54515

Интегрированный урок музыки и литературы в 5-ом классе

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: обучающие: по музыке: продолжить изучение темы Музыка и искусство слова; показать как музыка являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу помогает в тяжелую минуту; через рабочую наглядность слайдфильм раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме; направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе в частности в сказках; по литературе: формировать умение творческого пересказа сказывания народных сказок; совершенствовать навыки сопоставления; развивающие: по музыке:...

Русский

2014-03-16

90.5 KB

7 чел.

Полякова Г. И. учитель музыки ОШ № 93  г. Донецк

Якименко Е. И. учитель русского языка и литературы ОШ № 93  г. Донецк

Интегрированный урок музыки и литературы

в 5-ом классе.

Цели урока: 

обучающие:

по музыке:

  •  продолжить изучение темы «Музыка и искусство слова»;
  •  показать, как музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в тяжелую минуту;
  •  через рабочую наглядность (слайд-фильм) раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме;
  •  направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

по литературе:

  •  формировать умение творческого пересказа, «сказывания» народных сказок;
  •  совершенствовать навыки сопоставления;

развивающие:

по музыке:

  •  развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; умение слышать и выделять главное.
  •  через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

по литературе:

  •  развивать умение учащихся анализировать сказки;
  •  развивать диалогическую речь;

воспитательные: 

  •  воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства;
  •  эстетический вкус, нравственные качества;
  •  интерес к литературе и музыке.

Тип урока: интегрированный

Методы: 

  •  организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    •  объяснительно-иллюстративный
    •  частично-поисковый
    •  репродуктивный
  •  стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
    •  метод эмоциональной драматургии
    •  создание нравственных переживаний
    •  ситуация занимательности
    •  прием сопоставления
    •  сравнение, анализ, обобщение
  •  по источнику информации и характеру деятельности:
    •  словесные
    •  наглядные
    •  практические
  •  по назначению и дидактическим задачам
    •  приобретение знаний
    •  формирование умений и навыков
    •  применение знаний
    •  повторение

Оборудование: Мультимедиапроектор, презентация, CD проигрыватель,                  CD – записи.

                                              Ход урока

 

Звучит музыка «Танец феи Драже» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она?

Я хотела, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она?

Дети: Красивая, таинственная, волшебная.

Учитель музыки: Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой музыки?

Дети: Потому что это произведение родилось благодаря союзу музыки и литературы, а тема наших уроков «Музыка и искусство слова».

Учитель музыки: Совершенно верно. Как  П. И. Чайковский связал в своём балете музыку и сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», так и мы сегодня на нашем необычном уроке ещё раз подтвердим, что музыка и литература – две неразлучные спутницы.

Но прежде давайте вспомним, о чём у нас шёл разговор на прошлых уроках.

Дети: Мы говорили о музыке, которая являлась главной в поэзии и баснях.

О том, что многие стихотворения могли не появиться без музыки, так как

писалась, для того, чтобы их пели.

Учитель музыки: А приходилось ли вам читать такие книги или истории, которые рассказывали бы вам о музыке, описывали бы её звучание, делали её соучастницей своих событий и переживаний, заставляли нас слышать музыку со своих страниц? Можете привести примеры?

Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам восполнить ваши знания и, возможно, вам захочется прочитать такие произведения.

Ещё А. С. Пушкин подчеркнул нерасторжимую связь музыки и литературы. Вспомните, какими словами великий поэт начинает свою поэму «Руслан и Людмила»?

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

А ваш ровесник, мальчик  5-го класса сочинил свою сказку о Музыке и Литературе. Вот послушайте её.

 Жила-была в красивом королевстве одинокая королева, её звали Музыка. У неё было семь слуг: До, Ре, … Слуги-ноты играли красивые мелодии, которые звучали в королевстве с утра до вечера. Все были счастливы. Однажды королева загрустила. Чего-то в её жизни не хватало. Поведали ей слуги-ноты о том, что в соседнем королевстве правит королева Литература.

Послала королева Музыка мелодию-приглашение в королевство Литературы. И королева Литература с радостью его приняла. Они долго беседовали: каждая на своём языке, но им всё было понятно. Вскоре они подружились, и в результате этой дружбы на земле появилось много песен, стихотворений, музыкальных произведений, которые до сих пор живут рядом с нами.

Литература и музыка до сих пор дружат.  И сегодня они пришли к нам в гости.

                                        

Звучат фанфары. Появляются королева Литература и королева Музыка.

Королева Музыка

Я, королева Музыка, друзья,

Меня, надеюсь, вы узнали?

Все эти годы день за днём

Была всегда я вместе с вами.

Чайковский, Глинка, Шуберт, Моцарт

Ваш слух всечасно услаждали,

Я думаю, что в этот день

Меня вы с нетерпеньем ждали!

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встретиться с вами. Я пришла к вам из волшебной страны – эта страна под названием Музыка! В моей стране живёт удивительный народ. Он очень добрый, весёлый а самое главное музыкальный.

Вся Музыка – волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Прекрасная мелодия по всюду в ней слышна,

Без музыки, друзья, и жизнь была б скучна!

Без музыки, без песни нельзя на свете жить,

Мы с музыкой и песней всегда будем дружить!

Ребята, я пришла к вам вместе со своей верной подругой Литературой.

Королева Литература: Я Литература, и на первый взгляд Музыка мне не нужна. Но, если в меня вчитаться, то во  многих моих произведениях вы очень часто можете встретиться с музыкой. Иногда это лишь мимолётное воспоминание, а бывает и так, что музыка является главным действующим лицом повествования.

Словом можно выразить всё. Но иногда, чтобы передать переполняющие душу эмоции, не находишь подходящих слов. Тогда на помощь приходит музыка. Мелодии способны выразить чувства, переживания; тревогу или радость; печаль, восторг иногда лучше. Чем слова. Ведь недаром кто-то из древних сказал: «Если бы человек мог словами выразить все свои чувства и мысли, музыка никогда бы не появилась на земле».

Посмотрите на эти книги, и вы поймёте, что без Музыки я, Литература, потеряла бы очень, очень много.

Мы пришли к вам в гости, а в гости с пустыми руками, как известно, ходить не принято. Мы принесли вам подарки: я – интересные, необычные сказки.

Королева Музыка: А я принесла вам прекрасные музыкальные произведения, песни и волшебные музыкальные инструменты.

Учитель литературы: Давайте мы поблагодарим наших королев за их замечательные подарки и пригласим их остаться на нашем уроке.

На уроках литературы мы изучаем сказки разных народов. Вот и сегодня благодаря сказкам и музыке мы побываем в гостях у некоторых из них, узнаем особенности их народного творчества.

Уметь рассказывать сказки не просто. Раньше в каждом селении были свои сказители, послушать которых собирались все жители селения. Давайте представим, что мы с вами оказались в белорусском селе и послушаем сказку «Музыкант-чародей», а поможет сказителю первый подарок королевы Музыки

(диск со сказкой и скрипка).

Поблагодарим королеву за подарок, а сейчас приготовились слушать сказку. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Слушание в записи сказки «Музыкант-чародей»

Учитель литературы: Вопросы к первой группе:

  •  Понравилась вам сказка?
  •  Какое впечатление оказывало мастерство маленького музыканта на окружающих?
  •  В сказке есть такие строчки: « Что захочет, то с сердцем и сделает», - как это отразилось на заглавии сказки?
  •  Почему паны захотели извести музыканта?
  •  Какой способ для этого изобрели? (сначала договорились с чертями, а потом наслали на него волков).
  •  Почему их замысел провалился? (музыка подействовала на волков, разжалобила их, они даже забыли о голоде, расплакались и ушли в лес).
  •  Так почему музыканта назвали чародеем? Подберите синонимы.

На уроках литературы мы с вами говорили о типах сказок. Давайте вспомним их классификацию.

К какому типу сказок мы отнесём сказку «Музыкант-чародей»?

Музыкант завораживал и поднимал настроение с помощью волшебства? (сказка бытовая)

Учитель музыки:

  •  Назовите героев сказки? А еще?
  •  Почему волки отступили от музыканта?
  •  Почему музыка так подействовала на волков?
  •  Если бы у музыканта  не было, например, денег, волки бы отступили от

         него?

  •  Какова роль музыки в этой сказке?
  •  Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний раз?
  •  Итак, кто же главный герой сказки?

Дети: Музыка - является главным героем этой сказки.   

Учитель музыки: Давайте заполним первую строчку нашей таблицы. Кто готов?

Белорусская народная сказка «Музыкант – чародей»

Музыка – волшебница, спасительница

Наказывала злых, дарила радость людям,

спасла жизнь

Учитель литературы:  Ну а сейчас примите второй подарок от наших королев.

Королевы дарят сказку и домбру.

Учитель литературы: Мы сейчас с вами услышали замечательную сказку «Музыкант-чародей». Но ведь рассказывать сказки мы тоже умеем. Ребята из второй группы получили домашнее задание: прочитать казахскую народную сказку «Мастер Али», и сейчас они нас с ней познакомят. А мы должны выбрать лучшего сказителя, интересно, кто же им будет?

Дети рассказывают сказку по цепочке. Выбор лучшего сказителя

Учитель литературы: Ребята, музыка сейчас не звучала. Но мы смогли её услышать? И помогло нам в этом слово.

Давайте ещё раз послушаем, как звучала домбра, а ваша задача выбрать из текста слова, описывающие, как звучала музыка.

  •  Что же вы услышали? (Стон, плач, шум леса, резкий свист ветра, вой дикого зверя, крик, напоминающий человеческий голос, мольбу о помощи, звериный рёв).
  •  Какое впечатление произвела эта музыка на хана и всех слушателей? (ужас)
  •  Почему? (так ясно рассказала музыка о том, что случилось).

Старый пастух сказал: «Я ничего не рассказал тебе. Я не произнёс ни одного слова…». Откуда же хан узнал правду о сыне? (рассказала музыка)

  •  К какому типу сказок относится эта сказка?

Вернёмся к нашей таблице.

Казахская народная сказка «Мастер Али»

Музыка- рассказчица

Рассказала без слов. Спасла жизнь.

Учитель музыки:  

  •  Как смогла музыка рассказать о том, что произошло?
  •  Что бы стало с героями, если бы не было музыки?
  •  Какую роль в этой сказке играет музыка?
  •  О чём ещё вам рассказала эта сказка?

 Дети: Из этой сказки мы узнали легенду о возникновении казахского народного инструмента – домбры.

Учитель литературы:  А мы с вами из Казахстана вместе со сказкой и музыкой отправляемся в солнечную Грузию. Приглашает в это путешествие нас ещё один подарок от наших королев – грузинская народная сказка «Чонгурист».

Я предлагаю ребятам из третьей группы познакомить нас с этой сказкой. Ведь сказки можно не только рассказывать, но и читать (дети читают сказку по цепочке).

  •  Какие слова указывают на то, что сказка грузинская?
  •  Какой герой русских сказок соответствует грузинскому Гвелвешапи?
  •  К какому типу мы отнесём эту сказку? (волшебная)
  •  Докажите (яблоки бессмертия, чудище с огнедышащей пастью)
  •  Какие художественные средства использует грузинский народ в этой сказке? (гиперболы) найдите их в тексте.

Учитель музыки: 

  •  Как вы понимаете слова Гвелвешапи: «Это яблоко бессмертия, хотя и без того бессмертен человек, способный создавать такие прекрасные песни»?
  •  Какова роль музыки в этой сказке?
  •  Что сотворила музыка, в чём её сила?

Грузинская народная сказка «Чонгурист»

Музыка – помощница, волшебница, спасительница

Помогла, увековечила имя своего создателя

Учитель музыки: А сейчас я хочу познакомить вас с норвежской народной песней «Волшебный смычок». Давайте послушаем первые два куплета.

  •  Как вы думаете, отдаст музыкант свою скрипку?
  •  Почему нет? Ему же дают целый амбар хлеба.
  •  Что  было важно для музыканта?
  •  Какую роль играет музыка в этой песне?
  •  Почему песня называется "Волшебный смычок"?
  •  Какой характер музыкального языка песни?
  •  Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный момент)
  •  Можно назвать песню музыкальной сказкой?

Норвежская народная песня «Волшебный смычок»

Радость, веселье

Сокровище, обогащает душу.

Учитель литературы: Сегодня на уроке прозвучали разные сказки разных народов, но что их объединяло?

Учитель музыки: Что помогало героям сказок дарить радость, побеждать зло, спасало им жизнь?

Могли бы появиться такие сказки, если бы музыки не существовало?

Кто главная героиня этих сказок? ( музыка).

Учитель литературы: Назовите тему сегодняшнего урока. «Музыка в сказке».

Учитель музыки: А сейчас давайте попрощаемся с нашими королевами, им уже пора возвращаться в свои королевства. Но прежде поблагодарим Литературу и Музыку за их замечательные подарки.

Королева Литература:

Могу о дивной музыке стихами рассказать.

Сложить слова, как бусинки на нитку нанизать.

Королева Музыка:

Давай-ка за руки возьмёмся,

В словах и в музыке сольёмся,

И всем расскажем о природе,

О чудесах и погоде.

Сердца забьются в унисон

Пусть никогда не замолкает

Прекрасных звуков стройный хор.

До свиданья до новых встреч.

Домашнее задание. Ребятам предлагается придумать исполнительский план песни     

                                «Волшебный смычок», предусмотрев солистов, отдельные          

                                 группы, хор.

Белорусская народная сказка «Музыкант – чародей»

Музыка - волшебница

Спасла жизнь

Казахская народная сказка «Мастер Али»

Музыка- рассказчица

Рассказала без слов. Спасла жизнь

Грузинская народная сказка «Чонгурист»

Музыка - помощница

Помогла, увековечила имя своего создателя

Норвежская народная песня «Волшебный смычок»

Радость, веселье

Сокровище, обогащает душу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58245. Носовой гласный заднего ряда 117 KB
  Язык слегка оттянут назад, кончик языка опущен вниз у альвеол нижних резцов. Рот широко открыт, губы напряжены. [ɔ̃] сохраняет полную долготу перед согласным в конце ритмической группы, сокращает долготу в неударном положении и теряет долготу в абсолютном исходе...
58247. Военные походы фараонов 45.5 KB
  С какой целью фараон создавал войско Из кого состояло войско Развитие какого ремесла позволило создать хорошо вооруженное войско Войско состояло из пехоты и колесниц. Это позволило создать колесничное войско. Во всех важнейших сражениях он лично командовал войском. О если бы не его величество говорили они да живет он да здравствует да будет благополучен мы никогда бы не разгромили вражеское войско.
58248. Психологічна сумісність 53 KB
  Мета: учні повинні знати: Що таке психологічна сумісність; Значення понять: характер темперамент; Типи темпераменту характеру; Сумісність типів темпераменту характеру.
58249. Табличный процессор Microsoft Excel. Назначение и интерфейс 422.5 KB
  Образовательная цель урока: Изучение и первичное закрепление знаний; Актуализация ведущих знаний ;Ввести понятия табличный процессор и электронная таблица; Сформировать понятия: ячейка строка столбец адрес ячейки диапазон блок ячеек рабочий лист книга.
58250. Исследование процесса работы пользователей с информационной системы учета электропогружного оборудования скважин (ИС «ЭПОС») 3.02 MB
  В результате данной работы было спроектирована, разработана и внедрена подсистема оповещения в ИС «ЭПОС», устраняющая недостатки в работе ИС «ЭПОС». Разработаны и реализованы спецификации требований на внесение изменений в ИС «ЭПОС».
58252. Носовой гласный переднего ряда во французском языке 146.5 KB
  Положение всех органов речи то же, что и при [ε]. Язык должен упираться в нижние резцы, иначе звук будет похож на [α̃]. Нёбная занавеска отходит от стен фаринкса и включает носовой резонатор.