54486

Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...

Русский

2014-03-15

81.5 KB

7 чел.

Cозанский Я.А,

учитель музыки

Торезской ЗШ № 8

Урок музыки. 8 класс

Тема.

«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»

Сравнение музыкальных произведений.

П. Чайковский  романс «Средь шумного бала».

К. Молчанов «Журавлиная песня».

Цель:

расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,

формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,

воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы,  карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации  с  сюжетом про вальс.

Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,

индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока  комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Вход в класс под музыку П.Чайковского.

Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:

Музыка – единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душой.

- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?

  Какие его составляющие вы знаете?

(В ответах учащихся  должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)

- Могут ли устареть выразительные средства музыки?

(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)

-  Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.

ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)

- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?

Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного  для слушания.

- Как вы думаете, фигуры  какого танца изображены на иллюстрациях?

- Почему вы так решили?

- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?

- Предложите виды работы по теме урока.

Сравнить…

назвать средства выразительности…

прослушать…

разучить… и т.п.

III. Слушание музыки. Развитие творческого  мышления.

Задание  можно выполнять  индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.

Задание 1.

Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают   вальс. (Приложение к уроку № 3)

Задание 2.

Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.

Задание 3.

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)

Комментарий учителя:

Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе.  Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра – воплощение недосказанных чувств и светлой печали.

Музыкальные образы романса созвучны  сюжетам литературных шедевров – например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам   выразительно  прочитать отрывки   из указанных произведений  на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе  литературы  8 класса) 

Оценивание работы учащихся: оценки выставляются  за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.

IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»

1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)

2. Обсуждение впечатлений:

- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.

- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?

(В ответах детей предполагается указание на то, что  произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)

3. Разучивание  песни.

  •  Распевание.
  •  Работа над точным исполнением мелодии, дыханием и правильным фразообразованием.
  •  Исполнение выученного фрагмента  группами.

4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.

V. Итог урока.

Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):

На уроке я узнал…

Слушая романс П. Чайковского, я представлял…

Я понял, что…

В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…

Мне понравилось…

Я бы хотел на следующем уроке…

Когда я приду домой…

Домашнее задание:  принести на следующий урок краски и альбомы

Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку

Карта «Модель музыкального произведения»

Фамилия, имя  учащегося-композитора…………………………..

……………………………………………………………………………

Название музыкального произведения……………………………

……………………………………………………………………………

Характер музыкальных образов……………………………………

……………………………………………………………………………

Средства музыкальной выразительности

Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………

…………………………………………………………………………….

Лад (минор, мажор)

1……………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………

Темп

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………...

Регистр

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

Динамика

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Мелодия…………………………………………………………………

Тембр…………………………………………………………………….

По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):

  •  мою авторскую модель
  •  модель произведения предложенного композитора


Алгоритм работы по составлению модели

1. Выбери тему твоего музыкального произведения.

2. Определи круг образов и их характер.

3. Заполни модель музыкального произведения.

4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.

5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.

Иллюстрации  для  определения темы урока

Огюст Ренуар

           «Танец в городе»                           «Танец в деревне»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15934. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации 1.13 MB
  ПРЕДИСЛОВИЕ Правоприменительная практика деятельность правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в настоящее время осложняются в связи со складывающейся ситуацией характеризующейся обвальным принятием и применением новых законодательн...
15935. Расследование краж 731 KB
  УДК 343.985.7 ББК 67.411 Ш98 Рецензенты: доктор юридических наук профессор Ю.И. Ляпунов кандидат юридических наук доцент СМ. Медведев кандидат юридических наук А.В. Пушкин Шурухнов Н.Г. Ш98 Расследование краж: Практическое пособие. М.: Юристъ 1999. 112 с. ...
15936. Международное публичное экономическое право 1.09 MB
  136 ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В. М. ШУМИЛОВ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО Учебное пособие Издание 2е исправленное и дополненное Рекомендовано Ученым Советом Всероссийской Академии внешней торговли в качестве учебник
15937. Історія політичних і правових вчень 1.09 MB
  Шульженко Ф. П. Андрусяк Т. Г. К.: Юрінком Інтер 1999. Історія політичних і правових вчень. 1. Вступне слово Розділ І. Виникнення та розвиток поглядів на державу і право у країнах стародавнього світу2. 1. Становлення державноправових поглядів у давні часи3. 2. Держава і пра...
15938. Земельне право України 2.59 MB
  ББК 67.9 4УКР 307я73 351 Рекомендовано Міністерством освіти і науки України лист № 1/114721 від 10 листопада 2003 року її. Рецензенти: Малишева Н. Р. доктор юридичних наук професор членкореспондентАПрН України заступник директора Міжнародного цент...
15939. Холдинги правовое регулирование и корпоративное управление 2.86 MB
  Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление Вступительное слово Книга которую вы держите в руках является системным исследованием правового положения холдингов как формы предпринимательских объединений наиболее востребованной современно...
15940. Риторика. Учебник 258 KB
  С.Е.Шилов. Риторика Введение Одно только знание оказывает ныне сопротивление нигилизму. Родившийся как подручное средство переоценки всех ценностей цивилизации обретя в себе источники собственного развития он стал невероятно избыточен ...
15941. Криминологическая характеристика и профилактика профессиональной преступности 397.5 KB
  В данном пособии раскрываются вопросы, связанные с понятием, основными признаками, общественной опасностью и тенденциями профессиональной преступности, ее детерминантами, а также вопросы профилактики профессиональной преступности.
15942. Административная юрисдикция 701 KB
  А. П. ШЕРГИН АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ МОСКВА ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Шергин А. П. Ш49 Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит. 1979. 144 с. В монографии исследуются сущность и формы административной юрисдикции ее роль в укреплении со