54569

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Песня – танец – Если нравится тебе – разучивание. И разучим новую песню Если б не было школ разучивается песня Ну а теперь поехали дальше. Познакомились с народной песней – игрой Бояре 4 УРОК ЛОТО – КОНЦЕРТ В 1 КЛАССЕ ТЕМА УРОКА – ПЕСНЯ ЗАДАЧИ УРОКА ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА. Что такое песня Из самого слова видно – Песня – то что поют.

Русский

2014-04-02

52.5 KB

28 чел.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ МУЗЫКИ В 1 КЛАССЕ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

УРОК 1. УРОК – ИГРА В 1 КЛАССЕ ( ВВОДНЫЙ УРОК)

ТЕМА УРОКА – ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ.

ЗАДАЧИ УРОКА – ВВЕСТИ В КУРС ПРЕДМЕТА МУЗЫКИ.

ЦЕЛИ УРОКА – ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГОВКУСА, КАК ЧАСТЬ ОБЩЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ.

Дети входят под музыку марша. Музыкальное приветствие на русском и татарском языка  / Здравствуйте ребята – здравствуйте ( ответ). Исямесес  балалар – Исямесес ( ответ). ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ. СОЛЬ. МИ,  ДО.

Знакомство с требованиями, предъявляемые на уроках музыки /Чтобы получить оценку – 5, нужно, как игрокам набрать пять очков.1 балл – эстетический (все, что не красиво не делать).2 – умение слушать учителя и одноклассников.3 – умение слушать музыку. 4 – умение петь, начиная с певческой посадки.5 – хоть раз ответить  на вопрос по руке. Принимаете мои требования? Ну,  а теперь будем знакомиться. Знакомство будет проходить в игровой форме. Нужно назвать свое имя и  прохлопать  в ладоши столько раз, сколько слогов в имени. Например,  Люд – ми – ла,  3 слога – три хлопка. Потом усложняем задачу, применив фантазию и творчество. Хлопки должны быть на каждый слог разные – щелчки пальцами, хлопки ладошами, шлепки по коленям, плечам и другим частям тела и протопать ногами. После знакомства рассаживаемся в алфавитном порядке – мальчик, девочка и т.д.

Игра – Угадай мелодию. Угадываем знакомые мелодии из популярных мультфильмов и исполняем по 1 куплету. ( Чунга – Чанга,  Голубой вагон, Антошка, Белые кораблики, Песенка крокодила Гены и Чебурашки,  песенка Львенка и Черепахи.

Песня – танец – Если нравится тебе – разучивание.

Если нравится тебе, то делай так ( щелк, щелк пальцами ) / 2 раза/

Если нравится тебе, то и другим ты покажи

Если нравится тебе , то делай так ( щелк, щелк пальцами)

2 куплет – хлоп, хлоп ладошами

3 куплет – шлеп, шлеп по коленям.

4 куплет – та, та по ягодицам

5куплет – топ, топ ногами

6 куплет – все подряд повторить,  не путая движений.

Разучивание песенки – Чему учат в школе – 2 куплета.

Итог урока – Мы сегодня познакомились, угадывали и исполняли знакомые мелодии из мультфильмов. Разучили танец – песню и песню о школе. Дома все повторите и до новых встреч. Вы все сегодня замечательно пели, танцевали, угадывали мелодии. Вы сегодня как игроки набрали все 5 баллов.

                        2 УРОК   КВН   В  1 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА – МАРШ И ЕГО ВИДЫ

ЗАДАЧИ УРОКА – УСВОИТЬ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАРША, ОТЛИЧАТЬ ВИДЫ МАРШЕЙ.

ЦЕЛИ УРОКА – КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ЖАНРЫ МУЗЫКИ, ЗНАТЬ ИХ И ОТЛИЧАТЬ НА СЛУХ.

Дети входят под музыку Марша. После музыкального приветствия дети рассаживаются на свои места.

ПОВТОРЕНИЕ. Сегодня мы наш урок проведем в форме КВН. Делимся на две команды. Каждая команда придумывает себе название.

Задание 1. Поочередно, по командно исполнить песню « Чему учат в школе». Всем по 2 очка.

Задание 2. Исполнить  Песню – Танец « Если нравится тебе». Пять баллов присуждается, если никто в команде не спутается, не собьется. Минус балл за каждого невнимательного.

Задание3. Ответить на 5  вопросов из « Тестов – разминок».

1. Как называется профессия человека, сочиняющего музыку? ( Композитор)

2.  Как  называются знаки, которыми записывается музыка? ( Ноты)

3. Музыкальный  инструмент – концертный, клавишный, на 3 ножках? ( Рояль)

4. Русский  народный инструмент с 3 струнами? ( Балалайка)

5. Как  называется концертный мужской костюм? ( Фрак)

6. Большой  коллектив певцов? ( Хор)

7. Большой  коллектив музыкантов? ( Оркестр)

8. Руководитель  оркестра или хора? ( Дирижер)

9. Трость,  с помощью которой извлекают звук на скрипке? ( Смычок)

10. Спектакль,  где все герои танцуют? ( Балет)

Подводятся итоги игры КВН. Кто выиграл, того попросим встать и выполнить некоторые движения. .. Шаг левой ногой, шаг правой ногой. Техника – элементарная ходьба. Слово Марш так и переводится с « французского»  ходьба, шествие. Марш шагает по дорогам с древних времен до наших дней, из века в век, по землям и странам. Крепче шаг – бодрее дух. Вместе шаг – сильнее дух. Армия на марше. Бьют барабаны, кричат трубы. Раз – два, раз – два, все как один. Просто и надежно. Случается, марш замедляет движение, тяжелеет. Это  - скорбный Похоронный марш. Бывает, наоборот, убыстряет движение, шаг его становится более  пружинистым, легче. Это марш – Спортивный. Но Марш – всегда Марш, то есть организованная ходьба под музыку. В зависимости от того, где и в какой обстановке он звучит. Отличают разные виды марша. На  стадионе – Спортивный,  на параде   – Военный,  в загсе – Свадебный, в театре – Сказочный. Под знаменитый Свадебный марш композитора Мендельсона, никому в голову не придет маршировать. Да и вообще много  музыки в маршевых ритмах написано не для ходьбы, а для слушания. Вот и мы представим себя в обстановке концертного зала и попробуем угадать – где, в какой обстановке могут звучать следующие марши. Дети  слушают  – « Свадебный  марш» Мендельсона,  парадный « Встречный марш»,  спортивный «Футбольный», сказочный марш из балета Чайковского « Щелкунчик».

Разучивание Песни – Игры « У оленя дом большой»

ИТОГ  УРОКА – Мы сегодня поиграли в игру КВН, узнали про первого кита в музыке МАРШ и его виды. Послушали много маршей и определили их разновидность.. Разучили новую песню – игру « У оленя дом большой».

3 УРОК.  УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ  В 1 КЛАССЕ.

ТЕМА  УРОКА – ТАНЕЦ И ЕГО ВИДЫ.

ЗАДАЧИ УРОКА – ОСОЗНАНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ТАНЦЕВ

ЦЕЛИ УРОКА – ОБОГАТИТЬ ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ, ОТЛИЧАТЬ ПО РИТМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ВИДЫ ТАНЦЕВ.

Дети входят под музыку Марша. После музыкального приветствия учитель задает вопрос – « Что звучало при входе? Какой вид марша?».

 На доске прикреплен паровозик с 6 вагонами, в виде аппликации.

_ Сегодня мы на этом паровозике отправимся в путешествие по музыкальной стране. Но сначала нужно занять места в вагоне. Кто, в каком вагоне поедет, вы узнаете, ответив на вопросы по пройденному материалу.

1 вагон – Как называется музыкальный жанр, сопровождающий ходьбу, шаг?   ( Марш).

2 вагон – Сколько дольный размер в марше или на сколько будем считать? ( 2-х или 4-х дольный)

3 вагон Музыкальный вопрос. Какой  звучит марш? ( Спортивный)

4 вагон. Музыкальный вопрос. Какой  звучит марш? ( Военный, парадный)

5 вагон. Музыкальный вопрос. Угадать  какой марш? ( Сказочный)

6 вагон. Музыкальный вопрос. Какой  звучит марш? (Свадебный)

 Ну вот – заняли места в вагонах и отправляемся в путешествие. « Чух – чух, чух – чух» ( Дети имитируют движение  паровоза). Посмотрите в окошечко, вон велосипедист крутит педали, лошадь скачет, журавль идет важно ( показывает картинки). Они тоже двигаются, как и мы. Движение – вот что главное в таком жанре как ТАНЕЦ.  И в каждом танце свое движение.  ВАЛЬС – по-немецки вальцер, что значит вращательный, танец – вращенец. В старину этот же танец еще и роллем – круженец или дреер – вертенец. Названия разные, а смысл похожий. Почему все слова немецкие? Потому что по давнему своему происхождению это немецкий крестьянский танец. Дойчер – немецкий, лендлер – крестьянский. В конце концов все названия забылись, осталось – ВАЛЬС, танец который танцевали парами – кружась, вращаясь. Движениям вальса, когда – то подражали труду прядильщики и точильщики. Людям, оказывается, доставляет удовольствие повторять в танце движения, которые они видят вокруг. / Исполняется Вальс» из балета « Спящая красавица» Чайковского/

ГАЛОП – манера хода, бега лошади, у специалистов  зовется АЛЛЮР. Самый быстрый из аллюров, когда лошадь мчится вскачь, имеет название ГАЛОП /Исполняется Галоп Стравинского/

ГАВОТ – старое прозвище жителей некоторых южных провинций Франции. Почему тут журавль нарисован? Птица держит ноги крест – накрест. Одно из танцевальных движений в Гавоте похоже на эту позу. Ее французы называли « кривые ноги журавля». Вполне журавлиный танец / исполняется Гавот Шостаковича/

Едем на нашем паровозике дальше. Что мы видим? Смотрите, смотрите, зайчик скачет по полю. Давайте мы тоже поскачем как зайчики. Вот мы и показали движение другого танца ПОЛЬКА. Это национальность? Ничего подобного. Многие по ошибке принимают его за польский танец. Это танец ЧЕШСКОГО происхождения. Полька означает – полшага. Манера у него такая – весело передвигать мелкими быстрыми прыжками, парами по кругу. Легкий, беспечный характер ПОЛЬКИ нередко можно уловить в самых разных музыкальных произведениях / исполняется ПОЛЬКА Рахманинова/ Едет наш паровозик и делает остановку на станции « песенная». Давайте вспомним песню « Чему учат в школе». И разучим новую  песню « Если б не было школ» / разучивается песня/

 Ну а теперь поехали дальше. « Чух – чух – чух – чух».Делаем еще одну остановку на станции « Игровая».Повторим нашу песню – игру « Если нравится тебе» и « У оленя дом большой». Разучим новую песню – игру « Бояре».

- Бояре, а мы к вам пришли. Молоды, а мы к вам пришли

- Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

Бояре, а нам девица нужна. Молодые ИМЯ нужна.

Бояре она дурочка у нас. Молодые она дурочка у нас

Бояре, а мы пряничка дадим. Молодые пряничка дадим.

У нее зубки болят. Молодые зубки болят.

Бояре. А мы  к доктору сведем.  Молодые к доктору сведем.

Бояре. Она доктора боится, только видит сразу в обморок  ложится.

Бояре не валяйте дурака …

/Избранница бежит к противоположной цепочке и пытается ее разбить/ Если удается, то она выбирает одного человека и уводит  с собой.  А если нет, то остается в противоположной группе.  

ИТОГ  УРОКА     -  Сегодня мы путешествовали на паровозике и познакомились с новым музыкальным жанром – ТАНЦЕМ. И узнали танцы – Вальс, Галоп, Гавот, Полька.  Узнали,  как  танцуют эти танцы и как они появились. Разучили новую песню « Если б не было школ». Познакомились с народной песней – игрой « Бояре»     

4 УРОК    ЛОТО – КОНЦЕРТ   В 1 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА – ПЕСНЯ

ЗАДАЧИ УРОКА -  ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ВОКАЛЬНОГО ЖАНРА.

ЦЕЛИ УРОКА – ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ПЕСЕННОМУ ЖАНРУ – ЭТО  ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ВОСПИТАНИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

Дети входят под музыку  Танца. После музыкального приветствия выясняем, что звучало при входе, какой жанр музыки и каковы его характерные особенности.

ПОВТОРЕНИЕ. Сегодня мы играем в игру ЛОТО. Из мешочка вы достаете бочонок с цифрами. Под каждой цифрой будет задание и музыкальный номер или теоретические сведения на музыкальную тему. А речь сегодня пойдет о Песне. Что такое песня? Из самого слова видно – Песня – то, что поют. Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно. Поют о том, как любят и о том, как не любят, в шутку и всерьез, со слезами и со смехом. Обо всем на свете и как душе угодно.  Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте. Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и под топанье ног и без всякого сопровождения. Поют во всех уголках  земли, на всяких языках и наречиях, громко и тихо, весело, яростно, ласково и грустно. Потому что песня – это очень просто. Просто , как дважды два четыре, один + один  = два, а два раза по два = четыре. А в песне припев + запев = куплет  - это уже ПЕСНЯ. Главное в песне, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлось.

Начинаем тянуть бочонки из лото. А для начала составьте свой порядок чисел, состоящий из номеров   до цифры 7.

1 МАДРИГАЛ

2 КАНТ

3 ШАНСОН

4 РОМАНС

5 ИСПОЛНЕНИЕ ВЫУЧЕННЫХ ПЕСЕН

6 НАРОДНАЯ ПЕСНЯ – « ВЕЙСЯ, ВЕЙСЯ КАПУСТОЧКА»

7 ИСПОЛНЕНИЕ ВЫУЧЕННЫХ ПЕСЕН- ИГР.   

1 Мадригал – так называется старинная песня на несколько голосов. Название говорит, песня на материнском, то есть родной язык. Чтобы не путать с пением в католической церкви на чуждом латинском языке. А мы сегодня слушаем старинные мадригалы конца 16 – 17 века. На том языке, на котором они были сочинены. Чаще всего на итальянском  языке. И слушая, восхищаемся изысканной музыкой, виртуозным исполнением хора или ансамбля.

2 Канты – так на  латинский манер назывались русские хоровые песни времен Петра 1 и Екатерины 2. Кантус – в переводе песня. Канты распевали всякие – любовные, шуточные, застольные, поздравительные.  Кант  во славу особо важной персоны, называется КАНТ – ВИВАТ. ( Исполняется Кант в честь школы № 132)   

3  А у итальянцев популярностью пользуются канцоны и канцонетты, что в переводе значит песни и песенки. У французов песня зовется шансон. У немцев песня – линд.  Названия разные и песни тоже в каждой стране на свой лад.                  ( Исполняется французская народная песенка.)  

4 Романс – это слово уводит нас в далекие средние века в Испанию. Впрямую оно переводится так – по -романски, то есть по-испански, это означало когда-то одно и тоже. Так отличали пение на народном испанском языке от песнопение на церковном латинском. Позже название романс распространилось по всему свету. Романсом стали  именовать произведения для голоса и фортепиано, в котором раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания.  В России слово романс появилось в конце 18 века и крепко прижилось в 19 веке. Когда сегодня говорят о старинный  романс, то имеют  в виду городскую русскую песню прошлого века под гитару или фортепиано.  Очень  любили у нас такие песни -  романсы, особенно в исполнении цыган. ( Звучит русский народный романс) .

5 Спой песни Шаинского « Чему учат в школе», « Если б не было школ».

6 Народная песня – это та песня, у которой автор неизвестен. Такой песней является русская народная песня « Вейся. вейся капусточка»

7 Исполнение выученных песен – игр « Если нравится тебе» « У оленя дом большой, « Бояре»  

ВЫВОД – Сейчас поднимите руки те , у кого совпал  вами познакомились порядок чисел, которые мы с вами вытянули в лото. Вас ждет  приз.  И так мы  с вами   еще с одним  музыкальным жанром – ПЕСНЯ. Узнали много интересного о разновидностях этого жанра – Мадригал, Кант, Канцонна, Романс ,  народная песня. авторская песня.