54487

Предмет и метод экономической теории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.

Русский

2014-04-02

17.71 KB

0 чел.

Предмет и метод экономической теории

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономическое явление в динамике называется экономическим процессом. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов воспроизводства:

1) какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества;

2) как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, т. е. с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в ограниченном количестве, и с использованием какой технологии;

3) для кого производить (в процессе решения этой задачи определяется структура социальных и производственных потребителей и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления).

В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ, и услуг. Совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности и законы их развития составляют предмет изучения экономической теории.

Основной метод исследования в экономической теории – метод познания сложных систем – диалектика. Для изучения какого-либо конкретного предмета необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций. Метод научных абстракций позволяет исследовать в процессе анализа лишь часть предмета, не принимая во внимание его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, постоянное и обойти единичное, случайное, несущественное. В XX в. методы диалектики дополнились математическими методами. При анализе состояния экономической системы выделяют два ее уровня: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы в условиях рыночного хозяйства, макроэкономика – экономическую систему в целом.

Выделяют следующие функции экономической теории:

• познавательную, предполагающую изучение сущности экономических явлений, процессов;

• теоретико-методологическую, позволяющую выявить общие принципы поведения экономических субъектов и применить эти принципы при изучении проблем других экономических дисциплин;

• практическую, дающую возможность использовать знания в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

Экономическая теория базируется на следующих основных принципах:

• взаимодействия теории и практики;

• единства макро– и микроанализа;

• неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов хозяйственного развития. Одни экономические законы относятся ко всем сферам хозяйственной жизни, другие – преимущественно к макро– или микроэкономике. Среди законов общехозяйственного значения можно выделить закон стоимости, закон накопления, закон денежного обращения.

Закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров.

  1.  Закон накопления состоит в том, что часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на инвестиции. Накопление необходимо для процесса расширенного производства.
  2.  Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег.

Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84947. Написання твору за картиною Р.Г.Романова «Зимовий ліс» 3.32 MB
  Організація учнів до уроку. Створення позитивного настрою. З хорошим настроєм, бажанням вчитися та пізнати щось нове розпочнемо наш з вами урок. Станьте, діти, всі рівненько, Посміхніться всім гарненько, Привітайте гостей, що до нас завітали. Хочу чути, чого б ви сьогодні їм всім побажали?
84948. Творческий интеллектуальный конкурс «Мисс Осень – 2010» 35.5 KB
  Цель конкурса: сформировать познавательные, личностные, социальные, творческие компетентности учащихся; способствовать развитию у учащихся творческих и интеллектуальных способностей; воспитывать чувство коллективизма, толерантности, умение работать в группе, отстаивать свою точку зрения, принимать решения.
84949. Творчість класного керівника 164.5 KB
  Ефективність роботи класного керівника визначається тим якою мірою навчально-виховний процес забезпечує розвиток творчих здібностей кожної дитини формує творчу особистість і готує її до творчої пізнавальної та суспільно трудової діяльності.
84950. Українська хата. Традиційна культура українців у побуті 203 KB
  Мета. Познайомити учнів з естетикою побуту українців; розширити уявлення про українську оселю, ужиткові речі, одяг, предмети побуту; сприяти розвитку у підростаючого покоління здібностей сприймати прекрасні скарби, створені художнім генієм українського народу, прилучати дітей до світу краси...
84951. Все починається з мами 50.5 KB
  Мета: удосконалювати навички виразного читання, збагачувати словниковий запас, розвивати уміння давати оцінні судження; виховувати пошану і любов до мами. Обладнання: прислів’я на картках, вислови видатних людей про маму.
84953. Будова тексту: зачин, основна частина, кінцівка 58 KB
  Мета: Дати учням уявлення про будову тексту, його складові частини. Удосконалювати навички добору заголовків до текстів. Розвивати мовлення учнів. Виховувати бережне ставлення до природи.
84954. Знайомство із шаховими фігурами. Графічний редактор Pаint. Складання будиночка із геометричних фігур 90.95 KB
  Сьогодні ми з вами підемо в гості до Ганнусі, щоб отримати ще одну інформацію. А яку саме, вам допоможуть відгадати предмети, що знаходяться у цій скриньці (шахова дошка).
84955. Що можна робити з інформацією. Робота у графічному редакторі Paint. Створення килимка для миші 354.03 KB
  Формування вміння застосовувати здобуту інформацію; Закріплення навичок роботи з комп’ютером; Розвиток логічного мислення, просторової уяви; Повторення правил поведінки при роботі з комп’ютером; Виховання культури мовлення, інтерес до інформатики...