54568

Строение вещества. Молекулы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества; выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений; формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы. Еще две с половиной тысячи лет назад обдумывая вопрос о строении вещества греческий философ Демокрит выдвинул гипотезугипотезой называют любое...

Русский

2014-03-16

45.5 KB

4 чел.

Нестандартный урок физики в 7-м классе по теме

"Строение вещества. Молекулы"

ЦЕЛИ:

Организовать мыслительную деятельность учащихся методом индукции, в рамках групповых форм работы, через освоение роли теоретиков, экспериментаторов, лаборантов.

Вывести учащихся через самостоятельную форму работы на творческий уровень знаний.

Задачи урока:

дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества;

выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания;

подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира;

продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений;

формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

Сегодня на уроке перед нами стоит трудная задача. На первом нашем занятии мы ввели понятие “вещество”. Еще две с половиной тысячи лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу(гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты). Нам с вами предстоит сегодня проделать тот же путь: ОТ ОПЫТНЫХ ФАКТОВ ЧЕРЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЕ.

Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.

Чтобы начать с опытов, нам понадобится 5 рабочих групп. В каждой надо выбрать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников.

Вы будете выполнять задания в группах. Задания получают руководители групп, оборудование лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные им помогают. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления экспериментаторов и теоретиков. На научной конференции экспериментатор расскажет нам как проводились опыты, что наблюдалось, теоретик предложит объяснение.

2. Групповая работа.

Карточка № 1.

Приборы и материалы:

Мел, пузырек с кристаллами марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы

1.Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

2.Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.

Ответьте на вопросы:

– сохранилось ли основное свойство вещества – цвет?

– можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?

вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о размерах мельчайших частиц вещества?

Карточка № 2.

Приборы и материалы:

Пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.

Ход работы

1.Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив её широким концом в миску водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите её руками. Наблюдайте что произойдет.

2.Попросите учителя зажечь бумажку и поместить её в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите её в воду. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление.

Карточка № 3.

Приборы и материалы:

Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы

1.Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.

2.Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта. Обсудите результат опыта.

Карточка № 4.

Приборы и материалы:

Дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями, монета, пинцет.

Ход работы

1.Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

2.Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около одной минуты в пламени спиртовки. Проходит ли теперь монета между гвоздями?

Объясните результат.

Карточка № 5.

Приборы и материалы:

Пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.

Ход работы

1.Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?

2.Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать в нем как можно сильнее воздух. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газа.

- ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить её, попытаться объяснить с её помощью различные факты. Давайте решим несколько задач.

Например:

Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике. Кто то украл золото! Или это чудо, знамение? Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло.

Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жаренной картошки…Как это могло произойти согласно гипотезы Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?

Домашнее задание:

Параграф 6, 7 (составить план ответа), упр. 2.

ИТОГ:

А теперь послушайте отрывок из сочинения римского поэта и философа Лукреция Кара, изложившего в своей поэме “О природе вещей” взгляды древнегреческих философов Демокрита и Эпикура на строение вещества. Подчеркнем, что именно эти наблюдения привели ученых Древней Греции к гениальной научной догадке о строении вещества.

...Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит,
Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,
Мощные валит стволы, неприступные горные выси,
Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры — тела, но только незримые нами...
...Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
 
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
 
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце
 
Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;
 
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
 
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенную камнями, видим
Стертой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,
Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.

Не доказывает ли это сочинение, как красива наука физика? Не доказывает ли наша с вами работа сегодня как она интересна и как много мы сами можем сделать, пользуясь методами физики, имя которым: опыт, размышления, гипотеза, практика?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44410. Разработка мероприятий по безопасности жизнедеятельности при строительстве и эксплуатации производственного объекта 374.5 KB
  Подсчитываем усилие действующее на полиспаст: кгс 1.1где масса поднимаемого груза кг; масса захватного устройства траверса кг; кгс. Определяем усилие действующее на верхний неподвижный блок полиспаста по формуле: кгс...
44411. Соосный редуктор 2.38 MB
  1 Кинематический и силовой расчёт привода Кинематический расчёт привода состоит из выбора электродвигателя установления общего передаточного числа привода распределения этого числа между редуктором и другой какойлибо передачей входящей в привод разбивка передаточного числа редуктора по ступеням определения крутящих моментов и частот вращения на валах. Затем определяем необходимую частоту вращения приводного вала 1.1 Передача Твёрдость Быстроходная в соосных редукторах НВ до 350 10 Тихоходная и промежуточная во всех редукторах НВ до...
44412. Водоснабжение, канализация и санитарно-техническое оборудование продуктового магазина 317.5 KB
  Расчет холодного водопровода Определяем вероятность действия сантех приборов. Вероятность действия для участков 2ВВ определяем как общий через Вероятность действия для участка...
44414. Разработка производственного процесса лесопильного цеха на базе вертикальных однопильных ленточнопильных станков 1011 KB
  Величина пифагорической зоны определяется по формуле: 1 где d диаметр бревна в вершине мм; диаметр бревна в комле мм. Величина пифагорической зоны для полупостава определяется по формуле: 2 Параболической зона зона бревна из которой выпиливаемые доски укорачиваются по длине эта зона находится за пифагорической зоной. Предельный охват бревна поставом определяется по формуле: 3 где С сбег бревна см м; минимальная длина доски м; минимальная...
44415. Разработка конструкцию многоступенчатого мотор-редуктора с цилиндрическими зубчатыми колёсами 342.5 KB
  Целью курсового проекта является разработать конструкцию многоступенчатого моторредуктора с цилиндрическими зубчатыми колёсами в соответствии с предложенными техническими требованиями и кинематической схемой. Расчет кинематических параметров многоступенчатого редуктора. Метод разбивки передаточного общего отношения редуктора по ступеням.910 Расчет конструктивных параметров многоступенчатого редуктора Расчет крутящих моментов на валах...
44416. Разработка специального ПО системы нештатных ситуаций тренажера «ФГБ» средствами тренажерной распределенной исполнительной оболочки (ТРИО) 1.26 MB
  Тренажер CМ представляет собой комплекс вычислительной и телевизионной техники в значительной мере чувствительной к колебаниям и провалам сетевого напряжения, уровням кратковременных и длительных помех, перерывам в электропитании. СЭП предназначена для преобразования и распределения электрической энергии к токоприемникам...
44417. Расчет и конструированию электрических машин 1.22 MB
  Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора Расчет ротора Расчет магнитной цепи Определение параметров для номинального режима Расчет потерь и КПД Расчет рабочих характеристик Расчет пусковых характеристик Тепловой и вентиляционный расчеты