54568

Строение вещества. Молекулы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи урока: дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества; выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания; подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира; продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений; формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы. Еще две с половиной тысячи лет назад обдумывая вопрос о строении вещества греческий философ Демокрит выдвинул гипотезугипотезой называют любое...

Русский

2014-03-16

45.5 KB

4 чел.

Нестандартный урок физики в 7-м классе по теме

"Строение вещества. Молекулы"

ЦЕЛИ:

Организовать мыслительную деятельность учащихся методом индукции, в рамках групповых форм работы, через освоение роли теоретиков, экспериментаторов, лаборантов.

Вывести учащихся через самостоятельную форму работы на творческий уровень знаний.

Задачи урока:

дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества;

выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания;

подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира;

продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений;

формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.

Сегодня на уроке перед нами стоит трудная задача. На первом нашем занятии мы ввели понятие “вещество”. Еще две с половиной тысячи лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу(гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты). Нам с вами предстоит сегодня проделать тот же путь: ОТ ОПЫТНЫХ ФАКТОВ ЧЕРЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЕ.

Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.

Чтобы начать с опытов, нам понадобится 5 рабочих групп. В каждой надо выбрать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников.

Вы будете выполнять задания в группах. Задания получают руководители групп, оборудование лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные им помогают. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления экспериментаторов и теоретиков. На научной конференции экспериментатор расскажет нам как проводились опыты, что наблюдалось, теоретик предложит объяснение.

2. Групповая работа.

Карточка № 1.

Приборы и материалы:

Мел, пузырек с кристаллами марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.

Ход работы

1.Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?

2.Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.

Ответьте на вопросы:

– сохранилось ли основное свойство вещества – цвет?

– можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?

вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о размерах мельчайших частиц вещества?

Карточка № 2.

Приборы и материалы:

Пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.

Ход работы

1.Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив её широким концом в миску водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите её руками. Наблюдайте что произойдет.

2.Попросите учителя зажечь бумажку и поместить её в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите её в воду. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление.

Карточка № 3.

Приборы и материалы:

Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.

Ход работы

1.Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.

2.Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта. Обсудите результат опыта.

Карточка № 4.

Приборы и материалы:

Дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями, монета, пинцет.

Ход работы

1.Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.

2.Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около одной минуты в пламени спиртовки. Проходит ли теперь монета между гвоздями?

Объясните результат.

Карточка № 5.

Приборы и материалы:

Пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.

Ход работы

1.Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?

2.Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать в нем как можно сильнее воздух. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газа.

- ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить её, попытаться объяснить с её помощью различные факты. Давайте решим несколько задач.

Например:

Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике. Кто то украл золото! Или это чудо, знамение? Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло.

Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?

Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жаренной картошки…Как это могло произойти согласно гипотезы Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?

Домашнее задание:

Параграф 6, 7 (составить план ответа), упр. 2.

ИТОГ:

А теперь послушайте отрывок из сочинения римского поэта и философа Лукреция Кара, изложившего в своей поэме “О природе вещей” взгляды древнегреческих философов Демокрита и Эпикура на строение вещества. Подчеркнем, что именно эти наблюдения привели ученых Древней Греции к гениальной научной догадке о строении вещества.

...Выслушай то, что скажу, и ты сам, несомненно, признаешь,
Что существуют тела, которых мы видеть не можем.
Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит,
Или же, мчась по полям, стремительным кружится вихрем,
Мощные валит стволы, неприступные горные выси,
Лес низвергая, трясет порывисто: так, налетая,
Ветер, беснуясь, ревет и проносится с рокотом грозным.
Стало быть, ветры — тела, но только незримые нами...
...Далее, запахи мы обоняем различного рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
Также палящей жары или холода нам не приметить
Зреньем своим никогда, да и звук увидать невозможно.
Но это все обладает, однако, телесной природой,
Если способно оно приводить наши чувства в движенье:
Ведь осязать, как и быть осязаемым, тело лишь может.
И, наконец, на морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
 
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
 
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Так и кольцо изнутри, что долгое время на пальце
 
Носится, из году в год становится тоньше и тоньше;
 
Капля за каплей долбит, упадая, скалу; искривленный
 
Плуга железный сошник незаметно стирается в почве;
И мостовую дорог, мощенную камнями, видим
Стертой ногами толпы; и правые руки у статуй
Бронзовых возле ворот городских постепенно худеют
От припадания к ним проходящего мимо народа.
Нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,
Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,
Нашим глазам усмотреть запретила природа ревниво.

Не доказывает ли это сочинение, как красива наука физика? Не доказывает ли наша с вами работа сегодня как она интересна и как много мы сами можем сделать, пользуясь методами физики, имя которым: опыт, размышления, гипотеза, практика?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36421. Символьные вычисления в MatLab 357.5 KB
  Исследование скорости роста символьной функции описывающей некоторые параметры модели объекта анимированная визуализация полученной характеристики. здесь f1 имя функции х имя переменной вводится как строка в апострофах по которой производится дифференцирование n порядок производной. здесь f1_new имя функции х имя переменной вводится как строка по которой производится интегрирование. Здесь f1 имя функции переменной n порядок остаточного члена x имя переменной вводится как строка в апострофах по...
36422. Математические модели геометрического проектирования 312.5 KB
  Для автоматизации процесса построения Rфункции плоского геометрического объекта в виде точечного множества с шагом h можно предложить следующий алгоритм точки принадлежащие объекту отобразить в виде красных точек: А. Тогда по свойству Rфункции имеем Значит в точке с координатами xy рисуем красную точку если Pxy=0. Пример построения поверхности 0уровня Ффункции двух прямоугольников нахождение геометрического места точек касания объектов S1 и S2 1. Тогда поверхность 0уровня Ффункции двух прямоугольников задается четырьмя...
36423. Компьютерное моделирование процессов финансового рынка 292.5 KB
  При нажатии на кнопку Запрос Request вы получите котировки для совершения сделки: Кнопки Купить Buy и Продать Sell стали активными. По правой котировке можно купить Buy а по левой котировке продать Sell. Если в течение этого промежутка времени не было принято решение о сделки то кнопки Купить Buy и Продать Sell снова станут неактивными. Это говорит о том что вы или пытаетесь выставить ордер слишком близко к текущей цене ближе чем величина спрэда по данному инструменту либо неверно выбрали тип ордера Buy Limit Buy Stop...
36424. Компьютерное моделирование физических процессов 161.5 KB
  При этом судьба каждой частицы разыгрывается с помощью случайного выбора а полученные для множества частиц результаты подвергаются статистической обработке. Метод применяется например при проектировании ядерных реакторов детекторов частиц на ускорителях и обработке получаемых результатов а также во многих других случаях скажем при исследовании распространения мутаций в среде живых организмов. Мы будем изучать естественно очень простой вариант задачи прохождение пучка тяжелых частиц через слой газа состоящего из легких...
36425. Имитационное моделирование систем в MatLab Simulink 180.5 KB
  Пример разработки имитационной модели. Построение словарной модели описательная дескриптивная вербальная модель. Сумма налоговых поступлений от предприятий за моделируемый период накапливается на бюджетных счетах и представляется интегралом: где BDt – сумма поступивших в бюджет средств от начала моделирования к моменту t руб.
36426. Программирование в MatLab 140.5 KB
  Листинг 1 содержит файлпрограмму для вывода графиков функции на отрезке [22] для значений параметра . Например для вычисления суммы при различных значениях x потребуется файлфункция текст которой приведен на листинге 2. Файлфункция для вычисления суммы function s=sum10x s=0; for k=1:10 s=sx. Файлфункция negsum см.
36427. Работа с матрицами в Matlab 227.5 KB
  Например матрицу можно ввести следующим образом: набрать в командной строке разделяя элементы строки матрицы пробелами: =[0. Элементы каждой следующей строки матрицы набираются через пробел а ввод строки завершается нажатием на Enter . Другой способ ввода матрицы основан на том что матрицу можно рассматривать как векторстолбец каждый элемент которого является строкой матрицы.
36428. Работа со строками и текстовыми файлами в MatLab 242.5 KB
  Строки записываются в текстовый файл при помощи функции fprintf ее первым входным аргументом является идентификатор файла а вторым добавляемая строка. Если поместить его в конец добавляемой строки то следующая команда fprintf будет осуществлять вывод в файл с новой строки а если n находится в начале то текущая команда fprintf выведет текст с новой строки.txt''wt'; fprintff'текст '; fprintff'еще текст n'; fprintff'а этот текст с новой строки'; fclosef; Листинг 5.3 текст еще текст а этот текст с новой строки Аналогичного...
36429. Австралия и Океания 35.5 KB
  Австралия расположенная в тропиках и субтропиках за исключением о. В некоторых из них часто проходят фестивали и спортивные соревнования поэтому Австралия район и фестивального туризма. Юговосточная Австралия которая протянулась вдоль одного из морей Тихого Океана Тасманова моря. Восточная Австралия район тоже примыкающий к морям Тихого океана Тасманову и Коралловому.