54613

Перекрестная эластичность. Эластичность по доходу

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших».

Русский

2014-04-02

26.62 KB

8 чел.

Перекрестная эластичность. Эластичность по доходу.

Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных.

Измерения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших».

Эластичность спроса по доходам равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению дохода и может быть выражена в виде следующей формулы: где

E1D – коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода;

Q0 и Q1 – величина спроса до и после изменения дохода;

I0 и I1 – доход до и после изменения.

На эластичность спроса большое влияние оказывает наличие на рынке товаров, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, т. е. товаров-заменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.

С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники. Но существуют товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей: вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т. п.).

На товары первой необходимости, такие, например, как хлеб, спрос относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба относительно эластичный. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.

При наличии на рынке значительного количества конкурентов спрос на продукцию фирм, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, будет относительно эластичен. При росте конкурентоспособности фирм, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.

Перекрестная эластичность – зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

Коэффициент перекрестной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (от англ. cross).

Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются – взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен.

Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.

На ценовую эластичность большое влияние оказывает фактор времени. Спрос менее эластичен в коротком промежутке времени и более эластичен в длительном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется возможностью потребителя с течением времени изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс – эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект – это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.
31650. Свойства личности младшего школьника 47 KB
  У каждого человека преобладают черты какого-то одного темперамента в сочетании темперамента другого. Характер – индивидуально-психологические особенности личности которые выражают отношение человека к действительности и проявляются в устойчивых формах поведения человека. Основанием для классификации характера может служить отношение человека к окружающему миру другим людям самому себе. По данному признаку можно делить основные черты характера на следующие группы: Черты характера проявляющиеся в отношении человека к другим людям:...
31651. Психологические причины неуспеваемости младших школьников 41 KB
  Дубровина: недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова низкий уровень организации учебной деятельности недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Это явление имеет несколько причин низкий уровень развития фонематического слуха слабая концентрация внимания несформированность приемов самоконтроля. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности несформированность приемов учебной деятельности низкий уровень объема и распределения внимания низкий уровень развития кратковременной памяти слабое...
31652. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, мотивы 52.5 KB
  Педагогическая деятельность имеет те же характеристики что и любой другой вид человеческой деятельности. Специфической характеристикой педагогической деятельности по Н. Различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I минимальный педагог умеет пересказать другим то что знает сам; II низкий педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории III средний педагог владеет стратегиями обучения знаниями навыками умениями данного предмета. Структура педагогической деятельности Л.
31653. Проблема возраста и периодизация возрастного развития 64 KB
  Понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
31654. Понятие деятельности 29 KB
  Понятие деятельности. Что может создать человек в деятельности: предметы материальной и духовной культуры сохраняет и совершенствует природу строит современное общество производит на свет новые предметы потребления Главные критерии деятельности человека: Деятельность человека носит продуктивный творческий созидательный характер. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органическими направлены на удовлетворение естественных потребностей организма ростом самосохранением и развитием организма...
31655. Мотивы учебной деятельности 38.5 KB
  Мотивы учебной деятельности. Исследование мотивации учения младших школьников показало что 1ое место занимают широкие социальные мотивы особенно мотивы самосовершенствования и самоопределения от 1го к 3му классу растет число указаний на данные мотивы. На 2м месте оказались мотивы долга и ответственности. Учебнопознавательные мотивы не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста.
31656. Методы социально-психологического обучения в деятельности педагога 57 KB
  Методы социальнопсихологического обучения это методы которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Методы социальнопсихологического обучения делятся на 3 группы: дискуссионные методы игровые методы и тренинговые методы.Дискуссионные методы.