54607

Предмет культурологии. Многообразие подходов в исследовании культуры

Лекция

Культурология и искусствоведение

Предмет культурологии: трудности определения предмета и метода. Античные представления о культуре. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения. Осмысление культуры в Новое время. Культурологические концепции Н.Данилевского, Ф.Ницше, О.Шпенглера, П.Сорокина. Западноевропейские концепции игровой культуры.

Русский

2017-02-21

119.5 KB

4 чел.

Лекция 1.1.Предмет культурологии. Многообразие подходов в исследовании культуры.

П   л   а   н

1 Предмет культурологии: трудности определения предмета и метода.

2. Античные представления  о культуре.

3. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.

4. Осмысление культуры в Новое время.

5. Культурологические концепции Н.Данилевского, Ф.Ницше, О. Шпенглера,    П.Сорокина.

6. Западноевропейские концепции игровой культуры.

Л  и  т  е  р  а  т  у  р  а:

Введение в культурологию. Учебное пособие для вузов. М.,1995, с. 6-56.

Есин А.Б. Введение в культурологию. Уч. Пособие для студентов вузов. М.,1999, с. 5-9.

Культурология. Уч.пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону, 1999, с.5-37, 50-71.

Культурология в вопросах и ответах. /Под ред. Проф. Г.В.Драча, М., 1999, с. 5-8, 16-41.

Полищук В.И. Культурология. Уч. пособие, М., 1999, с. 86-125.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.. 1991.

Гердер Н. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Ницше Ф. Соч.: В 2ч. т.2. М., 1990.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.. 1992.

Самосознание европейской культурыXX века, М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

Хезинга Й.Homoludens: В тени завтрашнего дня. М, 1992.

Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991.

Культурология -это наука, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования.

Основными разделами культурологии являются:

  1. Теория культуры. Теорию культуры иногда отождествляется с культурологией в целом. Теория культуры изучает основные элементы и функции культуры. Соотношение культуры и общества, культуры и личности.
  2. История культуры (историческая культурология) изучает различные типы культуры в процессе их исторического развития и сосуществования.

Изучение культуры имеет глубокие философские традиции (философия истории, философия культуры). В концеXIX – начале ХХ в. появляются попытки специального меж предметного исследования культуры.

Основа культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, прослеживаются в работах американского ученого Лесли Уайта.

В настоящее время культурология находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов. Трудности становления культурологии, как научной дисциплины связаны, прежде всего, со сложностью, многоплановостью самого понятия культуры.

Можно выделить следующие подходы к культурологии:

1.Культурология как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Цель – изучение культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании.

2. Культурология – раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как раздел философии .  В данном случае возможно отождествление с культурологией культурной антропологии, социологией культуры, выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.

3. Культурология – самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и метода исследования, место культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, определенные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Превращение культурологических исследований в самостоятельное научное направление не означает ее полного разрыва с философией, прежде всего с философией культуры. Кроме того, культурология опирается на материалы антропологии, психологии, этнологи, социологии истории.

2. Античные представления о культуре

В античной философии содержатся вопросы культурологической проблематики. Древнегреческие философы (начиная с натурфилософии) создают учение о Космосе. Как о мировом порядке вещей, составляющими которого являются природа, боги и человек.

Для античного понимания культуры основным является понятие «пайдейя». Этот термин обозначает воспитание, обучение, в широком смысле: образование, просвещение, культура.

Древнегреческая пайдея, сделав человека мерой всех вещей, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и его понятиями. У греков боги были человекоподобные. В Древней Греции была создана система образования, в которой человек формируется не как профессионал в определенной области, а как личность. В обращении к человеку, который выступает целью культурного процесса, состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры. Греки впервые дали человечеству идеалы демократии и гуманизма. Греческая культура открыла человека – гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Идеал человека в Древней Греции – человек с развитой разумной способностью суждений и эстетическим чувством прекрасного, обладающий чувством меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не теряет своего единства с природой.

С потерей античным полисом своей прежней самостоятельности, уже в эпоху эллинизма, идеалы греческой пайдеи стали разрушаться.

В Древнем Риме возникает само понятие «культура». Первое значение термина – возделывание, обрабатывание.

Древнегреческий философ, оратор Марк Туллий Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Он говорил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожай, так и душа. Возделывание души – это и есть философия… ». Цицерон считал слово универсальным средством решения жизненных противоречий. Гражданин и государство обретает в слове свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, само слово становится необходимой формой идеальной республики.

Культура государства ислова подразумевало искусственную гармонизацию социальных противоречий. В цицероновской культуре – связь с ее обеспеченностью и досугом, которых были лишены массы.

Таким образом, в античности впервые происходит осмысление культуры, осознание ее специфики, вводятся категории для ее обозначения, возникают первые философские теории культуры.

3. Понимание культуры в эпоху Средневековья и Возрождения.

Средневековая культура – культура христианская.

В эпоху средневековья главной ценностью становится Бог. На смену безличному абсолюту древних греков (живой, божественной природе) приходит утверждение личностного абсолюта. Космологизм сменяется персонализмом и трансценденциолизмом (Бог, как высшее существо творит мир из ничего по собственной воле). Бог создает мир, человека. Идея сотворенности мира Богом  перерастает в концепцию предопределенности человеческих поступков (фатализм). Бог действует по собственной воле и люди не могут понять природы его действий и осознать их результаты.

Особую роль в понимании культуры сыграла Библия. Чтение Библии наполняло жизнь, поступки, помыслы человека моральным смыслом. Человек с радостью и надеждой осознавал, что в мире есть Высший Разум и Высшая Справедливость.

Наиболее развернутое христианское понимание культуры у Августина Блаженного (354-430). Абсолютное превосходство нематериальной души над тленным телом требует аскетического пренебрежения ко всем благам и соблазнам чувственного мира. Добродетель тем выше, чем большим количеством вещей пренебрегает человек. Высшее благо – любовь к Богу, как вечному добру, источнику всякого существования. Земные блага – только средства для культивирования внеземных ценностей.

Противопоставление природы и благодати породило идею бесконечного духовного самосовершенствования личности, открыло в нем такие измерения, как вера, надежда, любовь.

В эпоху Возрождения гордость и самоутверждение собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Эпоха Возрождения дала миру выдающихся индивидуальностей. Индивидуальность культивировалась.

Человек в эпоху Возрождения – творец, вставший на место Бога. Он творит мир. Красоту и самого себя.

Идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

1. Осмысление культуры в Новое время

ВXVII-XVIII вв. основными идеями становятся: Разум. Свобода и Справедливость.

«Знание-сила», - провозглашает Ф.Бэкон. «Я мыслю – следовательно, я существую», - говорит Р.Декарт.

Философия Просвещения позволила развить учение о культуре, обносновав идеал исторического прогресса. Формируется классическая модель культуры, рассматривающая культуру как результат исторического развития человечества.

Направление в европейской философииXVIII-XIX вв., изучающее культуру получило название классическая философия культуры.

Идеи Разума, Свободы, Справедливости утверждались в трудах философов-просветителейXVII в. ( во Франции – Вольтер и Монтескье, в Германии – Лессинг, Гете, Шиллер).

Религия лишается монопольного права на истину. Утверждается господство человеческого разума.

Формируется просвещенческая модель культуры. Культура нации, страны – в «разумности» их общественных порядков и политических учреждений, измеряется совокупностью достижений в науке и искусстве. Цель культуры – сделать всех людей счастливыми, живущими в гармонии с запросами своей природы.

Взгляды на культуру Гердера. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803).В работе «О происхождении языка» (1772 г.) пытается объяснить появление языка. Становление и развитие языка осмысливается Гердером как процесс развития культуры через преемственность культуры.

В знаменитом труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) Гердер так подчеркивает роль языка: «…лишь благодаря языку человек царит…      над самим собой и властен раздумывать и выбирать…»1

Для Гердера – язык не просто показатель перехода человека к культуре, но и связующее звено от одного поколения к другому. Язык выполняет трансляционную функцию по передаче опыта и формирует такое свойство культуры, как воспроизводство прошлого. Прошлое же исполняет роль воспитателя.

Гердер показывает влияние человеческих сил, пораждающих собой «органические силы» природы, на историю мировой культуры.

Важнейшими частями культуры Гердер считает язык, науку, ремесло, искусство, семью, государство, религию.

В целом, идеи Гердера оказали большое влияние на европейскую философию и науку, способствовали выделению культуры в качестве особого предмета и особой проблемы философии.

Взгляды на культуру И.Канта. (1724-1804).

И.Кант различает два мира – мир природы (жестокости и зла) и мир свободы (культуры и морали). И.Кант исходит из признания не моральности обычного человека. Нравственность – это долженствование,обращение к человеку, а не от природы заложенное в нем стремление или чувство. Нравственность возвышает человека над повседневностью его бытия и над природой. Она делает его культурным существом.

«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением… это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», - писал И.Кант (Кант И. Соч.: В 6т.т.4.ч., с.499).

Основной вывод И.Канта: Мир природы и мир свободы связывает сила Красоты (сила искусства). Высшее проявление культуры есть ее эстетическое проявление.

Немецкий мыслитель Фридрих Шиллер (1759-1805) предлагает концепцию эстетического воспитания. Только красота ведет к свободе, добру и справедливости. Одна из важнейших задач культуры: «подчинить человека форме уже в чисто физической его жизни и сделать его, насколько это зависит от Царства красоты, эстетическим, ибо только из эстетического, а не из физического может развиться моральное состояние» (Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. М., 1955, т.6, с.359).

В философииГегеля (1770-1831) отражена идея западноевропейской культуры о мощи человеческого разума. Основные формообразования культуры   (религия, искусство, философия, право) предстают закономерными этапами в развитии  “духа”, “Мирового разума”. История человечества предстает как процесс внешнего обнаружения силы мысли, процесс эволюции культуры через эволюцию духа. В “Феноменологии разума” духовная культура предстает как постепенное выявление творческой силы “мирового духа”. Создается универсальная схема развития “мирового духа”, воплощением которого выступают культуры разных народов. Гегелевская модель культуры – европейская модель.

Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания “мирового духа”. Способ приобщения к мировой культуре для отдельного человека заключается в том, чтобы в кратчайший срок преоделать путь, который духовно пройден человечеством.2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4414. Побудова дерева рішень шляхом застосування алгоритму ID3 79.5 KB
  План: Мета роботи. Теоретичні відомості. Постановка задачі. Алгоритм розв`язку задачі. Виконання роботи. Висновок. Мета роботи: Навчитися будувати дерева рішень шляхом застосування алгоритму ID3. Теоретичні ...
4415. Основы эксплуатации авиационной техники. Конспект лекций 550.5 KB
  Изложены условия эксплуатации ВС и АД. Дана классификация повреждений и отказов изделий авиационной техники. Рассмотрены технологические процессы технического обслуживания ВС, общие правила технической эксплуатации авиационной техники, общие виды ра...
4416. Порушники в інформаційній безпеці 142 KB
  Визначення терміну Хакер Модель порушника Види загроз безпеки інформації Способи несанкціонованого доступу Десятка кращих хакерів Цікаві факти. Модель порушника - це всебічна структурована характеристика порушника, яку разом із моделлю загроз використовують під час розроблення політики безпеки інформації
4419. Эффективные способы осевого уравновешивания ротора центробежного насоса 4.3 MB
  Анализ существующих способов уравновешивания осевой силы в центробежных насосах. Оценка величины осевой силы, действующей на рабочее колесо Во время работы центробежного насоса на его ротор действует сложная система сил. В случае применения в н...
4420. Пейзаж в текстильном коллаже художников Санкт-Петербурга конца ХХ – начала ХХI века. 252 KB
  Введение. Диссертация посвящена истории возникновения текстильного коллажа, изучению творчества художников-текстильщиков Санкт-Петербурга конца ХХ – начала ХХI века, анализу методов и способов создания текстильных коллажей, а также выявлению ху...
4422. Технология производства котлет Московские мясной лавки ИП Иванов С.Г. г. Новочебоксарска Чувашской республики 251.42 KB
  Введение Мясная отрасль агропромышленного комплекса призвана снабжать население высококачественными продуктами питания: мясом, полуфабрикатами, готовыми быстрозамороженными блюдами. Кроме того, она выпускает лечебные препараты, изделия широкого потр...