54475

Музыка в рассказах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Верите ли вы в счастье Что такое счастье Приведите примеры посетившего вас счастья Д. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства Д. Правильно воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье – видеть ваши умные глаза добрые лица отзывчивые сердца и искренние улыбки.

Русский

2014-03-15

136 KB

1 чел.

Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии, вокалотерапии, звукотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастик, изотерапии.

Тема: Музыка в рассказах.

Цели:

  •  организовать деятельность учащихся на формирование умения наблюдать за развитием образов, размышлять и давать объективную оценку на основе изучения нового материала: литературного произведения «Старый повар» К. Паустовского и музыкальной пьесы «Фантазия» В. Моцарта;
  •  содействовать активизации эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
  •  способствовать формированию чувства эмоциональной отзывчивости, сопереживанию чувствам и настроениям переданным в музыке;
  •  продолжить использовать элементы музыкотерапии и изотерапии, как здоровьесберегающего фактора учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, частично-поисковый.

Музыкальный материал: К. Сен-Санс «Лебедь», В. Петрушин «Приветствие», К. Паустовский «Старый повар», В. Моцарт «Фантазия», Ж. Колмагорова «Про мышонка», В. Осошник «Балаганчик».

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, раздаточный материал, портреты В. Моцарта и К. Паустовского.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (К. Сен-Санс «Лебедь» из программы успокаивающей направленности имеющее расслабляющее воздействие);

музыкальное приветствие: (использованы музыкальные приветствие и попевка В. Петрушина на оптимистическое восприятие жизни)

(на доске тема урока, эпиграф, портреты В. Моцарта и К. Паустовского).

У. Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому…

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе.

Я желаю, чтобы вы не только приобрели знания и получили хорошие оценки, но и с сегодняшнего урока ушли с новыми впечатлениями и открытиями.

У. Верите ли вы в счастье? Что такое счастье? Приведите примеры посетившего вас счастья?

Д. (отвечают, приводят примеры)

У. А что для всех нас будет общим счастьем на уроке музыкального искусства?

Д. Петь песни.

У. Тогда я предлагаю спеть всем вместе песню «Про мышонка» Ж. Колмагоровой.

(исполнение учащимися песни Ж. Колмагоровой «Про мышонка» 1 куп.)

У. Ребята, какое желание загадал мышонок? Чем явилось исполнение мечты для мышонка?

Д. (ответы)

У. Правильно, воплощение мечты явилось счастьем для мышонка. А для меня счастье – видеть ваши умные глаза, добрые лица, отзывчивые сердца и искренние улыбки.

У. (зачитывает эпиграф К. Паустовского «Фенино счастье»)

А ведь: Каждый счастье понимает по-своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъем и чувство счастья.

- Какие?

- Ну, хотя бы музыка. Или картины.

У. (краткие сведения о  К. Паустовском)

Ребята, а какие слова являются главными в эпиграфе?

Д. Счастье, музыка.

(слова «счастье» и «музыка» прикрепляются к доске)

У. А теперь назовите мне тему нашего сегодняшнего урока.

Д. (читают с доски) Музыка в рассказах.

У. Верно. И теперь мы вместе послушаем рассказ К. Паустовского «Старый повар», а после прослушивания попробуем ответить на вопрос: можно ли увидеть, услышать или почувствовать счастье?

(слушание рассказа «Старый повар» К. Паустовского)

У. Кто увидел счастье? Кто услышал счастье? Кто почувствовал счастье?

Д. (ответы)

У. Молодцы! Я вижу вам очень понравился рассказ. А с какими героями вы познакомились в данном произведении?

Д. (ответы)

У. А какую же роль сыграла музыка в рассказе? Можно ли ее назвать главным героем?

Д. (ответы)

У. А всем ли помогает музыка быть счастливым?

Д. (ответы)

У. Ну что ж, сейчас мы сможем это проверить, выполнив задание по группам.

(учитель делит класс по группам, раздает раздаточный материал)

У. Задание 1 группе. Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе  К. Паустовского «Старый повар». Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте.

(На обороте задания предложены несколько вариантов названия произведений: «Мелодия», «Счастье», «Фантазия», «Пробуждение чувств». Дети аргументируют, почему выбрали данное название).

У. Задание 2 группе. Нарисуйте образ счастья, услышанного в музыке.

(Работа коллективная на 1 ватмане. Ребята аргументируют свойрисунок);

(в работе данной группы присутствует элемент изотерапии)

У. Задание 3 группе. По картам настроений выберите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному произведению.

(карта прилагается, дети аргументируют свой выбор)

(работа в группах в пределах 5 минут)

У. Группы готовы? Замечательно, тогда начинаем.

Д. (ответы по группам)

У. Все мы еще раз убедились в том, что музыка помогает стать счастливым. Скажите, а вы любите чудеса, превращения? Я сейчас вместе с вами превращусь в повара из рассказа. Какими словами мы совершим превращение?

Д. Крибле, крабле, бумс!

У. Давайте попробуем. Закроем глаза и проговорим заветные слова вслух, дружно.

Все. Крибле, крабле, бумс!

У. Открываем глаза. Мы с вами в рассказе «Старый повар». Какое желание было у старика? («Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветает весной»). Одно единственное было желание у старика. А у нас есть возможность загадать еще одно от имени повара. В этом нам помогут карты-пожелания «Я очень хочу».

(карточки прилагаются)

( дети выполняют задание и делятся впечатлениями)

У. Остальные пустые шары пусть дома, после рассказа об этом уроке, заполнят ваши родители. А еще одним домашним заданием будет вот что: вы напишите письмо с благодарностью В. Моцарту за музыку, которая сделала старика счастливым, как много лет назад. Все свои пожелания и письма вы принесете на следующий урок.

У. А кто захочет еще поделиться своими ощущениями, может выполнить дополнительное задание, ответить на вопрос: Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья?

(карточки прилагаются)

У. Ребята, прочитайте еще раз эпиграф. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? Почему вы так думаете?

Д. (ответы)

У. Кто помог увидеть, услышать и почувствовать счастье?

Д. К. Паустовский  и  В. Моцарт.

У. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Поставьте себе оценки. Прокомментируйте свои оценки.

Д. (отвечают, комментируют)

У. Хорошо. Вы достойно и справедливо оценили свою работу на уроке. Я с вами согласна.

(элемент изотерапии - художественная рефлексия психокоррекционного характера)

У. Ребята, на ваших партах остались солнышки. Я еще раз включаю «Фантазию» В. Моцарта, а вы под ее звуки изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте очертания губ: радость, грусть, безразличие.      

Дорисуйте очертания рта:

радость  грусть   безразличие

(дети выполняют задание, сдают учителю для обработки)

У. Ребята, вы любите подарки?

Д. Да, конечно.

У. Я хочу вам подарить песню «Балаганчик» В. Осошника. А вы все вместе можете подпевать, тексты песен у вас на партах.

(учитель с классом исполняет песню «Балаганчик» В. Осошника)

У. Вижу, песенка вам понравилась. На следующем уроке мы продолжим знакомство с этой песней. А теперь, урок окончен. Спасибо всем. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36474. Древне-китайская цивилизация 28 KB
  иерархии Прядение и ткачество Более крупные поселения Оседлое мотыжное земледелие Специализация районов Внедрение оружий из металла Рыболовство и скотоводство Массовое производство керамики гончарный круг Жреческая культура Особенность – существовала в рамках неолита экономика отдельных поселений так и не стала централизованной на отдельной отрасли – зачатки полиотраслевой экономики Рубеж перехода – образование протогосударства появление города Шан Шелк Тутовое дерево Строительство дамб Развитие экономических...
36475. Неолитическая цивилизация 51.5 KB
  лесов быстро исчерпались Саванны – нет земледелия переселение в субтропики Неолитическая катастрофа выжило 1000 чел Начало новой ц.
36476. Древняя Персия 27 KB
  За помощь в осуществлении контроля над обществом им предоставлялась наибольшая политическая самостоятельность Частный интерес работает на общественный Внешняя политика Восточное побережье Эгейского моря Греция – колонии господство над торговлей в средиземном море Внешняя политика обусловлена экономической структурой: цель – экономически важные регионы.
36477. Древние Шумеры 30.5 KB
  долина рек Тигр и Ефрат Неблагоприятные условия сухой климат мало полезных ископаемых Тростник и рыба – самые доступные ресурсы Население сосредоточено в предморье и не углублялось во влажные равнины Увеличение численности населения перенаселение Технологии Сельскохозяйственные культуры ячмень эммера Одомашнен ряд животных быки овцы козы свиньи и ослы Примитивные технологии обработки меди Колесо Первые постройки из сырого глиняного кирпича Шумеры пытаются вести с х на новых землях строят системы очищения почвы....
36478. Понятия «цивилизация». Подходы к толкованию термина. Цивилизационная теория 93.5 KB
  Понятия цивилизация впервые употребил Виктор Мирабо в 1757 году в значении общего уровня культурного развития. Среди деятелей просвещения цивилизация ассоциировалась с концепцией прогресса стала идеалом интеллектуального и социального развития человечества. Отсюда ясно что цивилизация носила отрицательный оттенок.
36479. Структура цивилизация, ее основные элементы 73 KB
  технологический способ производства: орудия труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства в плане технологий экономический способ производства структура воспроизводства обмен распределение экономическое управление социальнополитические отношения: социальные отношения национальные отношения политические отношения государственные отношения правовые духовный мир: наука культура образование мораль идеология или религия Все элементы цивилизационной...
36480. Динамика развития цивилизации, этапы ее развития на историческом примере 46.5 KB
  В истории человечества выделяют следующие глобальные цивилизации: неолитическую раннеклассовую античную средневековую индустриальную и наконец постиндустриальную цивилизации. Условия формирования античной цивилизации. Безусловно их наследие оказало определенное влияние на становление античной цивилизации тем не менее античный период в истории человечества дал рождение совершенно новым экономическим политическим и духовным институтам.
36481. Переходный период (смена цивилизаций): основные этапы и итоги 35 KB
  Механизм смены цивилизации Основные причины: внутренние противоречия в которых центральное место занимают потребности человека. Для производства материальных и духовных благ цивилизации приходится привлекать новые ресурсы средства труда источники энергии реализовывать новые экономические и политические схемы подавлять социальные конфликты и предлагать новый духовный продукт. Попытки удовлетворения потребностей нарушают сложившийся в цивилизации баланс и она не может удовлетворить потребности всех. Духовный мир чутко реагирует на эти...
36482. Переходный этап в развитии цивилизации на историческом примере перехода от раннеклассовой к античной 27.5 KB
  Переход между цивилизациями происходит в четыре этапа: латентный этап обвального хаоса патовая ситуация завершающий этап. На первом этапе происходит падение эффективности старого общества: возникают социальные противоречия разногласия между управленцами и исполнителями экономической функции и непрерывные войны которые с одной стороны истощали материальные ресурсы а с другой обогащали правящую элиту. Происходит возращение к родоплеменному типу отношений формирование общинного строя предполагающего управление общества вождем советом...