54497

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага

Русский

2014-04-02

41.58 KB

9 чел.

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

1. Что, как и для кого производить? Любая страна, развивая производство, вынуждена ставить перед собой три фундаментальных вопроса: 1) что из благ производить, 2) как их производить и 3) для кого это делать?

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?

Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономике выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?

Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике товар производится для потребителя.

2. Закон редкости. В рыночной экономике ресурсы не просто ограничены – они редки, т. е. их не хватает на всех, и поэтому люди вынуждены конкурировать за право их использовать.

В хозяйственной практике постоянно воспроизводится зависимость между ограниченностью, редкостью ресурсов и необходимостью для людей делать выбор: что производить, а от чего отказаться. Поэтому в экономике действует закон редкости. Его сущность заключается в невозможности удов – летворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет их при этом рационально использовать ресурсы.

3.Кривая производственных возможностей. Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. Она показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая производственных возможностей

СП – средства производства;

ПП – предметы потребления.

Кривая производственных возможностей разграничивает экономическое пространство на две части: возможных и невозможных из-за необеспеченности ресурсами уровней производства. Сама эта кривая может перемещаться, расширяя или сужая сферу производственных возможностей.

Прогрессивный сдвиг кривой происходит в двух случаях:

1) под воздействием научно-технического прогресса (изобретений, новых технологий и др.);

2) в результате роста ресурсов (открытия нового месторождения, увеличения численности трудоспособного населения и т. п.).

При сбалансированном соотношении факторов на перспективу сдвиг кривой производственных возможностей будет осуществляться равномерно (рис. 4.2).

4. Понятие альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей показывает цену переключения ресурса с производства одного товара на другой в форме альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара.

Рис. 4.2. Равномерный сдвиг кривой производственных возможностей

По существу, речь идёт о фиксации упущенных производителем возможностей – так называемых альтернативных (вмененных) издержек.

5. Производственная функция. Сдвиг кривой производственных возможностей наглядно показывает, что чем большим объемом ресурсов обладает экономика, тем больших результатов она может достичь. Подобная зависимость между количеством использованных факторов производства и максимально возможным объемом выпуска продукции называется производственной функцией. Любая фирма имеет свою производственную функцию.

В общем виде ее можно записать:

у = f (a1,a2,...an), (4.1)

где у – объем производства продукта; a1, a2... an– примененные факторы производства.

Суммируя производственные функции всех действующих в национальной экономике фирм, можно получить одну общую, агрегированную производственную функцию. В ней все многообразие индивидуальных производственных функций распределяется на три больших агрегата – труд, капитал, землю:

у=f (L, К, N), (4.2)

где у – объем производства; L – труд; К – капитал; N – земля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60225. КРІЗЬ ПЕКЛО АФГАНСЬКОЇ ВІЙНИ 679.5 KB
  Слайд 11 Втрати За уточненими даними всього у війні Радянська Армія втратила 14 427 чоловік КДБ 576 чоловік МВС 28 чоловік загиблими і зниклими безвісти. Поранення і контузії отримали більше...
60226. Берегині рідного краю 551.5 KB
  1 учень. Щасливі мої письма що в рученьках твоїх бувають ніж мої очі що тебе не оглядають. Слайд 3 1 учень Трагічно склалися взаємини між юною Кочубеївною та гетьманом. 1 учень Тут доречні слова письменника Богдана Лепкого...
60227. Як Берізка листя роздарувала 125.5 KB
  Мета: ознайомити учнів з творами українських письменників, які описували красу осені. Удосконалювати вміння виразно, правильно, інтонаційно читати та розказувати текст, співати пісні, танцювати.
60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.