54486

Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чайковского совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения формировать эмоциональнооценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации развивать способности творческого комбинирования воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки. Оборудование: портрет Чайковского фонограммы карточки для составления модели музыкального произведения фильм Доживем до понедельника иллюстрации с сюжетом про вальс. Определение темы и задач урока 3 минуты Кто может назвать композитора чья музыка звучала...

Русский

2014-03-15

81.5 KB

9 чел.

Cозанский Я.А,

учитель музыки

Торезской ЗШ № 8

Урок музыки. 8 класс

Тема.

«Музыка Чайковского как символ красоты, правды, искренности»

Сравнение музыкальных произведений.

П. Чайковский  романс «Средь шумного бала».

К. Молчанов «Журавлиная песня».

Цель:

расширить представления учащихся о творчестве П. Чайковского, совершенствовать умения сравнивать музыкальные произведения,

формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальному произведению в процессе его интерпретации, развивать способности творческого комбинирования,

воспитывать ценностные ориентации в сфере музыки.

Оборудование: портрет Чайковского, фонограммы,  карточки для составления модели музыкального произведения, фильм «Доживем до понедельника», иллюстрации  с  сюжетом про вальс.

Формы и методы работы: метод сравнения и моделирования,

индивидуальная и групповая формы работы.

Тип урока  комбинированный

Ход урока:

I. Организационный момент.

   Мотивация учебной деятельности. (3 минуты)

Вход в класс под музыку П.Чайковского.

Беседа по эпиграфу урока о выразительных средствах музыки:

Музыка – единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нем душа говорит с душой.

- Что мы подразумеваем под словосочетанием «музыкальный язык»?

  Какие его составляющие вы знаете?

(В ответах учащихся  должно прозвучать: форма, ритм, мелодия, лад, темп, тембр, динамика и т.п.)

- Могут ли устареть выразительные средства музыки?

(Нет. Они могут меняться, становиться более разнообразными, но никогда не устареют)

-  Классическая музыка всегда современна, она понятна нам, потому что музыкальный язык связывает все стили, объединяет эпохи.

ІІ. Определение темы и задач урока (3 минуты)

- Кто может назвать композитора, чья музыка звучала в начале урока?

Учитель предлагает ученикам по иллюстрациям (приложение к уроку) на сюжет о вальсе определить жанр произведения, предназначенного  для слушания.

- Как вы думаете, фигуры  какого танца изображены на иллюстрациях?

- Почему вы так решили?

- Что вам уже известно о танце и о вальсе в частности?

- Предложите виды работы по теме урока.

Сравнить…

назвать средства выразительности…

прослушать…

разучить… и т.п.

III. Слушание музыки. Развитие творческого  мышления.

Задание  можно выполнять  индивидуально, в паре или группе, по желанию выбрав партнеров.

Задание 1.

Ученики, пользуясь алгоритмом и карточкой для составления модели, создают   вальс. (Приложение к уроку № 3)

Задание 2.

Прослушать романс Чайковского «Средь шумного бала» и сравнить свою модель с прозвучавшим произведением.

Задание 3.

Охарактеризовать средства музыкальной выразительности романса, пользуясь моделью. (Выполняется коллективно с помощью учителя)

Комментарий учителя:

Композитор создал более ста романсов на стихи известных поэтов А.Толстого, А. Фета, А. Плещеева. Романс «Средь шумного бала» написан в ритме вальса, но Чайковский далеко отходит от традиционной трактовки танца. Танцевальный ритм как будто отмечается пунктиром в легких аккордах, это словно воспоминание о вальсе.  Воспоминание о встрече с любимой на балу. Это утончено-лирическая миниатюра – воплощение недосказанных чувств и светлой печали.

Музыкальные образы романса созвучны  сюжетам литературных шедевров – например, произведений Л.Толстого «После бала» и «Первый бал Наташи Ростовой» из эпопеи «Война и мир». (Можно предложить ученикам   выразительно  прочитать отрывки   из указанных произведений  на фоне музыки; обратить внимание, что рассказ «После бала» ребята как раз изучают в курсе  литературы  8 класса) 

Оценивание работы учащихся: оценки выставляются  за индивидуальную работу с моделью вальса и активное участие в анализе романса.

IV. Разучивание песни К. Молчанова «Журавлиная песня»

1. Образец исполнения песни (демонстрируется фрагмент фильма «Доживем до понедельника», в котором звучит эта песня.)

2. Обсуждение впечатлений:

- О чем поется в песне? Какие чувства передает исполнитель? Особенности мелодии, характера и т.п.

- Есть ли связь между романсом Чайковского и «Журавлиной песней»?

(В ответах детей предполагается указание на то, что  произведения объединяет вальсовый ритм, настроение, темп и т.д.)

3. Разучивание  песни.

  •  Распевание.
  •  Работа над точным исполнением мелодии, дыханием и правильным фразообразованием.
  •  Исполнение выученного фрагмента  группами.

4. Оценивание вокально-хорового исполнения учащихся.

V. Итог урока.

Прием «Незаконченное предложение» (начало предложений записано на карточках, ученики отвечают, передавая друг другу эстафету):

На уроке я узнал…

Слушая романс П. Чайковского, я представлял…

Я понял, что…

В песне Молчанова «Журавлиная песня» меня впечатлило…

Мне понравилось…

Я бы хотел на следующем уроке…

Когда я приду домой…

Домашнее задание:  принести на следующий урок краски и альбомы

Выход из класса под сопровождение «Журавлиной песни»
Приложение к уроку

Карта «Модель музыкального произведения»

Фамилия, имя  учащегося-композитора…………………………..

……………………………………………………………………………

Название музыкального произведения……………………………

……………………………………………………………………………

Характер музыкальных образов……………………………………

……………………………………………………………………………

Средства музыкальной выразительности

Форма (рондо, 2-частная, 3-частная и т.п.)…………………………

…………………………………………………………………………….

Лад (минор, мажор)

1……………………………………………………………………………

2…………………………………………………………………………….

3……………………………………………………………………………

Темп

…………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………...

Регистр

……………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………….

Динамика

…………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………….

Мелодия…………………………………………………………………

Тембр…………………………………………………………………….

По результатам анализа средств музыкальной выразительности в большей степени замысел отражает (отметить):

  •  мою авторскую модель
  •  модель произведения предложенного композитора


Алгоритм работы по составлению модели

1. Выбери тему твоего музыкального произведения.

2. Определи круг образов и их характер.

3. Заполни модель музыкального произведения.

4. Внимательно прослушай авторское произведение, погружаясь в образный строй музыки и средства выразительности.

5. Сравни свой замысел с прозвучавшим произведением.

Иллюстрации  для  определения темы урока

Огюст Ренуар

           «Танец в городе»                           «Танец в деревне»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19232. ПРОВОДИМОСТЬ ПЛАЗМЫ 126 KB
  Проводимость плазмы Одной из наиболее важных величин характеризующих плазму является проводимость. Для низкотемпературной плазмы типичным случаем является ее многокомпонентность. Поэтому для теоретического рассмотрения наиболее простой является водор...
19233. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ 168.5 KB
  Колебания и волны в плазме Ввиду наличия заряженной и нейтральной компонент плазма обладает большим числом колебаний и волн некоторые из которых свойственны также газообразным средам а другие присуще исключительно плазме. Наиболее простые колебания заря...
19234. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ЗАМАГНИЧЕННОЙ ПЛАЗМЕ 119.5 KB
  КолЕбания и волны в замагниченной плазме Типичным случаем для низкотемпературной и высокотемпературной плазмы является ее расположение во внешнем магнитном поле. Для лабораторной плазмы это специально созданные сильные магнитные поля необходимые для магнитной...
19235. ПЕРЕНОСЫ В ЗАМАГНИЧЕННОЙ ПЛАЗМЕ 110.5 KB
  Переносы в замагниченной плазме В начале работ по управляемому термоядерному синтезу возникла проблема предохранения стенок камеры от высокотемпературной плазмы известным решением которой явился принцип магнитной термоизоляции плазмы. Огромное значение д
19236. УСТОЙЧИВОСТЬ ПЛАЗМЫ 98.5 KB
  Устойчивость плазмы Вопросы устойчивости плазмы важны для установок содержащих низкотемпературную и высокотемпературную плазму ввиду того что потеря устойчивости может означать разрушение плазмы исчезновение рабочих параметров и т.д. При проблеме управляемого т
19237. РАДИАЦИОННЫЕ ПОЯСА ЗЕМЛИ 93.5 KB
  Радиационные пояса Земли При запуске первых спутников был установлен факт существования радиационных поясов состоящих из заряженных частиц высоких энергий. Данные пояса можно объяснить исходя из представлений о структуре магнитного поля Земли и движении заря
19238. ТЕРМОЯДЕРНЫЙ СИНТЕЗ 1.14 MB
  Лекция № 1. Термоядерный синтез Условие необходимое для термоядерного синтеза. Термоядерные реакции сечения и скорость реакции формула Гамова. Критерий Лоусона. Оценка оптимальной температуры и произведения плотности на время удержания для циклов ДД и ДТ. Тер
19239. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТЕРМОЯДЕРНОГО СИНТЕЗА 72 KB
  Лекция № 2. Пути решения проблемы термоядерного синтеза Основные направления исследований по ядерному синтезу: а системы с магнитным удержанием; б квазистационарные открытые и закрытые; импульсные; в системы с инерциальным удержанием лазерные с различными пучк...
19240. СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК 731.5 KB
  Лекция 3 СИСТЕМЫ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК Оценка требуемых параметров систем энергоснабжения термоядерных установок. Способы нагрева плазмы: омический или джоулев нагрев плазмы адиабатический нагревинжекция пучков быстрых нейтралов ВЧ методы н