54486

Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...

Русский

2014-03-15

81.5 KB

7 чел.

Cозанский Я.А,

учитель музыки

Торезской ЗШ № 8

Урок музыки. 8 класс

Тема.

«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»

Сравнение музыкальных произведений.

П. Чайковский  романс «Средь шумного бала».

К. Молчанов «Журавлиная песня».

Цель:

расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,

формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,

воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы,  карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации  с  сюжетом про вальс.

Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,

индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока  комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Вход в класс под музыку П.Чайковского.

Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:

Музыка – единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душой.

- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?

  Какие его составляющие вы знаете?

(В ответах учащихся  должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)

- Могут ли устареть выразительные средства музыки?

(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)

-  Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.

ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)

- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?

Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного  для слушания.

- Как вы думаете, фигуры  какого танца изображены на иллюстрациях?

- Почему вы так решили?

- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?

- Предложите виды работы по теме урока.

Сравнить…

назвать средства выразительности…

прослушать…

разучить… и т.п.

III. Слушание музыки. Развитие творческого  мышления.

Задание  можно выполнять  индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.

Задание 1.

Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают   вальс. (Приложение к уроку № 3)

Задание 2.

Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.

Задание 3.

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)

Комментарий учителя:

Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе.  Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра – воплощение недосказанных чувств и светлой печали.

Музыкальные образы романса созвучны  сюжетам литературных шедевров – например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам   выразительно  прочитать отрывки   из указанных произведений  на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе  литературы  8 класса) 

Оценивание работы учащихся: оценки выставляются  за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.

IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»

1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)

2. Обсуждение впечатлений:

- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.

- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?

(В ответах детей предполагается указание на то, что  произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)

3. Разучивание  песни.

  •  Распевание.
  •  Работа над точным исполнением мелодии, дыханием и правильным фразообразованием.
  •  Исполнение выученного фрагмента  группами.

4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.

V. Итог урока.

Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):

На уроке я узнал…

Слушая романс П. Чайковского, я представлял…

Я понял, что…

В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…

Мне понравилось…

Я бы хотел на следующем уроке…

Когда я приду домой…

Домашнее задание:  принести на следующий урок краски и альбомы

Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку

Карта «Модель музыкального произведения»

Фамилия, имя  учащегося-композитора…………………………..

……………………………………………………………………………

Название музыкального произведения……………………………

……………………………………………………………………………

Характер музыкальных образов……………………………………

……………………………………………………………………………

Средства музыкальной выразительности

Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………

…………………………………………………………………………….

Лад (минор, мажор)

1……………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………

Темп

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………...

Регистр

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

Динамика

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Мелодия…………………………………………………………………

Тембр…………………………………………………………………….

По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):

  •  мою авторскую модель
  •  модель произведения предложенного композитора


Алгоритм работы по составлению модели

1. Выбери тему твоего музыкального произведения.

2. Определи круг образов и их характер.

3. Заполни модель музыкального произведения.

4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.

5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.

Иллюстрации  для  определения темы урока

Огюст Ренуар

           «Танец в городе»                           «Танец в деревне»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10185. Техническая мысль эпохи Возрождения. Изобретения и инженерная деятельность Леонардо да Винчи 34.5 KB
  Техническая мысль эпохи Возрождения. Изобретения и инженерная деятельность Леонардо да Винчи Гениальным ученым-изобретателем эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи 1452-1519 гг.. Он являлся незаконнорожденным сыном нотариуса. Когда Леонардо исполнилось 15 лет отец устр...
10186. Техника XVII - XVIII вв. Создание и использование паровой машины 43.5 KB
  Техника XVII-XVIII вв. Создание и использование паровой машины На протяжении практически всего XVII в. главным источником энергии оставался водяной двигатель. О его потенциальных возможностях свидетельствует крупнейшая гидротехническая установка сооруженная на реке Сена
10187. Трудовая биография и изобретательская деятельность И.И. Ползунова 33.5 KB
  Трудовая биография и изобретательская деятельность И. И. Ползунова Первый в мире универсальный паровой двигатель изобрел русский механик И. И. Ползунов 1728-1766 гг.. Он родился в Екатеринбурге в семье рядового солдата. Окончив горнозаводскую школу. Ползунов стал трудитьс
10188. Стефенсон Д. - основатель мирового локомотивостроения и железнодорожного дела 32 KB
  Д. Стефенсон основатель мирового локомотивостроения и железнодорожного дела Основоположником железнодорожного транспорта принято считать английскою инженера Джорджа Стефенсона 1781-1848 гг.. Он родился в семье потомственных рабочих угольных копи Ньюкасла где и сам на...
10189. Механики Черепановы и их роль в создании первого российского паровоза 34 KB
  Механики Черепановы и их роль в создании первого российского паровоза Первый российский паровоз был создан отцом и сыном Черепановыми Ефимом Алексеевичем 1774-1842 гг. и Мироном Ефимовичем 1803-1849 гг.. Они происходили из крепостных крестьян Выйского завода на Урале. Отец
10190. Технические достижения XIX в. Изобретение радио и двигателя внутреннего сгорания 40 KB
  Технические достижения XIX в. Изобретение радио и двигателя внутреннего сгорания Применение паровой машины на производстве и транспорте обусловило подлинную промышленную революцию XIX в. Механизмом которому было суждено коренным образом изменить жизнедеятельность люд
10191. Развитие средств транспорта в XX – начале XXI вв. Состояние и перспективы железнодорожного дела в современной России 36.5 KB
  Развитие средств транспорта в XX начале XXI вв. Состояние и перспективы железнодорожного дела в современной России Двигатель внутреннего сгорания помог человеку твердо обосноваться в воздушном пространстве. Использование в этих целях паровой машины оказалось неудачн...
10192. Основные этапы освоения космоса. Жизненный путь и научная деятельность К.Э. Циолковского 34 KB
  Основные этапы освоения космоса. Жизненный путь и научная деятельность К.Э. Циолковского Крупные успехи современной тяжелой авиации всецело связаны с использованием реактивного двигателя. Он основан на принципе движения ракеты т.е. противодействии силе термической р
10193. Создание и совершенствование ЭВМ. Роль электроники и компьютерных технологий в современном мире 47.5 KB
  Создание и совершенствование ЭВМ. Роль электроники и компьютерных технологий в современном мире Логическим результатом эволюции радиоэлектронных технологий стало создание ЭВМ. Назвать точную дату изобретения и автора первой электронной вычислительной машины достат