54498

Диференційований підхід до розкриття творчого потенціалу учнів на уроках музики

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и становились материалом для творческих работ на категорию.

Украинкский

2014-03-15

50.5 KB

1 чел.

Відділ освіти Кіровської районної в м. Донецьку ради

Донецька загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 76

Донецької міської ради Донецької області.

учитель музики

Потьомкіна Олена Володимирівна

Тема семінару

" Диференційований підхід до розкриття

творчого потенціалу учнів на уроках музики".

План роботи семінару.

№              Заходи

       1. Організаціона частина.

1.          Реєстрація учасників.

2.          Повідомлення теми та мета заходу.

3.          Візитна картка школи

4.           Творення ситуації успіху.

2.Теоретико-практична частина.

1.          Диференційоване навчання в навчально-виховному процесі.

            (мозковий штурм,робота в групах).

2.         Психологічні особливості впровадження диференційованого

            навчання.

3.          Впровадження диференційованого підходу до навчання.

4.          Практичне завдання. Розробка творчих завдань для різних груп.

3. Підсумкова частина.

1.          Релаксація.

2.           Підведення підсумків семінару.

                           4.Наукове-методичне забеспечення.

1.             Список літератури.

2.           Тезаурус.

3.             Матеріали з теми.

Организація диференційованого навчання в навчально-виховному процесі.

Предлогаемий материал,конечно. знаком многим из вас,кто-то возможно, на своих уроках осуществляет дифференцированный подход в обучении. Но в педагогике очень сложно что-либо открыть новое,необходимо лишь глубже изучать теорию,преломлять ее на  процесс преподавания,чтобы затем эти практические наработки и  становились материалом для творческих работ на категорию. Необходимо познакомиться с основными формами дифференцированного обучения.,которые могут быть организованы в практике общеобразовательной школы.отметить плюсы и минусы каждой формы.

Слайд.     Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-эконамического и культурного развития общества,ибо именно школа.готовит человека к активной деятельности в сфере экономики и культуры.политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования черезвычайно важна.способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества,сохраняя при этом накопленный положительный опыт,имеет огромное значение.

-Решать все эти задачи можно на основе внедрения новых педагогических технологий,которые изменят систему образования. Среди разнообразных направлений новых педтехнологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

-"обучение в сотрудничестве"

-метод проектов

-индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

1.Слайд-Дифференциация обучения(от лат. -разница)-форма организации учебной деятельности учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

признакам и различное построение рпоцесса обучения в выделенных группах.

-Что же необходимо сделать основанием для дифференциации обучения?

2. Слайд.

-индивидуально-типологические особенности учащихся,

-общение и специальные способности,

-проектируемая профессия

Несмотря на то, что дифференциальное обучение в настоящее время щироко распространено в практике образовательной школы,отношение к нему неоднозначное.

-2 Вопроса: задачи дифференцированного обучения ЗА

3. Слайд.1-позволяет разрешить ротиворечие между существующими различиями в интересах,склонностях,профессиональных намерениях учащихся;

2.-позволяет удовлетворить образовательные потребности учащихся.

3.-адаптировать учебный процесс к особенностям школьников;

4.-внутриклассная дифференцированная работа  учащихся;

Против.

1.-негуманно делить учащихся на группы,тем самым принимая на себя роль судьи,определяющего.кому какое образование дать;

2.-дифференциальное обучение создает неравные стартовые возможности для детей в жизни,позволяя получить одним более качественное образование, другим -менее.

3.-внутришкольная дифференциация по классам;

Итак,отметив как положительные, так и отрицательное в организации дифференцированного обучения,можно слелать вывод о том.что дифференциация является ценностью,благом по отношению к некоторым детям и злом,антигуманным явлением по отношению к другим.Но мы будем прелерживаться взгляда, признающего дифференциацию,в качестве ценности и попытаемся понять, как организовать обучение в школе,чтобы избежать негативных проявлений дифференциации,устранить"болевые" точки, не навредить ученику.Организуя в школе дифференцированное обучение,мы встаем перед проблемой, какие формы выбрать.Различают три формы дифференциации:

1. микроуровень-уровень класса,когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса-внутриклассная дифференсация.

2.мезоуровень-уровень школы,когда дифференсация осуществляется внутри школы между отдельными классами,профилями, направлениями.

3.макроуровень-дифференсация между школами,создание различных типов школ. Второй и третий уровни-это внешняя дифференсация.

Обратимся к характеристике наиболее распространенных в практике форм дифференсации.

Процес образования должен быть дифференцированным с учетом:

Слайд.

природных задатков;

способностей;

условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение принято  считать дифференцированным,если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.(М.Н.Скаткина"Дидактика средней школы")

Осуществляя дифференцированный подход,учителя,руководствуется следующими требованиями:

создание атмосферы,благоприятной для учащихся;

активно общаются с учащимися,для того,чтобы учебный процес был мотивирован;чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям;чтобы имел представление о том,чего от него ждут;

обучающимся различных уровней предлогается усвоить соответствующую их возможностям программу(каждому "взять"столько,сколько он сможет)

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:изучение нового материала;дифференцированная домашняя работа;учет знаний на уроке;текущая проверка усвоения пройденного материала;самостоятельные и контрольные работы;организация работы над ошибками;уроки закрепления.

По результатам 1-ой тематической,кантрольной работе в 5 классе,

класс делим по уровням:

Слайды:

1-ая группа,ученики с высоким учебными способностями(ведут работу с материалом большей сложности,требующей умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно,творчески подходить к решению задач),возможностями,показателями успеваемости по определенным предметам,умеющие хорошо работать.

2-ая группа-учащиеся со средними способностями(выполняет задание первой группы,но с помощью учителя по опорным схемам).показателями обучаемости.интеллектуальной роботоспособностью,учебной мотивацией,интересом.Чтобы запомнить материал,им необходимы многократные повторения. Для этих детей трудны задания на обобщение,так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа-учащиеся с низким учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий,большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке)

Поэтому целесообразно взаимодействие 1-й и 3 гр.,где учащиеся 1 группы могут выступить в роли учителя для учащихся 3 группы.

Важно,что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую,т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика,способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.

Состав групп позволяет адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся,помогает разработать педагогическую технологию,ориентированную на "зону ближайшего развития" каждого школьника,что в свою очередь,создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения,адекватности самооценки.

Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителю в подборе разноуровневых заданий для них.Каждое задание предпологает определенные цели и требования.

        Многие ученые И.М.Осмаловская,Е.С.Попап,А.Сиротюк.Лорен Бредвей,Барбара Алберс Хил,Е.А.Юнина занимаются вопросами дифференциации. Они считают,что эта технология является важным фактором развития учащихся.Сущность дифференцированного обучения заключается в оказании психологической иметодической помощи учащимся в том,чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности.

        Выделяют два типа дифференсации:

                   1. внутреняя дифференциации,

                   2. внутреняя дифференциация.

        В основе внешней дифференциации лежит учет познавателных интересов учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности.

        В  основе внутренней дифференциации лежит учет особенностей учащихся,влияющих наэффективность усвоения учебного материала:

социально-демографические признаки (пол, возраст, семейное положение, национальность);

социально-психологические признаки(потребности, мотивы, отношения, уровни понимания);

индивидуально-личностные признаки(каналы восприятия, психологические типы, память, внимание,мировосприятие, мировозрение, уровни общего розвития);

экзистенциально-личностные признаки(здоровьесберегающие или здоровьеразрушающие состояния);

биоэнергетические признаки(низкая, высокая энергетика).

              

           3.    Я развиваю творческие способности учащихся через внутреннюю дифференциацию.

Таким образом, я определила тему своей методической работы:

"Дифференцированное обучение на уроках музыки"

    Цель: Развитие творческих способностей детей.

Задачи: 1.Изучить детскую аудиторию.

        2.Строить уроки с учетом особенностей учащихся.

        3. Интегрировать содержание учебных предметов.

   Все уроки строятся на интересе, который достигается через чередование видов деятельности, например:разучивание песни, музыкально-дидактические игры,слушанье музыкального произведения,инсценировка знакомой песни и т. д.

На уроке идет развитие таких творческих способностей как артистизм,чувство прекрасного,эстетический вкус,открытость в общении умение слушать и слышать. На уроке-путешествии и уроке- экскурсии в первую очередь развивается воображение,образное мышление,эрудиция. Для развития эмоционалтно-чувственной сферы я использую на уроках музыки связь с другими учебными предметами: литература, история,труды и т. д.

Через творческие задания учащиеся показывают свои знания иумения:могут определить жанры музыкальных произведений, средства музыкальной выразительности, могут передавать характер музыки в пении,движении,в рисунках.

Дети используют приобретенные знания,умения,в практической деятельности: участвуют в школьных концертах,выступают на родительских собраниях. Каждый год участвуют  в районных,городских конкурсах учащиеся школы  № 76 г.ДОНЕЦКА:

Скрипниченко Светлана -    1 место

Кравчута Дмитрий           -3 место

Сухорукова Анастасия    -  3 место

Ансамбль"Калинові діти"- 1 место в районе,

                             2 место на городском конкурсе народных песен.

У многих детей появляется желание и в дальнейшем участвовать в таких мероприятях.

Следовательно,дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне,когда сам учащийся из своих особенностей,возможностей и потребностей определяет личную "троекторию" своего развития.

Итак,организуя в школе дифференциальное обучение,необходимо начать с определения тех признаков,по которым ученики будут делиться на группы, определение отбора содержания образования в условиях дифференциации. А также необходимо решить проблему результативности обучения. Одним из показателей результативности является степень удовлетворенности ученика и его родителей качеством учебного процесса.С  целью изучения возможности дифференнеобходимое  обучения в школе мы проведем анкетирование родителей и учащихся.Организация дифференциального обучения в школе-дело  необходимое и очень интересное,если подходить к нему теоретически обосновано и действовать постепенно, анализируя и корректируя учебный процес.

Тезаурус.

Дефференцированный подход в учении:

-це створення різноманітних умов навчання для різних шкіл,класів,груп з метою обліку особливостей їх контингенту.

-це комплекс методичних,психолого-педагогічних та организаційно-управлінських заходів,які забезпечують в гомогенних групах.

Активне навчання-є такою організацією і веденням учбового процесу,яка спрямована на всебічну активізацію учбово-пізнавальної діяльності учнів за допомогою широкого бажано -комплексного,використання як педагогічних,так і організаційно-управлінських засобів.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21885. Специальные виды услуг и формы обслуживания 126.2 KB
  Обслуживание в гостиницах Предприятия общественного питания при гостиницах предназначены в основном для обслуживания проживающих в них гостей. Однако в зависимости от конкретных условий местонахождения гостиницы степени обеспечения жителями данного района предприятиями общественного питания количество мест в ресторанах буфетах при гостиницах может быть изменено при соответствующем техникоэкономическом обосновании. Предприятия общественного питания при гостиницах начинают свою работу не позднее 8 часов утра по местному времени. В...
21886. Столовая посуда, приборы и столовое белье 149.67 KB
  Майоликовая гончарная а также деревянная посуда применяется как правило для подачи национальных блюд и напитков в специализированных предприятиях питания. Для подачи хлеба тостов мучных кулинарных изделий служат: тарелки пирожковые d = 170180 мм используется при индивидуальном обслуживании для подачи хлеба тостов расстегаев пирожков; хлебницы используются при групповом обслуживании. Для подачи холодных закусок применяют: тарелки закусочные d = 200; 220240 мм их используют также в качестве подставных тарелок под...
21887. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ЧС 358.5 KB
  ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории сложившаяся в результате аварии опасного природного явления катастрофы стихийного или иного бедствия которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы ущерб здоровью людей или окружающей природной среде значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей . По скорости...
21888. Коллективные средства защиты населения от опасных факторов в ЧС 1.75 MB
  Эти сооружения в зависимости от защитных свойств подразделяют на убежища противорадиационные укрытия ПРУ быстровозводимые укрытия БВУ и простейшие укрытия. Убежища Убежища это сооружения обеспечивающие защиту людей от поражающих факторов ЧС. Для этого убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Убежища классифицируют: по месту расположения встроенные и отдельно стоящие по вместимости и защитным свойствам.
21889. Организация МЧС, история, этапы развития 107 KB
  Все это представляет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем связанных с чрезвычайными ситуациями причем как показал опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС землетрясения в Армении других чрезвычайных ситуаций на самом высоком государственном уровне. В целях прогнозирования предотвращения и ликвидации последствий ЧС обеспечения постоянной готовности органов государственного управления к быстрым и эффективным действиям в экстремальных условиях в 1990 году был создан Российский корпус спасателей...
21890. Пожарная профилактика 216.5 KB
  Первичные средства пожаротушения и порядок их использования 3ий вопрос Мероприятия проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций объектов. Планирование противопожарных мероприятий ГО на объекте 4ый вопрос Назначение задачи и организация противопожарной службы и ее формирований Организационнометодические указания В вводной части следует обратить внимание на то что сегодня пожары превращаются в одну из главных опасностей для человечества которые приводят к массовой гибели людей и большому материальному...
21891. ПРИРОДНЫЕ (ЛАНДШАФТНЫЕ) ПОЖАРЫ 175.49 KB
  При подземных пожарах горит торф залегающий под лесными массивами. Возникновение и распространение подземных пожаров обычно связано с низовыми лесными пожарами при которых огонь отдельными очагами заглубляется в слой торфа на наиболее подсохших участках чаще всего у стволов деревьев а затем постепенно распространяется в стороны. Переход низового пожара на полог древостоя происходит в насаждениях с низко опущенными кронами в разновозрастных насаждениях а также при обильном хвойном подросте. Древостой после верхового пожара как правило...
21892. Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций 114 KB
  Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время . Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках созданной в 1992 г. Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях это же касается и отрасли территории территории объекта независимо от формы собственности и сферы деятельности комплекс экономических организационных мероприятий...
21893. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 346.5 KB
  Ветровой нагон подъём уровня воды вызванный воздействием ветра на водную поверхность обычно происходящий в морских руслах крупных рек а также на больших озёрах и водохранилищах. БУРИ УРАГАНЫ И СМЕРЧИ Ураганы бури смерчи метеорологические опасные явления характеризующиеся высокими скоростями ветра. Ураган возникает когда скорость ветра превышает 33 м с 120 км ч обладает большой кинетической энергией: ломает деревья переворачивает автомобили разрушает строения. Погода при этом малооблачная сухая со слабыми ветрами.