54610

В стране сказочных образов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: на примере балета С.Прокофьев видеофрагмент из балета Золушка Падешаль Аморозо; П.Чайковский видеофрагмент из балета Щелкунчик Танец феи Драже. Оборудование: музыкальный инструмент музыкальный центр видеофильмы с фрагментами из балетов Золушка и Щелкунчик.

Русский

2014-03-17

306.5 KB

14 чел.

                                                   Шетилова Наталья Михайловна учитель музыки

                                                                                      и художественной культуры СОШ№6                         г.Северодонецка Луганской области.

В стране сказочных образов

                      Урок  музыки в 5  классе.

Цель:

  •  на примере балета С.Прокофьева «Золушка» расширить представления учеников о роли либретто в музыке;

  •  углубить знания о творчестве С.Прокофьева и П.Чайковского;

  •  развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

  •  воспитывать интерес к выдающимся образцам музыкальной классики.

Музыкальный материал: О. Янушкевич «Веселкова пісня»; С.Прокофьев видеофрагмент из балета «Золушка» ( «Па-де-шаль», «Аморозо»);  П.Чайковский видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже».

Наглядные пособия: портреты С.Прокофьева и П.Чайковского, кроссворд,    нотная  хрестоматия.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр, видеофильмы с фрагментами из балетов «Золушка» и «Щелкунчик».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Ученики входят в класс под музыкальное сопровождение («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского).

І. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством таких композиторов как С.Прокофьев и П.Чайковский. Мы познакомимся с новым видом музыкально-сценического искусства, продолжим наши исследования в  области взаимоотношений музыки и литературы.

ІІ. Мотивация.

                                                       В мире много сказок,

                                                   Грустных и смешных

                                                   И прожить на свете

                                                   Нам нельзя без них.

                                                   Пусть герои сказок

                                                   Дарят нам тепло, 

                                                   Пусть добро на свете

                                                   Побеждает зло.

На экране видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик».

Учитель. Ребята, вам знаком этот мультфильм? Как он называется?               А сегодня на уроке мы узнаем, кто написал музыку  к этой сказке, и какие сказочные образы встречаются в творчестве разных композиторов.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

(Тема семестра и урока написана на доске)

Знаете ли вы, что существует еще один жанр музыки, который тесно связан с  литературой? Если вы отгадаете загадку, то сможете назвать этот жанр:

                                    Він у мистецтві – принц прекрасний,

                                    Душею виконаний злет,

                                   Він – старовинний, він – сучасний:

                                   Класичний танець.

                                   Це -   ….(балет)

Да, этот жанр -  балет, и сейчас мы  совершим путешествие в страну сказочных образов.

IV. Актуализация опорных знаний.

Но  сначала вспомним, какая была тема прошлого урока. Да, мы говорили о опере.    Проверим наши знания при помощи кросcворда.

  1.  Коллектив певцов, которые вместе исполняют вокальное произведение с сопровождением, или без него. (Хор)
  2.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1.  Известный австрийский композитор, автор оперы «Волшебная флейта».

(Моцарт)

  1.  Известный украинский композитор, автор оперы «Тарас Бульба». (Лысенко)
  2.  Оркестровое вступление к опере, балету, кантате или кинофильму. (Увертюра)
  3.  Мы в театре! Представленье!

Завершился первый акт.

Зрителей все менше в зале,

Начинается……..(Антракт)

  1.  Заведение, в котором проходят различные спектакли и представления.(Театр)
  2.  Литературная основа оперы.(Либретто).
  3.  Без него не может петь самый лучший хор,

Мы ответим дружно – это…..(Дирижер)

V.  Изучение нового материала.

Раскроем томик Пушкина. Ребята, прослушайте эти строки,  и определите о каком виде искусства идет речь.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Балет – это жанр инструментально-театральной музыки. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец». В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет  (группа танцоров, его можно сравнить с хором в опере) и оркестр. В основе любого балета лежит литературное произведение. В балете есть свой сценарий.  Он называется «либретто».

Ребята, сегодня на уроке у меня есть помощники. Эти ребята подготовили небольшие сообщения. Послушайте их рассказ, и ответьте на вопросы:

1.Когда и где родился балет?

2. Когда состоялся первый балетный спектакль в России? (вопросы написаны на доске).

Группа «Историки-всезнайки»

        Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объеденённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятель- ным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века.

       В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Учитель.

       Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов  -«Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Сейчас, ребята, мы коротко познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским, и разберём один из его балетов (на экране портрет П. И. Чайковского).

Давайте послушаем моих помощников, и ответим на вопросы:

1.Какие балеты написал П.И.Чайковский?

2.Какие сказочные образы можно встретить в этих балетах?

Группа «Исследователи-музыковеды» «Творческая мастерская П.И.Чайковского».

Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840,— 6 ноября 1893,) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов. Автор 76 опусов, 10-и опер,  трех балетов. Его семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония "Манфред") , три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Учитель. 

А сейчас посмотрим на экран и определим название балета, с которым мы сегодня познакомимся (звучат ответы детей).

Правильно, это балет «Щелкунчик». 

Эту замечательную сказку написал немецкий писатель Эрнест Гофман, юрист по образованию и романтик по призванию. А П.И.Чайковский впервые применил в балете новый инструмент под названием «челеста» или говоря по-русски «небесная». Танцует фея Драже. Нежно звенят хрустальные капельки мелодии ее танца. У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн – металлические пластинки ( иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним и пластинки звенят прозрачно и тоненько.  

Давайте послушаем «Танец феи Драже» (звучит музыка).

Учитель.

Для анализа прослушанного отрывка воспользуемся словарем эстетических впечатлений.    

Характер музыки

героический

таинственный

шуточный

энергичный

важный

радостный

волевой

спокойный

грациозный

трагический

лирический

грустный

прозрачный

нежный

поэтический

воздушный

взволнованный

ласковый

бодрый

умиротворенный

светлый

Учитель. 

Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью. Поэтому в конце 80-х годов по сказке Гофмана Э. Т. А. и музыки Чайковского П. И. к балету “Щелкунчик” режиссёром В. Степанцевым был создан одноимённый мультипликационный фильм-сказка. В мультфильме так же, как и в балете нет ни одного литературного диалога, лишь танец и музыка.

Учитель. 

На сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» известный русский композитор С.С.Прокофьев написал одноименный балет.

 

Группа «Исследователи-музыковеды».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. После окончания ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки .Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Учитель.

Послушаем отрывки из балета «Золушка». Как музыка двух контрастных по звучанию фрагментов из балета «Па-де-шаль» («Танец с шалью») и «Аморозо» («Влюбленно») передает нам события известного сказочного сюжета.

Анализ прослушанных произведений.

  1.  Характер музыки (воспользоваться таблицей)
  2.  Удалось ли автору средствами музыкальной выразительности предать характеры героев?
  3.  Какое настроение двух прослушанных фрагментов?
  4.  Какие средства музыкальной выразительности вы услышали в этих произведениях?

VI. Вокально-хоровая работа.

Распевки: «Добрый день вам, добрый день»,  «Любі хлопчики й дівчатка»,  «Проспівав дзвінок».

Вокальные упражнения: V-III-I с закрытым ртом; V-III-I ступени МИ-И-О, ЛЕ на staccato I-V , V-I; упражнение на дикцию «Андрей – воробей»; скачки IVIII-I (аморе).

Продолжая сказочно-волшебную тему,  рассмотрим песню «Веселкова» современного автора Ольги Янушкевич. Вместе с поэтесой  Марией Ясаковой она написала много хороших и разнообразных песен для детей и взрослых. «Веселкова» - одна из них.

1.Прказ песни.

2. Определение характера песни.

3. Разучивание  слов и мелодии первого куплета  по фразам.

VII. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы открыли для себя мир балетной музыки. Для закрепления знаний  ответим на несколько вопросов.

  1.  Вид искусства в балете, который лучше всего передает сценический образ:

А.  хореография;

Б. архитектура;

В. живопись.

       2.  Музыкальные произведения, которые имеют либретто: 

             А. балет;

             Б. песня;

             В.романс;

             Г. опера.

      3. Какой инструмент П.И.Чайковский впервые использовал в       симфоническом оркестре?

      4. Почему композитор выбрал именно его для изображения феи Драже?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание. Нарисовать одного из героев прослушанных произведений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26916. Соотношение права и морали 4.54 KB
  ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госвавыражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений мерами госпринуждения.Правовые нормы создаются либо санкционируются госвом и им же отменяются.Нормы морали создаются не госвом непосредственноа возникают и развиваются спонтаннов процессе практической деятельности людей.В любом госве действует только одноим же созданное право.
26917. Соотношение права и корпоративных норм 4.24 KB
  НОРМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙкорпоративные нормыправила поведенияустанавливаемые самими организациямиохраняемые с помощью мер общественного воздействияпредусмотренных уставми этих организаций.Правовые нормы создаются либо санкционируются госвом и им же отменяются.Корпоративные нормы создаются организациями.Корпоративные нормы охраняются общественым мнением членов организаций и мерамипредусмотренными уставами организаций.
26918. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ 3.86 KB
  Соотношение социальных и технических н СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫправила поведенияиспользуемые для регулирования общественных отношений.К ним относятся правовыеморальныекорпоративные нормы и др. Социальные нормы это правила социально значимого поведения людей. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫэто совокупность нормопределяющих правила рационального обращения с орудиями труда предметами материального мира в целом.
26919. Предмет, метод и функции теории государства и права 7.59 KB
  Предмет метод и функции теории государства и права.философия праваметодологические проблемы правоведения; 2.социология прававопросы эффективного действия законодательства; 3.Специальная юридическая теорияпроблемы источников права классификацию юридических норм юридических фактов коллизии норм толкование и применение юридических норм.
26920. Власть в первобытном обществе и его социально-нормативная сфера 4.44 KB
  Власть в первобытном обществе и его социальнонормативная сфера. Обществосовокупность индивидов имеющих общие интересы которые носят постоянный и объективный характер взаимодействующих и сотрудничающих на основе этих интересов имеющих организованную силувласть. Власть это явление социальное. Власть заключается в том что один субъект дает указания а второй их выполняет.
26921. Основные причины возникновения государства. Пути возникновения государства 10.15 KB
  Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего непроизводящий но необходимый для успешного развития общества аппарат управления.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. а в основании пирамиды с х...
26922. Основные теории происхождения государства 13.33 KB
  Основные теории происхождения государства. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства. Она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.
26923. Понятие и признаки государства 9.9 KB
  Государство это властнополитическая организация общества которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны издает юридически значимые веления имеет специальный аппарат управления и принуждения и обладает суверенитетом. Территория есть пространство государства занятое его населением на которое распространяется власть. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. также говорит о...
26924. Научные подходы к типологии государства 9.81 KB
  Научные подходы к типологии государства. Государство явление исключительно разностороннее многогранное обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Одним из вариантов такой классификации является типология государства основанная на наиболее важных сущностных его признаках. За основу смены циклов брал смену характера взаимоотношений гос власти и человека.