54572

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.

Русский

2014-04-02

30.7 KB

1 чел.

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.

Величина спроса (Qd) – количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Согласно закону спроса снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. 

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

Изменения в спросе вызывают как ценовые факторы – в этом случае происходит изменение величины спроса, что выражается движением по точкам кривой спроса (вдоль линии спроса), так и неценовые факторы, что приведет к изменению самой функции спроса. На графике это будет выражено смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

ПОДРОБНЕЕ:

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

  1.  Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар.
  2.  Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:

– цена самого товара Х (Рх);

– цены на товары-заменители (Pi);

– денежные доходы потребителей (У);

– вкусы и предпочтения потребителей (Z);

– ожидания потребителей (Е);

– число потребителей (N).

Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:

Основной фактор, определяющий спрос, – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости.

Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Математически закон спроса имеет следующий вид:

где Qd – величина спроса на какой-либо товар;

/ – факторы, влияющие на спрос;

Р – цена данного товара.

Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:

  1.  Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром (например, если цена на говядину и свинину поднимется, то увеличивается спрос на мясо птиц, рыбу). Эффект замещения – есть изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок подорожавшего товара и заменой его другими товарами с неизменными ценами, так как они становятся теперь относительно более дешевыми, и наоборот.
  2.  Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот. Например, если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате мы будем иметь меньше реального дохода и, естественно, снизим потребление бензина и других товаров. Эффект дохода – изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен.

Спрос можно изобразить в виде таблицы, показывающей количество товара, которое потребители готовы и могут купить в течение определенного периода. Эта зависимость называется шкалой спроса.

Таблица 3.1. Спрос на картофель.

Пример. Пусть мы имеем шкалу спроса, отражающую положение дел на рынке картофеля (табл. 3.1)

По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество картофеля. При уменьшении цены на него величина спроса будет возрастать, и наоборот.

На основе этих данных можно построить кривую спроса.

Оси Х отложим величину спроса (Q), по Оси У – соответствующую цену (Р). Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.

Рис. 3.1. Кривая спроса.

Изменение спроса на товар происходит не только вследствие изменения цен на него, но и под влиянием других, так называемых «неценовых» факторов.

  1.  Денежные доходы потребителей. Если денежные доходы потребителей возрастают, то возрастает и количество покупаемых товаров, и наоборот, если доходы покупателей снижаются, то при тех же ценах уменьшается и объем производимых покупок. Это правило касается нормальных товаров.

Нормальный товар – это товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Низший товар – товар, спрос на который падает при росте доходов покупателей, сюда можно отнести дешевые некачественные вещи, например дешевые колбасные изделия, некачественную одежду и пр.

  1.  Цены и наличие других товаров и услуг, среди которых выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы). Для взаимозаменяемых товаров характерно то, что рост цены одного из товаров приводит к росту спроса на другой. Например, рост цен на мясо может вызвать увеличение спроса на рыбу, а спрос на чай может возрасти, если кофе становится доступен не всем слоям населения. Для взаимодополняемых товаров рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Например, рост цен на бензин вызовет падение спроса на автомобили, а увеличение цен на фотоаппараты приведет к снижению спроса на фотопленку.
  2.  Вкусы и предпочтения потребителей. Развитие производства, мода, культурные и исторические особенности оказывают влияние на вкусы и предпочтения людей. Большую роль играет и конкуренция среди потребителей, покупательская психология (человек стремится купить товар, который покупают все его знакомые) и пр.
  3.  Ожидания покупателей. Тут различают: ожидания и прогнозы, связанные с возможным изменением цен (если предполагается рост цен на какой-то товар, то это вызывает увеличение спроса на него в данный момент); ожидания и прогнозы, связанные с влиянием неценового фактора (например, ожидание более качественного товара).
  4.  Число покупателей. Очевидно, что чем больше людей, потребляющих какой-то товар, тем выше спрос на него. Соответственно, рост (уменьшение) количества покупателей вызывает увеличение (уменьшение) спроса.
  5.  Особые факторы – дожди повышают спрос на зонты, зимой повышается спрос на лыжи и санки и т. п.

При рассмотрении спроса необходимо различать изменение величины спроса и самого спроса.

Изменение величины спроса происходит при изменении цены данного товара и выражается только движением по точкам кривой спроса (вдоль линии спроса). Неценовые факторы вызывают изменения самого спроса на товары независимо от уровня их цен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

738. Инструкции обработки цепочек на языке ассемблер 89 KB
  Изучить команды обработки цепочек процессора i8086. Зашифровать строку по таблице. Таблица считается известной.
739. Влияние налогов на развитие малого предпринимательства 129.5 KB
  Сущность малого бизнеса и его роль в экономике страны. Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Роль налоговой системы на развитие малого предпринимательства в России.
740. Процесс создание и отладки программы на языке ассемблера 88 KB
  Знакомство с методами создания и отладки программ, написанных на языке ассемблера. Создание программы, на языке ассемблера выполняющей арифметическую операцию и ввод/вывод с консоли. Трансляция, компоновка, трассировка программы.
741. Исследование параметров и характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением 337.5 KB
  Построение статических характеристик двигателя постоянного тока. Исследование механических характеристик двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Методика расчета параметров модели двигателя. Результаты исследования искусственной механической характеристики при пониженном напряжении на обмотке якоря. Частотная характеристика двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
742. Финансово-хозяйственная деятельность ООО Химпромстрой 306 KB
  Теоритические основы разработки программ развития персонала. Анализ использования персонала в ООО Химпромстрой. Эффективность программы развития персонала. Анализ состава и структуры персонала ООО Химпромстрой.
743. Русская философия 11-18 веков 150 KB
  Становление русской философии. Христианские и языческие элементы в духовной культуре Руси. Становление русской средневековой философии в 14-17 веках. Появление ранних ересей (нестяжатели, иосифляне и др.). Развитие исихазма на Руси, его основные теоретические положения и значение для русской культуры.
744. Стратегические цели как специфический объект управления 52.5 KB
  Стратегические цели определяются спецификой объекта управления. Увеличение доли продукции на рынке в регионе. Достижение передовых позиций в отрасли по такому-то научно-техническому направлению.
745. Правила безопасности при работах на технологических участках телефонных и телеграфных станций 126 KB
  Оборудование телефонных и телеграфных станций должно быть заземлено в соответствии с требованиями настоящих правил. Правила безопасности при работах в помещении ввода кабелей. Коммутационная система SI-2000. Групповой переключатель GSM. Alarm monitoring – Мониторинг аварийных сигналов.
746. Построение статистической группировки 137.5 KB
  Аналитическая группировка выявляет закономерность между величиной среднегодовой стоимости ОПФ и величиной объема продукции. Эта зависимость прямая и показывает эффективное управление объемом продукции, в зависимости от величины среднегодовой стоимости ОПФ.