54472

Музыка в баснях

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели:организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке; помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой; создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать...

Русский

2014-03-15

47 KB

1 чел.

Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии , вокалотерапии, звукотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастик.

Тема: Музыка в баснях.

Цели:

  •  организовать деятельность учащихся на ознакомление с образцами стихотворных литературных произведений о музыке;
  •  помочь учащимся целостно представить внутреннюю связь музыки с литературой;
  •  создать содержательные и организационные условия для привития навыков восприятия музыки разного характера, умению их анализировать;
  •  содействовать развитию эстетического восприятия, воображения и музыкального кругозора учащихся;
  •  способствовать формированию у школьников чувства понимания и уважения к музыке и литературе;
  •  продолжить использовать здоровьесберегающие технологии для профилактики и оздоровления учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: музыкального обобщения, частично-поисковый, наглядно-слуховой, репродуктивный, практической деятельности.

Музыкальный материал: Х. Глюк «Мелодия», В. Петрушин «Приветствие», И.А. Крылов «Квартет», В. Барвинский «Квартет для двух скрипок, альта и виолончели», А. Житкевич «Все это нужно мне».

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, наглядный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (Х. Глюк «Мелодия» из успокаивающей программы для снятия подавленного угнетенного состояния);

музыкальное приветствие: (использована вокальная попевка-приветствие В.И. Петрушина вызывающая прилив энергии и энтузиазма).

(на доске написана тема урока, наглядный материал)

У. На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Что стало бы со всеми музыкальными произведениями, предназначенными для пения, во что бы они превратились?

Д. В вокализы.

У. А что такое вокализ?

Д. Песня без слов.

У. А существовали бы без литературы оперы и балеты?

Д. Нет. В основе балета и оперы лежат литературные произведения. К балету и опере пишутся либретто.

У. А что такое либретто?

Д. Это сюжет оперы или балета.

У. Мы выяснили, что без литературы музыка потеряла бы многое, а что станет с литературными произведениями, если не будет музыки?

Д. Стихи останутся стихами, а те, которые написаны специально для композиторов, песнями так и нее станут, и будут лишены достаточной силы для самостоятельного существования.

У. Приведите пример несамостоятельности стихотворения, сочиненного специально для музыкального произведения, без музыки.

Д. (приводят пример из домашнего задания)

У. Да, действительно звучит не очень красиво. А ведь с музыкой эти стихи превосходно звучат. Но не только музыка обогащает литературу, превращая стихи в песни, писателями и поэтами написано очень много разных литературных произведений о музыке, а в некоторых музыка даже становится главным «действующим лицом». Например, басни. Такие басни, где музыка – главное «действующее лицо» писал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Какие басни И.А. Крылова вы знаете?

Д. «Осел и соловей», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Кукушка и соловей»…

У. Что же такое басня?

Д. (ответы)

У. Верно, басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни. Скажите, а кому-нибудь из вас известна басня И. Крылова «Квартет»?

Д. (ответы)

У. Правильно, квартетом называется музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых музыканта: четыре трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет; арфа, флейта, кларнет и скрипка – тоже квартет. Но такие квартеты встречаются крайне редко. Зато очень часто и в прежние времена, и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты, в исполнении двух скрипок, альта и виолончели.  Струнные квартеты сочиняли В.А.Моцарт, Л.В. Бетховен, Ф. Шуберт, Э. Григ, М.И. Глинка, А.П.Бородин, П.И. Чайковский, В. Барвинский и другие композиторы. В «Квартете» И. Крылова тоже две скрипки, альт и виолончель. Только Крылов назвал виолончель «басом», т. к. виолончель – самый низкий «басовый» инструмент в квартете. Послушайте и скажите, была бы эта басня, если бы не было музыки?

(слушание басни «Квартет» И. Крылова)

У. Что станет с басней, если из нее убрать все музыкальные термины, что с ней станет, будет ли она интересна?

Д. (ответы)

У. Нужна ли музыка в этом произведении?

Д. (ответы)

У. Чему учит нас басня?

Д. (ответы)

У. Почему Квартет не получился, ведь они так старались?

Д. (ответы)

У. Правильно. Если инструменты находятся в руках настоящих музыкантов, самая разная музыка – медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная – звучит красиво, выразительно, увлекательно.

У. Послушайте внимательно фрагмент Квартета для двух скрипок, альта и виолончели В. Барвинского.

(слушание музыкального фрагмента)

У. Вам понравилось произведение?

Д. (ответы)

У. Расскажите о характере произведения?

Д. (ответы)

У. Какой из услышанных сегодня на уроке Квартетов вам понравился больше и почему?

Д. (ответы)

У. Верно, второй Квартет красив, в нем ощущение поющего человеческого голоса, которое достигается звучанием струнных инструментов.

У. Сегодня мы выяснили, что квартет может быть и в литературе. Благодаря…

Д. Музыке.

У. И теперь мы можем сделать вывод, что…

Д. Музыка обогащает и украшает литературные произведения. Делает образы насыщенней и эмоциональней.

У. А что урок музыкального искусства делает насыщенней и эмоциональней?

Д. Песня!

У. Верно. Итак, с чего начнем?

Д. Оздоровительная гимнастика.

(упражнения вокалотерапии: серия звуков «тканевая вибрация»)

- звук «св» - при насморке, слово «ветер» позавывать (в-в-в-ветер);

- звук «з-з-з» - (летящий комар, летает и кусает) прижать ладонь к горлу, чувствуя вибрацию, применять при боли в горле;

- звук «ж-ж-ж» - (летит жук), приложить ладонь к груди и почувствовать мощный звук, чаще выполнять упражнение при кашле;

- звук «н-н-н» - положить ладонь руки на макушку головы и очень высоким голосом протянуть звук, поможет снять головную и зубную боль;

- звук «тр-тр-тр» - (старый трактор на поле, все у него трясется и болтается) упражнение выполняется в конце дня, чтобы снять усталость.

(упражнения выполняются сидя, соблюдается прямая осанка, 5-7 раз каждый звук или звукосочетание)

У. А теперь выполним упражнения для подготовки вокалиста к пению.

(упражнения для снятия внутреннего напряжения, ощущения психологической и физической раскованности)

- снятие напряжения с внутренних и внешних мышц:

счет на четыре:

вдох – голова назад,

задержка дыхания – голова прямо,

выдох – голова вниз;

счет на четыре:

плавный поворот головы от плеча к плечу, слева направо и обратно.

(слева направо – глаза смотрят в пол, справа на лево – глаза смотрят в потолок);

счет на четыре:

положить голову на плечи (чередуя правое и левое плечо);

- для развития бокового зрения:

счет на восемь:

поворот глаз вверх-вниз, вправо-влево (задача вокалиста увидеть окружающие его предметы);

- прочистка носоглоточной системы:

счет на четыре:

вдох – ведем указательным пальцем от основания ноздри до верхних пазух, выдох – слегка поколачиваем кончиками пальцев по крылышкам носа;

счет на четыре:

«нюхаем цветок» - вдох – медленно вдыхаем приятный аромат, выдох – медленно произносим «Ах»;

- смачивание и размягчение голосовых связок:

счет на четыре:

«шпага» - укалывание  кончиком языка каждой щеки;

жевание языка (копим слюну и проглатываем);

«бежит лошадка» - поцокивание язычком (чередуя улыбку и вытягивание губ при опущенной нижней челюсти);

«дразнящая обезьянка» - широко открытый рот, язык максимально вытянут вперед вниз к подбородку с одновременным активным шипящим выдохом.

(каждое из упражнений выполняется 3-5 раз, в положении сидя при прямой спине)

У. Спасибо, молодцы. Теперь мы вполне готовы к исполнению песни.

(учащиеся исполняют песню А. Житкевича «Все это нужно мне», работа над песней)

У. Ребята, о чем эта песня?

Д. (ответы)

У. Какая песня по характеру? Какой бы она стала без музыки?

Д. (ответы)

У. Верно. Итак, сегодня на уроке мы с вами узнали…

Д. (ответы)

У. Молодцы! А теперь домашнее задание. На следующий урок вам необходимо найти литературное произведение, в котором есть упоминание о музыке, музыкальных инструментах.

У. Спасибо всем. Урок окончен. До свидания. Можете быть свободны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4339. Использование JavaScript в HTML 64.5 KB
  JavaScript в HTML Основные тезисы: Не тоже самое, что и Java, хотя синтаксис немного схож. Скриптовый (облегченный) интерпретируемый язык без строгой типизации. Внедряется в HTML-код Поддерживается всеми ...
4340. Программирование для Web, CGI (Common Gateway Interface) 464 KB
  Программированиедля Web, CGI (Common Gateway Interface) CGI - это спецификация обмена данными между прикладной программой, выполняемой по запросу пользователя, и HTTP-сервером, который данную программу запускает. Часть информации заголовка HTT...
4341. Протокол HTTP. Унифицированные указатели ресурсов (URL) 133.5 KB
  Протокол HTTP В середине 90-х годов очень популярной стала WWW (WorldWideWeb) — Всемирная паутина. Это набор протоколов и программ для Интернета, представляющих информацию в гипертекстовом формате. Знаменитый браузер Mosaic...
4342. Создание приложений для динамического представления Web-страниц 235 KB
  Создание приложений для динамического представления Web-страниц Основы использования Web - технологий для доступа к базам данных Развитие web технологий с использованием баз данных Создание динамических сайтов Современные технологии динамического пр...
4343. Обзор Common Gateway Interface (CGI) 149.5 KB
  Обзор CGI CGI (Common Gateway Interface, общий шлюзовой интерфейс) относится к числу средств, без которых нельзя обойтись как при создании комплексных Web-узлов, так и при управлении ими. CGI обеспечивает возможность писать сценарии, котор...
4344. Расширенный язык разметки XML 244.5 KB
  Расширенный язык разметки XML Общие сведения об XML Особенности XML Стандарты XML Структура и элементы языка разметки XML Таблицы стилей Расширяемый язык создания ссылок Спецификация XForms 1.0 Области использования языка XML Общие сведения об XML К...
4345. Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы 87 KB
  Базовый процесс технологии проектирования веб-сайта и его фазы Базовый процесс - это всесторонний план работы для групп любых типов и компаний всех видов с различными бюджетами. Базовый процесс - это всего пять фаз, каждая фаза включает три переплет...
4346. Классификация веб-сайтов 84.5 KB
  Классификация веб-сайтов Корпоративные сайты Промо презентационные сайты Электронные магазины Онлайн-сервисы Контент-проекты Порталы Коммьюнити. Средство общения. Интернет-форумы Литература Корпоративные сайты Корпоративный сайт - это официальное ...
4347. Информационная архитектура лекционные материалы по курсу Интернет-технологии 1.02 MB
  Введение Разрабатывая Web-сайты, каждый из нас не первый год старается идти по кратчайшему пути. Это особенно характерно для работы над проектами с небольшим бюджетом. И из всех кратчайших путей самым дорогим оказывается тот, когда мы пропускаем эта...