54476

Музыка звучит в сказках

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы Музыка в литературных произведениях; помочь учащимся на примере украинской народной сказки подчеркнуть позитивную роль музыки как носителя добра счастья и справедливости в литературных сюжетах; содействовать осмыслению учащихся музыкального образа в литературе в частности в сказках; содействовать развитию у учащихся образного восприятия самостоятельного мышления умения слышать и выделять главное. Музыкальный материал: Б.

Русский

2014-03-15

235.5 KB

10 чел.

Урок музыкального искусства в 5 классе с использованием элементов музыкотерапии, вокалотерапии, звукотерапии,  дыхательной и артикуляционной гимнастик.

Тема: Музыка звучит в сказках.

Цели:

  •  организовать деятельность учащихся на углубление изучения темы «Музыка в литературных произведениях»;
  •  помочь учащимся на примере украинской народной сказки подчеркнуть позитивную роль музыки, как носителя добра, счастья и справедливости в литературных сюжетах;
  •  содействовать осмыслению учащихся музыкального образа в литературе, в частности в сказках;
  •  содействовать развитию у учащихся образного восприятия, самостоятельного мышления, умения слышать и выделять главное.
  •  Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
  •  способствовать формированию чувства прекрасного через произведения искусства;
  •  продолжить использование элементов музыкотерапии как здоровьесберегающего фактора учащихся.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, репродуктивный.

Музыкальный материал: Б. Мурашкин «Контрапункт живой клетки», В. Петрушин «Приветствие», Норвежская народная песня «Волшебный смычок», Украинская народная сказка «Волшебная скрипка», В. Шаинский «В мире много сказок».

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, диски, слайд-фильм, иллюстративный материал.

Тип урока: урок углубления темы.

ХОД УРОКА

Организационный момент: вход в кабинет под музыку (Б. Мурашкин «Контрапункт живой клетки» из программы тонизирующей направленности для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному, рождает чувство гармонии с миром);

музыкальное приветствие: (использована вокальная попевка-приветствие для утверждения позитивных мыслей музыкального психолога В. Петрушина).

Д. Добрый день!

У. Рада видеть вас!

Д. В унисон зазвучал наш класс.

Дружно петь всем нам веселей,

Мир вокруг – ярче и светлей!

(слайд № 1)

У. На предыдущих уроках мы увидели, как много бы потеряла музыка, если бы не было литературы, и начали разговор о том, важна ли музыка в литературе. Напомните проблемный вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

Д. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

(слайд № 2)

У. Давайте вспомним, какие литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд.

(слайд № 3)

(1-стих, 2-сказка, 3-басня, 4-рассказ, 5-повесть, 6-роман,7-миф, 8-легенда)

У. Как вы считаете, какой из литературных жанров самый музыкальный? Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Д. Стихи, поэзия. Если бы не было музыки, многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь многие из них писались специально для того, чтобы стать песней. Народные стихи часто появлялись вместе с музыкой, так как могут существовать только с музыкой.

У. «Слово». Слово было в начале убого, узко, словно истоки у рек. Слово было в начале у Бога, но коснулся его человек… И оно полетело, как птица, зазвенело искусным крылом, чтобы людям Богам поклониться, песней им послужить и стихом…

У. Обратите внимание на слова неизвестного автора. Давайте подумаем, почему именно поэзия является самым музыкальным жанром в литературе, и что роднит ее с музыкой?

Д. Поэзию с музыкой роднит очень многое - интонация, рифма, паузы, ритм, темп, динамика, виды развития, мелодичность фраз.

У. Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка приводит в трепет струны,

Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив, его выводит …

Д. Скрипка.

(слайд № 4)

У. Молодцы! А теперь давайте послушаем норвежскую народную песню «Волшебный смычок» (слушание норвежской народной песни «Волшебный смычок»)

(слайд № 5)

У. Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент и почему?

Д. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Ведь скрипка нужна была не только ему одному, она приносила радость и смех людям. В этой песне говорится  о необыкновенной силе музыки.

У. Почему песня называется «Волшебный смычок»? Каков характер музыкального языка песни? Найдите кульминацию песни. Можно ли назвать песню музыкальной сказкой?

Д. (ответы)

(Далее учащимся предлагается несколько вариантов исполнения песни. Перед вокально-хоровой работой выполняются упражнения дыхательной гимнастики, звукотерапии).

(дыхательная гимнастика; массаж внутренних органов брюшной полости, тонизирующий тип дыхания)

1-й такт – основная стойка, на медленном вдохе поднимаем руки вверх как бы забирая из организма все имеющиеся в нем плохие ощущения;

2-й такт – задерживаем дыхание с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднятых над головой;

3-й такт – бросаем на землю все свои представленные болезни, неприятности, обиды и страхи, наклоняемся вперед и полностью расслабляем руки, в этот момент выдыхаем набранный воздух через рот, произнося слог «Ха».

(упражнение повторяется  3-4 раза)

(упражнения звукотерапии; повышение адаптационных и резервных возможностей детского организма)

Сядем ровно, сосредоточим внимание на вдохе и выдохе. 4 счета – вдох, 4 счета – задержка дыхания, 4 счета – выдох, 4 счета – задержка дыхания( выполняем под равномерный счет преподавателя). Вдыхаем медленно через нос, выдыхаем глубоким и медленным произношением какого либо звука или звукосочетания. Ладони рук положите на колени, ноги расставьте на ширину плеч.

- звуки «Зааааааааа» ля первой октавы – активизируют силы соединения и сцепления, постоянно действующие в нашем организме, укрепляет межклеточные связи;

- звуки «Эээээээээээ» до первой октавы – очищает кровь и лимфу,

- звуки «Эээээрррр» до второй октавы – положительно воздействует на печень, поджелудочную железу, почки, способствует насыщению крови кислородом.

- звук «У» - укрепляет уверенность в своих силах;

- звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину головного мозга и лечит его болезни, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.

(звуки повторяются не менее 7 раз)

У. Замечательно! И теперь в наш «оздоравливающий коктейль» добавим и саму песню!

(исполнение норвежской народной песни «Волшебный смычок»)

У. Ребята, не только музыка и поэзия имеют схожие черты. И не только песнями обогащает музыка литературу. Музыке и музыкантам посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой, но и находится среди важнейших тем самой литературы. Часто музыка становится главным героем литературных произведений, где проявляет свою волшебную силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства, останавливает зло. И уж конечно невозможно представить себе сказки, в которых бы не звучала музыка.

(на фоне звучания песни В. Шаинского «В мире много сказок» появляется слайд № 6, на котором содержится тема урока и припев песни, где говорится о значимости сказок)

У. Почему нельзя прожить на свете без сказок? Чему учат сказки? Назовите сказки в которых звучит музыка?

Д. (ответы)

У. Отправимся на выставку в картинную галерею (слайд № 7).

Сегодня там представлены живописные произведения из различных сказок(«Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко» сказка былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите, из каких они сказок и какую роль в них играет музыка?

Д. (ответы)

У. Правильно, ребята. Музыка «звучит» во многих сказках народов мира. И с одной из лучших сказок украинского народа мы сегодня познакомимся. Называется она «Волшебная скрипка».

(слушание сказки «Волшебная скрипка», анализ прослушанного произведения)

У. Почему сказка названа «Волшебная скрипка»? Какое место занимает музыка в сказке и какую роль играет? Что общего в содержании норвежской народной песни «Волшебный смычок» и украинской народной сказке «Волшебная скрипка»?

Что произошло бы со сказкой, если из нее исключить музыку?

Д. (ответы)

У. Сказка и правда жизни. Сказка и быль. Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы.

У. А теперь домашнее задание:

1 группа – сочинить сказку, где главную роль играет музыка.

2 группа – инсценирует сказку.

3 группа – подберет музыку и исполнит ее во время инсценировки сказки.

(слайд № 8)

У. Завершить наш сегодняшний урок я хочу словами неизвестного  автора:

«В сказках, и легендах, и былинах,

Музика жива во все века.

То печалится, то вновь она грива

В ней живет народная душа...»

Спасибо всем за урок. До свидания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25974. Аудиторский риск. Анализ компонентов риска 35 KB
  Анализ компонентов риска Аудит базирующийся на риске это такой вид аудита когда проверка может производиться выборочно исходя из условий работы предприятия в основном узких мест критических точек в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях где риски выше можно сократить время затрачиваемое на проверку областей с низким риском. С проведением аудита непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.
25975. Аудиторское заключение 35 KB
  Аудиторское заключение официальный документ предназначенный для пользователей бухгалтерской финансовой отчетности аудируемых лиц содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица. Заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой отчетности является неотъемлемым элементом годовой бухгалтерской отчетности для предприятий подлежащих в соответствии с действующим законодательством обязательному аудиту....
25976. Аудит сохранности и учета производственных запасов 58.5 KB
  Целью аудита МПЗ является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей «Запасы» и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения, действующим в Российской Федерации нормативным документам.
25977. Аудит учета готовой продукции, её отгрузки и реализации 39.5 KB
  Далее уточняется как оценивается готовая продукция; правильность оценки и определения себестоимости каждого вида продукции; правильность расчета отклонений фактической себестоимости от плановой нормативной и составления бухгалтерских проводок по учету готовой продукции; соответствие данных аналитического учета готовой продукции с данными синтетического учета. Полноту оприходования произведенной продукции можно проверить путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов выхода готовой продукции исходя из нормативных...
25978. Аудит учета нематериальных активов 40 KB
  При анализе системы внутреннего контроля аудитор обращает внимание на следующее: определен ли круг лиц ответственных за сохранность нематериальных активов; каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны; создана ли комиссия по приемке нематериальных активов; проводится ли инвентаризация нематериальных активов. Чтобы сделать вывод об организации бухгалтерского учета аудитор анализирует учетную политику на момент раскрытия в ней информации: о способах оценки нематериальных активов приобретенных не за...
25979. Холодная пластическая деформация 169 KB
  Основными механизмами сдвиговой пластической деформации кристаллических тел являются скольжение и двойникование. Скольжение - это такое перемещение одной части кристалла относительно другой, при котором кристаллическое строение обеих частей остается неизменным
25980. Аудиторская проверка финансовых вложений 43 KB
  Как и при проверке других активов аудитор исходит из предпосылок: полноты все финансовые вложения отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности не существует неучтенных финансовых вложений: в бухгалтерском учете и отчетности отражены все приобретенные организацией ценные бумаги и выданные займы; сальдо и обороты по счетам синтетического учета финансовых вложений совпадают с сальдо и оборотами по счетам аналитического учета; сальдо и обороты по счетам в полном объеме перенесены из регистров бухгалтерского учета в Главную книгу и...
25981. АУДИТ УЧЕТА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 35.5 KB
  Выручка от продукции реализованной на сторону отражается прежде всего на счете 90. Кроме того на данном счете отражается себестоимость реализованной продукции которая включает в себя: себестоимость готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства; себестоимость работ и услуг промышленного характера; стоимость покупных изделий; стоимость строительномонтажных и проектноизыскательских работ; стоимость товаров; расходы по перевозке грузов; транспортноэкспедиционные расходы на погрузочноразгрузочные работы; услуги связи; зарплата...
25982. Аудит учета финансовых вложений 40.5 KB
  Законодательные и нормативные документыПри учете и аудите финансовых вложений необходимо руководствоваться следующими законодательнонормативными документами:1. Положение по бухгалтерскому учету Учет финансовых вложений ПБУ 19 02 утвержденное приказом Минфина России от 10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств приказ Минфина России от 13 июня 1995 г.