54486

Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...

Русский

2014-03-15

81.5 KB

7 чел.

Cозанский Я.А,

учитель музыки

Торезской ЗШ № 8

Урок музыки. 8 класс

Тема.

«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»

Сравнение музыкальных произведений.

П. Чайковский  романс «Средь шумного бала».

К. Молчанов «Журавлиная песня».

Цель:

расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,

формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,

воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы,  карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации  с  сюжетом про вальс.

Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,

индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока  комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Вход в класс под музыку П.Чайковского.

Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:

Музыка – единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душой.

- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?

  Какие его составляющие вы знаете?

(В ответах учащихся  должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)

- Могут ли устареть выразительные средства музыки?

(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)

-  Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.

ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)

- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?

Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного  для слушания.

- Как вы думаете, фигуры  какого танца изображены на иллюстрациях?

- Почему вы так решили?

- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?

- Предложите виды работы по теме урока.

Сравнить…

назвать средства выразительности…

прослушать…

разучить… и т.п.

III. Слушание музыки. Развитие творческого  мышления.

Задание  можно выполнять  индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.

Задание 1.

Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают   вальс. (Приложение к уроку № 3)

Задание 2.

Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.

Задание 3.

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)

Комментарий учителя:

Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе.  Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра – воплощение недосказанных чувств и светлой печали.

Музыкальные образы романса созвучны  сюжетам литературных шедевров – например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам   выразительно  прочитать отрывки   из указанных произведений  на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе  литературы  8 класса) 

Оценивание работы учащихся: оценки выставляются  за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.

IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»

1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)

2. Обсуждение впечатлений:

- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.

- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?

(В ответах детей предполагается указание на то, что  произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)

3. Разучивание  песни.

  •  Распевание.
  •  Работа над точным исполнением мелодии, дыханием и правильным фразообразованием.
  •  Исполнение выученного фрагмента  группами.

4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.

V. Итог урока.

Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):

На уроке я узнал…

Слушая романс П. Чайковского, я представлял…

Я понял, что…

В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…

Мне понравилось…

Я бы хотел на следующем уроке…

Когда я приду домой…

Домашнее задание:  принести на следующий урок краски и альбомы

Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку

Карта «Модель музыкального произведения»

Фамилия, имя  учащегося-композитора…………………………..

……………………………………………………………………………

Название музыкального произведения……………………………

……………………………………………………………………………

Характер музыкальных образов……………………………………

……………………………………………………………………………

Средства музыкальной выразительности

Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………

…………………………………………………………………………….

Лад (минор, мажор)

1……………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………

Темп

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………...

Регистр

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

Динамика

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Мелодия…………………………………………………………………

Тембр…………………………………………………………………….

По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):

  •  мою авторскую модель
  •  модель произведения предложенного композитора


Алгоритм работы по составлению модели

1. Выбери тему твоего музыкального произведения.

2. Определи круг образов и их характер.

3. Заполни модель музыкального произведения.

4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.

5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.

Иллюстрации  для  определения темы урока

Огюст Ренуар

           «Танец в городе»                           «Танец в деревне»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8226. Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности 15.66 KB
  Характеристика современного процесса обучения: сущность, противоречия, закономерности. Обучение - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащегося, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, ...
8227. Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках 15.43 KB
  Характеристика принципов обучения, их реализация на уроках. Обучение - это общение, в процессе которого происходит усвоение общественно-исторического опыта, освоение деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Принцип - исходное...
8228. Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие 17.47 KB
  Государственный образовательный стандарт: базовая, вариативная, дополнительная составляющие Содержание образования отвечает на вопрос чему учить. это знание основ наук, умение применять их на практике, навыки, опыт творческой деятельности...
8229. Содержание образования в современной школе 19.16 KB
  Содержание образования в современной школе Обучение - процесс социально обусловленный, выраженный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда важнейшая социальная функция обучения заключается в формирован...
8230. Характеристика современного урока 16.57 KB
  Характеристика современного урока. Современный урок это неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходит его воспитание, развитие, раскрывается его ...
8231. Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) 15.65 KB
  Межпредметные связи в обучении, значение, виды, пути осуществления на уроках(на примере уроков географии) Межпредметные связи согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении процесс интеграции раз...
8232. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности 18.64 KB
  Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся: значение, виды самостоятельных работ, условия эффективности. К самостоятельной учебно-познавательной деятельности относиться: кружки, практикумы, конференции, консультации, фак...
8233. Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся 16.24 KB
  Сущность понятия учебные достижения. Содержания, формы, виды, методы проверки знаний и умений учащихся. Установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся: Индивидуальный характер контроля, осуще...
8234. Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности 16.5 KB
  Характеристика современного процесса воспитания. Его сущность, двусторонний характер, противоречия, закономерности. Воспитание - функция общества, явление, возникшее в древние времена. Воспитание - целенаправленный процесс развития человек...