54477

Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсовЭкономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ

Русский

2014-04-02

41.11 KB

4 чел.

Экономические ресурсы. Ограниченность экономических ресурсов.

Экономические ресурсы – это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. Общая величина ресурсов характеризует потенциальные возможности развития экономики. Они являются исходным звеном в процессе производства благ (рис. 3.1).

Рис. 3. 1. Процесс производства благ

К ним относятся:

– природные (естественные) ресурсы;

– материальные ресурсы;

– человеческие ресурсы;

– финансовые ресурсы в виде денежных средств населения, фирм, бюджета;

– информационные ресурсы в форме цифр, фактов, сведений, характеризующих состояние экономики.

Проблема ограниченности ресурсов. Использование ресурсов в хозяйственной деятельности связано с доступностью их получения. Часть благ, таких как атмосферный воздух, вода, солнечный свет, ветер, приливы и отливы, доступны для всех людей без ограничения и исключений. Такие ресурсы называются свободными и в хозяйственных расчетах не учитываются. Остальные ресурсы (экономические) всегда существуют в ограниченном количестве. Эта ограниченность носит как абсолютный, так и относительный характер.

Принцип ограниченности ресурсов диктует необходимость их рационального распределения и использования, экономии и заботы о восстановлении.

Факторы производства. Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Взаимодействие факторов производства.

Дадим определения всех приведенных факторов производства.

  1. Труд – это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.
  2. Интенсивность труда – его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.
  3. Производительность труда – его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.
  4. Земля – естественные природные ресурсы.
  5. Капитал – созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.
  6. Предпринимательство – деятельность, направленная на получение дохода, прибыли. Предпринимательская деятельность выражается в организации производства в соответствии с поставленными целями.
  7. Технология – способы воздействия на ресурсы в процессе производства. Новые технологии, созданные человеком, расширяют возможности использования свойств ресурсов и позволяют развивать безотходные и малоотходные технологии.
  8. Энергия – движущая сила, преобразующая природные ресурсы с целью создания благ. До недавнего времени этот фактор не выделялся в качестве самостоятельного, так как движущей силой при производстве материальных благ выступала преимущественно физическая сила человека или животных.
  9. Информационный фактор – поиск, сбор, обработка, хранение и распространение полезных сведений, необходимых для производственной деятельности человека. Роль этого фактора в современных условиях также резко выросла и оказывает воздействие на всю рыночную экономику, предопределяя выбор потребителей и производителей на микроэкономическом уровне.
  10. Экология – взаимодействие человека с окружающей природой. Любая производственная деятельность человека прямо или косвенно связана с воздействием на окружающую среду.

Результатом взаимодействия факторов производства является создание благ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85009. Эпизоотии и эпифитотии, противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия 31.43 KB
  Дать краткую информацию об инфекционных заболеваниях растений рассмотреть явления эпифитотии панфитотии. Наиболее опасными болезнями растений являются стеблевая ржавчина пшеницы ржи желтая ржавчина пшеницы фитофтороз картофеля. Для защиты растений от инфекционных болезней важно соблюдение правил агротехники на всех этапах сельскохозяйственных работ связанных с растениеводством. Проводят также следующие мероприятия: выведение устойчивых к болезням сортов сельскохозяйственных растений; уничтожение очагов инфекции; химическую обработку...
85010. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека 31.7 KB
  Общие понятия о здоровье как основной ценности человека Цель урока. Сформировать у учащихся цельное представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности обратив их внимание на основные показатели которые характеризуют уровень здоровья. Привести их к пониманию что здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности. Изучаемые вопросы Здоровье человека и основные показатели характеризующие его уровень.
85011. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность 32.16 KB
  Индивидуальное здоровье человека его физическая духовная и социальная сущность Цель урока. Сформировать у них цельное представление об основных элементах образа жизни человека оказывающих влияние на формирование его духовного физического и социального благополучия а также убеждение в том что каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие. Изучаемые вопросы Основные составляющие индивидуального здоровья человека. Некоторые элементы образа жизни человека обеспечивающие его духовное физическое и социальное...
85012. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья 33.02 KB
  Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья Цель урока. Сформировать у учащихся целостное представление о том что здоровый образ жизни это индивидуальная система поведения человека обеспечивающая ему физическое духовное и социальное благополучие что для ее формирования необходимо устойчивое желание и стремление быть здоровым нужны постоянные собственные усилия и немалые. Изучаемые вопросы Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека способствующая укреплению и сохранению здоровья....
85013. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний 32.71 KB
  Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний Цель урока. Основные причины возникновения неинфекционных заболеваний. Общие меры профилактики неинфекционных заболеваний. При анализе причин смертности населения России прослеживается отчетливая тенденция к увеличению смертности от неинфекционных заболеваний которые составляют 80 случаев в том числе болезни системы кровообращения более 53 а злокачественные образования около 18.
85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.
85015. Профилактика вредных привычек 32.72 KB
  Познакомить учащихся с нормативноправовой базой по профилактике наркомании в нашей стране. Изучаемые вопросы Нормативноправовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Изложение учебного материала Во вступительной части к уроку необходимо еще раз подчеркнуть что такие привычки как курение употребление спиртных напитков и пива разновидность наркомании а наркомания заболевание которое человек приобретает добровольно начав употреблять наркотики.
85016. Общие правила оказания первой медицинской помощи 30.45 KB
  Общие правила оказания первой медицинской помощи Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи; обсудить ситуации при которых необходимо вызывать скорую помощь. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Рекомендации по изложению учебного материала Дать определение первой медицинской помощи и определить ситуации в которых она оказывается.
85017. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 27.74 KB
  Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении практическое занятие Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении. Организация занятия Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах при сильном кровотечении.