54540

Сущность марксистского направления развития экономической теории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства

Русский

2014-04-02

18.88 KB

16 чел.

Сущность марксистского направления развития экономической теории.

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства, но также и противоречивость своего развития, всё большее нарастание конфликтов между трудом и капиталом.

Карл Маркс (1818-1883, Германия) - экономист, философ и общественный деятель, в своем мировоззрении опирался на идеи классической политэкономии.

Его работы сформировали в философии - диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Основным и самым известным экономическим трудом Карла Маркса является «Капитал» в 4х томах, работе над которым автор посвятил более 20 лет.

Маркс явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм». Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы. Ключевые положения этой экономической теории: трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости и «Закон понижения нормы прибыли» при капитализме.

Вклад Маркса в экономическую науку заключается в следующем:

  1.  Во-первых, разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.
  2.  Во-вторых, Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.
  3.  В-третьих, Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, в результате чего получилось единое целое - капиталистический способ производства.
  4.  В-четвертых, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций, доказывая неизбежность гибели капиталистической формации и становления новой экономической системы - социализма.

Указывалось, что политико-экономические исследования относительно той или иной страны начинаются с анализа её населения, классов, городов, земельных богатств, внешней торговли, отраслей производства. Правомерными Марксу представлялись следующие разделы политэкономии:

1. Абстрактные определения общего характера.

2. Категории буржуазной экономики (капитал, наёмный труд, земельная собственность, кредит, обращение).

3. Буржуазное общество и государство (не производит, классы, налоги, государственный долг).

4. Интернациональные экономические связи (мировая торговля, вексельный курс).

5. Мировой рынок и кризисы.

Выясняя происхождение денег, Маркс связывал этот процесс с развитием противоречий товаров, представляющего противоречивое единство потребительной стоимости и ценовой стоимости.

Определяя свойства денег, Маркс отмечал их роль как меры товарного обмена, средства обмена, представителя товаров, всеобщего товара.

Целый раздел посвящался анализу денег как материального представителя богатства, помимо их роли как средств обращения. Маркс обстоятельно исследовал, почему благородные металлы стали функционировать в качестве денег. Количество требующихся денег для обращения, Маркс ставил в зависимость от совокупной суммы цен и скорости оборота денег. Были выяснены важнейшие функции денег как средств обращения, как сокровища.

Благодаря Марксу политэкономия обогащалась положениями о постоянном и переменном капитале. Маркс, проанализировав экономическое развитие Германии в 17-19 веках, сделал вывод, что основой развития капиталистического общества является частная собственность на средства производства, которая порождает такую категорию как капитал, наемный труд, прибавочная стоимость и т.д.

Недостаток этого учения в одном из выводов, согласно которому экономика общества должна развиваться только на частной собственности, хотя существует множество других форм собственности.

Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59433. Літературно-мистецьке свято за творчістю І.Франка «Тричі являлася мені любов» 61 KB
  Франко працюючи репетитором у сина сільського священика Михайла Рошкевича знайомиться з його донькою Ольгою. Франко залучає Ольгу до літературної діяльності. Врештірешт Франко прохає Ольгу стати її нареченою.
59434. Cценарій. Барвиста писанка 45.5 KB
  Матеріали: Таблиці та кольорові фотографії писанок Таблиці символіки Кольорові фотографії писанок регіонів України Натуральні писанки Мотивація навчальної діяльності. Діти повинні знати звичаї та обряди українського народу...
59435. Рекомендації щодо проведення свята до Дня Матері 30.5 KB
  З першої миті життя схиляються над нами обличчя матерів. Матері Все життя дивляться вони нам услід бажають добра і щастя. Тож друже мій схилімо голови перед величчю матері перед її світлим образом.
59436. Cценарій: В осінні шати-барви вдяглися ліси й поля 45 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про рідну природу, вчити бачити і розкривати красу навколишнього світу; заохочувати дітей до творчості; розвивати мовлення, мислення дітей; формувати вміння визначати настрій твору...
59437. Сценарій. Тарас Шевченко - провісник долі України 78 KB
  Як досяг чим завоював цю славу найбезправніший солдат Російської імперії найбільшої і найжахливішої вязниці народів яку тільки знала історія СЛОВОМ II ведучий.
59438. Шкільний захід, присвячений О.С. Пушкіну і Н.М. Гончаровій: А душу Твою люблю я ще більше твого лиця... 75.5 KB
  В багатьох художніх творах і літературних працях Наталія Миколаївна зображалась безсердечною пустою легковажною красунею любителькою балів і інших світських розваг. Плакав вітер безсило кидаючись у вікна петербурзької квартири...
59439. Сценарій: Відкрите серце для добра 33.5 KB
  У нас можна допомагати один одному гратись сміятись казати правду фантазувати і творити казати тільки добрі слова дружити. Сьогодні я пропоную пограти в гру Чарівні слова€.
59440. Сценарій свята: Наша мова солов’їна 96 KB
  Поетична грань живе у слові, і слово немислиме без неї, як немислима річка без води. “Рідна мова дорога людині як саме життя” – говорить народна мудрість. Адже без мови не може існувати народ та його культура. Рідне слово порівнюють з хлібом, мову називають солов’їною, дивом калиновим.
59441. Сценарій свята: Україно! Це твої символи 30 KB
  Ознайомити учнів з історією України її символами виховувати в них національну свідомість розуміння своєї причетності до долі України. Карта України Акт проголошення незалежності на плакатах зображення герба України прапора на столі хліб на вишитому рушнику...