5453

История развития лизинга в России

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

История развития лизинга в России Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях ленд-лиза. Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную те...

Русский

2012-12-10

50 KB

10 чел.

История развития лизинга в России

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений ("Совфрахт", "Совтрансавто").

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство РФ, оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний ("Рослизинг"). Сегодня членами "Рослизинга" являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация "Рослизинг" является членом европейской ассоциации лизинговых компаний "LeasEurope" и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал "Технологии лизинга и инвестиций".

Впоследствии при Международной Финансовой Корпорации была создана группа по развитию лизинга в России, также занимающаяся исследовательской и информационной деятельностью и оказавшая значительное влияние на внесение поправок в федеральный закон "О лизинге " и оптимизацию других законодательных актов.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое постановление №1133 (ноябрь 1995 г.) предусматривало, что лизингополучатель может включать лизинговые платежи в состав затрат.

Второе постановление №752 (июнь 1996 г.) предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности. Однако эти постановления не решали всех проблем.

С момента появления лизинга в России отраслевые показатели выросли не только в отношении числа появившихся лизинговых компаний, но также и в отношении объема заключенных лизинговых сделок. В 1995 г., например, общий объем сделок, заключенных членами "Рослизинга", составил 170 млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США). В 2000 г., по информации "Рослизинга", его члены заключили лизинговые сделки на общую сумму 530 млн долларов США.

Упадок российского финансового сектора, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал значительное влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего, он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования, и многие лизинговые компании приостановили свою деятельность. Кроме того, по нашим оценкам, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 млрд долларов США до чуть более 400 млн долларов США.

В результате кризиса сильно пострадали компании, которые, получив валютные кредиты для финансирования лизинговых сделок, заключали при этом сделки в рублях, принимая тем самым на себя валютный риск.

В большинстве случаев лизинговые компании шли навстречу лизингополучателям, пересматривая графики платежей, предоставляя отсрочки и т.п. Политика лизинговых компаний после кризиса еще раз подтвердила, что лизинг - это гибкий действенный механизм финансирования, учитывающий интересы лизингополучателя.

В посткризисный период продолжали создаваться новые лизинговые компании. За один год, прошедший после кризиса, лицензии на осуществление лизинговой деятельности получили 317 компаний, что могло расцениваться как рост отрасли на 51%. По данным нашего исследования, 80% компаний - крупнейших участников рынка в настоящее время - были зарегистрированы после кризиса (подробнее см. стр. 41)

Рост российской экономики, безусловно, повлиял на сектор лизинговых услуг. Успешно развивались лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, независимые от банков, пострадавших от кризиса, и готовые принимать на себя риски, связанные с лизинговой деятельностью.

Банки по-прежнему неохотно выдавали средне- и долгосрочные кредиты, поэтому лизинговые компании были вынуждены прибегнуть к другим источникам финансирования. Помимо расширения кредитной базы, лизинговые компании также расширяли свою клиентскую базу и спектр оборудования, с которым они работали. Отправной точкой деятельности лизинговых компаний традиционно является автотранспорт, однако по мере того, как у них появляется опыт в оценке риска, они часто переходят к лизингу более сложного производственного оборудования.

Значительная часть лизингового финансирования, предоставляемого независимыми лизинговыми компаниями, предназначена для малых и средних предприятий - части российской экономики, по-прежнему имеющей значительный потенциал для роста. По нашему мнению, это крайне положительная тенденция для российского лизингового сектора.

В начале 2002 г. происходило дальнейшее развитие сектора лизинговых услуг (подробнее см. главу "Состояние российского рынка лизинга", стр. 22). Этому способствовали несколько причин макроэкономического уровня. Продолжился экономический рост, хотя темпы его по сравнению с предыдущим годом снизились. С начала 2002 г. вступила в действие гл. 25 НК РФ, регулирующая порядок взимания налога на прибыль организаций, в которой сохранены все существующие преимущества лизинга. Кроме того, с принятием поправок к Закону "О лизинге ", которые привели Закон в соответствие с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ, значительно уменьшились юридические риски, связанные с заключением лизинговых сделок.

В начале 2002 г. наблюдается поступательный рост объемов банковского кредитования, в связи с чем для лизинговых компаний несколько увеличилась доступность финансирования. Кроме того, за прошедшие после кризиса годы лизинговые компании расширяли возможности финансирования сделок и установили стабильные отношения с поставщиками, что также способствует повышению качества и эффективности лизингового бизнеса. Лизинг, как механизм альтернативного финансирования, может сыграть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач: и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.

Дополнение: Вступительное слово

Перед тем, как приступить к модернизации производства путем закупки нового оборудования, других основных фондов, руководители полиграфических предприятий вынуждены решать главную задачу: где взять на это средства. Сейчас все чаще прибегают к такому способу, как лизинг. Слово «лизинг» заимствовано из английского языка. Оно определяет отношения, берущие начало от аренды. Лизинг - это инвестиционный инструмент, позволяющий предприятию, не привлекая собственные ресурсы, произвести модернизацию основных фондов и получить новое необходимое бору-дование или другие непотребляемые предметы к которым относятся оборудование, транспортные средства, имущественные комплексы и другое движимое и недвижимое имущество, используемое для предпринимательской деятельности. Это способ получения средств на развитие, совмещенный с оптимизацией налогообложения предприятия. Такая форма приобретения имущества на российском рынке начала активно применяться примерно 10 лет назад, когда был принят ФЗ от 29.10.98 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», получивший в последующем уточнения. Развитию лизинга полиграфического оборудования в последние годы способствовало не только заинтересованность типографий в обновлении своего парка машин и интересы лизинговых компаний, но и попытки производителей печатного оборудования увеличить объемы продаж на российском рынке. Чаще всего предметами лизинга являются полиграфические машины новые или со сроком эксплуатации не более 5 лет и новое упаковочное оборудование. Достаточно высокая стоимость современного высокопроизводительного полиграфического оборудования привела к тому, что уровень капиталоемкости этого сегмента рынка стал привлекательным для многих лизинговых компаний. Сейчас в России работает около 1 тыс. лизинговых компаний, но крупных, активно работающих в нише оборудования ценой в несколько миллионов долларов и способных профинансировать поставку, например, ролевого газетного агрегата, насчитывается порядка 2-х десятков. Контракты на поставку печатного оборудования зарубежных производителей на условиях лизинга заключаются с их российскими фирмами-партнерами, которые берут на себя решение всех таможенных вопросов, доставку машин получателю и проведение всего сервисного обслуживания. Обычно сумма лизинговых сделок колеблется от 200 тыс. до 2,5 млн долл. США, что соответствует цене наиболее популярного на российском рынке полиграфического оборудования.

Лизинг, или иными словами финансовая аренда, как инструмент экономической деятельности фактически вошел в практику во второй половине XX века. Однако близкие к лизингу формы простой аренды несколько раньше.

С активным продвижением промышленного переворота по всей территории Европы и Нового Света, наметился бурный рост арендной деятельности 8 аренду активно сдавались железнодорожные подвижные составы, пути, морской транспорт, оборудование для сельского хозяйства. С развитием технологий авторы эксклюзивного оборудования, чтобы удержать право собственности и обезопасить свои авторские права, стали избегать прямых продаж и практиковать передачу в аренду объекта сделки. Однако, вошедшее в практику в начале века антимонопольное законодательство вынудило обладателей патентов продавать оборудование.

Далее с ростом объемов договоров аренды предприятия-производители стали создавать подконтрольные им финансовые организации, ведущие арендную деятельность. Такие компании на первых этапах были узкоспециализированы и нуждались в кредитах поставщиков. По мере своего развития арендные компании теряли специфику и выходили на межотраслевые рынки, становясь финансово-независимыми.

Но по-настоящему начальной точкой лизинговой деятельности можно считать середину 50-х гг., когда в практику вошло использование ускоренной амортизации предмета лизинга в целях оптимизации налогообложения у его балансодержателя. Это новшество позволило арендатору достигать выгоды от ускоренной амортизации, и, соответственно, дало возможность уменьшать стоимость финансовой аренды. При этом по окончании договора и передаче предмета лизинга в собственность лизинго- получателя не происходило дополнительного налогообложения, и оборудование было полностью амортизировано. Введение аппарата ускоренной амортизации дало толчок развитию лизинга и его распространению.

Однако в Россию лизинг пришел достаточно поздно. Законодательство, регулирующее данный финансовый инструмент, стало формироваться только с середины 90-х гг. Именно тогда в стране стали появляться первые лизинговые компании, учрежденные крупными финансовыми и промышленными группами. Постепенно стали расти и финансовые показатели лизинговой деятельности. Если в 1995 г., например, лизинг составил 170 'млрд рублей (42 млн долларов США), в 1996 г. эта цифра выросла до 670 млрд рублей (130 млн долларов США), а в 1997 г. - до 2,8 трлн рублей (500 млн долларов США).

Знаковым в развитии рынка лизинговых услуг стал 2002 г. В этом году вступила в действие глава 25 Налогового кодекса РФ, где регулировался порядок взимания налога на прибыль организаций при сохранении существующих преимуществ лизинга, а также ФЗ «О лизинге», согласно которому лизинговая деятельность перестала быть лицензируемой.

В период с 1997 по 2006 г. совокупный объем лизинговых операций превысил 27 млрд долл., и сейчас наша страна находится уже на 10 месте в мировом рейтинге лизинговых рынков (по данным агентства London Financial Group). Сегодня можно с уверенностью сказать, что лизинг, как механизм альтернативного финансирования, стал играть чрезвычайно важную роль в выполнении стратегических задач - и в переоснащении основных фондов промышленных предприятий, и в развитии малого бизнеса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71242. Все работы выполняются с базой данных «Библиотека» 89.78 KB
  Так как нам необходимо вывести только читателя с кодом 1 то в строку условие отбора необходимо ввести: =1 Результат Чтобы запустить запрос на исполнение удостоверьтесь что вы находитесь на ленте инструментов вы находитесь в разделе Конструктор в группе инструментов...