54485

Героические образы в симфонической музыке

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений.

Русский

2014-03-15

280 KB

1 чел.

Героические образы в симфонической музыке.

Цель. На примере творчества Д. Шостаковича и А. Пашкевича нацелить учащихся на понимание жизненного содержания музыки, которая воплощает образы реальных исторических событий – Великой Отечественной войны. Учить анализировать образное содержание и звучание музыки, находить общее в содержании разножанровых произведений. Углубить знания о жизни и творчестве Д.Шостаковича. Закрепить определения «музыкальный образ», «симфония». Развивать способность выявлять и понимать главную мысль фрагмента музыкального произведения, чувство ритма и ансамбля во время коллективного исполнения песни, способность эмоционально и выразительно исполнять ее. Воспитывать чувство уважения к погибшим в боях за Родину, лучшие моральные качества личности.

Тип урока: урок углубления в тему.

Методы: проблемно – поисковые + диалог.

Наглядность: портрет Д.Шостаковича, фотовыставка «Осажденный Ленинград».

ТСО: проигрыватель CD дисков.

Музыкальный материал: Д.Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская» (эпизод нашествия), Д.Шостакович «Вальс», А. Пашкевич «Степом, степом», песни военных лет.

Эпиграф:

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба,

Он почти не весит на руке

                                             Ольга Берггольц.

Ход урока.

Дети входят под звуки «Вальса» Д. Шостаковича.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Давайте повторим материал прошлого урока.

Что такое музыкальный образ?

Что такое образное содержание?

Симфония – это?

Какие вы знаете элементы речи?

Назовите песни военных лет.

Тема урока: «Образы войны и героические образы в симфонической музыке». Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975). Д Шостакович – один из крупнейших композиторов современности. Жанровый диапазон творчества велик. Он сочинил 15 симфоний, оперы: «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), «Игроки» (окончена Кши́штофом Ме́йером), балеты: «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935), 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных, ораторию «Песнь о лесах», кантату «Над Родиной нашей солнце сияет», кантату «Казнь Степана Разина», антиформалистический раёк, концерты и сонаты для различных инструментов, романсы и песни для голоса с фортепиано и симфоническим оркестром, оперетту «Москва, Черемушки», музыку к кинофильмам

Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе. Это Симфония № 7 «Ленинградская». 7-я симфония – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.) Работа начата в осажденном Ленинграде и посвящена этому городу. На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы что-либо узнавать, необходимо поставить вопрос: « Что мы хотим узнать?»

Дети: Какова идея «Ленинградской» симфонии?

Где и когда была исполнена?

Каковы музыкальные образы этого произведения?

Какие музыкальные инструменты исполняют?

Дети: Дмитрий Дмитриевич Шостакович в  первые недели после начала войны сочинял только песни. Но потом, когда, бесповоротно отказали послать на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьезное. И он решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять под бомбами свою «Сёдьмую симфонию».

Дети: И так под бомбами Композитор написал всю Симфонию?

Дети: Нет, в Ленинграде Дмитрий Дмитриевич успел закончить три части. Сочиняя  необыкновенно быстро, он уже к концу сентября выписал полную партитуру этих частей. А вёдь все знают, какая это огромная работа — писать партитуру.

Учитель: Кольцо врага вокруг Ленинграда сжималось все больше, и Шостаковича обязали уехать из осажденного города. Сначала в Москву, а затем  в Куйбышев. И в Куйбышеве продолжала писать свою Симфонию.

Дети: И вот, наконец, 27 декабря 1941 года в конце последней четвертой части поставлена точка. После этого на первом титульном листе Композитор написал: «ПОСВЯЩАЕТСЯ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ».

Дети: Сначала Симфонию играли в Куйбышеве, где в то" "время жил Шостакович. Дирижировал строгий и требовательный Самосуд. Он долго на репетициях добивался безукоризненного исполнения Симфонии. Премьера состоялась в марте 1942 года при переполненном зале.

Учитель: А вскоре состоялась и вторая премьера в Москве и партитуру специально возили в столицу.

Дети: Но и в Москве было не главное исполнение. Самое главное исполнение состоялось в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов. Оркестранты очень ослабели от голода во время блокады, а ведь для игры, особенно на духовых инструментах, нужны большие физические силы. Было трудно, но никто не жаловался и не уходил с репетиций.

Дети: И вот, наконец, день Главной премьеры — 9 августа 1942 года — настал. Когда на сцене Большого зала филармонии появился Элиасберг, зал бурно приветствовал его. Осуществить исполнение сложнейшей партитуры в голодном, полуразрушенном городе — это тоже был трудный подвиг. Но не только в филармонии готовились к премьере Симфонии.

Учитель: На фронте военные задумали провести мощную артиллеристскую атаку.

Дети: Замерев, слушал зал свою Симфонию. Именно здесь, на Ленинградском фронте, гитлеровцы с налета собирались смять и уничтожить все живое. Однако мужество и стойкость советских людей преградили путь завоевателям

Учитель: Все это было в музыке Седьмой симфонии – и картины мирной довоенной жизни, и марш – нашествие фашистских варваров – марионеток, и героическое сопротивление ленинградцев, и траурное оплакивание павших героев.

Дети: А когда начался финал, все встали. Ёще шла война, так тяжело было на фронте, город на Неве окружали враги, а в финальном героическом гимне своей Симфонии Композитор провозглашал: «Мы выстоим, и Победа будет за нами!»

Дети: За год исполнение состоялось в очень многих местах — Лондоне, Ташкенте, Новосибирске, Баку, Ереване, Оренбурге, Мехико, Гётеборге, Свердловке, Саратове,  Тбилиси...

Учитель: Симфония вдохновляла; звала на борьбу. Один из дирижеров писал послу: «Успешное исполнение Седьмой симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением...».

Учитель: Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров. Сначала издалека, чуть слышно, затем все ближе и громче доносится мерный рокот походного барабана. Зловещая маршевая дробь создает настороженную атмосферу тревожного ожидания. На фоне несмолкающего отрывистого барабанного «топота» возникает острогротескная, сухая, отрывистая тема, нарочито примитивная, мертвенно-тупая, словно автоматизированная, лишенная живых человеческих интонаций. Тупая, назойливая маршевая тема вражеского нашествия проходит двенадцать раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций) всё в одной и той же неизменной тональности ми-бемоль мажор, типичной для военной дуxовой музыки.

Слушание первой части Симфонии № 7.

Каковы ваши впечатления от прослушанного? Охарактеризуйте звучание, развитие, определите музыкальный образ.

Вспомните, какое музыкальное произведение имеет схожие особенности строения и развития? (М. Равель «Болеро»)

Найти и записать противопоставление словам.

Противопоставления:

  •  мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
  •  человек – варвар;
  •  добро – зло;
  •  мир – война;

конфликт:

  •  столкновение;
  •  борьба;
  •  победа.

Учитель: На каком образном конфликте основан эпизод?

Ответы детей: На конфликте Родины и темы фашистского нашествия.

Учитель: В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.

Жди меня и я вернусь
              
Только очень жди…
              
Звучит военная песня (запись).

Учитель: Многие композиторы писали песни о войне. Среди них украинский композитор Анатолий Пашкевич, который написал песню «Степом, степом» (на слова М. Негоды).

Показ песни.

Распевание.

Дыхательная разминка (задуть свечу, подуть на руки, колышатся деревья, ветер шумит, завывает – глиссандо вверх и вниз).

Пение с текстом.

Закрепление материала. Игра «Верю – не верю».

  1.  Композитор родился во Франции.(-)
    1.  Симфония имеет две части. (-)
    2.  Симфония была закончена в Куйбышеве. (+)
    3.  Главное исполнение состоялось в Ленинграде 9 августа 1942 г.(+)
    4.  Это произведение исполняет симфонический оркестр. (+)

Подведение итогов. Что нового узнали? Как назвал свою симфонию композитор? Какие музыкальные инструменты исполняли эпизод нашествия?

Рефлексия. Если бы вы рисовали красками настроение урока, то какие бы цвета преобладали?

Мирное у нас время. Оно, может, потому и мирное, что есть люди, образцово выполняющие боевую задачу. Никому не выпадало и пусть больше никогда не выпадет такой трудной судьбы. Но никому и никогда не выпадет и столь же высокой. И пока живут на Земле люди, они будут помнить тебя, Солдат.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Выход под музыку.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61883. Классный час по теме «Формула выбора профессии». «Хочу-могу-надо» 76 KB
  Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом выборе профессии. Формула профессии Как же правильно выбрать профессию В математике все просто.
61884. Формула произведения 44 KB
  Какой материал про величины вы изучали на предыдущих уроках формула пути расстояния работы стоимости площади прямоугольника Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о величинах и формулы величин сведём в одну.
61887. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ 572.23 KB
  Цель: рассмотреть задачи, принципы и механизмы ювенальной юстиции, а также перспективы внедрения ювенальных правоохранительных органов в современной Украине.
61888. Отряд хищные. Организация групповой деятельности учащихся на уроках биологии 1.51 MB
  Расширить знания о многообразии млекопитающих показать черты приспособленности хищников к их образу жизни, значение их в природе и практическую роль для человека. Отметить более сложную рефлекторную деятельность этих животных. Закрепить понятие о ранее изученных систематических группах.
61889. American writer Mark Twain 38 KB
  Now, please, look at the blackboard. Let’s begin with the words. Listen to me, I will read them: daring boy, to punish, to be sure, to whitewash a fence, to pass, delight, pretend, to show off, straw, to balance, mysteries, hero.
61890. Тотожні перетворення виразів. Подорож стежками Холодного Яру 222 KB
  Подорож стежками Холодного Яру. Подорож стежками Холодного Яру. А тепер попробуємо розкрити таємниці Холодного Яру. Освячений пророчим Тарасовим словом: І повіє огонь новий з Холодного Яру.