54603

Кругооборот благ и доходов

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940)

Русский

2014-04-02

69.92 KB

44 чел.

Кругооборот благ и доходов.

Чтобы понять, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую экономическую модель «Кругооборот благ и доходов», предложенную швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834—1940). Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует экономика, направленная на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Хозяйственная деятельность людей представляет собой комплекс разнообразных процессов и явлений, в котором экономическая наука выделяет четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. Два экономических агента — домашние хозяйства и фирмы — представляют соответственно потребление и производство, а распределение и обмен осуществляются на двух рынках: ресурсном и рынке товаров и услуг. Домашние хозяйства, будучи владельцами ресурсов, предоставляют их фирмам через механизм рынка ресурсов. Потребляя ресурсы, фирмы производят товары и услуги, которые продают домашним хозяйствам на рынке товаров и услуг. Получив доходы от реализации товаров, фирмы осуществляют платежи, образующие денежные потоки в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. Денежные доходы, полученные домашними хозяйствами, сами по себе реальной ценности не имеют. Значимость их состоит в том, что они могут превратиться в товары и услуги и тем самым удовлетворить разнообразные потребности домашних хозяйств. Это и происходит на рынке товаров и услуг. Здесь доходы домашних хозяйств превращаются в расходы, а для фирм они приобретают форму доходов. Представленная модель функционирования экономики напоминает театральную сцену, где в каждом действии актеры меняют костюмы. Так и в данной модели. На рынке ресурсов домашние хозяйства выступают в качестве продавцов, а фирмы — в качестве покупателей. На рынке товаров и услуг, наоборот, фирмы становятся продавцами, а домашние хозяйства — покупателями.

«Меняют маски» и денежные потоки: расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств — в доходы производителей.

Модель «Кругооборот благ и доходов» является весьма упрощенной, поскольку она абстрагируется от многих реальных процессов. Во-первых, далеко не все ресурсы, поставляемые домашними хозяйствами на рынок, оказываются востребованными фирмами. В частности, модель не показывает существование такого социального явления, как безработица. Во-вторых, согласно модели все произведенные фирмами товары и услуги поступают в потребление домашним хозяйствам в обмен на их доходы. Однако в жизни далеко не всегда фирмам удается продать все произведенные товары, поэтому не случайно важнейшей проблемой современного предпринимательства является проблема реализации. В-третьих, модель показывает функционирование рынка первичных ресурсов, поставляемых домашними хозяйствами. В то же время она абстрагируется от финансового рынка и рынка средств производства, на которых контрагентами выступают фирмы, продавая и покупая оборудование, сырье, ценные бумаги и т.д. В-четвертых, согласно экономической модели, потребление и домашних хозяйств, и фирм ограничено потреблением лишь частных благ, а мы знаем, что наряду с ними существенное место в жизни людей занимают и общественные блага. Но в схеме их нет, как отсутствует в ней и производитель этих благ — государство. Однако сегодня государство берет на себя функцию регулирования экономических процессов во всех секторах экономики. Объектами его внимания становятся денежное обращение, занятость, экономический цикл, платежный баланс, отраслевая и региональная структура хозяйства, НИОКР, социальные отношения, внешнеэкономические связи и т.д.

Как следует относиться к такому несоответствию модели и реальности? Следует ли отказаться от использования этой модели или целесообразно создать более сложную модель, полностью отражающую все многообразие действительности? Ответы на эти вопросы зависят от поставленных исследователем задач. Если мы хотим получить общее представление об исследуемом объекте, «уловить» в нем важнейшие взаимосвязи и увидеть упрощенные влияния экзогенных (вводимых извне) переменных на эндогенные (объясняемые данной моделью) переменные, то применение подобных моделей оправданно. Единственной модели, способной в полной мере осветить рассматриваемую проблему, не существует.

Кроме этой модели кругооборота благ и доходов, существует кругооборот с учетом правительственной роли. Эта модель основывается на выполнении роли государством в учете движения благ и ресурсов, т. е. оно выступает в роли регулятора экономики.

Существуют различные направления политики государства в экономике:

1) перераспределение имеющихся доходов для снятия напряженности в социальной сфере;

2) разработка правовой базы;

3) способствование деятельности социальных институтов, а также системы безопасности и др.;

4) регулирование роста уровня инфляции и безработицы, а также стабилизация экономической системы для исключения диспропорций в макроэкономике;

5) защита прав конкурентных отношений на рынке и ограничение развития монополизации;

6) исключение негативных результатов деятельности рынка;

7) корректировка механизма функционирования рынка по поводу распределения ресурсов для структурной перемены продукта, производимого внутри страны.

Несомненно, для осуществления реализации данных функций необходим большой объем денежных средств, которые формируются в государственном бюджете, путем взимания определенных сумм налоговых платежей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40011. Оценка конкурентного окружения предприятия 319 KB
  Оценка конкурентного окружения предприятия Содержание занятия: 1. Микросреда предприятия – это система отношений предприятия с ее непосредственным окружением: поставщиками посредниками конкурентами прессой властными структурами общественными организациями деловыми кругами стратегическими партнерами в первую очередь инвесторами потребителями. Возможности предприятия по выбору поставщиков по работе со средствами массовой информации по формированию связей с властными структурами по взаимодействию с общественными организациями по...
40012. Оценка конкурентных преимуществ предприятия 266 KB
  Оценка конкурентных преимуществ предприятия Содержание занятия: 1. Анализ конкурентных преимуществ предприятия. Все эти преимущества сводятся к тому чтобы убедить покупателя в получении им больших выгод от приобретения продукции предприятия по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Стратегия дифференциации – это стремление предприятия к уникальности в какомлибо аспекте существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка.
40013. Анализ целей и стратегий предприятия 232.5 KB
  Стратегия существования продукции. Проведение SWOTанализа в промышленном маркетинге связаны с прогнозированием и получением информации касающейся условий совершения покупки и характеристик покупаемой продукции. Маркетинговые исследования потребительских рынков охватывают широкие области особенно для производителей продукции с широким и сложным ассортиментом. Если руководство предприятия оценив текущее положение приходит к выводу о достаточности ресурсов для дальнейшего развития то встает проблема выбора наилучшего способа с большей...
40014. Современные информационные системы менеджмента и маркетинга в Российской Федерации 30.5 KB
  б Примерное содержание разрабатываемого материала: название информационной системы; назначение сфера применения информационной системы; состав и структура информационной системы; год выхода на рынок IPтехнологий Российской Федерации; разработчик информационной системы; решаемые информационной системой задачи; возможности информационной системы; достоинства информационной системы перед аналогами; недостатки информационной системы по сравнению с другими; занимаемый информационной системой сегмент рынка; перспективы...
40015. Оценка текущего состояния предприятия 311.5 KB
  Общие сведения о продукции предприятия. Расчет структуры выпуска продукции предприятия. Анализ выпуска товарной продукции. Факторный анализ выпуска товарной продукции.
40016. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 626 KB
  Выводы по финансовому состоянию ориентируют предприятие на выбор определенной стратегии: рост удержание положения или сворачивание производства.1 – Расчет основных показателей и их нормативные значения Показатели Формулы расчета Нормативные значение Показатели ликвидности предприятия Коэффициент покрытия коэффициент текущей ликвидности – показывает не обеспеченность обязательств предприятия оборотными средствами стр.290 баланса – стр.220 баланса – стр.
40017. Анализ маркетинговой среды предприятия 150.5 KB
  Анализ финансовых результатов от реализации продукции. Высоким темпам роста российской автомобильной промышленности будет способствовать сочетание развитого внутреннего рынка и значительного экспортного потенциала продукции с высокой добавленной стоимостью. Предполагаются следующие тенденции развития автомобильной промышленности: рост товарной продукции; рост инвестиций; рост экспорта автомобильной продукции; сохранение достаточно высокого уровня рентабельности производства; стабильный рост средней заработной платы; глобализация...
40018. Анализ издержек и безубыточности производства 132 KB
  Во второй строке определяется сумма затрат согласно условию 1 при неизменных структуре выпуска продукции сумме переменных затрат и сумме постоянных затрат затраты базового периода приводятся к объему выпуска отчетного фактического периода: ЗТтпУсл1 = ∑08 bуср08 IА УПЗ∑08. – абсолютных...
40019. База данных для учета информации об участниках гаражного кооператива 8.77 MB
  Аccess достаточно хорошо совместим с MS SQL Server и другими форматами баз данных. Аccess изначально представлялся как настольная база данных и в этой сфере ему трудно найти равного соперника. ccess позволяет разработать профессиональную базу данных в более короткие сроки и за меньшие деньги и вполне удовлетворить запросы заказчика. Кроме того такое решение обладает большей гибкостью настраиваемостью в него легко можно внести дополнения и изменения быстрее и дешевле чем в промышленные базы данных на основе Orcle и C.