54486
Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...
Русский
2014-03-15
81.5 KB
9 чел.
Cозанский Я.А,
учитель музыки
Торезской ЗШ № 8
Урок музыки. 8 класс
Тема.
«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»
Сравнение музыкальных произведений.
П. Чайковский романс «Средь шумного бала».
К. Молчанов «Журавлиная песня».
Цель:
расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,
формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,
воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.
Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы, карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации с сюжетом про вальс.
Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,
индивидуальная и групповая формы работы.
Тип урока комбинированный
Ход урока:
I. Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)
Вход в класс под музыку П.Чайковского.
Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:
Музыка единственный всемирный язык,
его не надо переводить,
на нем душа говорит с душой.
- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?
Какие его составляющие вы знаете?
(В ответах учащихся должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)
- Могут ли устареть выразительные средства музыки?
(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)
- Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.
ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)
- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?
Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного для слушания.
- Как вы думаете, фигуры какого танца изображены на иллюстрациях?
- Почему вы так решили?
- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?
- Предложите виды работы по теме урока.
Сравнить…
назвать средства выразительности…
прослушать…
разучить… и т.п.
III. Слушание музыки. Развитие творческого мышления.
Задание можно выполнять индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.
Задание 1.
Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают вальс. (Приложение к уроку № 3)
Задание 2.
Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.
Задание 3.
Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)
Комментарий учителя:
Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе. Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра воплощение недосказанных чувств и светлой печали.
Музыкальные образы романса созвучны сюжетам литературных шедевров например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам выразительно прочитать отрывки из указанных произведений на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе литературы 8 класса)
Оценивание работы учащихся: оценки выставляются за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.
IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»
1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)
2. Обсуждение впечатлений:
- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.
- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?
(В ответах детей предполагается указание на то, что произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)
3. Разучивание песни.
4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.
V. Итог урока.
Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):
На уроке я узнал…
Слушая романс П. Чайковского, я представлял…
Я понял, что…
В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…
Мне понравилось…
Я бы хотел на следующем уроке…
Когда я приду домой…
Домашнее задание: принести на следующий урок краски и альбомы
Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку
Карта «Модель музыкального произведения»
Фамилия, имя учащегося-композитора…………………………..
……………………………………………………………………………
Название музыкального произведения……………………………
……………………………………………………………………………
Характер музыкальных образов……………………………………
……………………………………………………………………………
Средства музыкальной выразительности
Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………
…………………………………………………………………………….
Лад (минор, мажор)
1……………………………………………………………………………
2…………………………………………………………………………….
3……………………………………………………………………………
Темп
…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………...
Регистр
……………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………….
Динамика
…………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………….
Мелодия…………………………………………………………………
Тембр…………………………………………………………………….
По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):
Алгоритм работы по составлению модели
1. Выбери тему твоего музыкального произведения.
2. Определи круг образов и их характер.
3. Заполни модель музыкального произведения.
4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.
5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.
Иллюстрации для определения темы урока
Огюст Ренуар
«Танец в городе» «Танец в деревне»
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
19232. | ПРОВОДИМОСТЬ ПЛАЗМЫ | 126 KB | |
Проводимость плазмы Одной из наиболее важных величин характеризующих плазму является проводимость. Для низкотемпературной плазмы типичным случаем является ее многокомпонентность. Поэтому для теоретического рассмотрения наиболее простой является водор... | |||
19233. | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ | 168.5 KB | |
Колебания и волны в плазме Ввиду наличия заряженной и нейтральной компонент плазма обладает большим числом колебаний и волн некоторые из которых свойственны также газообразным средам а другие присуще исключительно плазме. Наиболее простые колебания заря... | |||
19234. | КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ЗАМАГНИЧЕННОЙ ПЛАЗМЕ | 119.5 KB | |
КолЕбания и волны в замагниченной плазме Типичным случаем для низкотемпературной и высокотемпературной плазмы является ее расположение во внешнем магнитном поле. Для лабораторной плазмы это специально созданные сильные магнитные поля необходимые для магнитной... | |||
19235. | ПЕРЕНОСЫ В ЗАМАГНИЧЕННОЙ ПЛАЗМЕ | 110.5 KB | |
Переносы в замагниченной плазме В начале работ по управляемому термоядерному синтезу возникла проблема предохранения стенок камеры от высокотемпературной плазмы известным решением которой явился принцип магнитной термоизоляции плазмы. Огромное значение д | |||
19236. | УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАЗМЫ | 98.5 KB | |
Устойчивость плазмы Вопросы устойчивости плазмы важны для установок содержащих низкотемпературную и высокотемпературную плазму ввиду того что потеря устойчивости может означать разрушение плазмы исчезновение рабочих параметров и т.д. При проблеме управляемого т | |||
19237. | РАДИАЦИОННЫЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ | 93.5 KB | |
Радиационные пояса Земли При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заря | |||
19238. | ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ | 1.14 MB | |
Лекция № 1. Термоядерный синтез Условие необходимое для термоядерного синтеза. Термоядерные реакции сечения и скорость реакции формула Гамова. Критерий Лоусона. Оценка оптимальной температуры и произведения плотности на время удержания для циклов ДД и ДТ. Тер | |||
19239. | ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕРМОЯДЕРНОГО СИНТЕЗА | 72 KB | |
Лекция № 2. Пути решения проблемы термоядерного синтеза Основные направления исследований по ядерному синтезу: а системы с магнитным удержанием; б квазистационарные открытые и закрытые; импульсные; в системы с инерциальным удержанием лазерные с различными пучк... | |||
19240. | СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК | 731.5 KB | |
Лекция 3 СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК Оценка требуемых параметров систем энергоснабжения термоядерных установок. Способы нагрева плазмы: омический или джоулев нагрев плазмы адиабатический нагревинжекция пучков быстрых нейтралов ВЧ методы н | |||