети рисуют.)

3. Ответы на вопросы «Хорошо ли ты знаешь своего друга?» 

( Рассматриваются детские рисунки.)

- Вижу, что у каждого есть друг. Это замечательно!

- За что вы с ним дружите?

- Какого цвета у него глаза?

- Какая его любимая книга, любимый мультфильм?

-Как твой друг помогает дома?

- Какое его любимое блюдо?

- Знаешь ли ты мечту своего друга?

- Когда у него день рождения?

- Если вам было непросто отвечать на мои вопросы, значит, нужно узнать побольше о том человеке, которого вы считаете своим другом. Вам нужно учиться дружить.

4.Обсуждение рассказа В.Осеевой «До первого дождя»

- Определите, умеют ли дружить девочки – героини рассказа «До первого дождя».

               Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

-Сними свой плащ, мы накроемся вместе!- крикнула на бегу Таня.

-Я не могу, я промокну!- нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.

            В школе учительница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе.

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

-Так вы бы могли укрыться одним плащом,- сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой.- Видно, ваша дружба до первого дождя!

          Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

- Как вы считаете, девочки умеют дружить?

(-Девочки дружить не умеют.)

- Почему учительница им сказала о том, что дружба оказалась до первого дождя?

(-Потому, что дружба девочек оказалась не прочной. В сложной ситуации одна девочка не захотела помогать другой.)

- Чему вас научил этот рассказ?

(-Дружбу легко потерять, если дружить неискренне, не помогать, когда необходимо.)

5. Обсуждение рисунка

-Рассмотрите рисунок. Расскажите, что происходит на рисунке.

-Можно ли сказать, что между детьми добрые отношения?

-Почему вы так считаете?

-Дружно ли играют дети? Умеют они делиться игрушками?

-Важно ли уметь делиться игрушками?

-А для вас важно ли, сколько игрушек у вашего друга?

- За что вы цените своего друга?

VΙ. Обобщение  материала 

1. Лексическая работа. Работа в группах

- Простое слово «дружба», всего 6 букв! А ведь какой смысл в этом слове!   В словаре С.И.Ожегов дает дружбе такое определение.

Дружба - близкие взаимоотношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности (единстве) интересов.

-Подберите к слову дружба из столбца те слова, которые дополняют его по смыслу.

Дружба ( какая?) - крепкая

                                        сильная

                                         веселая

                                         честная

                                         взаимная

- Что главное в дружбе?

(Обсуждение в группах. Сообщение  ведущих групп.)

2.Составление ромашки

(добавляются лепестки к сердцевинке цветка, предварительно обговорив в группах, что важно для дружбы.)

Дружба -

  •  Умение слушать
  •  Желание помочь
  •  Понимание товарища
  •  Сопереживание
  •  Общие интересы
  •  Хорошие отношения
  •  Добрые, вежливые разговоры
  •  Умение хранить тайны, секреты
  •  Умение прощать

3.Составление продолжения к пословицам

- Про дружбу в народе придумали огромное количество пословиц и поговорок. Сегодня вы узнаете только несколько.

Подумайте и постарайтесь дополнить пословицу нужным высказыванием.

«Человек без друзей, как …»

  •  дерево без корней
  •  одинокий муравей;
  •  бабочка без цветов;
  •  одна звездочка на небе;

                    «Без друга на душе …»

  •  вьюга
  •  грустно;
  •  неинтересно.

       - А в народе говорят: «Без друга на душе вьюга». Значит, печально, холодно на сердце, одиноко. А с другом скучно не бывает.

VΙΙ. Итог занятия. Рефлексия

1.Чтение советов

-Одна девочка на страничке своего альбома для знакомых написала советы. Давайте хором прочитаем эти советы.

« Не теряйте друзей! Помогайте друзьям! Берегите друзей!»

-Согласны ли вы с призывами этой девочки?

-Чему вы научились на нашем классном часе?

- Ребята, я желаю вам всем иметь настоящих, верных друзей.  Научитесь дружить, ценить, беречь дружбу.

- А что  дружбу укрепляет?

(- Дружбу укрепляют добрые дела, приветливая улыбка и хорошее настроение.)

- Давайте подарим друг другу свои красивые улыбки. Возьмитесь за руки. Образуем хоровод «Дружбы». Пусть он поможет сдружиться всем ребятам нашего класса.

2.Исполнение хоровода

Этот танец очень простой (2 хлопка), 

Повторяй его вместе со мной (2 хлопка).

 Вот кораблик плывет по волнам (имитация рукой).

Мчит навстречу веселым ветрам (руки кладутся на плечи).

Руку другу скорей протяни

И покрепче в ладоши сожми (берутся за руки).

Карусель наша мчится вперед,

Всех друзей она в танец зовет (кружатся).

Хлопну друга теперь по плечу,

Обниму его, прошепчу:

— Мне с тобой хорошо и легко,

Мы подпрыгнем с тобой высоко.

А теперь соберемся в кружок

И пошепчемся тихо, дружок,

Скажем ласково: «Счастья тебе

Я желаю всегда и везде!»

3.Исполнение песни «Вот что значит настоящий, верный друг»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69946. Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф 68 KB
  Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды...
69947. Дошкольники. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст Как он организован; Что превращает определённую последовательность...
69948. Медицинская генетика как наука 83 KB
  Место генетики в практической медицине Исторические этапы развития генетики Предмет изучения медицинской генетики 4. Основы медицинской генетики 4. Практические достижения генетики Основы цитологии 5. Менделя генетика прошла путь от натурфилософского понимания законов наследственности...
69949. Понятие о первой медицинской помощи. Асептика и антисептика 75 KB
  Первая медицинская помощь – комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.
69950. Східні слов’яни. Зародження української державності. Київська Русь 114 KB
  Суспільнополітичний та економічний лад Київської Русі. Східні слов’яни розселилися на території сучасної України Білорусії частково Росії Ока верхня течія Волги. Таким чином утвердження Олега в Києві знаменувало створення великої держави східних слов’ян Київської Русі або Давньої Русі.
69951. Понятие, цели и задачи налогового контроля 110.5 KB
  Учебные и воспитательные цели: Определить понятие налогового контроля Изучить организацию налогового контроля в России Определить субъекты налогового контроля в Российской Федерации 4. Понятие налогового контроля 2. Организация налогового контроля в России.
69952. Ранние страницы истории народов Северного Кавказа 102.5 KB
  Кавказом называются горы, расположенные между Черным и Каспийским морями, а также страны и области, которые примыкают к ним. Горная система Кавказа называется Большой Кавказ (в отличие от Малого Кавказа, опоясывающего северо-восточную часть Армянского нагорья), который состоит из Главного...
69953. Современные тенденции в области компьютерного моделирования инженерных задач. Обзор существующих CAD/CAE систем и их возможности 321.5 KB
  В возникшем контекстном меню указать имя панели которую требуется вывести на экран или удалить с экрана. На запрос указать расстояние задаем расстояние сдвига 40. на запрос указать объект указываем мышью горизонтальную ось.
69954. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 63 KB
  В статье рассматриваются актуальные вопросы психологии отклоняющегося поведения. Анализируются факторы влияющие на формирование отклоняющегося поведения методы психолого-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних.