54572

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.

Русский

2014-04-02

30.7 KB

2 чел.

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос (D – от англ. demand) – это намерение потребителей, обеспеченное платежными средствами, приобрести данный товар. Наличие спроса на какой-либо товар означает согласие покупателя уплатить за него указанную цену.

Величина спроса (Qd) – количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Согласно закону спроса снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. 

Цена спроса – это максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить, приобретая данный товар.

Изменения в спросе вызывают как ценовые факторы – в этом случае происходит изменение величины спроса, что выражается движением по точкам кривой спроса (вдоль линии спроса), так и неценовые факторы, что приведет к изменению самой функции спроса. На графике это будет выражено смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.

ПОДРОБНЕЕ:

Различают индивидуальный и совокупный спрос.

  1.  Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар.
  2.  Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги в стране.

На величину спроса оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы, которые можно сгруппировать следующим образом:

– цена самого товара Х (Рх);

– цены на товары-заменители (Pi);

– денежные доходы потребителей (У);

– вкусы и предпочтения потребителей (Z);

– ожидания потребителей (Е);

– число потребителей (N).

Тогда функция спроса, характеризующая его зависимость от указанных факторов, будет выглядеть следующим образом:

Основной фактор, определяющий спрос, – цена. Высокая цена товара ограничивает величину спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на него. Из вышесказанного следует вывод, что величина спроса и цена находятся в обратной зависимости.

Таким образом, между ценой и количеством покупаемого товара существует связь, которая отражается в законе спроса: при прочих равных условиях (остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны) количество товара, на которое предъявлен спрос, возрастает при падении цены данного товара, и наоборот.

Математически закон спроса имеет следующий вид:

где Qd – величина спроса на какой-либо товар;

/ – факторы, влияющие на спрос;

Р – цена данного товара.

Изменение величины спроса на определенный товар, вызываемое ростом цен на него, можно объяснить следующими причинами:

  1.  Эффект замещения. Если цена товара возрастет, то потребители стараются заменить его схожим товаром (например, если цена на говядину и свинину поднимется, то увеличивается спрос на мясо птиц, рыбу). Эффект замещения – есть изменение структуры спроса, которое вызвано уменьшением закупок подорожавшего товара и заменой его другими товарами с неизменными ценами, так как они становятся теперь относительно более дешевыми, и наоборот.
  2.  Эффект дохода, который выражается в следующем: когда цена возрастает, покупатели как бы становятся немного беднее, чем были до того, и наоборот. Например, если цена на бензин увеличится вдвое, то в результате мы будем иметь меньше реального дохода и, естественно, снизим потребление бензина и других товаров. Эффект дохода – изменение структуры покупательского спроса, вызванного изменением дохода от изменения цен.

Спрос можно изобразить в виде таблицы, показывающей количество товара, которое потребители готовы и могут купить в течение определенного периода. Эта зависимость называется шкалой спроса.

Таблица 3.1. Спрос на картофель.

Пример. Пусть мы имеем шкалу спроса, отражающую положение дел на рынке картофеля (табл. 3.1)

По каждой рыночной цене потребители захотят купить определенное количество картофеля. При уменьшении цены на него величина спроса будет возрастать, и наоборот.

На основе этих данных можно построить кривую спроса.

Оси Х отложим величину спроса (Q), по Оси У – соответствующую цену (Р). Соединив эти точки, мы получаем кривую спроса (D), имеющую отрицательный наклон, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при неизменности других факторов, влияющих на спрос, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, иллюстрируя закон спроса.

Рис. 3.1. Кривая спроса.

Изменение спроса на товар происходит не только вследствие изменения цен на него, но и под влиянием других, так называемых «неценовых» факторов.

  1.  Денежные доходы потребителей. Если денежные доходы потребителей возрастают, то возрастает и количество покупаемых товаров, и наоборот, если доходы покупателей снижаются, то при тех же ценах уменьшается и объем производимых покупок. Это правило касается нормальных товаров.

Нормальный товар – это товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Низший товар – товар, спрос на который падает при росте доходов покупателей, сюда можно отнести дешевые некачественные вещи, например дешевые колбасные изделия, некачественную одежду и пр.

  1.  Цены и наличие других товаров и услуг, среди которых выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы). Для взаимозаменяемых товаров характерно то, что рост цены одного из товаров приводит к росту спроса на другой. Например, рост цен на мясо может вызвать увеличение спроса на рыбу, а спрос на чай может возрасти, если кофе становится доступен не всем слоям населения. Для взаимодополняемых товаров рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Например, рост цен на бензин вызовет падение спроса на автомобили, а увеличение цен на фотоаппараты приведет к снижению спроса на фотопленку.
  2.  Вкусы и предпочтения потребителей. Развитие производства, мода, культурные и исторические особенности оказывают влияние на вкусы и предпочтения людей. Большую роль играет и конкуренция среди потребителей, покупательская психология (человек стремится купить товар, который покупают все его знакомые) и пр.
  3.  Ожидания покупателей. Тут различают: ожидания и прогнозы, связанные с возможным изменением цен (если предполагается рост цен на какой-то товар, то это вызывает увеличение спроса на него в данный момент); ожидания и прогнозы, связанные с влиянием неценового фактора (например, ожидание более качественного товара).
  4.  Число покупателей. Очевидно, что чем больше людей, потребляющих какой-то товар, тем выше спрос на него. Соответственно, рост (уменьшение) количества покупателей вызывает увеличение (уменьшение) спроса.
  5.  Особые факторы – дожди повышают спрос на зонты, зимой повышается спрос на лыжи и санки и т. п.

При рассмотрении спроса необходимо различать изменение величины спроса и самого спроса.

Изменение величины спроса происходит при изменении цены данного товара и выражается только движением по точкам кривой спроса (вдоль линии спроса). Неценовые факторы вызывают изменения самого спроса на товары независимо от уровня их цен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20650. Марксизм в России 40 KB
  Плеханов Георгий Валентинович 18561918 русский философмарксист сторонник революционных преобразований общества. Плеханов являлся ортодоксальным последователем учения Маркса и Энгельса о закономерностях развития общества. Но несмотря на сочувствие историческому материализму в марксизме Плеханов проявлял определённую творческую самостоятельность в размышлениях о социальных процессах. Плеханов предложил монистическое единое универсальное основание для любых форм хозяйственных и товарноденежных отношений социума географическую среду.
20651. Философский смысл проблемы бытия 63.5 KB
  Одна из первых по значению проблем философского исследования состоит в попытке дать ответ на такие онтологические вопросы как: что есть бытие существует ли оно и есть ли его противоположности попытка дать качественное определение категории бытие и рассмотреть его отношение с понятиями небытие и инобытие; где и когда оно существует проблемы пространства и времени; конечно ли всё сущее и есть ли его начало; как соотносятся между собой различные формы бытия как взаимосвязаны различные по степени конкретизации уровни форм бытия...
20652. Категория «материя» в философии 46 KB
  Рассматривая материю можно выделить ряд основных проблем формирующих предмет исследования данной категории: а вопрос о единстве материи б соотношение материи и идеального в диалектика материи то есть рассмотрение её через призму закона единства и борьбы противоположностей установка диалектических противоречий например исследование таких категорий как общее и специфическое целое и часть и т. Подобное ограниченное конкретновещественное понимание материи сохранялось как парадигма на протяжении многих столетий в философии...
20653. Дифференцированность материи существование различного типа систем структур и рассмотрение бытия как 44 KB
  Материя таким образом не существует вне изменений или вне движения. Любой предмет действительности реализует в себе формулу всё пребывает в вечном стремлении к иному состоянию и бытийствует лишь в форме определённого типа движения или изменяющиеся динамичные отношений. При разрушении собственного движения образующего качество объекта он переходит в состояния движения присущего другим классам объектов. Как и материя движение абсолютно то есть несотворимо и неуничтожимо и ни одна форма движения не берется ниоткуда.
20654. Пространство и время 38.5 KB
  Движение как на элементарном так и социальном уровне предполагает изменение положения объекта в пространстве осуществляемом во времени. Характеристиками времени являются длительность последовательности смены состояний осуществляемой благодаря взаимосвязи процессам развития или деградации объектов. Для того чтобы произвести отсчёт времени мы берём в качестве эталона повторяющийся по определённым критериям какойлибо процесс и с ним сопоставляем непериодические более сложные процессы. Время как и пространство существует лишь потому что...
20655. Основные исторические этапы становления диалектического учения 39.5 KB
  Сократовский диалог хотя и на первый взгляд не отличается от первых определений диалектики но в действительности становится одной из первых гносеологических формул в постижении человека и природы. Понимание диалектики как диалога спора противоречий продлилось и в средние века где казалось бы религиозный монизм должен исключить любое возможное несогласие с божественной догматикой. Рассмотрение диалектики как искусства вести беседу актуально и сейчас при столкновении мнений в области не просто частных споров но и в решении социальных...
20656. Основные принципы диалектики 62.5 KB
  Сложные связи разнообразных явлений пронизывают абсолютно всё мироздание и неразрывны в своей основе хотя материя и разнородна. Можно дать следующее определение связи – это атрибут материи являющийся общим выражением зависимости между явлениями отражением взаимообусловленности их существования и развития. Под отношением следует понимать одну из форм момент всеобщей взаимосвязи предметов и процессов раскрывающей существование объекта не только самого по себе но и для других речь идёт о том что отношения всегда устанавливаются между...
20657. Мировоззрение – понятие, структура и формы. Мировоззрение и философия 82 KB
  В более развёрнутом виде мировоззрение можно рассматривать как целостную самостоятельную социально детерминированную систему в которой сложно отражены и взаимосвязаны наиболее общие взгляды образы оценки принципы чувственные и рациональные представления индивида и коллектива о действительности в объективном природном общественном и субъективном индивидуальном состоянии и отношении к ним человека в его духовной деятельности. Основной проблемой мировоззрения выступает вопрос о специфики отношений связующих человека и мир. Раскрытие...
20658. Предмет, структура, функции философии. Философия и культура. Философия и наука 100 KB
  Определение философии. Подобное понимание лишает философское знание научной специфики создаёт ложное представление о философии как чистом мышлении способном существовать вне связей с объективной реальностью размывает уникальность её предмета целей задач и методов исследования а также ограничивает рамками личностного субъективного видения мира. Поэтому для определения философии можно использовать такой этимологический перевод как любовь к истине.