54610

В стране сказочных образов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: на примере балета С.Прокофьев видеофрагмент из балета Золушка Падешаль Аморозо; П.Чайковский видеофрагмент из балета Щелкунчик Танец феи Драже. Оборудование: музыкальный инструмент музыкальный центр видеофильмы с фрагментами из балетов Золушка и Щелкунчик.

Русский

2014-03-17

306.5 KB

12 чел.

                                                   Шетилова Наталья Михайловна учитель музыки

                                                                                      и художественной культуры СОШ№6                         г.Северодонецка Луганской области.

В стране сказочных образов

                      Урок  музыки в 5  классе.

Цель:

  •  на примере балета С.Прокофьева «Золушка» расширить представления учеников о роли либретто в музыке;

  •  углубить знания о творчестве С.Прокофьева и П.Чайковского;

  •  развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

  •  воспитывать интерес к выдающимся образцам музыкальной классики.

Музыкальный материал: О. Янушкевич «Веселкова пісня»; С.Прокофьев видеофрагмент из балета «Золушка» ( «Па-де-шаль», «Аморозо»);  П.Чайковский видеофрагмент из балета «Щелкунчик», «Танец феи Драже».

Наглядные пособия: портреты С.Прокофьева и П.Чайковского, кроссворд,    нотная  хрестоматия.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр, видеофильмы с фрагментами из балетов «Золушка» и «Щелкунчик».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Ученики входят в класс под музыкальное сопровождение («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского).

І. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством таких композиторов как С.Прокофьев и П.Чайковский. Мы познакомимся с новым видом музыкально-сценического искусства, продолжим наши исследования в  области взаимоотношений музыки и литературы.

ІІ. Мотивация.

                                                       В мире много сказок,

                                                   Грустных и смешных

                                                   И прожить на свете

                                                   Нам нельзя без них.

                                                   Пусть герои сказок

                                                   Дарят нам тепло, 

                                                   Пусть добро на свете

                                                   Побеждает зло.

На экране видеофрагмент из мультфильма «Щелкунчик».

Учитель. Ребята, вам знаком этот мультфильм? Как он называется?               А сегодня на уроке мы узнаем, кто написал музыку  к этой сказке, и какие сказочные образы встречаются в творчестве разных композиторов.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

(Тема семестра и урока написана на доске)

Знаете ли вы, что существует еще один жанр музыки, который тесно связан с  литературой? Если вы отгадаете загадку, то сможете назвать этот жанр:

                                    Він у мистецтві – принц прекрасний,

                                    Душею виконаний злет,

                                   Він – старовинний, він – сучасний:

                                   Класичний танець.

                                   Це -   ….(балет)

Да, этот жанр -  балет, и сейчас мы  совершим путешествие в страну сказочных образов.

IV. Актуализация опорных знаний.

Но  сначала вспомним, какая была тема прошлого урока. Да, мы говорили о опере.    Проверим наши знания при помощи кросcворда.

  1.  Коллектив певцов, которые вместе исполняют вокальное произведение с сопровождением, или без него. (Хор)
  2.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1.  Известный австрийский композитор, автор оперы «Волшебная флейта».

(Моцарт)

  1.  Известный украинский композитор, автор оперы «Тарас Бульба». (Лысенко)
  2.  Оркестровое вступление к опере, балету, кантате или кинофильму. (Увертюра)
  3.  Мы в театре! Представленье!

Завершился первый акт.

Зрителей все менше в зале,

Начинается……..(Антракт)

  1.  Заведение, в котором проходят различные спектакли и представления.(Театр)
  2.  Литературная основа оперы.(Либретто).
  3.  Без него не может петь самый лучший хор,

Мы ответим дружно – это…..(Дирижер)

V.  Изучение нового материала.

Раскроем томик Пушкина. Ребята, прослушайте эти строки,  и определите о каком виде искусства идет речь.

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Балет – это жанр инструментально-театральной музыки. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец». В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет  (группа танцоров, его можно сравнить с хором в опере) и оркестр. В основе любого балета лежит литературное произведение. В балете есть свой сценарий.  Он называется «либретто».

Ребята, сегодня на уроке у меня есть помощники. Эти ребята подготовили небольшие сообщения. Послушайте их рассказ, и ответьте на вопросы:

1.Когда и где родился балет?

2. Когда состоялся первый балетный спектакль в России? (вопросы написаны на доске).

Группа «Историки-всезнайки»

        Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объеденённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятель- ным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века.

       В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Учитель.

       Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов  -«Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Сейчас, ребята, мы коротко познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским, и разберём один из его балетов (на экране портрет П. И. Чайковского).

Давайте послушаем моих помощников, и ответим на вопросы:

1.Какие балеты написал П.И.Чайковский?

2.Какие сказочные образы можно встретить в этих балетах?

Группа «Исследователи-музыковеды» «Творческая мастерская П.И.Чайковского».

Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840,— 6 ноября 1893,) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов. Автор 76 опусов, 10-и опер,  трех балетов. Его семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония "Манфред") , три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

Учитель. 

А сейчас посмотрим на экран и определим название балета, с которым мы сегодня познакомимся (звучат ответы детей).

Правильно, это балет «Щелкунчик». 

Эту замечательную сказку написал немецкий писатель Эрнест Гофман, юрист по образованию и романтик по призванию. А П.И.Чайковский впервые применил в балете новый инструмент под названием «челеста» или говоря по-русски «небесная». Танцует фея Драже. Нежно звенят хрустальные капельки мелодии ее танца. У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн – металлические пластинки ( иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним и пластинки звенят прозрачно и тоненько.  

Давайте послушаем «Танец феи Драже» (звучит музыка).

Учитель.

Для анализа прослушанного отрывка воспользуемся словарем эстетических впечатлений.    

Характер музыки

героический

таинственный

шуточный

энергичный

важный

радостный

волевой

спокойный

грациозный

трагический

лирический

грустный

прозрачный

нежный

поэтический

воздушный

взволнованный

ласковый

бодрый

умиротворенный

светлый

Учитель. 

Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью. Поэтому в конце 80-х годов по сказке Гофмана Э. Т. А. и музыки Чайковского П. И. к балету “Щелкунчик” режиссёром В. Степанцевым был создан одноимённый мультипликационный фильм-сказка. В мультфильме так же, как и в балете нет ни одного литературного диалога, лишь танец и музыка.

Учитель. 

На сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» известный русский композитор С.С.Прокофьев написал одноименный балет.

 

Группа «Исследователи-музыковеды».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. После окончания ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки .Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Учитель.

Послушаем отрывки из балета «Золушка». Как музыка двух контрастных по звучанию фрагментов из балета «Па-де-шаль» («Танец с шалью») и «Аморозо» («Влюбленно») передает нам события известного сказочного сюжета.

Анализ прослушанных произведений.

  1.  Характер музыки (воспользоваться таблицей)
  2.  Удалось ли автору средствами музыкальной выразительности предать характеры героев?
  3.  Какое настроение двух прослушанных фрагментов?
  4.  Какие средства музыкальной выразительности вы услышали в этих произведениях?

VI. Вокально-хоровая работа.

Распевки: «Добрый день вам, добрый день»,  «Любі хлопчики й дівчатка»,  «Проспівав дзвінок».

Вокальные упражнения: V-III-I с закрытым ртом; V-III-I ступени МИ-И-О, ЛЕ на staccato I-V , V-I; упражнение на дикцию «Андрей – воробей»; скачки IVIII-I (аморе).

Продолжая сказочно-волшебную тему,  рассмотрим песню «Веселкова» современного автора Ольги Янушкевич. Вместе с поэтесой  Марией Ясаковой она написала много хороших и разнообразных песен для детей и взрослых. «Веселкова» - одна из них.

1.Прказ песни.

2. Определение характера песни.

3. Разучивание  слов и мелодии первого куплета  по фразам.

VII. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы открыли для себя мир балетной музыки. Для закрепления знаний  ответим на несколько вопросов.

  1.  Вид искусства в балете, который лучше всего передает сценический образ:

А.  хореография;

Б. архитектура;

В. живопись.

       2.  Музыкальные произведения, которые имеют либретто: 

             А. балет;

             Б. песня;

             В.романс;

             Г. опера.

      3. Какой инструмент П.И.Чайковский впервые использовал в       симфоническом оркестре?

      4. Почему композитор выбрал именно его для изображения феи Драже?

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание. Нарисовать одного из героев прослушанных произведений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30305. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте 26 KB
  Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в прозаическом тексте Автор от лат. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени вступая в непосредственные отношения с другими авторами с литературными критиками с редакциями журналов и газет с книгоиздателями и книготорговцами в эпистолярные контакты с читателями и т. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп кружков литературных обществ других авторских объединений.
30306. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в лирическом тексте. Понятие лирический герой 24.5 KB
  Понятие лирический герой Формы авторского присутствия в лирике. Лирический герой субъект речи через которого выражаются биографические и эмоциональнопсихологические черты автора. Лирический герой монологическая форма авторского выражения в тексте. Ролевой герой опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего.
30307. Проблема автора в литературоведении. Формы выражения авторского сознания в драматургическом тексте 25 KB
  Проблема автора в литературоведении. Большинство ученых разделяют автора в первом значении его еще принято называть реальным или биографическим автором и автора во втором значении. Это пользуясь другой терминологией автор как эстетическая категория или образ автора. Иногда говорят здесь же о голосе автора считая такое определение более правомерным и определенным чем образ автора.
30308. Проблема романа в современном литературоведении 37 KB
  Проблема романа в современном литературоведении РОМАН франц . Роман эпос Нового времени; в отличие от народного эпоса где индивид и народная душа нераздельны в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но частная внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем эпопейно т. Типичная романная ситуация столкновение в герое нравственного и человеческого личностного с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время где характер взаимоотношений человека и общества...
30313. Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Типы связи в традиционном и современном понимании 47 KB
  Проблема связи и отношения между компонентами синтаксических единиц. Синтаксические отношения самое глобальное понятие в синтаксисе. Синтаксические отношения есть абстракция от смысловых отношений. Все смысловые отношения различны но везде речь идет о действии лица и переходе действия на объект.