54603

Кругооборот благ и доходов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940)

Русский

2014-04-02

69.92 KB

46 чел.

Кругооборот благ и доходов.

Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940). Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует экономика, направленная на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой комплекс разнообразных процессов и явлений, в котором экономическая наука выделяет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Два экономических агента — домашние хозяйства и фирмы — представляют соответственно потребление и производство, а распределение и обмен осуществляются на двух рынках: ресурсном и рынке товаров и услуг. Домашние хозяйства, будучи владельцами ресурсов, предоставляют их фирмам через механизм рынка ресурсов. Потребляя ресурсы, фирмы производят товары и услуги, которые продают домашним хозяйствам на рынке товаров и услуг. Получив доходы от реализации товаров, фирмы осуществляют платежи, образующие денежные потоки в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. Денежные доходы, полученные домашними хозяйствами, сами по себе реальной ценности не имеют. Значимость их состоит в том, что они могут превратиться в товары и услуги и тем самым удовлетворить разнообразные потребности домашних хозяйств. Это и происходит на рынке товаров и услуг. Здесь доходы домашних хозяйств превращаются в расходы, а для фирм они приобретают форму доходов. Представленная модель функционирования экономики напоминает театральную сцену, где в каждом действии актеры меняют костюмы. Так и в данной модели. На рынке ресурсов домашние хозяйства выступают в качестве продавцов, а фирмы — в качестве покупателей. На рынке товаров и услуг, наоборот, фирмы становятся продавцами, а домашние хозяйства — покупателями.

«Меняют маски» и денежные потоки: расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств — в доходы производителей.

Модель «Кругооборот благ и доходов» является весьма упрощенной, поскольку она абстрагируется от многих реальных процессов. Во-первых, далеко не все ресурсы, поставляемые домашними хозяйствами на рынок, оказываются востребованными фирмами. В частности, модель не показывает существование такого социального явления, как безработица. Во-вторых, согласно модели все произведенные фирмами товары и услуги поступают в потребление домашним хозяйствам в обмен на их доходы. Однако в жизни далеко не всегда фирмам удается продать все произведенные товары, поэтому не случайно важнейшей проблемой современного предпринимательства является проблема реализации. В-третьих, модель показывает функционирование рынка первичных ресурсов, поставляемых домашними хозяйствами. В то же время она абстрагируется от финансового рынка и рынка средств производства, на которых контрагентами выступают фирмы, продавая и покупая оборудование, сырье, ценные бумаги и т.д. В-четвертых, согласно экономической модели, потребление и домашних хозяйств, и фирм ограничено потреблением лишь частных благ, а мы знаем, что наряду с ними существенное место в жизни людей занимают и общественные блага. Но в схеме их нет, как отсутствует в ней и производитель этих благ — государство. Однако сегодня государство берет на себя функцию регулирования экономических процессов во всех секторах экономики. Объектами его внимания становятся денежное обращение, занятость, экономический цикл, платежный баланс, отраслевая и региональная структура хозяйства, НИОКР, социальные отношения, внешнеэкономические связи и т.д.

Как следует относиться к такому несоответствию модели и реальности? Следует ли отказаться от использования этой модели или целесообразно создать более сложную модель, полностью отражающую все многообразие действительности? Ответы на эти вопросы зависят от поставленных исследователем задач. Если мы хотим получить общее представление об исследуемом объекте, «уловить» в нем важнейшие взаимосвязи и увидеть упрощенные влияния экзогенных (вводимых извне) переменных на эндогенные (объясняемые данной моделью) переменные, то применение подобных моделей оправданно. Единственной модели, способной в полной мере осветить рассматриваемую проблему, не существует.

Кроме этой модели кругооборота благ и доходов, существует кругооборот с учетом правительственной роли. Эта модель основывается на выполнении роли государством в учете движения благ и ресурсов, т. е. оно выступает в роли регулятора экономики.

Существуют различные направления политики государства в экономике:

1) перераспределение имеющихся доходов для снятия напряженности в социальной сфере;

2) разработка правовой базы;

3) способствование деятельности социальных институтов, а также системы безопасности и др.;

4) регулирование роста уровня инфляции и безработицы, а также стабилизация экономической системы для исключения диспропорций в макроэкономике;

5) защита прав конкурентных отношений на рынке и ограничение развития монополизации;

6) исключение негативных результатов деятельности рынка;

7) корректировка механизма функционирования рынка по поводу распределения ресурсов для структурной перемены продукта, производимого внутри страны.

Несомненно, для осуществления реализации данных функций необходим большой объем денежных средств, которые формируются в государственном бюджете, путем взимания определенных сумм налоговых платежей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28713. Обновление законодательства и приспособление его к условиям рыночной экономики в современных условиях 12.52 KB
  Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства общества в целом социально незащищенных слоев населения. Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения назначения и дифференциации налоговых ставок введения налоговых льгот освобождение от налогов. Денежнокредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Бюджетное регулирование заключается в том что государственные органы обладают возможностью...
28714. Силовые структуры, их место и роль в Российском демократическом государстве 13.09 KB
  Помимо вопроса безопасности мирных граждан и реформирования армии есть еще один аспект который не может не волновать общество при поиске места и задач для силовиков в современных условиях. Особенности функционирования силовых институтов на современном этапе их развития предполагают некоторые выводы: вопервых функции армии и милиции как инструментов власти являются частью государственных функций и находятся в прямой зависимости от природы правящего в стране политического режима проводимой им политики; вовторых основным предназначением...
28715. Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Ее основные положения. Реорганизация системы Советов. Национально-государственное строительство в 1936 - 1940 гг., его правовая оценка 13.45 KB
  Разработка и принятие Конституции СССР 1936г. Новая Конституция СССР была утверждена 5 декабря 1936 г. Политой основой СССР в ней названы Советы депутатов трудящихся эккой основой социалистическая система хозва и социалистическая собствсть на орудия и средства производства. провозгласила что в СССР победили социалистические общные отношения и создались такие основы социализма как ликвидация эксплуататорских классов господство социалистической собствти наличие дружественных классов рабочих крестьян и народной интеллигенции...
28716. Развитие законодательства о колхозах и труде в предвоенные годы 14.34 KB
  На II Всесоюзном съезде колхозников ударников был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели который впоследствии был утвержден СНК СССР и ЦК ВКПб. СНК СССР и ЦК ВКПб в целях развития животноводства приняли следующие постановления: от 8 июля 1939 г. Постановление СНК СССР ЦК ВКПб и ВЦСПС от 28 дек. О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины улучшению практики госго соцго страхя и борьбе с злоупотреблениями в этом деле; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г.
28717. Сталинский «большой скачок» и утверждение в СССР тоталитарного режима (1929 – 1940) 13.91 KB
  Сталинский большой скачок и утверждение в СССР тоталитарного режима 1929 – 1940. разработанных Госпланом СССР она одобрила первый. Немало крупных объектов возводилось в национальных республиках СССР. Происходили также важные сдвиги в управлении всем промм комплексом СССР.
28718. Перестройка органов государственной власти и управления в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.) 12.8 KB
  Поскольку сразу встал вопрос об эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре оба органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.
28719. Гражданское, трудовое, колхозное и уголовное право в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) 13.75 KB
  В грм праве оправдывается принцип единства госной собствсти позволявший госву оперативно и быстро распоряжаться своей собствтью в целях налаживания военной экономики мобилизации всех существующих ресурсов на борьбу с фашизмом. Были расширены права госва в отношении некотх объектов права личной собстти в круг наследников были включены трудоспособные родители братья и сестры. Трудовой мобилизации подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет не работавшие в госных учреждениях и предпрях. Усиливается отвсть лишение...
28720. Попытки преодоления административно-командной системы управления после смерти Сталина и вторая кодификация права (1945 - начало 70-х гг.) 13.52 KB
  были приняты Основы законтва в обл. Основы грго заква и Основы грго судопрва подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ законодательства о труде. были приняты новые Основы угго заква СССР и союзных республик. Основы отменили самые одиозные положения сталинского времени.
28721. Трудовое, колхозное и уголовное право в 1953 - 1958 гг. 12.72 KB
  Верховным Советом СССР были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы состояли из 4 разделов и 47 статей. задачи Основы провозглашали охрану советского и госного строя социалистической собствсти социалистического правопорядка личности и прав граждан. Основы обеспечивали единство советского уголовного законодательства его целей принципов и основных институтов.