54486

Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...

Русский

2014-03-15

81.5 KB

7 чел.

Cозанский Я.А,

учитель музыки

Торезской ЗШ № 8

Урок музыки. 8 класс

Тема.

«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»

Сравнение музыкальных произведений.

П. Чайковский  романс «Средь шумного бала».

К. Молчанов «Журавлиная песня».

Цель:

расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,

формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,

воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы,  карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации  с  сюжетом про вальс.

Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,

индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока  комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Вход в класс под музыку П.Чайковского.

Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:

Музыка – единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душой.

- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?

  Какие его составляющие вы знаете?

(В ответах учащихся  должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)

- Могут ли устареть выразительные средства музыки?

(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)

-  Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.

ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)

- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?

Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного  для слушания.

- Как вы думаете, фигуры  какого танца изображены на иллюстрациях?

- Почему вы так решили?

- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?

- Предложите виды работы по теме урока.

Сравнить…

назвать средства выразительности…

прослушать…

разучить… и т.п.

III. Слушание музыки. Развитие творческого  мышления.

Задание  можно выполнять  индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.

Задание 1.

Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают   вальс. (Приложение к уроку № 3)

Задание 2.

Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.

Задание 3.

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)

Комментарий учителя:

Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе.  Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра – воплощение недосказанных чувств и светлой печали.

Музыкальные образы романса созвучны  сюжетам литературных шедевров – например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам   выразительно  прочитать отрывки   из указанных произведений  на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе  литературы  8 класса) 

Оценивание работы учащихся: оценки выставляются  за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.

IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»

1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)

2. Обсуждение впечатлений:

- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.

- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?

(В ответах детей предполагается указание на то, что  произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)

3. Разучивание  песни.

  •  Распевание.
  •  Работа над точным исполнением мелодии, дыханием и правильным фразообразованием.
  •  Исполнение выученного фрагмента  группами.

4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.

V. Итог урока.

Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):

На уроке я узнал…

Слушая романс П. Чайковского, я представлял…

Я понял, что…

В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…

Мне понравилось…

Я бы хотел на следующем уроке…

Когда я приду домой…

Домашнее задание:  принести на следующий урок краски и альбомы

Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку

Карта «Модель музыкального произведения»

Фамилия, имя  учащегося-композитора…………………………..

……………………………………………………………………………

Название музыкального произведения……………………………

……………………………………………………………………………

Характер музыкальных образов……………………………………

……………………………………………………………………………

Средства музыкальной выразительности

Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………

…………………………………………………………………………….

Лад (минор, мажор)

1……………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………

Темп

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………...

Регистр

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

Динамика

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Мелодия…………………………………………………………………

Тембр…………………………………………………………………….

По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):

  •  мою авторскую модель
  •  модель произведения предложенного композитора


Алгоритм работы по составлению модели

1. Выбери тему твоего музыкального произведения.

2. Определи круг образов и их характер.

3. Заполни модель музыкального произведения.

4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.

5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.

Иллюстрации  для  определения темы урока

Огюст Ренуар

           «Танец в городе»                           «Танец в деревне»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66402. СОЦІАЛЬНО-ПЕДАГОГІЧНА ПІДТРИМКА ОБДАРОВАНИХ ДІТЕЙ У ШКОЛАХ США 163 KB
  Проблема навчання й виховання обдарованих дітей набула особливого значення на порозі ХХІ століття. Навчання й виховання обдарованих дітей є надзвичайно важливими для створення підґрунтя розвитку інтелектуальних та творчих ресурсів суспільства будьякої держави зокрема України.
66403. Система самостійної роботи студентів-заочників філологічних факультетів педагогічних університетів 181 KB
  Упровадження інноваційних педагогічних технологій вимагає змін у підходах до організації навчального процесу вищої школи які передусім стосуються самостійної роботи студентів навчальних закладів ІІІ-–ІV рівня акредитації.
66404. Теоретичне та експериментальне обґрунтування застосування сучасних гелеутворювачів природного та синтетичного походження у технології м’яких лікувально-косметичних засобів 1.71 MB
  Однак відомостей щодо її складу біологічної дії у науковій літературі практично немає що робить актуальним комплексне дослідження бодяги та розробку засобів місцевої дії на її основі для специфічного догляду та корекції патологічних станів шкіри.
66405. КЛЕЮЧІ РОЗЧИНИ НА ОСНОВІ СУХИХ ЗОЛОВМІСНИХ БУДІВЕЛЬНИХ СУМІШЕЙ З ДОБАВКАМИ ОРГАНО-МІНЕРАЛЬНИХ МОДИФІКАТОРІВ 2.25 MB
  Тонкошарова технологія нанесення клеючих розчинів і необхідність надання їм комплексу поліпшених будівельно-технічних властивостей обумовили їхнє модифікування добавками найбільш поширеними з яких є водоутримуючі та добавки редиспергованих полімерів.
66406. САНАТОРНО-КУРОРТНА РЕАБІЛІТАЦІЯ ХВОРИХ ПІСЛЯ ЕНДОПРОТЕЗУВАННЯ КУЛЬШОВОГО СУГЛОБА 1.99 MB
  Одним із найбільш актуальних та таких що швидко розвиваються методів лікування остеоартрозу є ендопротезування ЕП суглобів застосування якого призводить до запобігання стійкої втрати та більш повного відновлення працездатності хворих підвищення якості їх життя...
66407. ІНСТИТУТ АДВОКАТУРИ НА ЗАХІДНОУКРАЇНСЬКИХ ЗЕМЛЯХ ДРУГОЇ ПОЛОВИНИ ХІХ – ПОЧАТКУ ХХ СТОЛІТТЯ (НА МАТЕРІАЛАХ ГАЛИЧИНИ) 170.5 KB
  Зокрема проблеми функціонування інституту адвокатури а також права і обов’язки адвокатів відображено у законі України Про адвокатуру від 19 грудня 1992 р. постанові Кабміну Про порядок оплати праці адвокатів з надання громадянам правової допомоги в кримінальних справах за рахунок держави від 14 травня 1999 р.
66408. КУЛЬТУРНО-МИСТЕЦЬКЕ ВІДРОДЖЕННЯ В ЧАСИ УКРАЇНСЬКОЇ РЕВОЛЮЦІЇ: МІСЦЕ І РОЛЬ ГРОМАДСЬКОЇ ІНІЦІАТИВИ (1917-1920 рр.) 168 KB
  Актуальність теми дисертаційної роботи полягає у дослідженні культурних процесів в Україні часів Визвольних змагань як результату громадської активності українських діячів культури визначенні ролі і місця в культурному будівництві громадських об’єднань...
66409. ЗАХОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ АДМІНІСТРАТИВНО-ДЕЛІКТНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 165 KB
  Актуальність теми. Вирішальна роль у протидії протиправним вчинкам належить державі, яка має спеціальний апарат примусу. Правові норми визначають, в яких випадках публічні органи управління можуть застосовувати заходи адміністративного припинення...
66410. ПІДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ РОЗРОБКИ ҐРУНТУ ГРЕЙФЕРНИМ РОБОЧИМ ОРГАНОМ 2.65 MB
  Метою дисертаційної роботи є підвищення ефективності процесів розробки ґрунту грейферними робочими органами за рахунок оснащення їх центральним гвинтовим якорем. Для досягнення поставленої мети необхідно було виконати такі завдання: дослідити закономірності процесу...