54558

Сон – залог здоровья

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Русский

2014-03-16

90 KB

3 чел.

1.Возрастная категория

-для учащихся 7-10 лет

2.Название урока

Сон – залог здоровья.

3. Фамилия имя отчество автора

Вера Петровна Молчан

4.Полное название организации, в которой работает заявитель

МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района города Новосибирска

5.Адрес, телефон, электронная почта организации

г.Новосибирск улица Гоголя 195 т. 2780005

sch_82_nsk@nios.ru

Номинация: Урок Здоровья.

Слайд№1.                                                       

Тема урока: Сон – залог здоровья.                                                       

Слайд№2.

Цель:

  •  в ходе исследований, опытов и упражнений выявить факторы, способствующие здоровому сну.

Задачи:

  •  расширить представление о сне;
  •  проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека;
  •  сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном;
  •  воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, детская игрушечная мебель (стул, кровать, стол, диван, кресло); кефир, яблоко, блины с творогом, чай, бутерброды с колбасой, торт; книги « Гарри Поттер», «Лучшие задачи на смекалку», « Волшебные сказки»; гантели; карточки с надписями: ужасы,  природа, фантастика, сказки;  карточки – описания состояния перед сном и по утрам; тесты. Конторки Базарного. Авторский медиапродукт –презентация из 20 слайдов (среда POWER POINT), офтальмологический тренажер.

Ход занятия.

I Введение в тему.

Учитель:

- На прошлом уроке мы говорили о том, что здоровье человека зависит от многих факторов.

- Кто напомнит о них?

Слайд№3.

(Заслушиваются ответы учащихся)

   

Слайд№4.

Учитель:

- Вам знакома эта музыка?

- Из какой передачи эти герои?

- Кто догадался, какая будет тема сегодня на уроке?

Слайд №5. (Со звуковым сопровождением)

Учитель:

- Как считаете, зачем  люди спят?

- Попробуйте сказать, что такое сон?

Слайд№6.  

Сон – это естественное физиологическое состояние, при котором происходит восстановление сил организма, прежде всего цнс, клеток коры головного мозга.

Учитель:

- И. П. Павлов – русский ученый – физиолог недаром назвал сон выручателем нервной системы.

- Как вы думаете, почему он так назвал сон?

Сон – основа здоровья человека. От того, как люди спят, во многом зависит состояние их здоровья, трудоспособность, защитные и приспособительные возможности организма, заболеваемость и продолжительность жизни.

- А кто еще нуждается во сне, кроме человека?

Физминутка.

II Опыты и исследования.

1) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Исследования физиологов показали, что животные, лишенные сна, переносят это состояние тяжелее, мучительнее, чем полное голодание. Уже на 2 – 3 день без сна у этих животных развивались резкие нарушения деятельности цнс и других органов. Животные спят по – разному. 

Слайд№7.

Некоторые животные, например, медведи и сурки, спят в течение всей зимы. Это называется зимней спячкой.

Аисты спят на лету. В полете они дремлют. Утомившийся аист перелетает в центр косяка и закрывает глаза. Слух у него при этом обостряется и, слыша щелканье  чужих крыльев, не теряет при этом направление и высоту. Через 10 минут набирается сил и перелетает в голову или в хвост косяка, уступая место другому.

Многие птицы спят, поджав одну ногу. 

2) Опыт№1.

Учитель:

- Представьте, что вы сейчас ложитесь спать. Выберите из набора мебели то, на чем бы  хотели проспать всю ночь.

(1 -2 учащимся предлагается сделать выбор из предложенной детской мебели)

- Почему выбрали именно это?

- Что является у вас дома местом для сна?

- Считаете ли вы, что место для сна должно быть постоянным?

- Почему?

- Хочу познакомить вас с Иван Иванычем.

Слайд№8.

Я хочу вам рассказать

Об Иван Иваныче,

Ох, и любит он поспать

На Диван Диваныче.

Учитель:

- Удобно ли нашему герою спать? Почему?

- Что забыл сделать Иван Иваныч перед сном?

- Какой должна быть одежда для сна?

- Почему?

Вывод:

Во время сна отдыхает наше тело, поэтому:

  •  Кровать должна быть удобной.
  •  Перед сном необходимо надеть ночную рубашку или пижаму, которые также должны быть удобными, не тесными.

3) Решение проблемной ситуации.

Учитель:

- Представьте, что уже поздний вечер и нужно ложиться спать, но вы чувствуете, что голодны. Как вы поступите?

4) Опыт№2.

Одному - двум детям предлагается выбрать то, что бы они скушали перед сном (стакан кефира, яблоко, 2 блина с творогом и чай, торт и чай, бутерброды с колбасой и чай).

Слайд№9.

Учитель:

- Предлагаю ознакомиться с шуточным стихотворением « Маленькие обжоры ».

( Читает наизусть подготовленный ученик):

Два ребенка перед сном

Увлеклись слегка борщом.

Съела Даша треть кастрюли

Ее братик четверть съел…

Котик Васька помогал,

Он три лапки обглодал!

Так, ребятушки втроем

Легко расправились с борщом.

Спать давно уже пора,

Но не в кровати детвора…

Плачут детки и не спят –

У них животики болят!

Учитель:

- Почему дети не спят?

- А от чего у них болят животы?

5) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Изучив соответствующую литературу, я узнал, что все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Проснувшись утром, вы почувствуете тяжесть в желудке, а ночью вас могут мучить кошмары, так как организм ночью должен отдыхать. В итоге ваш сон окажется неполноценным, что является важным фактором, отрицательно влияющим на здоровье.

Слайд№10. (Читает наизусть подготовленный ученик):

Кто же, кто же перед сном

Увлекается борщом?

На пустой желудок лучше

Спать ложиться!

Но! На всякий случай,

Фруктом подкрепиться

И кефиром перед сном

Всяко лучше, чем борщом!

 Вывод:

  •  Последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться.
  •  Но! Не следует ложиться спать на голодный желудок, ровно, как и на переполненный.

Физминутка и работа на офтальмологическом тренажере.

6) Опыт№3.

Учитель:

- Чем вы занимаетесь перед сном?

- Какую из этих книг вы выберите для чтения перед сном?

   (Предлагается одному ученику: « Гарри Поттер», «Лучшие задачи на смекалку», « Волшебные сказки».)

- Почему выбрал именно эту книгу?

- О чем фильм вы бы посмотрели сегодня перед сном?

(Предлагается одному ученику выбрать 1 из предложенных тем). На доске карточки с надписями: ужасы,  природа, фантастика, сказки.

- Как вы засыпаете после просмотра этих фильмов?

- Как думаете, почему?

Слайд№11.

Возбуждающие фильмы, громкая музыка, споры и скандалы негативно отразятся на качестве сна.

Слайд№11 – вывод:

Все звуки должны быть приглушенными и успокаивающими.

 

7) Опыт№4.

Учитель:

- А вот Вова предложил своему брату Коле перед сном позаниматься с гантелями, покачать пресс.  Давайте и мы займемся этим.

Физминутка.

 (2 ученика выполняют упражнения для пресса и с гантелями).

Учитель:

- Как вы себя чувствуете?

- Что можете сказать об идее Вовы? Почему?

Слайд№12 – вывод:

  •  За 1 – 2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Учитель:

- Послушайте, чем решила заняться героиня стихотворения А. Л. Барто « Придумываю сны».

( Читает наизусть подготовленный ученик):

Темно и тихо за окном,

И люди спать должны.

Сама себе я перед сном

Придумываю сны.

Замолкли в доме голоса,  

Но будут птицы петь,       

Потом приснится мне лиса

И даже сам медведь.

Идет медведь,

Идет, бредет,

Меня он по лесу ведет,

Он мне дает отведать мед,

А я сижу и ем.

Он угощает медвежат,

Они волнуются, дрожат:

А вдруг не хватит всем?

Но тут как начал мой медведь

Звериным голосом реветь!

И наступила сразу тьма,

Ревет сердитый зверь.

Я сон придумала сама,

Но не засну теперь.

Учитель:

- Какую ошибку совершила девочка?

- О чем вы думаете перед сном?

- Сделайте сами вывод.

( Перед сном нужно думать о приятном.)

- Чтобы хорошо спать, нужно не только собраться с хорошими мыслями, но и подготовить уставшее за день  наше тело.

- Как вы думаете, как его можно готовить ко сну?

(Следует принять теплый душ или расслабляющую ванну.)

  8) Решение проблемной ситуации.

Учитель:

- Всегда ли одинаковое у вас состояние перед сном и по утрам?

- Какое из предложенных описаний соответствует вашему состоянию? 

(На партах карточки – описания  в двух вариантах).

1 вариант:

Засыпаю иногда долго.

Просыпаюсь по ночам.

Поднимаюсь без настроения.

Долго лежу в постели, отказываясь встать.

Поднявшись, ничего не хочу делать.

Утром хочу спать.

2 вариант:

Засыпаю незаметно для себя, быстро.

Сон непрерывен.

Легко и без уговоров пробуждаюсь.

Почти всегда или всегда делаю зарядку.

У меня хорошее настроение по утрам.

Быстро включаюсь в дела.

Учитель:

- Рассмотрите утро двух мальчиков. - Слайд№13.

- Какой вариант состояния по утрам подходит Вове, а какой – Коле?

- Как думаете, почему у них такое разное состояние?

9) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Оказывается, с 21 часа наш организм начинает вырабатывать гормон сна – серотонин. Температура тела постепенно снижается на 0,5 градуса. Это самое благоприятное время для отхода ко сну. С 22 до 23 часов организм расслабляется, нервная система отдыхает, и уснуть можно легко. 

Слайд№13 – вывод:

  •  Чтобы утром быть бодрым, жизнерадостным и активным, нужно ложиться и пробуждаться в одно и то же время.
  •  Самое благоприятное время отхода ко сну с 22 до 23 часов.

10) Знакомство с результатами  наблюдений.

(Двое учащихся из полных семей, живущих с бабушками или дедушками, по предварительному заданию учителя, рассказывают о длительности сна членов их семьи.)

Учитель:

- Как думаете, почему у членов одной семьи длительность сна разная?

Ученые считают, что длительность сна зависит от возраста, типа людей и их особенностей.

- Как вы себя чувствуете при недосыпании?

Слайд№14.

Новорожденные спят до 22 часов в сутки.

Дети 2 – 4 лет – до 19 часов в сутки.

Дети 4 – 7 лет – 12 часов в сутки

Дети 7 – 14 лет – 10 часов в сутки.

Дети 12 – 17 лет – около 7 часов в сутки.

Вывод – слайд №14:

  •  У человека, спящего меньше, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов, синяки и мешки под глазами.
  •  Считается, что человек, не спящий хотя бы ночь в неделю, находится в очень высоком риске заболеваемости.
  •  Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. 

7) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Эти люди составляют редкое исключение.

Слайд№15.

К примеру, известный американский изобретатель Томас Алвас Эдисон во время первой мировой войны в 70 летнем возрасте бессменно проработал 168 часов, не выходя из лаборатории. За свою жизнь в одних лишь США он получил около 120 патентов.

Петр 1 спал 5 – 6 часов, но это не отражалось на его работоспособности, настроении и здоровье.

Наполеон Бонапарт спал по 4 – 5 часов. Это не мешало ему жить активной и деятельной жизнью.

Глубина и продолжительность сна зависит от физиологических особенностей организма. Эти люди составляют редкое исключение, но не являются примером для подражания.

 

Слайд№16.

  •  В состоянии сна человек проводит около 1/3 своей жизни. Важно заботиться об этой трети нашей жизни.
  •  Наш организм любит соблюдать внутреннее расписание и страдает от нарушений этого порядка. ( Днем – работа, а ночью – сон.)

 

8) Исследование. (Сообщение подготовленного ученика):

Если рассмотреть мозг человека в качестве компьютера, постоянно поглощающего, фильтрующего, анализирующего и синтезирующего информацию, то станет ясно, что если его каналы будут забиты информацией, то он взорвется. По одной из теорий,  взорваться мозгу не позволяют сновидения. Именно они являются тем механизмом, с помощью которого наш организм очищается от излишней информации. По другой теории во время сновидений клетки мозга вырабатывают химические вещества для интеллектуальной деятельности, а, следовательно, если  мы не видим сны, то эти вещества не вырабатываются.  

 

Слайд№17. (Чтение подготовленным учеником):

Сон приходит в каждый дом

Год за годом, день за днем.

Спят усталые зверюшки,

Пташки, мушки и лягушки,

Днем заснули совы – сплюшки,

Ночью – зайчики и хрюшки.

Утомивши свои ножки,

Спать легли сороконожки.

А медведи так всю зиму

Спят в берлогах, рот разинув.

А в кроватках, на диване

Спят Танюши, Саши, Вани…

Их уставшие игрушки

Рядом дремлют на подушке.

Нужен сон всему живому

По «Всевышнему» закону.

Сон снимает утомленье,

Поднимает настроенье,

Здоровье, силу всем несет

И сны цветные раздает!

Сон к малышам приходит днем,

Спят и растут детишки в нем

Спать полезно даже днем,

Мы без сна не проживем!

Вывод: Когда мы говорим, думаем, смотрим, чувствуем, то тратим очень много энергии. Мозгу и нервной системе нужно отдохнуть. Сон помогает нам восстановить силы.

III Выводы и обобщения.

 

Учитель:

- Для полноценного здорового сна существуют советы, которые можете найти в «Уголке народной мудрости»: Слайд№18.

  •  Проветривайте перед сном комнату, в которой спите. В ней должно быть не жарко и не холодно.
  •  Перед сном занимайтесь чем – то успокаивающим.
  •  Одежда для сна должна быть удобной. Не надевайте тесной пижамы или рубашки.
  •  Пейте на ночь что – нибудь теплое. Это может быть молоко или ½ стакана воды с 1 чайной ложкой меда.
  •  Не держите большую подушку в своей постели.

 IV Итог урока.

  1.  Ответы на вопросы:

Учитель:

- Для чего нужен сон?

- Как сон влияет на здоровье?

- Как объясните смысл выражения «здоровый сон»?

2.  Слайд№19 - тест.

Коротко напиши совет для здорового сна, соответствующий каждой картинке.

(Тесты на партах у детей. После выполнения – проверка.)

  1.  Вывод:

Учитель:

- Выполняйте рекомендации, способствующие здоровому сну.

- Соблюдайте нормы поведения перед сном.

Слайд№20 (Со звуковым сопровождением)

Приятных сновидений!

Здорового сна!

                                                                


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42930. Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах 1.87 MB
  Расчет двухкаскадного резистивного усилителя на биполярных транзисторах пояснительная записка к курсовой работе по электронике Студент гр.130601 Аннотация Данная пояснительная записка написана к курсовой работе по дисциплине Электроника для варианта 03 и содержит в себе результаты расчета резистивного усилителя на биполярных транзисторах. В качестве анализируемого усилителя выступает двухкаскадный усилитель на кремниевых биполярных транзисторах основные параметры которого рассчитываются в одной из...
42931. Анализ организационно-правовых форм предприятий и их особенностей 69.31 KB
  Центральным звеном рыночной экономики в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц выбора вариантов решения проблем альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия направленных на достижение желаемых конечных результатов системы целей являются хозяйствующие субъекты организации предприятия домашние хозяйства...
42933. Проектирование технологического процесса изготовления Шкафа для белья 172.73 KB
  На многопильных форматно-раскроечных станках моделей ЦТМФ осуществляется раскрой плит по картам со сквозными продольными и поперечными пропилами. Для использования однопильного станка достаточно, чтобы на карте раскроя полноформатной плиты или любого раскраиваемого отрезка плиты был хотя бы один сквозной пропил при условии, что осуществление данного пропила возможно по технической характеристике данной модели станка.
42934. Расчет оборудования для вакуум-кристаллизации галургического хлорида калия на БКПРУ-1 1 MB
  Количество испаренной воды в каждой ступени рассчитываем по уравнению теплового баланса где Gnколичество щелока поступающего в nую ступень ВКУ кг ч; Сщел теплоемкость щелока кДж кгС; tн tк перепад температур в nой ступени ВКУ С; rn удельная теплота парообразования на nой ступени ВКУ кДж кг. Сводная таблица материального баланса Состав Приход кг ч Расход кг ч KCl раствор 8455216 3578556 KCl твердый 487666 NCl раствор 7241179 7241179 NCl твердый HO раствор 27354605 24168545 HO испаренная ...
42935. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ АЛЛЕРГОЗАХ 403.51 KB
  Цель исследования: изучение сестринского процесса при аллергозах проведение сестринского обследования выявление настоящих и потенциальных социальных и психоэмоциональных проблем пациента и его семьи определение цели планирование и реализация сестринского процесса. В соответствии с намеченной целью и задачами необходимо использовать следующие методы исследования: научнотеоретический анализ медицинской литературы по данной теме; эмпирический наблюдение дополнительные методы исследования: организационный...
42936. Октановое число, его определение, пути повышения 138.67 KB
  Для лучшего из известных в то время бензинов изооктана 224триметилпентана который детонирует только при высоких степенях сжатия было принято октановое число 100 а для нгептана особенно склонного к детонации октановое число 0. Циклопарафины менее склонны к детонации чем нормальные парафины а ароматические углеводороды отличаются особенно высоким октановым числом. Интенсивность детонации испытуемоготоплива достигается изменением степени сжатия. Октановое число равное 100и ниже обозначает объемную долю изооктана в смеси с...
42937. Религия и повседневность: построение концептуальной схемы исследования 76.83 KB
  Религия в каждой стране и в разные эпохи, жизни человечества, развивалась и влияла по-разному на жизнь людей, где то ей подчинялись все, где-то ее изгоняли из рамок общества, теперь же еще религия может не оказывать никакого влияния на жизнь отдельно взятого индивида. Все эти события расценивались учеными по своему, поскольку каждый предлагал свое виденье происходящего, каждый старался изучить и объяснить данное явление.
42938. Проектирование цифрового фильтра 1.85 MB
  Влияние эффектов квантования на характеристики реального фильтра. Аппаратная реализация полосового фильтра. ЭКГанализ выполняется в четыре этапа: ввод ЭКГ; фильтрация ЭКГ устранение шумов; распознавание характерных элементов ЭКГ и измерение соответствующих параметров; интерпретация и классификация ЭКГ.