54487

Предмет и метод экономической теории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.

Русский

2014-04-02

17.71 KB

0 чел.

Предмет и метод экономической теории

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономическое явление в динамике называется экономическим процессом. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов воспроизводства:

1) какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества;

2) как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, т. е. с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в ограниченном количестве, и с использованием какой технологии;

3) для кого производить (в процессе решения этой задачи определяется структура социальных и производственных потребителей и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления).

В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ, и услуг. Совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности и законы их развития составляют предмет изучения экономической теории.

Основной метод исследования в экономической теории – метод познания сложных систем – диалектика. Для изучения какого-либо конкретного предмета необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций. Метод научных абстракций позволяет исследовать в процессе анализа лишь часть предмета, не принимая во внимание его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, постоянное и обойти единичное, случайное, несущественное. В XX в. методы диалектики дополнились математическими методами. При анализе состояния экономической системы выделяют два ее уровня: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы в условиях рыночного хозяйства, макроэкономика – экономическую систему в целом.

Выделяют следующие функции экономической теории:

• познавательную, предполагающую изучение сущности экономических явлений, процессов;

• теоретико-методологическую, позволяющую выявить общие принципы поведения экономических субъектов и применить эти принципы при изучении проблем других экономических дисциплин;

• практическую, дающую возможность использовать знания в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

Экономическая теория базируется на следующих основных принципах:

• взаимодействия теории и практики;

• единства макро– и микроанализа;

• неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов хозяйственного развития. Одни экономические законы относятся ко всем сферам хозяйственной жизни, другие – преимущественно к макро– или микроэкономике. Среди законов общехозяйственного значения можно выделить закон стоимости, закон накопления, закон денежного обращения.

Закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров.

  1.  Закон накопления состоит в том, что часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на инвестиции. Накопление необходимо для процесса расширенного производства.
  2.  Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег.

Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80527. Українська культура в другій половині ХХ століття 39.07 KB
  Розвиток української культури в другій половині ХХ ст. У Донецькій та Кримській областях не залишалося жодної української школи. ЦК КПРС прийняв нову постанову що підсилило русифікацію української системи освіти. Серед них можна назвати Історію української літератури Історію української мови Радянську енциклопедію історії України Історію українського мистецтва.
80528. Витоки української культури. Матеріальна та духовна культура словянського світу 1тис. нашої ери 562 KB
  Термін «культура» вперше зустрічається в античному світі. Його початкове значення – обробка rрунту, внесення людиною змін у природу. Надалі термін «культура» отримав більш універсальне значення.Культура - це все, що створено людиною.
80529. Українська культура у другій половині ХХ століття 77 KB
  Розвиток української культури у другій половині ХХ ст. У Донецькій і Кримській областях не залишалося жодної української школи. ЦК КПРС прийняв нову постанову що підсилило русифікацію української системи освіти. Серед них можна назвати Історію української літератури Історію української мови Радянську енциклопедію історії України Історію українського мистецтва .
80530. Культура Україна на межі 20-21 століття 805.79 KB
  Відпали відкриті або приховані перешкоди на шляху розвитку національної культури. Товариство звільнилося від ідеологічних штампів попередньої епохи вперше отримало можливість відкритого доступу до досягнень світової духовності і культури. Активізувалася культурне життя в регіонах країни зросла увага до традиційної культури Україна.
80531. Національно-культурне відродження 1920-1930-х рр. Українська культура періоду тоталітаризму (1933 – 1953 рр.) 28.11 KB
  Коренізація була викликана прагненням більшовиків заручитися підтримкою місцевого (корінного) населення з тим, щоб зміцнити свою соціальну базу. У середині 20-х рр. 80% населення республіки складали українці, а 20% – представники інших національностей.
80532. Українська культура початку ХХ ст. (1900 – 1921 рр.) 547 KB
  Української наукової громадськості було надано сім професорських місць у Львівському університеті і три професорських місця в Чернівецькому університеті. Спроби української громадськості з інших регіонів надати закарпатцям допомогу також припинялися угорською владою. Зростання числа грамотних українців стимулював розвиток української літератури. Коцюбинського Цвіт яблуні Intermezzo Тіні забутих предків стали класикою золотим фондом української літератури.
80534. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 917.5 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівної) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику
80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...