54540

Сущность марксистского направления развития экономической теории

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства

Русский

2014-04-02

18.88 KB

16 чел.

Сущность марксистского направления развития экономической теории.

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства, но также и противоречивость своего развития, всё большее нарастание конфликтов между трудом и капиталом.

Карл Маркс (1818-1883, Германия) - экономист, философ и общественный деятель, в своем мировоззрении опирался на идеи классической политэкономии.

Его работы сформировали в философии - диалектический и исторический материализм, в экономике - теорию прибавочной стоимости, в политике - теорию классовой борьбы. Основным и самым известным экономическим трудом Карла Маркса является «Капитал» в 4х томах, работе над которым автор посвятил более 20 лет.

Маркс явился основоположником теоретической концепции, получивший название «марксизм». Марксизм - своеобразный вариант развития классической экономической школы. Ключевые положения этой экономической теории: трудовая теория стоимости, теория прибавочной стоимости и «Закон понижения нормы прибыли» при капитализме.

Вклад Маркса в экономическую науку заключается в следующем:

  1.  Во-первых, разработана и доказана теория прибавочной стоимости, которая четко показывает, как наемный рабочий создает прибавочную стоимость, которую потом получает капиталист, а рабочий не получает, т. е. раскрыт механизм эксплуатации.
  2.  Во-вторых, Маркс открыл двойственный характер труда при капитализме: абстрактный труд (расходование человеческих сил) как труд, производящий стоимость товара, и труд конкретный (труд в конкретной профессиональной форме: металлург, сапожник и т. д.) как труд, производящий потребительную стоимость.
  3.  В-третьих, Маркс анализировал экономические категории последовательно, выводя одну из другой, в результате чего получилось единое целое - капиталистический способ производства.
  4.  В-четвертых, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали теорию развития человеческого общества через смену общественно-экономических формаций, доказывая неизбежность гибели капиталистической формации и становления новой экономической системы - социализма.

Указывалось, что политико-экономические исследования относительно той или иной страны начинаются с анализа её населения, классов, городов, земельных богатств, внешней торговли, отраслей производства. Правомерными Марксу представлялись следующие разделы политэкономии:

1. Абстрактные определения общего характера.

2. Категории буржуазной экономики (капитал, наёмный труд, земельная собственность, кредит, обращение).

3. Буржуазное общество и государство (не производит, классы, налоги, государственный долг).

4. Интернациональные экономические связи (мировая торговля, вексельный курс).

5. Мировой рынок и кризисы.

Выясняя происхождение денег, Маркс связывал этот процесс с развитием противоречий товаров, представляющего противоречивое единство потребительной стоимости и ценовой стоимости.

Определяя свойства денег, Маркс отмечал их роль как меры товарного обмена, средства обмена, представителя товаров, всеобщего товара.

Целый раздел посвящался анализу денег как материального представителя богатства, помимо их роли как средств обращения. Маркс обстоятельно исследовал, почему благородные металлы стали функционировать в качестве денег. Количество требующихся денег для обращения, Маркс ставил в зависимость от совокупной суммы цен и скорости оборота денег. Были выяснены важнейшие функции денег как средств обращения, как сокровища.

Благодаря Марксу политэкономия обогащалась положениями о постоянном и переменном капитале. Маркс, проанализировав экономическое развитие Германии в 17-19 веках, сделал вывод, что основой развития капиталистического общества является частная собственность на средства производства, которая порождает такую категорию как капитал, наемный труд, прибавочная стоимость и т.д.

Недостаток этого учения в одном из выводов, согласно которому экономика общества должна развиваться только на частной собственности, хотя существует множество других форм собственности.

Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и политическую практику конца XIX-XX вв. Идея К. Маркса об усилении обнищания рабочего класса и о гибели капитализма оказалась ошибочной и не подтвердилась исторически. С его именем связана крупнейшая попытка людей построить общество без частной собственности и эксплуатации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59759. Сценарій уроку: Державні символи України 36.5 KB
  Україна то лан пишний І степи і гори І як мені України Щиро не кохати. Вчитель: Діти перед вами прапор України. Тиха музика Вчитель: Діти а що це таке малюнок Герб України Так це герб головний символ нашої держави України.
59760. Виховний захід на тему: Тепло батьківського хліба 69 KB
  Ознайомлювати учнів з минулим нашого народу звичаями нашого краю; прищеплювати учням бережливе ставлення до хліба; виховувати повагу до людей праці. Шановні гості Запрошуємо вас до нашої господпи на хліб та сіль на слово щире та бесіду мудру.
59761. Сценарій виховного заходу Бути українцем (за творчістю Василя Латанського) 88 KB
  ХІД УРОКУ Учитель. У Василя Григоровича щаслива учительська доля: він майстер своєї справи талановитий учитель-словесник відмінник освіти України.
59762. Літературна мандрівка місцями перебування Лесі Українки в Балаклаві 37.5 KB
  Наш край по праву вважають другою колискою таланту Лесі. Крим шанує імя однієї з найосвіченіших жінок світу митця з терновим вінком: імя Лесі носять вулиці бібліотеки кінотеатри; на Кримській землі встановлено стелу з персонажами Лісової пісні...
59763. День Святого Валентина – тематичне заняття в дошкільному закладі (старша група) 57 KB
  Мета: Виховувати любов до рідних, близьких; повагу до оточуючих людей; товариські і дружні почуття. Вчити дітей оцінювати вчинки товаришів. Формувати у дітей уявлення про те, що добра, чуйна людина завжди прийде на допомогу товаришу.
59764. Суспільно-політичне життя УРСР в 1985-1991 роках 40 KB
  Очікувані результати: після цього уроку учні зможуть аналізувати явища суспільнополітичного життя в зазначений період; характеризувати політику гласності лібералізації спроби провести політичні реформи зростання політичної активності населення; співставляти різні точки зору щодо процесів в роки перебудови в Україні та дає їм власну оцінку визначає вплив політичних процесів в роки перебудова на формування причин розпаду СРСР удосконалити навики роботи по створенню âасоціативного кущаâ презентації на задану тему сформувати і...
59766. Сполучені Штати Америки. Загальна характеристика 59.5 KB
  He was a seaman and made many sea voyages. In 1492 the King and the Queen of Spain gave him money to go to India. He decided to sail west as he was sure that our planet was round. And after sailing 4000 miles
59767. США в первой половине ХIХ века. Гражданская война в США 44 KB
  Цели: охарактеризовать особенности социально-экономического развития США раскрыть причины гражданской войны ознакомить учащихся с её ходом определить влияние личности А.Линкольна президентом...