54473

Музыка и искусство слова

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве; обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях; содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство; содействовать развитию у детей умения общаться;...

Русский

2014-03-15

113 KB

0 чел.

Тема урока: «Музыка и искусство слова»

Цель урока:

  •  организовать деятельность учащихся на углубление знаний о роли литературы в музыкальном искусстве;
  •  обеспечить применение учащимися знаний о жанрах в литературе и музыке, их взаимосвязи, интонационных режимах, музыкальных произведениях;
  •  содействовать осознанию учащимися целостного представления о влиянии литературы на музыкальное искусство;
  •  содействовать развитию у детей умения общаться;
  •  способствовать формированию художественно-эстетического вкуса, воспитанию личной заинтересованности участия в творческом процессе;
  •  продолжить использование элементов музыкотерапии как здоровьесберегающего фактора учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: информационно-рецептивные, частично эвристические.

Музыкальный материал: Ф. Папетти «Солнечный берег», В.Петрушин «Приветствие», В. Шаинский «По секрету всему свету», Н. Лысенко Кантата «Радуйся, нива не политая», Н. Римский-Корсаков Ария Леля из оперы «Снегурочка», С. Прокофьев «Па-де-шаль» и «Аморозо» из балета «Золушка», В. Осошник «Письма».

Оборудование: музыкальный центр, диски, кассеты, фортепиано, наглядный материал.

Тип урока: практическое применение знаний, умений и навыков.

ХОД УРОКА

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (использован музыкальный фрагмент из программы тонизирующей направленности на активизацию деятельностногого начала Ф. Папетти «Солнечный берег»);

музыкальное приветствие: (использованы вокальные приветствие и  попевка музыкального психолога В. И. Петрушина для утверждения позитивных мыслей ).

(приветствие)

Д. Мы очень рады видеть вас,

Мы дружно запоем сейчас!

Пусть звуков звонких яркий свет –

Шлет искренний привет!

(попевка)

Д. Я люблю строить этот мир,

Чтобы жизнь была как светлый пир!

Я люблю делать всем добро,

Чтобы всем было хорошо!

Счастлив я тем, что я живу,

Тем, что я вижу наяву!

У меня много есть друзей.

С ними жить легче, веселей!

(на доске написана тема урока, основной вопрос, наглядный материал).

У. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о…

Д. музыке

У. и…

Д. литературе.

У. Правильно! Ведь тема нашей 1 четверти так и звучит…

Д. Музыка и искусство слова.

У. Правильно! И тема нашего сегодняшнего урока звучит также «Музыка и искусство слова».

У. На предыдущих уроках мы с вами много слушали и говорили о музыке и литературе. И сегодня, уже имея определенный багаж знаний, умений и навыков, мы с вами вместе ответим на очень важный, главный вопрос нашего урока «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»

У. И начнем вот с чего!.. Все вы уже обратили внимание на это прекрасное, могуче, с ветвями, как крылья, дерево. Давайте представим, что начало этого дерева, его корни, ствол, являет собой основу литературы, ее великую энергию и силу. Ветвями этого «дерева – литературы» станут два направления: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА.

У. Давайте выясним, какие жанры относятся к поэзии?

Д. (ребята называют жанры: стих, ода, поэма,басня; поочередно берут соответствующий жанру лист и прикрепляют его к «ветке – поэзии»).

У. Молодцы! А теперь назовем жанры, относящиеся к прозе.

Д. (ребята называют жанры: рассказ, повесть, роман, сказка; поочередно берут соответствующий жанру лист и прикрепляют к «ветке – прозе»).

У. Молодцы! А теперь вопрос ко всем. Литература – это язык…

Д. чувств и эмоций.

У. Выраженный в чем?

Д. В словах.

У. Замечательно! А музыка -язык чего?

Д. Чувств и эмоций.

У. Выраженный в чем?

Д. В звуках, мелодии.

У. Ребята, скажите, а когда у нас есть и слово (поэзия) и мелодия, что рождается?

Д. Песня.

У. Правильно! Берите нужную птицу и прикрепите ее к ветке. А мы вместе с птицей – песней исполним фрагмент песни. Приготовились к  исполнению песни. (Исполнение фр-та песни «По секрету всему свету» В. Шаинского).

У. Спасибо! А теперь прослушайте фрагмент данного музыкального произведения. (Звучит фр-нт Кантаты «Радуйся, нива не политая» 5 ч. «Оживут леса, озера»)

У. Назовите данное произведение.

Д. Звучала кантата.

У. Верно, а точнее.

Д. Кантата «Радуйся, нива не политая», 5 ч. – финал «Оживут леса, озера», текст Т. Шевченко, музыка Н. Лысенко.

У. Какая общая идея произведения?

Д. Как природа в ожидании весеннего солнца, так и народ находится в ожидании свободы. Музыка звучит радостно, возбужденно.

У. А в чем выражается замысел писателя и композитора?

Д. В словах и в характере музыки.

У. Спасибо. Прикрепим птицу – кантату на «ветку – поэзию».

У. (учитель исполняет арию Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакового).

У. Что прозвучало?

Д. Ария Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакового.

У. Ребята, а что такое опера?

Д. Самый сложный музыкальный жанр. В нем объединены не только музыка и литература, но и элементы хореографи, театрального и изобразительного искусств.

У. Ребята, к какому направлению  в литературе можно отнести оперу?

Д. К прозе.

У. Что, вот так просто взяли любой роман или сказку и поставили оперу?

Д. Нет, чтобы поставить оперу необходимо написать либретто.

У. А что такое либретто?

Д. Либретто – литературная основа оперы, любого действия в котором поют, литературный текст оперы, посредник между литературным произведением и оперой.

У. А зачем писать либретто? Неужели в литературных произведениях нужно что- либо переделывать?

Д. Нет. Литературное произведение положенное в основу оперы может быть слишком большим или сложным, поэтому создается либретто, которое соответствует требованиям оперного жанра.

Д. Либретто – это главная тема и содержание, которые  содержат слова для  пения. В нем заложено развитие сюжета, характеристики действующих лиц.

У. Спасибо, молодцы!

А теперь внимание! Что звучит?

(слушание фр-тов балета «Золушка» С. Прокофьева «Па-де-шаль и «Аморозо»).

Д. Балет «Золушка»

У. А точнее.

Д. «Па-де-шаль» и «Аморозо» из балета «Золушка» С. Прокофьева.

У. Что же такое балет?

Д. Балет – это музыкально-драматическое произведение, содержание которого передается с помощью хореографии.

У. Но где же здесь литература?

Д. В балете музыка и танец играют роль слова, отображая развитие сюжета, раскрывая характеры и взаимоотношения героев.

У. А нужно ли в балете либретто?

Д. Да. Как и в опере для создания балетного спектакля нужно либретто.

У. Хорошо. А кто написал либретто к балету «Золушка»?

Д. Сергей Прокофьев. По мотивам сказки французского писателя Ш. Перро.

У. Молодцы! Все то вы знаете! Ребята, сегодня мы столько рассказывали о музыке и литературе, что теперь можем дать ответ на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Д. Музыка и литература – два совершенно самостоятельных вида искусств. Но благодаря литературе у нас есть столько видов вокальной музыки: народные песни, эстрада, оперы, балеты. Литература дополняет и обогащает музыку, усиливая ее влияние на людей.

У. Молодцы. Спасибо. Итак, вы дали самый исчерпывающий ответ на основной вопрос нашего урока.

У. И для вас не составит труда назвать самый главный способ выразительности и в литературе, и в музыке.

Д. Интонация.

У. Верно. Какие могут быть интонации? Давайте продемонстрируем.

(учитель предлагает словосочетание «давай поговорим», дети произносят данное словосочетание в разных интонационных режимах: грозно, радостно, напряженно, ласково и т.д.).

У. Хорошо, у вас замечательно получается. А теперь, еще раз, напомните мне, в чем выражается язык музыки?

Д. В звуках, мелодии.

У. А как еще называют музыкальные звуки?

Д. Ноты.

У. Где расположены ноты?

Д. На нотном стане.

У. В каком порядке, хаотичном или последовательном?

Д. В определенной последовательности.

У. И каждая нота имеет свою…

Д. Ступень.

У. А какие нотки имеют больше одной ступени?

Д. Нота «до» любой октавы.

У. В каких случаях?

Д. В своей октаве нота  «до»  имеет 1 ступень, а для предыдущей является последней, 8 ступенью.

У. Молодцы! А какие вы знаете длительности нот?

Д. Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

У. Какие вы знаете длительности пауз?

Д. Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.

У. Отлично! Теперь назовем знаки альтерации.

Д. Диез, бемоль, дубль диез, дубль бемоль, бекар.

У. Назовите функции знаков альтерации.

Д. Диез повышает ноту на 0,5 тона, бемоль понижает ноту на 0,5 тона, бекар отменяет любое действие бемоля, диеза и т.д.

У. Молодцы! Скажите, что самое главное при исполнении песни?

Д. Голос.

У. А еще?

Д. Дыхание, артикуляция, дикция.

У. Правильно! И сейчас я предлагаю заняться дыхательной гимнастикой.

(дет выполняют упражнения разработанные по принципу дыхательной гимнастики йогов, упражнения артикуляционной гимнастики, упражнения звукотерапии).

(дыхательная гимнастика; тонизирующий тип дыхания)

1-й такт – основная стойка, медленный вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

2-й такт – задержка дыхания с внутренним представлением яркого солнца над  головой.

3-й такт – от уровня лица вместе с сильным выдохом на слог «Ха» кисти разворачиваются и выбрасываются вверх к солнцу, затем руки медленно опускаются.

(упражнения повторяются 3-4 раза)

(артикуляционная гимнастика: постановка ротового аппарата, активность мышц лица, массаж челюстно-височных суставов, гайморовых пазух, правильный прикус)

- четыре раза слегка прикусить кончик языка;

- высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно до самого кончика языка;

- покусать язык попеременно правыми и левыми зубами, как бы жуя его;

- сделать языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом, сразу по часовой стрелке и наоборот;

- пощелкать языком изменяя форму рта, пытаться произвольно более высокие и более низкие щелчки;

- покусать нижнюю губу, верхнюю;

- пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами, круговым разминающим массажем, очень деликатно в местах челюстно-височных суставов и гайморовых пазух;

- пройтись по всему лицу кончиками согнутых пальцев поколачивающим массажем;

- поставить зубы на зубы, медленно открывать и закрывать рот не меняя положения (зубы должны быть видны);

- погримасничать и улыбнуться.

(упражнения звукотерапии: профилактика и коррекция вибрационной частоты организма)

Сядем ровно, сосредоточим внимание на вдохе и выдохе. 4 счета – вдох, 4 – счета – задержка, 4 счета – выдох, 4 – счета – задержка (вдох и выдох выполняем равномерно и медленно под счет преподавателя). Вдыхаем медленно через нос, выдох сопровождается глубоким и медленным произношением какого либо звука или звукосочетания. Можно помогать себе руками, поднимая их вверх при вдохе, и опуская при выдохе, мысленно придерживая «звук» ладонями (для удобства, упражнение может быть разделено на части, так как каждый звук или звукосочетание произносится не менее 7 раз).

- звук «И» - выводим из тела вредные вибрации;

- звуки «НГОНГ» - активизируем одновременную работу правого и левого полушарий мозга;

- звуки «РЭ» - помогаем себе снять стрессы, страхи;

- звуки «ТЭ» - укрепляем сердечно-сосудистую систему.

У. Замечательно! Все получили удовольствие и теперь приступаем к самому любимому виду работы на уроке музыкального искусства – вокально-хоровой работе. Итак, как называется песня над которой мы работаем?

Д. «Письма»

У. Кто автор этой песни?

Д. Виктор Осошник.

У. Какая по характеру песня?

Д. Веселая, игривая, шаловливая, озорная, летняя и т.д.

У. Молодцы. А теперь давайте вспомним, как мы поем окончание фраз на «лась» (смеялась, целовалась)?

Д. Тянем слог «ла», а «сь» пропеваем кратко.

У. Правильно. Как пропеваются слова «юг», «гроз»?

Д. Обязательно произнося звуки «з» и «г», кратко без акцента, не грубо.

У. В припеве пауза перед какой фразой?

Д. “Как слон среди льдин».

У. Молодцы! А теперь приготовились к исполнению песни.

(учащиеся исполняют песню В. Осошника  «Письма»).

У. Спасибо! Какие мы допустили ошибки при исполнении песни?

Д. (отвечают, работа над ошибками)

У. Хорошо, теперь вы понимаете, что певец не должен забывать ни о содержании песни, ни об ее образе, ни о ее техническом исполнении.

У. Ребята, сегодня на нашем уроке мы с вами говорили о музыке и искусстве слова. Мы выяснили, какую роль литература играет в музыкальном искусстве. Именно благодаря литературе существует так много видов вокальной музыки (песни, кантаты, мюзиклы, оперы и т.д.). Именно литература усиливает влияние музыкального искусства на человека, обогащает и дополняет музыку. Пусть же благодаря этим двум прекрасным видам искусств мы с вами станем духовно и  нравственно богаче, красивее и счастливее. Более того, здоровее. И в  этом нам поможет на уроках музыкального искусства Д.Музыко - и вокалотерапия.

У. Молодцы! Правильно! Спасибо всем. Урок окончен. До свидания.




 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35764. ПРОЕКТ Тарелка. Техника «декупаж». (обслуживающий труд) 410.5 KB
  Техника декупаж. На уроках технологии я познакомилась с техникой декупаж. Декупаж – это аппликация но аппликация особенная – покрытая лаком она выглядит как роспись. В этом и вся прелесть декупажа полет фантазии не ограничен.
35765. Творческий проект. Последовательность выполнения проектов. 401 KB
  Проведение экологической экспертизы изделия или анализ экологических факторов влияющих на выбор решения проблемы исследования. Подсчет себестоимости изготовленного изделия предполагаемой прибыли и срока окупаемости или подробное рассмотрение экономических факторов влияющих на выбор решения проблемы. Разработка при необходимости бизнесплана рекламы товарного знака изделия или услуги. Проект может состоять из отдельных частей например эскизов рисунков чертежей на изготовление какоголибо изделия или разработки технологического...
35766. Вязание крючком. Творческий проект 1.16 MB
  Цель проекта: Связать крючком красивое аккуратное изделие которое обязательно должно понравиться бабушке. Задачи проекта: Провести исследование и анализ идей вариантов моего изделия Разработать эскиз моего проектного изделия Организовать рабочее место Подобрать инструменты и приспособления для различных операций Подобрать материал для изделия с правильным сочетанием цвета Контроль качества моей работы Оценка готового изделия Экологическое обоснование Вязание крючком. История и не только Вязание крючком – очень известное и...
35767. Зубочелюстная система животных и человека 56.5 KB
  В процессе эволюции идет усиленная редукция первичного жевательного аппарата и первичного сустава. Фактически на смену примитивного зубочелюстного аппарата развивается новый вторичный жевательный аппарат у млекопитающих. Этот жевательный аппарат приобретает новые признаки.
35768. Творчий проект «Кухонна дошка» 492 KB
  2 Визначення собівартості виробу Матеріал Ціна одиниці вимірювання грн Витрата матеріалів Вартість витрат грн. Вмат Брусок липовий 1000 грн м3 00063 м3 63 Усього 63 3. г при тарифі на електроенергію 025 вартість спожитої електроенергії складає Ве=025 035=009 грн Матеріальні витрати Мв=ВматВс = 665 грн 009 грн = 674 грн.= 3132 грн.
35769. Творчий проект на тему:«Лічильна гладь» 69 KB
  Вишивка – один з найбільш поширених видів декоративного мистецтва в якому орнаментальне та сюжетне зображення на тканині шкірі повсті виконується різними ручними або машинними швами. Вишивка виникла з появою шитва на примітивному одязі людини кам‘яного віку. Уже в першому тисячолітті до нашої ери вишивка досягла високого художнього рівня в народів Стародавнього Вавілону Греції Риму Китаю Індії Ірану. Особливою пишністю відзначалася вишивка Візантії.
35770. Торт Наполеон. Творчий проект 1.56 MB
  Самореалізуватися при виконанні роботи своїми руками. Після закінчення роботи їх потрібно насухо витерти. Організація робочого місця ТБ при роботі ВИМОГИ БЕЗПЕКИ ПЕРЕД ПОЧАТКОМ РОБОТИ. ВИМОГИ БЕЗПЕКИ ПІД ЧАС РОБОТИ Увалено і чітко виконуйте вказівки вчителя.
35772. Творческий проект. Тема: Табуретка 171 KB
  Табуреты это стулья без спинок или короткие скамьи для только исключительно одного человека. Римляне делали крепления подвижными – так появляются складываемые табуреты. Сейчас табуреты – практически любые сиденья без спинок и подлокотников. Актуальность: табуреты очень пригодятся в жизни потому – что они компактны в отличии от стульев и их удобнее переносить.