54497

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага

Русский

2014-04-02

41.58 KB

9 чел.

Проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

1. Что, как и для кого производить? Любая страна, развивая производство, вынуждена ставить перед собой три фундаментальных вопроса: 1) что из благ производить, 2) как их производить и 3) для кого это делать?

В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?

Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономике выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?

Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике товар производится для потребителя.

2. Закон редкости. В рыночной экономике ресурсы не просто ограничены – они редки, т. е. их не хватает на всех, и поэтому люди вынуждены конкурировать за право их использовать.

В хозяйственной практике постоянно воспроизводится зависимость между ограниченностью, редкостью ресурсов и необходимостью для людей делать выбор: что производить, а от чего отказаться. Поэтому в экономике действует закон редкости. Его сущность заключается в невозможности удов – летворить безгранично растущие потребности, что вынуждает людей делать выбор в очередности и степени их удовлетворения, а также заставляет их при этом рационально использовать ресурсы.

3.Кривая производственных возможностей. Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. Она показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Кривая производственных возможностей

СП – средства производства;

ПП – предметы потребления.

Кривая производственных возможностей разграничивает экономическое пространство на две части: возможных и невозможных из-за необеспеченности ресурсами уровней производства. Сама эта кривая может перемещаться, расширяя или сужая сферу производственных возможностей.

Прогрессивный сдвиг кривой происходит в двух случаях:

1) под воздействием научно-технического прогресса (изобретений, новых технологий и др.);

2) в результате роста ресурсов (открытия нового месторождения, увеличения численности трудоспособного населения и т. п.).

При сбалансированном соотношении факторов на перспективу сдвиг кривой производственных возможностей будет осуществляться равномерно (рис. 4.2).

4. Понятие альтернативной стоимости. Кривая производственных возможностей показывает цену переключения ресурса с производства одного товара на другой в форме альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара.

Рис. 4.2. Равномерный сдвиг кривой производственных возможностей

По существу, речь идёт о фиксации упущенных производителем возможностей – так называемых альтернативных (вмененных) издержек.

5. Производственная функция. Сдвиг кривой производственных возможностей наглядно показывает, что чем большим объемом ресурсов обладает экономика, тем больших результатов она может достичь. Подобная зависимость между количеством использованных факторов производства и максимально возможным объемом выпуска продукции называется производственной функцией. Любая фирма имеет свою производственную функцию.

В общем виде ее можно записать:

у = f (a1,a2,...an), (4.1)

где у – объем производства продукта; a1, a2... an– примененные факторы производства.

Суммируя производственные функции всех действующих в национальной экономике фирм, можно получить одну общую, агрегированную производственную функцию. В ней все многообразие индивидуальных производственных функций распределяется на три больших агрегата – труд, капитал, землю:

у=f (L, К, N), (4.2)

где у – объем производства; L – труд; К – капитал; N – земля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31304. Методичні вказівки щодо виконання лабораторних робіт з курсу Теорія автоматичного керування 1.49 MB
  Лінійні системи автоматичного керування (САК) описують лінійними диференціальними рівняннями. У цих рівняннях змінні та їх похідні зустрічаються лише у першому ступені й відсутні взаємні добутки змінних та їх добутки з похідними.
31305. Методичні вказівки до виконання контольних і розрахункових завданнь з курсу “Теорія електропривода” 725.5 KB
  Сумісна робота двигуна і робочої машини. Вираз характеристик двигуна у відносних одиницях. Гальмівні режими роботи двигуна: а з віддачею енергії в мережу рекуперативне гальмування; б режим противмикання; в режим електродинамічного гальмування. Механічні характеристики і регулювання швидкості двигуна при шунтуванні якоря.
31306. ТЕОРІЯ ЕЛЕКТРОПРИВОДА 397.5 KB
  Незважаючи на різноманітність систем електропривода в завданні на проект а також у методичних вказівках здійснюється загальний підхід до розвязання задач вибору потужності двигуна дослідження статичних і неусталених режимів. Розрахувати відсутні параметри тахограми орієнтовно визначити потужність двигуна вибрати за каталогом двигун і редуктор. Виконати уточнений розрахунок потужності електродвигуна використовуючи формули приведення моментів і мас що обертаються. Розрахувати й побудувати статичні характеристики двигуна в розімкненій і...
31307. Методичні вказівки щодо виконання лабораторних робіт з навчальної дисципліни «Теорiя електропривода» (частина I) 2.27 MB
  Гальмівний режим Залежно від того як використовується перетворена електрична енергія існує декілька гальмівних режимів: режим рекуперативного гальмування або генераторний режим із віддачею енергії у мережу; при цьому активна механічна потужність із вала двигуна перетворюється в електричну і за відрахуванням втрат віддається в мережу тобто. Перехід із рушійного режиму в режим рекуперативного гальмування здійснюється при кутовій швидкості двигуна вище кутової швидкості ідеального холостого ходу; режим противмикання; при цьому двигун...
31308. «ТЕОРIЯ ЕЛЕКТРОПРИВОДA» (ЧАСТИНА IІ) 4.07 MB
  1 На відміну від каскаду сталої потужності додаткова ЕРС вводиться в ротор АД від машини постійного струму механічно не звязаної з валом робочого двигуна рис. Очевидно що і потужність приводного двигуна ПД МПС повинна бути в цьому випадку однаковою з потужністю АД. машини постійного струму і випрямленої напруги ротора асинхронного двигуна. ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №2 ДОСЛІДЖЕННЯ МЕХАНІЧНИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГУНА ПОСТІЙНОГО СТРУМУ В СИСТЕМІ КВ Д МЕТА РОБОТИ Одержати експериментально швидкісні і за допомогою розрахунку ...
31309. Методичні вказівки щодо оформлення дипломних проектів (робіт) для студентів денної та заочної форм навчання 1.08 MB
  Зразок обкладинки дипломної роботи. Додаток Б Зразок обкладинки дипломного проекту. Додаток В Зразок титульної сторінки комплексного дипломного проекту Додаток Г Зразок титульної сторінки дипломного проекту. Додаток Д Оформлення аркуша технічного завдання на дипломний проект роботу Додаток Е Оформлення відомості дипломного проекту.
31310. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА 139.5 KB
  Выявить особенности представлений детей о пространстве и времени, отражённых в различных видах искусства. Разработать содержание и методы, обеспечивающие формирование представлений и времени и о пространстве, сохраняющих культурные ценности. Разработать целостную систему занятий по формированию представлений о пространстве и времени для детей 5-7 лет...
31311. Обучающая подсистема для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет 3.05 MB
  В данном дипломном проекте рассматривается Обучающая подсистема для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет. В экономической части дается техникоэкономическое обоснование разработки Обучающей подсистемы для лабораторного исследования характеристик замкнутых САУ в среде интернет с помощью частотных критериев устойчивости проводится расчет ее сметной стоимости и стоимости эксплуатации.1 Описание предметной области по характеристикам и частотным показателям качества САУ .
31312. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми 281 KB
  Теоретические основы формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх. Научные основы развития детей старшего дошкольного возраста посредством олимпийского образования. Специфика формирования представлений детей старшего дошкольного возраста об Олимпийских играх 22 Выводы 31 II. Экспериментальная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми 2.