54492

Жанры украинской народной музыки

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель. Закрепить представления учащихся о жанровых особенностях украинской народной музыки. Повторить календарно-обрядные, исторические, колыбельные, шуточные песни, учащиеся должны продемонстрировать знания песенных жанров народной песни, ее особенностей, характерных признаков. Развивать вокально–хоровые навыки, эмоционально-чувствительный опыт учащихся. Воспитывать интерес к народной песне и уважение к народным традициям. Воспитывать эстетический вкус учащихся.

Русский

2014-03-15

940 KB

21 чел.

Средняя общеобразовательная школа №14

 

Разработка урока по музыке

Тема  урока:  «Жанры украинской народной музыки». 4 класс

Подготовила:

учитель музыки СОШ № 14

Купина И.И.

2011


Тема  урока.  «Жанры украинской народной музыки». 4 класс

Цель. Закрепить представления учащихся о жанровых особенностях украинской народной музыки. Повторить календарно - обрядные, исторические, колыбельные, шуточные песни, учащиеся должны продемонстрировать знания песенных жанров народной песни, ее особенностей, характерных признаков. Развивать вокально–хоровые навыки, эмоционально-чувствительный опыт учащихся. Воспитывать интерес к народной песне и уважение к народным традициям. Воспитывать эстетический вкус учащихся.

Тип урока. Обобщающий. Темы «Музыка моего народа» Ι семестра.

     Методы:  информационно-репродуктивный;

                       проблемно-поисковой;

                       интерактивный (работа в группах, мозговой штурм);

                       моделирование художественно – творческого процесса (интонационно – стилевое постижение  музыки, сочинение новой мелодии).

     Музыкальный материал: увертюра к опере «Тарас Бульба» Н.Лысенко;

                       украинская народная песня «А вже сонце котится»;        

                       украинская народная песня: «Ой ходить сон», «Котику сіренький», «Ой на горі та женці жнуть», «Засвіт вставали козаченьки», «Ой під вишнею», «Грицю, Грицю до роботи», «Забілів від снігу», «Слава нашим господарям»,  «Із сиром пироги»,«Чорнобривці» В. Верменич;

                      

       Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, учебники для 4 класса по музыке, иллюстрации к песням.

      Форма проведения: урок – путешествие по страницам музыкального альбома.

Ход урока.

Ι Организационная и часть. Настройка на урок.

Учитель. Сегодня у нас на уроке гости, как гостеприимные хозяева вначале                                                                                                                          окажем им внимание.

Дети. (Поворачиваются лицом к гостям и говорят). Мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Папевочка,  Добрый день.

Учитель. А теперь, ребята, давайте мы с вами улыбнемся друг другу, пожелаем успехов и начнем урок.

ΙΙ Мотивация учебной деятельности.

1) Вводное слово учителя на музыкальном фоне («Чорнобривці»)

Учитель.  Сегодняшний  урок – это необычный урок – посвящен жанрам украинской народной музыки. Музыкальное искусство – это отражение явлений действительности, окружающего нас мира, духовного состояния человека его чувства, настроения, переживания. На нашем уроке будет звучать украинская народная музыка, стихи, обратите внимание на иллюстрации, все это поможет нам воссоздать жизненный путь и духовным мир украинского народа.

 2) Сообщение  темы, цели, задач урока

Учитель.  На протяжении многих столетий, еще до появления письменности, народ создавал свое гениальное простое великое искусство, сказки, былины, пословицы, думы и песни, возникновение которых связано с трудовыми и календарно - обрядовыми процессами. Эти произведения передавались из уст в уста, переходили от поколения к поколению. Народное искусство – это наше наследие,  которое мы также должны передавать будущему поколению. Именно поэтому тема всего нашего семестра «Музыка моего народа»,  а  тема сегодняшнего урока «Жанры украинской народной музыки».  Чтобы ответить на вопрос о чем же пойдет речь на нашем уроке, послушаем стихи украинского поэта Максима Рыльского, а  прочтет их Андрей.

З народного напившись джерела,

Як із Дніпра бере веселка воду.

О рідна пісне, знову ти прийшла.

До матері й до батька – до народу.

О пісне! Від народу кров і плоть.

Ти узяла, щоб лиш  йому служити,

Тебе ніхто не може побороть,

Бо вільній дух твій -  правдою повитий.

Учитель. Ребята, так о чем мы будем сейчас говорить?

Дети. О украинской народной песне.

Учитель. Песни живут рядом с человеком много тысячелетий. В них -  прошлое и настоящие, его красота и величие. Что означает слово песня?

Дети.  Песня – древнейший и популярнейший музыкальный жанр, в котором соединены музыка и поэзия.

Учитель. Ребята, какие характерные признаки песенности вы знаете?

Дети. Для песенности характерно сочетание таких признаков как мелодичность,  певучесть, напевность.

Учитель. Существует ли какая-то форма построения песни?

Дети. Песни обычно имеют куплетную форму. Песенный куплет часто состоит из запева и припева.

Учитель. Ребята, а кто же сочиняет песни?

Дети. Песни бывают композиторские (профессиональные и народные).

Учитель. Тема нашего урока «Жанры украинской народной музыки». Как вы понимаете слово жанр?

Дети. Жанр – это разновидность художественно го произведения.

Учитель. Отчего же  зависит песенная разновидность?

Дети. От содержания и характера музыки.

Учитель. С какими жанрами украинских народных песен мы с вами познакомились?

Дети. Календарно–обрядовыми, колыбельными, историческими, шуточными.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Учитель. Молодцы! А сейчас я предлагаю отправиться в интересное путешествие по страницам музыкального альбома с иллюстрациями в мир народной песни.

Учитель. Давайте вспомним украинскую народную песню «А вже сонце котиться», но прежде чем исполнить эту песню нам необходимо, что сделать?

Дети.   Распеться.

Распеваемся.

Учитель. Украинская народная песня «А вже сонце котиться». К какому жанру мы отнесем эту песню?

Дети. К календарно–обрядовому. Жатвенные. (Учитель показывает на иллюстрацию)  

О чем поется в этих песнях?

Дети. Содержание этих песен – хвала ниве, урожаю, солнцу, хозяину и труженикам, несмотря на то, что работа очень тяжелая и часто приходилось собирать хлеб на чужом поле, работая на пана.

Учитель. Почему эта песня относится к календарно–обрядовому жанру?

Дети. Потому что жатва является одним из главных событий летнее – осеннего цикла, именно жатва является итогом тяжелого труда хлеборобов.

Учитель. На Украине к началу жатвы готовились как большому празднику, а также трудной ответственной работе, когда приходилось работать с утренней зари до позднего вечера, несмотря на жару. Песни, которые исполнялись во время жатвы, назывались жанровыми и относятся они к календарно–обрядовым песням.

Прежде чем перевернуть (посмотреть)  следующую страницу нашего музыкального альбома, нам пора немного отдохнуть.

Физкультминутка. Украинская народная песня «Із сиром пироги».

Отдохнули и снова за работу.

Катя приготовила стихи к следующей песни.

Послушайте.

Дети.                                 

Колискова пісня, колискова –

То найперша материна мова.

Пахне вона  м ̉ ятою і цвітом,

Чебрецем і суничним літом

Пахне молоком і споришами….

Скільки в ній ласкавості і шани,

Скільки в ній тривожності людської,

І надій,і сивини гіркої…

Колискова пісні, колискова –

То солодка материна мова.

(Стихи Николая Сингаинского)

Учитель. В этих песнях сердце и душа народа, нежность и ласка материнского языка. Какую украинскую народную песню мы будем петь?

Дети. Украинская народная песня «Ой ходить сон» колыбельная.

Учитель. Ребята, а что вы знаете о жанре колыбельной?

Дети.  Колыбельная – это песня для убаюкивания ребенка, один из древнейших видов народного творчества. Жанр – колыбельной характеризуется спокойной нежной мелодией, мирным «баюкающим» ритмом, замедленным темпом.

Учитель.  А какое содержание колыбельной?

Дети. Содержание колыбельной – нежность, материнская любовь, желание видеть своего ребенка счастливым, умным, здоровым. Монотонный тихий напев, ласковые слова должны успокоить и усыпить ребенка.

Учитель. А вам дома пели колыбельные песни мамы, бабушки, может младшим братьям, сестричкам?

Дети.

Учитель. Предлагаю творческое задание. Попробуйте себя в роли композиторов. Придумайте свою мелодию колыбельной к этому тексту.

Дети исполняют.  1. Котику сіренький,           2. Не ходи по хаті,

                                    Котику біленький,               Не буди дитяти,

                                    Котку волохатий,                 Дитя буде спати,

                                    Не ходи по хаті.                    Котик воркотати.

Учитель. Послушайте, какая мелодия у этой украинской народной колыбельной. Исполняет учитель.  (А на других предметах вы знакомились с колыбельными песнями?) Давайте посмотрим на следующую страницу музыкального альбома и споём украинскую народную песню «Ой на горі та женці жнуть».

Дети. Исполняют песню.

Учитель. О ком эта песня?

Дети. О казаках. А козацтво является страницей нашей истории. Поэтому песни, в которых главными героями являются  исторические личности или безыменные герои, подвиги которых запечатлелись в народной памяти, называют историческими.

Учитель. Исторические песни возникли в период бурной жизни народа.  Как вы думаете, кто был создателем этих песен?

Дети. Их создателями были участники событий или их свидетели, которые способами слова и музыки передавали все увиденное, пережитое в деталях им подробностях.

Учитель. Ребята, какую мы с вами учили историческую песню?

Дети. Украинскую народную песню «Засвіт встали козаченки».

Учитель. Давайте повторим эту песню.

Дети. Исполняют песню.

Учитель. Народные песни таят в себе такую силу представлений и богатство искренних переживаний,  что зачастую становились источником вдохновения композиторов, многие из них использовали мелодии народных песен в своих произведениях.                                       

                Сейчас мы послушаем увертюру к опере Н. Лысенко «Тарас Бульба». Мелодию, какой народной песни использовал композитор в своем произведении?

Дети. Украинская народная песня «Засвіт встали козаченки».

Учитель. Ребята посмотрите на эту иллюстрацию. Какая следующая страничка нашего музыкального альбома?

Дети. Шуточная.

Учитель. Очень подходит эта иллюстрация к украинской народной песне «Ой під вишнею». Давайте исполним ее по ролям слова деда – поют мальчики, а слова девушки – девочки.

               Ребята, какое содержание шуточных песен?

Дети. Шутки характерная особенность украинского народа. В украинских народных песнях шутят дед с бабой, муж с женой, юноша с девушкой. Люди весело смеются над рассеянными и невнимательными, жадными и ленивыми.

Учитель. Какой же характер песен у этих песен?

Дети. Игривый, веселый, танцевальный.

Учитель. Как вы думаете, зачем людям нужны шуточные песни?

Дети. Они делают нашу жизнь интересней. Поднимают людям настроение.

Учитель. Вспомним еще одну шуточную песню «Грицю, Грицю до роботи». Кто у нас будет солистом?

Дети. Исполняют песню.

Учитель. Ребята, а еще  где-то вы слышали шуточные песни, может на празднике или на свадьбе?

Среди украинского песенного творчества значительное место занимает жанр, связанный со временами года, то есть календарём. Исполнение песни этого жанра сопровождается разными обычаями и обрядами. Это календарно-обрядовые песни. Весной мы поем веснянки,  летом – купальные песни, ближе к осени – жатвенные, а зима богата на праздники.

Обратите внимание еще на одну иллюстрацию нашего музыкального альбома. Какой любимый зимний праздник детей в декабре?

Дети. Праздник Святого Николая.

Учитель. Давайте споем украинскую народную песню «Забілів від снігу гай»,  возможно он нас услышит и принесет нам много подарков.

Дети. Исполняют песню «Забілів від снігу гай».

Учитель. Еще, какие зимние праздники вы знаете?

Дети. Новый год, Рождество Христово.

Учитель. Какие народные песни  исполняются во время этих праздников?

Дети. Колядки, щедровки.

Учитель. Что воспевается в щедровках?

Дети. Приход Нового года, пожелание на хороший урожая и достаток.

Учитель. А какое содержание колядок?

Дети. Содержание колядок основывается на рассказах о рождении Иисуса Христа.

Учитель. Ребята, давайте исполним щедровку «Слава нашим господарям».


Заключительная часть.

Учитель. Мы посмотрели последнюю страничку нашего музыкально альбома. Перед тем как подвести итог нашего урока, предлагаю ответить на тестовые задания, которые лежат у вас на партах. Песня  - душа народа. Она сопровождает человека на протяжении всей жизни. Песни бывают не только профессиональные (композиторские), а и народные. Люди сами создавали и исполняли песни – о радости и  грусти, к важным жизненным событиям, к зимним, весенним, летним, осенним праздникам. Песня тесно связана с жизнью народа, делая его жизнь краше и интересней.


Тестовые задания

Задание № 1

Характер музыки украинской народной песни «Ой на горі та женці жнуть»:

а) бодрый, волевой;

б) лирический, поэтический;

в) танцевальный, шуточный.

Задание № 2

Автор оперы «Тарас Бульба»:

а) Г. Майборода;

б) Н. Лысенко;

в) С. Гулак-Артемовский.

Задание № 3

Закончите предложение: В колядках:

а) прославляют рождение Иисуса Христа;

б) желают щедрого урожая;

в) рассказывают о добрых поступках Святого Николая.

Задание № 4

Песня, мелодия которой использована в увертюрах к опере «Тарас Бульба»:

а) «Слава нашим господарям»;

б) «А вже сонце котиться»;

в) «Засвіт встали козаченки».

Задание №5

Песни, которые относятся к календарно–обрядовым:

а) колядки;                    б) колыбельная;                      в) веснянки.

Задание №6

Щедровки исполняют:

а) на Рождество;

б) на 13 января;

в) на день Святого Николая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81623. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена 378.5 KB
  Тематическая группа пословиц с антропонимами, насчитывающая десятки языковых единиц, заинтересовала меня. Я решила исследовать их, изучить, прослеживается ли характеристика конкретного имени в тех пословичных выражениях, в которых употреблено данное имя человека.
81624. Национально-психологические особенности финнов 48.09 KB
  Для любого человека естествен интерес к представителям других народов. Привлекают их необычный внешний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общностей, хотим их осмыслить.
81625. Гидротермальные источники и их использование 26.37 KB
  В последнее время грязелечение использование грязей с лечебной целью вновь пользуется большой популярностью. В состав грязей также входят ферменты и гормоны витамины и антибиотики. Механизм действия лечебных грязей обусловлен ее свойствами.
81626. Роль питания в повышении работоспособности 55.04 KB
  Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач восстановления работоспособности человеческого организма. Первая функция заключается в снабжении организма энергией.
81627. Пролежни, их лечение и профилактика 37.89 KB
  Пролежень - некроз кожи с подкожным жировым слоем и других мягких тканей (например, слизистой оболочки), развивающийся вследствие длительного сдавливания, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
81628. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА 54.68 KB
  Мультимедиа продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п.
81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.