54570

Нетрадиционные уроки

Научная статья

Педагогика и дидактика

Как правило у школьников во время такого урока возникает игровое состояние специфическое эмоциональное отношение к действительности. А знания полученные на уроке становятся для них личностно-значимыми эмоционально-окрашенными что помогает более лучше узнать прочувствовать изучаемую тему. Урок-викторина он повышает познавательный интерес творческую и мыслительную деятельность учащихся стимулирует мотивацию.

Русский

2014-03-16

70 KB

0 чел.

Нетрадиционные уроки

Урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к действительности. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает более лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую тему. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания, а также овладевают целым комплексом важных “взрослых” умений, в первую очередь, коммуникативных, развивают способности к восприятию, сопереживанию.

Урок-викторина – он повышает познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.  Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Урок-зачет может носить форму деловой игры, смотра знаний, соревнования или может быть похож на вузовский зачет. Перечень вопросов и заданий для зачета должен быть                рассчитан на организацию деятельности учащихся на разных уровнях сложности. Это позволяет дифференцированно подойти к учащимся класса.                                                                          Принимать зачет учителю помогают хорошо успевающие школьники, которые сдают зачет учителю чуть раньше и подготовлены к проверке итогов работы товарищей.         

Урок – конференция – учебное занятие, ориентированное на актуализацию знаний учащихся; изучение нового материала; на обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме, создающее условия для организации исследовательской деятельности учащихся.

Урок-конкурс может иметь место в любом классе на завершающем этапе работы практически над любой темой с учетом условий обучения. Целесообразно комплексный подход при разработке урока, т.е. необходимо реализация языковых и речевых навыков и умений учащихся, межпредметных связей коллективная подготовка к уроку сплачивает ребят стремлением к победе, желанием каждого внести свою посильную лепту в общее дело. В связи с этим необходимо предусмотреть как задания для индивидуальной подготовки, но общее для всех, так и задания для коллективного их выполнения командами – участницами. Урок-конкурс может проводиться командно или индивидуально. Эти формы требуют разной предварительной подготовки и организации проведения. Командная форма эффективна при большой наполняемости класса (26–32 ученика), когда практически невозможно за академический час оценить уровень знаний каждого по данной теме. При индивидуальной форме есть возможность опросить каждого ребенка. Но в любом случае предварительная работа ученика состоит в подготовке вопросов по данной теме.

Урок-соревнование

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бон, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов.  Для участия в соревновании класс разбивается на две-три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания в бою. Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в составы команд, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязании.

Урок-зачет

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д. При их проведении используются различные формы организации деятельности учителя и учащихся: зачет в форме экзамена, ринга, конвейера общественного смотра знаний, аукциона и т.д. Если учащимся предварительно сообщают примерный перечень заданий, выносимых на зачет, то его принято называть открытым, в противном случае – закрытым.

Урок - творческий отчет

Творческий отчет – это претендующее на новизну и оригинальность формы и результата испытание, позволяющее в комплексе оценить целостную систему деятельности учителя.

Творческий отчет должен включать:

выступление педагога, раскрывающее опыт его  работы;

открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету  (или его видеозапись);

демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы.

Открытый урок или внеклассное мероприятие по предмету позволяют смоделировать фрагмент педагогической или воспитательной деятельности учителя, получить представления о профессиональной компетентности учителя, наглядном уровне его педагогического мастерства. Цели открытого урока (внеклассного мероприятия по предмету) должны соответствовать теме творческого отчета. Формы, методы и педагогические технологии, применяемые на уроке (внеклассном мероприятии) должны выбираться с таким расчетом, чтобы зафиксировать внимание на основных элементах представляемого педагогического опыта. Для защиты творческого отчета должно отводиться не менее 1 часа времени.

Урок – смотр знаний

Дает возможность учащимся в игровой, соревновательной форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности, умения, общую эрудированность, знания в области изучаемого предмета. Выполнение заданий предполагает индивидуальную и коллективную работу, поэтому развивает у участника команды чувство ответственности перед коллективом.

Уроки - путешествия

Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

В этих путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромнейший эффект - ни одного зевающего на уроке!

Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют, доводят до уровня автоматизированного навыка знания предмета.

Портфолио.

В школьной практике появился эффективный инструмент оценивания, предоставляющий активную и ответственную роль самим учащимся и обеспечивающий постоянное отслеживание их индивидуальных достижений. Этот инструмент портфолио ученика. В педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося, которое демонстрирует его усилия, достижения, и прогресс в обучении за определенный отрезок времени. В  портфолио включают также разделы, посвященные оценке учащимся достигнутых им результатов и планированию будущих этапов и форм обучения, например, выбору профильных учебных курсов, формированию индивидуального учебного плана и т.п. Кроме того, портфолио является формой оценивания учебной, творческой, социальной деятельности ученика. В него, как правило, включают исследования и проекты, модели и художественные работы, образовательные сертификаты, награды, рецензии, отзывы, резюме. Наиболее ценными качествами портфолио как формы аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания являются способность, во-первых, обеспечивать его абсолютную прозрачность, при условии, что критерии оценки заранее установлены в обсуждении с учеником, и, во-вторых, позволять ученику планировать результаты и проектировать виды, формы и средства учебной деятельности. Он может самостоятельно или в контакте с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений поместить в портфолио. Портфолио ученика включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение нескольких лет.

Защита творческих работ и проектов

К защите каждый ученик представляет пояснительную записку и изделие, учитель – зачетный лист с текущими оценками учащихся.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3 – 4 человек (или одноклассников, или учащихся других классов). Для выступления каждому учащемуся дается 5 – 7 минут. После выступления присутствующие могут задавать ему вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка - рейтинговая, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Защита творческих работ и проектов стимулирует формирование у учащихся чувство ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив со всеми работами, но и делать определенные выводы по своей работе в сравнении с другими. Защита проекта помогает ребятам учиться проводить самооценку работы,  отстаивать свои творческие идеи, дает возможности для развития индивидуальности, стимулирует творчество, в котором находит свое отражение внутренний мир, интересы, ценности, возможности для творческого самовыражения.

Творческий проект развивает умение находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие, воспитывать эстетические чувства, расширить сенсорный опыт детей, запас детских впечатлений, полученных в результате наблюдения,  и организовать их творческую деятельность не как копирование, а как сознательное претворение живых впечатлений.

Интернет тестирование

Интернет тестирование – это распространенная практика, которая помогает более качественно изучить собственную личность, познать новые грани себя, выявить то, что ранее было скрыто в глубинах подсознания.

Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

быстрое получение результатов;

объективность в оценке знаний;

позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;

дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;

компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Кроссворд

Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Классификации форм и методов проверки и контроля знаний учащихся

Формы проверки и контроля знаний учащихся

Краткая характеристика

Предваряющий контроль

Предназначен для выявления уровня знаний, умений и навыков, а также развития учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы (раздела). Он используется также для вновь прибывших в класс учащихся.

Текущий контроль

Систематическая проверка знаний, умений и практических навыков учащихся, осуществляемая, как правило, по ходу обучения и являющаяся элементом многих уроков, прежде всего комбинированных. Позволяет достаточно точно определить степень сформированности знаний, умений, навыков, практических действий, а также их глубину, прочность и совершенство. Учитель в этом случае не только определяет уровень овладения текущим учебным материалом, но и обеспечивает повторение ранее пройденных тем. Осуществляется в виде устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы.

Периодический контроль

Проверка и оценка знаний, осуществляемая после изучения крупных разделов программы или продолжительного времени обучения, учитывающая оценки текущего контроля. Осуществляется в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования.

Итоговый контроль

Призван определить конечные результаты обучения, зафиксировать необходимый минимум подготовки, который обеспечит дальнейшее обучение. Проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (четверть, полугодие, семестр, окончание уровня образования). Его виды – зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, переводные и выпускные экзамены.

Методы проверки и  контроля знаний учащихся

Вид урока

Методы устного контроля

беседа, рассказ ученика, объяснение, комментированное чтение текста учебника,  чтение технологической карты, схемы, сообщение, зачет, экзамен и т.д.

Методы письменного контроля:

классные и домашние письменные работы, контрольные и самостоятельные работы, диктант, реферат и т.д.

Выполнение практических (лабораторных) работ

лабораторная работа. Возможна организация ситуационной ролевой или деловой игры, имитации, составление и решение учебных кроссвордов и т.д.

Наблюдение за работой учащихся

урок-конкурс, урок-викторина, урок-эстафета, урок-соревнование, урок - творческий отчёт, урок-смотр знаний, киноурок, урок лабораторной работы, урок-

семинар,  игровой урок (урок - ролевая игра), урок-конференция, урок - экскурсия, урок-зачет.

 

Дидактические тесты

тестирование, тесты типа эссе (свободного высказывания, сочинения), не поддающиеся стандартизированной процедуре жесткой оценки, поскольку основываются не на заданном алгоритме, а на полете свободной фантазии учащегося.

Портфолио

- первый тип портфолио – «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (грамоты и дипломы за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.);

- второй тип – рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности в количественном и качественном плане. В эту папку собираются контрольные и творческие работы ученика – сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, дискеты и CD с работами в электронном виде, результаты медицинских и психологических обследований и т.д., т.е. все, что делалось в течение определенного срока;

-  третий тип портфолио – проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на семинаре, конференции и т.д. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; факты, цифры, статистика; цитаты, афоризмы; интеграция с другими предметными областями; результаты исследования; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

- четвертый тип портфолио – тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

Урочные традиционные

контрольные работы, практические и лабораторные работы,  тесты, самостоятельные задания, зачеты,  самостоятельные работы (обучающие и контролирующие), рефераты, урок – смотр знаний и т.д.

Урочные нетрадиционные

круглые столы, дидактические многофункциональные игры, урок – конкурс, урок – викторина, урок – путешествия, урок – соревнование, урок - эстафета и т.д.

Внеурочные

конкурсные проекты, защита проектов и рефератов, урок – конференция, урок – творческий отчёт и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54075. ЛОГОПЕДИЧНА РОЗВАГА «СВЯТО БЕРЕЖЛИВОСТІ» 140 KB
  Закріпити словник споріднених слів гончар гончарство гончарський гончарний гончарня; уточнити та розширити словник антонімів чистий брудний святковий буденний повсякденний натуральна природна штучна однотонна різнокольорова теплий холодний літній зимовий новий старий рвати штопати бруднити ...
54076. Подорож Кораблем Часу. Логопедична розвага 127.5 KB
  Логопедична розвага Подорож Кораблем Часу Мета: узагальнити знання дітей про пори року вчити описувати їх; уточнити та закріпити словник синонімів омонімів та прислів’я; розвивати фонематичний слух вміння утворювати присвійні прикметники від іменниківназв диких звірів вміння ділити слова на склади підбирати слова з певною кількістю складів; удосконалювати навички звукового аналізу і синтезу слів; продовжувати розвивати дрібну моторику рук вміння працювати як правою так і лівою...
54077. Использование вектора на логопедических занятиях 216 KB
  Для пропедевтики оптической дисграфии в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
54078. Взаємозв’язок логопеда та родини у корекційно-відновлювальній роботі з дітьми логопатами 32.5 KB
  Одне з важливих завдань професійної діяльності вчителя логопеда дитячого дошкільного навчального закладу є залучення батьків до проведення роботи із дітьми – логопатами по закріпленню засвоєного матеріалу на корекційно відновлювальних заняттях. Оволодіння дитиною мови успішно йде тоді коли з ним займаються не тільки в дошкільному закладі але і в сім'ї: Передумовою ефективного залучення сімейного оточення до корекції звуковимови у дітей є чітко організована взаємодія логопеда з батьками регулярна...
54079. Зима 36.5 KB
  Матеріали: дзеркала на кожну дитину вітрячки сніжинки ілюстрації зими сніжинки чарівна паличка мікрофон предметні картинки музика Моцарта п’єса Сніжинки музика до пісні Сніжокпушокавтор не відомий бубон Хід заняття. Сніжинки. Логопед торкається паличкою до кожної дитини повідомляє що вони тепер сніжинки. А тепер мої сніжинки давай подорожувати та про зиму розповідати.
54080. «На гостину до пташок». Конспект підгрупового заняття з елементами логоритміки в старшій логопедичній групі 37 KB
  Стеценка Синичка картинки птахів. Як називаються птахи які мешкають у лісі лісові птахи Давайте послухаємо спів птахів. Гра на розвиток уваги: Хто як голос подає Дятел стукає: тук тук Ворона каркає: кра кра Горобець: цвірінь цвірінь Сорока: скреке ке скреке ке Голуб: туркоче Сова кричить: УУУ Ластівка: щебече Соловей: заливається свистить щебече Журавель: курличе Жайворонок: бринить Пропоную під музику передати нелегкий шлях птахів які відлітають у теплі краї:легкий біг зі змахами рук присідання з низько...
54081. ЛОНДОН - СТОЛИЦЯ ВЕЛИКОБРИТАНІЇ 80.5 KB
  Good morning! I’m very glad to see you. Today we’ll travel in the world of the English language together. We’ll practise to do tests, read and sum up all the information, which you know about London as the capital of Great Britain.
54082. Великобританія. Визначні місця Лондона 5.64 MB
  Today we will practice your speaking and listening skills. We will also read about the famous places of interest in London. в) Уведення в іншомовну атмосферу. Тренування англійських звуків(7 хв.). We start with English phonetics. The program “Professor Higgins. English without accent”will help us. The main menu is on your displays.
54083. What is London? 154.5 KB
  It is the oldest building. Since it was built in 11-th century, this castle has been a royal palace, a prison, a zoo and many others. Today it is a museum and houses the Crown Jewels. ( Tower of London).