54558

Сон – залог здоровья

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Русский

2014-03-16

90 KB

3 чел.

1.Возрастная категория

-для учащихся 7-10 лет

2.Название урока

Сон – залог здоровья.

3. Фамилия имя отчество автора

Вера Петровна Молчан

4.Полное название организации, в которой работает заявитель

МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района города Новосибирска

5.Адрес, телефон, электронная почта организации

г.Новосибирск улица Гоголя 195 т. 2780005

sch_82_nsk@nios.ru

Номинация: Урок Здоровья.

Слайд№1.                                                       

Тема урока: Сон – залог здоровья.                                                       

Слайд№2.

Цель:

  •  в ходе исследований, опытов и упражнений выявить факторы, способствующие здоровому сну.

Задачи:

  •  расширить представление о сне;
  •  проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека;
  •  сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном;
  •  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, детская игрушечная мебель (стул, кровать, стол, диван, кресло); кефир, яблоко, блины с творогом, чай, бутерброды с колбасой, торт; книги « Гарри Поттер», «Лучшие задачи на смекалку», « Волшебные сказки»; гантели; карточки с надписями: ужасы,  природа, фантастика, сказки;  карточки – описания состояния перед сном и по утрам; тесты. Конторки Базарного. Авторский медиапродукт –презентация из 20 слайдов (среда POWER POINT), офтальмологический тренажер.

Ход занятия.

I Введение в тему.

Учитель:

- На прошлом уроке мы говорили о том, что здоровье человека зависит от многих факторов.

- Кто напомнит о них?

Слайд№3.

(Заслушиваются ответы учащихся)

   

Слайд№4.

Учитель:

- Вам знакома эта музыка?

- Из какой передачи эти герои?

- Кто догадался, какая будет тема сегодня на уроке?

Слайд №5. (Со звуковым сопровождением)

Учитель:

- Как считаете, зачем  люди спят?

- Попробуйте сказать, что такое сон?

Слайд№6.  

Сон – это естественное физиологическое состояние, при котором происходит восстановление сил организма, прежде всего цнс, клеток коры головного мозга.

Учитель:

- И. П. Павлов – русский ученый – физиолог недаром назвал сон выручателем нервной системы.

- Как вы думаете, почему он так назвал сон?

Сон – основа здоровья человека. От того, как люди спят, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни.

- А кто еще нуждается во сне, кроме человека?

Физминутка.

II Опыты и исследования.

1) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Исследования физиологов показали, что животные, лишенные сна, переносят это состояние тяжелее, мучительнее, чем полное голодание. Уже на 2 – 3 день без сна у этих животных развивались резкие нарушения деятельности цнс и других органов. Животные спят по – разному. 

Слайд№7.

Некоторые животные, например, медведи и сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой.

Аисты спят на лету. В полете они дремлют. Утомившийся аист перелетает в центр косяка и закрывает глаза. Слух у него при этом обостряется и, слыша щелканье  чужих крыльев, не теряет при этом направление и высоту. Через 10 минут набирается сил и перелетает в голову или в хвост косяка, уступая место другому.

Многие птицы спят, поджав одну ногу. 

2) Опыт№1.

Учитель:

- Представьте, что вы сейчас ложитесь спать. Выберите из набора мебели то, на чем бы  хотели проспать всю ночь.

(1 -2 учащимся предлагается сделать выбор из предложенной детской мебели)

- Почему выбрали именно это?

- Что является у вас дома местом для сна?

- Считаете ли вы, что место для сна должно быть постоянным?

- Почему?

- Хочу познакомить вас с Иван Иванычем.

Слайд№8.

Я хочу вам рассказать

Об Иван Иваныче,

Ох, и любит он поспать

На Диван Диваныче.

Учитель:

- Удобно ли нашему герою спать? Почему?

- Что забыл сделать Иван Иваныч перед сном?

- Какой должна быть одежда для сна?

- Почему?

Вывод:

Во время сна отдыхает наше тело, поэтому:

  •  Кровать должна быть удобной.
  •  Перед сном необходимо надеть ночную рубашку или пижаму, которые также должны быть удобными, не тесными.

3) Решение проблемной ситуации.

Учитель:

- Представьте, что уже поздний вечер и нужно ложиться спать, но вы чувствуете, что голодны. Как вы поступите?

4) Опыт№2.

Одному - двум детям предлагается выбрать то, что бы они скушали перед сном (стакан кефира, яблоко, 2 блина с творогом и чай, торт и чай, бутерброды с колбасой и чай).

Слайд№9.

Учитель:

- Предлагаю ознакомиться с шуточным стихотворением « Маленькие обжоры ».

( Читает наизусть подготовленный ученик):

Два ребенка перед сном

Увлеклись слегка борщом.

Съела Даша треть кастрюли

Ее братик четверть съел…

Котик Васька помогал,

Он три лапки обглодал!

Так, ребятушки втроем

Легко расправились с борщом.

Спать давно уже пора,

Но не в кровати детвора…

Плачут детки и не спят –

У них животики болят!

Учитель:

- Почему дети не спят?

- А от чего у них болят животы?

5) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Изучив соответствующую литературу, я узнал, что все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Проснувшись утром, вы почувствуете тяжесть в желудке, а ночью вас могут мучить кошмары, так как организм ночью должен отдыхать. В итоге ваш сон окажется неполноценным, что является важным фактором, отрицательно влияющим на здоровье.

Слайд№10. (Читает наизусть подготовленный ученик):

Кто же, кто же перед сном

Увлекается борщом?

На пустой желудок лучше

Спать ложиться!

Но! На всякий случай,

Фруктом подкрепиться

И кефиром перед сном

Всяко лучше, чем борщом!

 Вывод:

  •  Последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться.
  •  Но! Не следует ложиться спать на голодный желудок, ровно, как и на переполненный.

Физминутка и работа на офтальмологическом тренажере.

6) Опыт№3.

Учитель:

- Чем вы занимаетесь перед сном?

- Какую из этих книг вы выберите для чтения перед сном?

   (Предлагается одному ученику: « Гарри Поттер», «Лучшие задачи на смекалку», « Волшебные сказки».)

- Почему выбрал именно эту книгу?

- О чем фильм вы бы посмотрели сегодня перед сном?

(Предлагается одному ученику выбрать 1 из предложенных тем). На доске карточки с надписями: ужасы,  природа, фантастика, сказки.

- Как вы засыпаете после просмотра этих фильмов?

- Как думаете, почему?

Слайд№11.

Возбуждающие фильмы, громкая музыка, споры и скандалы негативно отразятся на качестве сна.

Слайд№11 – вывод:

Все звуки должны быть приглушенными и успокаивающими.

 

7) Опыт№4.

Учитель:

- А вот Вова предложил своему брату Коле перед сном позаниматься с гантелями, покачать пресс.  Давайте и мы займемся этим.

Физминутка.

 (2 ученика выполняют упражнения для пресса и с гантелями).

Учитель:

- Как вы себя чувствуете?

- Что можете сказать об идее Вовы? Почему?

Слайд№12 – вывод:

  •  За 1 – 2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Учитель:

- Послушайте, чем решила заняться героиня стихотворения А. Л. Барто « Придумываю сны».

( Читает наизусть подготовленный ученик):

Темно и тихо за окном,

И люди спать должны.

Сама себе я перед сном

Придумываю сны.

Замолкли в доме голоса,  

Но будут птицы петь,       

Потом приснится мне лиса

И даже сам медведь.

Идет медведь,

Идет, бредет,

Меня он по лесу ведет,

Он мне дает отведать мед,

А я сижу и ем.

Он угощает медвежат,

Они волнуются, дрожат:

А вдруг не хватит всем?

Но тут как начал мой медведь

Звериным голосом реветь!

И наступила сразу тьма,

Ревет сердитый зверь.

Я сон придумала сама,

Но не засну теперь.

Учитель:

- Какую ошибку совершила девочка?

- О чем вы думаете перед сном?

- Сделайте сами вывод.

( Перед сном нужно думать о приятном.)

- Чтобы хорошо спать, нужно не только собраться с хорошими мыслями, но и подготовить уставшее за день  наше тело.

- Как вы думаете, как его можно готовить ко сну?

(Следует принять теплый душ или расслабляющую ванну.)

  8) Решение проблемной ситуации.

Учитель:

- Всегда ли одинаковое у вас состояние перед сном и по утрам?

- Какое из предложенных описаний соответствует вашему состоянию? 

(На партах карточки – описания  в двух вариантах).

1 вариант:

Засыпаю иногда долго.

Просыпаюсь по ночам.

Поднимаюсь без настроения.

Долго лежу в постели, отказываясь встать.

Поднявшись, ничего не хочу делать.

Утром хочу спать.

2 вариант:

Засыпаю незаметно для себя, быстро.

Сон непрерывен.

Легко и без уговоров пробуждаюсь.

Почти всегда или всегда делаю зарядку.

У меня хорошее настроение по утрам.

Быстро включаюсь в дела.

Учитель:

- Рассмотрите утро двух мальчиков. - Слайд№13.

- Какой вариант состояния по утрам подходит Вове, а какой – Коле?

- Как думаете, почему у них такое разное состояние?

9) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Оказывается, с 21 часа наш организм начинает вырабатывать гормон сна – серотонин. Температура тела постепенно снижается на 0,5 градуса. Это самое благоприятное время для отхода ко сну. С 22 до 23 часов организм расслабляется, нервная система отдыхает, и уснуть можно легко. 

Слайд№13 – вывод:

  •  Чтобы утром быть бодрым, жизнерадостным и активным, нужно ложиться и пробуждаться в одно и то же время.
  •  Самое благоприятное время отхода ко сну с 22 до 23 часов.

10) Знакомство с результатами  наблюдений.

(Двое учащихся из полных семей, живущих с бабушками или дедушками, по предварительному заданию учителя, рассказывают о длительности сна членов их семьи.)

Учитель:

- Как думаете, почему у членов одной семьи длительность сна разная?

Ученые считают, что длительность сна зависит от возраста, типа людей и их особенностей.

- Как вы себя чувствуете при недосыпании?

Слайд№14.

Новорожденные спят до 22 часов в сутки.

Дети 2 – 4 лет – до 19 часов в сутки.

Дети 4 – 7 лет – 12 часов в сутки

Дети 7 – 14 лет – 10 часов в сутки.

Дети 12 – 17 лет – около 7 часов в сутки.

Вывод – слайд №14:

  •  У человека, спящего меньше, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов, синяки и мешки под глазами.
  •  Считается, что человек, не спящий хотя бы ночь в неделю, находится в очень высоком риске заболеваемости.
  •  Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. 

7) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Эти люди составляют редкое исключение.

Слайд№15.

К примеру, известный американский изобретатель Томас Алвас Эдисон во время первой мировой войны в 70 летнем возрасте бессменно проработал 168 часов, не выходя из лаборатории. За свою жизнь в одних лишь США он получил около 120 патентов.

Петр 1 спал 5 – 6 часов, но это не отражалось на его работоспособности, настроении и здоровье.

Наполеон Бонапарт спал по 4 – 5 часов. Это не мешало ему жить активной и деятельной жизнью.

Глубина и продолжительность сна зависит от физиологических особенностей организма. Эти люди составляют редкое исключение, но не являются примером для подражания.

 

Слайд№16.

  •  В состоянии сна человек проводит около 1/3 своей жизни. Важно заботиться об этой трети нашей жизни.
  •  Наш организм любит соблюдать внутреннее расписание и страдает от нарушений этого порядка. ( Днем – работа, а ночью – сон.)

 

8) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Если рассмотреть мозг человека в качестве компьютера, постоянно поглощающего, фильтрующего, анализирующего и синтезирующего информацию, то станет ясно, что если его каналы будут забиты информацией, то он взорвется. По одной из теорий,  взорваться мозгу не позволяют сновидения. Именно они являются тем механизмом, с помощью которого наш организм очищается от излишней информации. По другой теории во время сновидений клетки мозга вырабатывают химические вещества для интеллектуальной деятельности, а, следовательно, если  мы не видим сны, то эти вещества не вырабатываются.  

 

Слайд№17. (Чтение подготовленным учеником):

Сон приходит в каждый дом

Год за годом, день за днем.

Спят усталые зверюшки,

Пташки, мушки и лягушки,

Днем заснули совы – сплюшки,

Ночью – зайчики и хрюшки.

Утомивши свои ножки,

Спать легли сороконожки.

А медведи так всю зиму

Спят в берлогах, рот разинув.

А в кроватках, на диване

Спят Танюши, Саши, Вани…

Их уставшие игрушки

Рядом дремлют на подушке.

Нужен сон всему живому

По «Всевышнему» закону.

Сон снимает утомленье,

Поднимает настроенье,

Здоровье, силу всем несет

И сны цветные раздает!

Сон к малышам приходит днем,

Спят и растут детишки в нем

Спать полезно даже днем,

Мы без сна не проживем!

Вывод: Когда мы говорим, думаем, смотрим, чувствуем, то тратим очень много энергии. Мозгу и нервной системе нужно отдохнуть. Сон помогает нам восстановить силы.

III Выводы и обобщения.

 

Учитель:

- Для полноценного здорового сна существуют советы, которые можете найти в «Уголке народной мудрости»: Слайд№18.

  •  Проветривайте перед сном комнату, в которой спите. В ней должно быть не жарко и не холодно.
  •  Перед сном занимайтесь чем – то успокаивающим.
  •  Одежда для сна должна быть удобной. Не надевайте тесной пижамы или рубашки.
  •  Пейте на ночь что – нибудь теплое. Это может быть молоко или ½ стакана воды с 1 чайной ложкой меда.
  •  Не держите большую подушку в своей постели.

 IV Итог урока.

  1.  Ответы на вопросы:

Учитель:

- Для чего нужен сон?

- Как сон влияет на здоровье?

- Как объясните смысл выражения «здоровый сон»?

2.  Слайд№19 - тест.

Коротко напиши совет для здорового сна, соответствующий каждой картинке.

(Тесты на партах у детей. После выполнения – проверка.)

  1.  Вывод:

Учитель:

- Выполняйте рекомендации, способствующие здоровому сну.

- Соблюдайте нормы поведения перед сном.

Слайд№20 (Со звуковым сопровождением)

Приятных сновидений!

Здорового сна!

                                                                


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53247. Викторина «Древняя Греция». 6 класс 62 KB
  Вспомните миф и назовите море. Назовите имя героини. Персефона Назовите сына критского мастера построившего лабиринт. Назовите героя.
53248. Греция в ІІ – первой половине І тыс. до н.э 62 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с гомеровским периодом в истории Греции; рассмотреть произведения Гомера Одиссея Илиада и дать характеристику этим произведениям как литературным памятникам и историческим источникам; показать причины и направления греческой колонизации; формировать умения и навыки работы в группах со словарем и хронологической таблицей; повышать уровень культурного развития учащихся Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут: называть время гомеровского периода и периода греческой колонизации в...
53249. Греко-перські війни 49.5 KB
  А Марафонська битва; Б Битва при Фермопілах; В Сала мінська битва; Г Остаточна перемога греків та її значення; Перший Афінський морський союз. А Марафонська битва; 13 вересня 490 до н. Марафонська битва 20000 персів та 11000 греків під керівництвом Мільтіада → перемога греків → марафонський біг 42 км. Б Битва при Фермопілах; 481 створено військовооборонний союз Спарти та Афін.
53250. Греко-перські війни 2.01 MB
  А Марафонська битва. Б Битва при Фермопілах. В Саламінська битва. А Марафонська битва.
53251. Греко-перські війни 52 KB
  А Марафонська битва; Б битва при Фермопілах; В Саламінська битва; 3. А Марафонська битва. Марафонська битва Б Битва при Фермопілах. битва при Фермопілах.
53252. Музыкальная гостиная: «Гений норвежской музыкальной сказки - Эдвард Григ» 224 KB
  Ключевая компетенция способность личности мобилизовать свои знания умения а также способы выполнения действий необходимых для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. развитие познавательного интереса у младших школьников и эмоционального отклика на шедевры музыкальной классики воспитания у учащихся ценностного отношения к мировой культуре в процессе восприятия и творческой интерпретации произведений мировой классики; обогащения знаний учащихся о музыке как о сфере ориентированной на...
53253. Управління системою громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі 313 KB
  ТЕОРЕТИЧНІ ОСНОВИ УПРАВЛІННЯ СИСТЕМОЮ ГРОМАДЯНСЬКОГО ВИХОВАННЯ В ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ. Сутнісна характеристика системи громадянського виховання. Шляхи реалізації системи громадянського виховання в загальноосвітньому навчальному закладі.
53254. Що означає бути громадянином своєї держави 45.5 KB
  Мета уроку: розкрити зміст понять громадянин громадянство громадянські якості громадянські почуття і почуття; пояснити що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави; висловлювати власне судження про те як людина може бути корисною суспільству; наводити приклади вчинків якими вони зможуть принести користь суспільству. План змісту уроку Що означає бути громадянином своєї держави.Що означає бути громадянином і відчувати приналежність до своєї держави.
53255. Майбутній громадянин України 205 KB
  2010 рік Процес виховання ― це динамічне складне явище яке здійснюється на основі цілеспрямованого і організованого формування особистості громадянина незалежної держави. Мета і завдання виховання визначаються потребами сучасного суспільноекономічного розвитку України. Виховна робота у Червонозаводській загальноосвітній школі ІІІІ ступенів №2 здійснюється відповідно до Програми системи виховання учнівської молоді згідно районної програми виховання учнівської молоді на період до 2012 року. Модель та основні структурні елементи...