54475

Музыка в рассказах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.

Русский

2014-03-15

136 KB

1 чел.

Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии, вокалотерапии, звукотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастик, изотерапии.

Тема: Музыка в рассказах.

Цели:

  •  организовать деятельность учащихся на формирование умения наблюдать за развитием образов, размышлять и давать объективную оценку на основе изучения нового материала: литературного произведения «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. Моцарта;
  •  содействовать активизации эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
  •  способствовать формированию чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживанию чувствам и настроениям переданным в музыке;
  •  продолжить использовать элементы музыкотерапии и изотерапии, как здоровьесберегающего фактора учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, частично-поисковый.

Музыкальный материал: К. Сен-Санс «Лебедь», В. Петрушин «Приветствие», К. Паустовский «Старый повар», В. Моцарт «Фантазия», Ж. Колмагорова «Про мышонка», В. Осошник «Балаганчик».

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, раздаточный материал, портреты В. Моцарта и К. Паустовского.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (К. Сен-Санс «Лебедь» из программы успокаивающей направленности имеющее расслабляющее воздействие);

музыкальное приветствие: (использованы музыкальные приветствие и попевка В. Петрушина на оптимистическое восприятие жизни)

(на доске тема урока, эпиграф, портреты В. Моцарта и К. Паустовского).

У. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому…

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Я желаю, чтобы вы не только приобрели знания и получили хорошие оценки, но и с сегодняшнего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.

У. Верите ли вы в счастье? Что такое счастье? Приведите примеры посетившего вас счастья?

Д. (отвечают, приводят примеры)

У. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства?

Д. Петь песни.

У. Тогда я предлагаю спеть всем вместе песню «Про мышонка» Ж. Колмагоровой.

(исполнение учащимися песни Ж. Колмагоровой «Про мышонка» 1 куп.)

У. Ребята, какое желание загадал мышонок? Чем явилось исполнение мечты для мышонка?

Д. (ответы)

У. Правильно, воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье – видеть ваши умные глаза, добрые лица, отзывчивые сердца и искренние улыбки.

У. (зачитывает эпиграф К. Паустовского «Фенино счастье»)

А ведь: Каждый счастье понимает по-своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъем и чувство счастья.

- Какие?

- Ну, хотя бы музыка. Или картины.

У. (краткие сведения о  К. Паустовском)

Ребята, а какие слова являются главными в эпиграфе?

Д. Счастье, музыка.

(слова «счастье» и «музыка» прикрепляются к доске)

У. А теперь назовите мне тему нашего сегодняшнего урока.

Д. (читают с доски) Музыка в рассказах.

У. Верно. И теперь мы вместе послушаем рассказ К. Паустовского «Старый повар», а после прослушивания попробуем ответить на вопрос: можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?

(слушание рассказа «Старый повар» К. Паустовского)

У. Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?

Д. (ответы)

У. Молодцы! Я вижу вам очень понравился рассказ. А с какими героями вы познакомились в данном произведении?

Д. (ответы)

У. А какую же роль сыграла музыка в рассказе? Можно ли ее назвать главным героем?

Д. (ответы)

У. А всем ли помогает музыка быть счастливым?

Д. (ответы)

У. Ну что ж, сейчас мы сможем это проверить, выполнив задание по группам.

(учитель делит класс по группам, раздает раздаточный материал)

У. Задание 1 группе. Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе  К. Паустовского «Старый повар». Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте.

(На обороте задания предложены несколько вариантов названия произведений: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств». Дети аргументируют, почему выбрали данное название).

У. Задание 2 группе. Нарисуйте образ счастья, услышанного в музыке.

(Работа коллективная на 1 ватмане. Ребята аргументируют свойрисунок);

(в работе данной группы присутствует элемент изотерапии)

У. Задание 3 группе. По картам настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному произведению.

(карта прилагается, дети аргументируют свой выбор)

(работа в группах в пределах 5 минут)

У. Группы готовы? Замечательно, тогда начинаем.

Д. (ответы по группам)

У. Все мы еще раз убедились в том, что музыка помогает стать счастливым. Скажите, а вы любите чудеса, превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара из рассказа. Какими словами мы совершим превращение?

Д. Крибле, крабле, бумс!

У. Давайте попробуем. Закроем глаза и проговорим заветные слова вслух, дружно.

Все. Крибле, крабле, бумс!

У. Открываем глаза. Мы с вами в рассказе «Старый повар». Какое желание было у старика? («Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной»). Одно единственное было желание у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от имени повара. В этом нам помогут карты-пожелания «Я очень хочу».

(карточки прилагаются)

( дети выполняют задание и делятся впечатлениями)

У. Остальные пустые шары пусть дома, после рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители. А еще одним домашним заданием будет вот что: вы напишите письмо с благодарностью В. Моцарту за музыку, которая сделала старика счастливым, как много лет назад. Все свои пожелания и письма вы принесете на следующий урок.

У. А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, может выполнить дополнительное задание, ответить на вопрос: Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?

(карточки прилагаются)

У. Ребята, прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? Почему вы так думаете?

Д. (ответы)

У. Кто помог увидеть, услышать и почувствовать счастье?

Д. К. Паустовский  и  В. Моцарт.

У. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценки. Прокомментируйте свои оценки.

Д. (отвечают, комментируют)

У. Хорошо. Вы достойно и справедливо оценили свою работу на уроке. Я с вами согласна.

(элемент изотерапии - художественная рефлексия психокоррекционного характера)

У. Ребята, на ваших партах остались солнышки. Я еще раз включаю «Фантазию» В. Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте очертания губ: радость, грусть, безразличие.      

Дорисуйте очертания рта:

радость  грусть   безразличие

(дети выполняют задание, сдают учителю для обработки)

У. Ребята, вы любите подарки?

Д. Да, конечно.

У. Я хочу вам подарить песню «Балаганчик» В. Осошника. А вы все вместе можете подпевать, тексты песен у вас на партах.

(учитель с классом исполняет песню «Балаганчик» В. Осошника)

У. Вижу, песенка вам понравилась. На следующем уроке мы продолжим знакомство с этой песней. А теперь, урок окончен. Спасибо всем. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5739. Основы получения металлических заготовок 334.5 KB
  Основы получения металлических заготовок Вступление Изготовление деталей машин, разнообразных механизмов и приборов из любых конструкционных материалов состоит в их формообразовании с соблюдением необходимой геометрии (размеры, форма), а также допус...
5740. Буддийская скульптура в Корее 1.97 MB
  Буддийская скульптура в Корее Введение Памятники буддийской скульптуры есть во всех странах, где распространен буддизм, - так как отправление буддийских культов требовало скульптурного изображения будд, бодхисаттв и других представителей пантео...
5741. Генрих Манн Психологический портрет короля Генриха IV 40.5 KB
  Выдающемуся немецкому писателю Генриху Манну в исторической дилогии Молодые годы короля Генриха IV 1936 года и Зрелые годы короля Генриха IV 1938 года, удалось создать убедительный и яркий образ идеального монарха. Историческое повествование выс...
5742. Архитектура Византии 212 KB
  Архитектура Византии В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть...
5743. Генри ФОРД 57.5 KB
  Генри ФОРД Задайте вопрос: кто изобрел автомобиль? Многие ответят: Генри Форд. Это распространенное заблуждение - награда человеку, который сделал автомобиль доступным для миллионов людей. Хотя считается, что автомобиль был придуман и рожден в ...
5744. Обработка стали. Материаловедение. Элементы теории термической обработки стали 1.65 MB
  Элементы теории термической обработки стали Вступление Технология металлов состоит из трех основных видов: металлургии – получение металла заданного состава механической технологии – получение из металла изделий заданной внешней формы те...
5745. Акционерное общество как юридическое лицо 109 KB
  Введение В гражданском праве РФ (ст. 50 ГК РФ) среди коммерческих юридических лиц рассматривается несколько организационно - правовых форм, таких как: хозяйственные товарищества...
5746. Рынок ценных бумаг в Казахстане 83 KB
  В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг - это составная часть рынка любой страны. Классификация видо...
5747. Бюджетный дефицит и его значение 160 KB
  Введение Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть...