54487

Предмет и метод экономической теории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление.

Русский

2014-04-02

17.71 KB

0 чел.

Предмет и метод экономической теории

В условиях рыночной экономики субъект, выполняющий экономические функции, называется экономическим субъектом (государство, различные фонды, объединения, ассоциации, фирмы и предприятия, домохозяйства, отдельный человек). В процессе деятельности экономических субъектов возникает экономическое явление. Экономическое явление в динамике называется экономическим процессом. Причинно-следственные связи, возникающие между экономическими явлениями в процессе их развития, называются экономическими механизмами. Функциональная деятельность экономических субъектов направлена на решение трех основных вопросов воспроизводства:

1) какие из конкурирующих товаров и услуг должны быть произведены, в каком количестве и какого качества;

2) как производить товары в нужном количестве и соответствующего качества, т. е. с привлечением каких ресурсов, имеющихся всегда в ограниченном количестве, и с использованием какой технологии;

3) для кого производить (в процессе решения этой задачи определяется структура социальных и производственных потребителей и формируются первичные отношения между экономическими субъектами в сфере производства, распределения, обмена и потребления).

В процессе решения этих вопросов между экономическими субъектами складываются конкретные отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ, и услуг. Совокупность экономических связей и отношений в их взаимозависимости и взаимообусловленности и законы их развития составляют предмет изучения экономической теории.

Основной метод исследования в экономической теории – метод познания сложных систем – диалектика. Для изучения какого-либо конкретного предмета необходимо разложить его на составные части и исследовать каждую. Изучение каждой части единого целого называется анализом. Соединение всех изученных составных частей предмета в единое целое называется синтезом. Анализ и синтез как части диалектического метода базируются на использовании научных абстракций. Метод научных абстракций позволяет исследовать в процессе анализа лишь часть предмета, не принимая во внимание его составляющие. В процессе синтеза научные абстракции позволяют выделить все существенное, постоянное и обойти единичное, случайное, несущественное. В XX в. методы диалектики дополнились математическими методами. При анализе состояния экономической системы выделяют два ее уровня: микроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономика изучает рациональное поведение отдельного экономического субъекта как элемента экономической системы в условиях рыночного хозяйства, макроэкономика – экономическую систему в целом.

Выделяют следующие функции экономической теории:

• познавательную, предполагающую изучение сущности экономических явлений, процессов;

• теоретико-методологическую, позволяющую выявить общие принципы поведения экономических субъектов и применить эти принципы при изучении проблем других экономических дисциплин;

• практическую, дающую возможность использовать знания в управлении деятельностью экономических субъектов и национальной экономикой в целом.

Экономическая теория базируется на следующих основных принципах:

• взаимодействия теории и практики;

• единства макро– и микроанализа;

• неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Основное предназначение и смысл экономической науки состоит в выявлении, учете и использовании в практической деятельности законов хозяйственного развития. Одни экономические законы относятся ко всем сферам хозяйственной жизни, другие – преимущественно к макро– или микроэкономике. Среди законов общехозяйственного значения можно выделить закон стоимости, закон накопления, закон денежного обращения.

Закон стоимости выражает отношение цены к общественно необходимому труду, затрачиваемому на производство товаров.

  1.  Закон накопления состоит в том, что часть выручки от хозяйственной деятельности необходимо направлять на расширение ее масштабов, на инвестиции. Накопление необходимо для процесса расширенного производства.
  2.  Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег.

Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85026. Смерчи и защита населения от них 31.37 KB
  Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Показать строение смерча: вихрь тромб ядро воронка.
85027. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах 33.55 KB
  Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...
85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.
85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.
85034. Формирование личности подростка в процессе взаимоотношений со взрослыми 32.05 KB
  Обсудить стратегию поведения в возможных конфликтных ситуациях с родителями чтобы не доводить эти ситуации до критических. Стратегия поведения подростка в конфликтной ситуации с родителями. В процессе социального взросления подростка особую роль играет семья и общение с родителями. Стратегии поведения подростка в случае возникновения конфликта с родителями должны исходить из принципов сотрудничества.