54485

Героические образы в симфонической музыке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.

Русский

2014-03-15

280 KB

1 чел.

Героические образы в симфонической музыке.

Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений. Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича. Закрепить определения «музыкальный образ», «симфония». Развивать способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее. Воспитывать чувство уважения к погибшим в боях за Родину, лучшие моральные качества личности.

Тип урока: урок углубления в тему.

Методы: проблемно – поисковые + диалог.

Наглядность: портрет Д.Шостаковича, фотовыставка «Осажденный Ленинград».

ТСО: проигрыватель CD дисков.

Музыкальный материал: Д.Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» (эпизод нашествия), Д.Шостакович «Вальс», А. Пашкевич «Степом, степом», песни военных лет.

Эпиграф:

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

                                             Ольга Берггольц.

Ход урока.

Дети входят под звуки «Вальса» Д. Шостаковича.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Давайте повторим материал прошлого урока.

Что такое музыкальный образ?

Что такое образное содержание?

Симфония – это?

Какие вы знаете элементы речи?

Назовите песни военных лет.

Тема урока: «Образы войны и героические образы в симфонической музыке». Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Д Шостакович – один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером), балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет», кантату «Казнь Степана Разина», антиформалистический раёк, концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту «Москва, Черемушки», музыку к кинофильмам

Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе. Это Симфония № 7 «Ленинградская». 7-я симфония – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) Работа начата в осажденном Ленинграде и посвящена этому городу. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: « Что мы хотим узнать?»

Дети: Какова идея «Ленинградской» симфонии?

Где и когда была исполнена?

Каковы музыкальные образы этого произведения?

Какие музыкальные инструменты исполняют?

Дети: Дмитрий Дмитриевич Шостакович в  первые недели после начала войны сочинял только песни. Но потом, когда, бесповоротно отказали послать на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьезное. И он решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять под бомбами свою «Сёдьмую симфонию».

Дети: И так под бомбами Композитор написал всю Симфонию?

Дети: Нет, в Ленинграде Дмитрий Дмитриевич успел закончить три части. Сочиняя  необыкновенно быстро, он уже к концу сентября выписал полную партитуру этих частей. А вёдь все знают, какая это огромная работа — писать партитуру.

Учитель: Кольцо врага вокруг Ленинграда сжималось все больше, и Шостаковича обязали уехать из осажденного города. Сначала в Москву, а затем  в Куйбышев. И в Куйбышеве продолжала писать свою Симфонию.

Дети: И вот, наконец, 27 декабря 1941 года в конце последней четвертой части поставлена точка. После этого на первом титульном листе Композитор написал: «ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ».

Дети: Сначала Симфонию играли в Куйбышеве, где в то" "время жил Шостакович. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Он долго на репетициях добивался безукоризненного исполнения Симфонии. Премьера состоялась в марте 1942 года при переполненном зале.

Учитель: А вскоре состоялась и вторая премьера в Москве и партитуру специально возили в столицу.

Дети: Но и в Москве было не главное исполнение. Самое главное исполнение состоялось в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Оркестранты очень ослабели от голода во время блокады, а ведь для игры, особенно на духовых инструментах, нужны большие физические силы. Было трудно, но никто не жаловался и не уходил с репетиций.

Дети: И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг. Но не только в филармонии готовились к премьере Симфонии.

Учитель: На фронте военные задумали провести мощную артиллеристскую атаку.

Дети: Замерев, слушал зал свою Симфонию. Именно здесь, на Ленинградском фронте, гитлеровцы с налета собирались смять и уничтожить все живое. Однако мужество и стойкость советских людей преградили путь завоевателям

Учитель: Все это было в музыке Седьмой симфонии – и картины мирной довоенной жизни, и марш – нашествие фашистских варваров – марионеток, и героическое сопротивление ленинградцев, и траурное оплакивание павших героев.

Дети: А когда начался финал, все встали. Ёще шла война, так тяжело было на фронте, город на Неве окружали враги, а в финальном героическом гимне своей Симфонии Композитор провозглашал: «Мы выстоим, и Победа будет за нами!»

Дети: За год исполнение состоялось в очень многих местах — Лондоне, Ташкенте, Новосибирске, Баку, Ереване, Оренбурге, Мехико, Гётеборге, Свердловке, Саратове,  Тбилиси...

Учитель: Симфония вдохновляла; звала на борьбу. Один из дирижеров писал послу: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением...».

Учитель: Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного «топота» возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной дуxовой музыки.

Слушание первой части Симфонии № 7.

Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ.

Вспомните, какое музыкальное произведение имеет схожие особенности строения и развития? (М. Равель «Болеро»)

Найти и записать противопоставление словам.

Противопоставления:

  •  мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
  •  человек – варвар;
  •  добро – зло;
  •  мир – война;

конфликт:

  •  столкновение;
  •  борьба;
  •  победа.

Учитель: На каком образном конфликте основан эпизод?

Ответы детей: На конфликте Родины и темы фашистского нашествия.

Учитель: В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.

Жди меня и я вернусь
              
Только очень жди…
              
Звучит военная песня (запись).

Учитель: Многие композиторы писали песни о войне. Среди них украинский композитор Анатолий Пашкевич, который написал песню «Степом, степом» (на слова М. Негоды).

Показ песни.

Распевание.

Дыхательная разминка (задуть свечу, подуть на руки, колышатся деревья, ветер шумит, завывает – глиссандо вверх и вниз).

Пение с текстом.

Закрепление материала. Игра «Верю – не верю».

  1.  Композитор родился во Франции.(-)
    1.  Симфония имеет две части. (-)
    2.  Симфония была закончена в Куйбышеве. (+)
    3.  Главное исполнение состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г.(+)
    4.  Это произведение исполняет симфонический оркестр. (+)

Подведение итогов. Что нового узнали? Как назвал свою симфонию композитор? Какие музыкальные инструменты исполняли эпизод нашествия?

Рефлексия. Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали?

Мирное у нас время. Оно, может, потому и мирное, что есть люди, образцово выполняющие боевую задачу. Никому не выпадало и пусть больше никогда не выпадет такой трудной судьбы. Но никому и никогда не выпадет и столь же высокой. И пока живут на Земле люди, они будут помнить тебя, Солдат.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Выход под музыку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69593. ВИЗНАЧЕННЯ КОЕФІЦІЄНТА ТЕМПЕРАТУРОПРОВІДНОСТІ СИПУЧИХ ТІЛ МЕТОДОМ РЕГУЛЯРНОГО РЕЖИМУ 771.5 KB
  Метою роботи є поглиблення знань з теорії нестаціонарної теплопровідності; вивчення методики дослідного визначення коефіцієнта температуропровідності, набуття навичок у проведенні експерименту та оцінка похибок дослідження.
69594. ТЕПЛОВІДДАЧА ГОРИЗОНТАЛЬНОЇ ТРУБКИ ЗА УМОВ ПРИРОДНОЇ КОНВЕКЦІЇ (ВІЛЬНИЙ РУХ ПОВІТРЯ) 1.33 MB
  Метою лабораторної роботи є поглиблення знань з теорїї тепловіддачі за умов природної конвекції вільний рух рідини дослідне визначення коефіцієнта тепловіддачі ознайомлення із методикою експериментального дослідження природної конвекції та отримання навичок у проведенні експерименту...
69595. УСТРОЙСТВО И НАСТРОЙКА СВАРОЧНОГО ТРАКТОРА ТС-17 НА ЗАДАННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ 48.5 KB
  Назначение универсального сварочного трактора типа ТС17 МУ Сварочный трактор ТС17 МУ переносной автомат универсального типа предназначенный для сварки под слоем флюса соединенных встык с разделкой и без разделки кромок угловых швов вертикальным и наклонным электродом и нахлесточных швов.
69596. УСТРОЙСТВО И НАСТРОЙКА МАШИН ТИПА МГ-1215 ДЛЯ ТОЧЕЧНОЙ КОНТАКТНОЙ СВАРКИ НА ЗАДАННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ 1.46 MB
  Контактная точечная машина машина для точечной сварки предназначенная для закрепления нагрева и сжатия деталей. Размеры ядра можно регулировать изменением тока сварки времени сварки и усилием сжатия деталей.
69597. ЭЛЕМЕНТЫ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ТОКАРНЫХ РЕЗЦОВ 1.71 MB
  Оборудование инструменты и материалы: Резцы токарные проходные прямые отогнутые и упорные; угломер настольный с подкладками; макеты резцов с разъемом по главной секущей плоскости; плакаты части и элементы токарного резца координатные плоскости для определения углов резца углы резца.
69598. ИЗУЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУТОВ И3 ЭЛЕКТРОКОРУНДА И КАРБОРУНДА 2.64 MB
  Оборудование инструменты и материалы: наборы шлифовальных кругов; различные типы шлифовальных станков настроенных на соответствующую показательную обработку; плакаты характеристики шлифовальных кругов гидрокинематические схемы кругло плоско внутри и бесцентровошлифовального станков.
69599. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВРАЩЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 3.41 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки поверхностей вращения на деталях, умение назначить тип станка, инструмент и последовательность обработки поверхности вращения детали. Оборудование, инструменты и материалы Токарно-винторезный станок и инструменты к нему.
69600. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ 2.65 MB
  Изучение станков, инструментов и приспособлений для обработки плоских поверхностей на деталях, умение выбирать тип станка, инструмент и последовательность обработки плоской поверхности детали. Оборудование, инструменты и материалы Вертикально-, горизонтально-фрезерный к поперечно-строгальный.