54614

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

Системное строение общества. Для характеристики общества как системы используется понятие подсистема или сфера жизни общества. Черты общества как системы: 1 целостность; 2 наличие и взаимосвязь элементов; 3 качественная определенность т. Признаки общества как динамичной системы: 1 самодостаточность; 2 способность к самовоспроизводству; 3 способность к изменениям саморазвитию как отдельных элементов так и общества в целом.

Русский

2014-03-17

66 KB

23 чел.

ОБЩЕСТВО

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.

Общество как объективное явление можно рассматривать как минимум с двух точек зрения – с философской и с социологической.

В философском смысле имеется  в виду ЧЕЛОВЕЧЕСТВО в целом.

В широком социологическом смысле общество (социум) – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения. 

В более узком смысле обществом называют любую совокупность форм совместной деятельности человеческой группы (например, общество защиты природы).

Общество представляет собой сложную систему. Для характеристики общества как системы используется понятие «подсистема» или «сфера жизни общества». Основанием для этого служат базовые потребности человека:

—  материальные потребности удовлетворяет экономическая сфера;

—  потребность в контактах, общении с другими людьми, взаимодействии — социальная;

—  потребность в организованности, безопасности, законе, правопорядке — политическая;

—  потребность в самореализации, самоутверждении, нравственном совершенствовании; наука, искусство, образование — духовная.

Все эти сферы взаимосвязаны. Каждая из них присутствует так или иначе в других, но при этом не теряет своей основной функции. В различные периоды жизни общества та или иная сфера могут быть определяющими.

Черты общества как системы:

1) целостность;

2) наличие и взаимосвязь элементов;

3) качественная определенность, т. е. отличие данной системы от других систем;

4) наличие коммуникаций — отношений и связей между элементами системы.

Общество рассматривается как динамичная система, т.е система, способная, серьезно изменяясь, сохранять свою сущность и качественную определенность.

Признаки общества как динамичной системы:

1) самодостаточность;

2) способность к самовоспроизводству;

3) способность к изменениям, саморазвитию как отдельных элементов, так и общества в целом.

Общество и природа. Общество и культура

Природа — одна из наиболее общих категорий науки и философии. Обычно под природой понимается естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Если в обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, то в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Взаимодействие человеческого общества и природы — человек — существо не только социальное, но и биологическое, следовательно, общество — часть живой природы. Первоначально человек ощущал себя неотъемлемой частью природы, что нашло отражение в ранних религиях — язычестве, когда природные явления одушевлялись. Постепенно люди стали изменять окружающий мир, обособившись от природы, но не потеряв связь с ней.

Этапы взаимодействия:

1. Период "присваивающей" экономики. Природа определяла все особенности жизни человеческого общества.

2. Переход от присваивающей к производящей экономике.

Античность: природа – это совершенство. 

Признание сверхприродной сущности человека (мировые религии)

Ренессанс (природное  - объект человеческой активности).

3. Промышленная революция.

4. Научно-техническая революция.  

Ученые выделяют два вида окружающей среды — естественную (природу) и искусственную — «вторую природу», которую создают люди.

Природа всегда влияла на жизнь общества, замедляя или ускоряя его развитие. Так, первые очаги цивилизации возникли в долинах рек, благоприятных для земледелия. Природный фактор повлиял на занятия и общественный строй, характер и образ жизни людей.

Взаимосвязь природы и общества может быть гармоничной и конфликтной. Так, деградация природной среды (загрязнение атмосферы, водоемов, вырубка лесов и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, проблеме нехватки ресурсов.

Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние и в этой взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Культура — совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности. Деятельность объединяет понятия общество и культура. В отечественной культурологии культуру рассматривают как продукт деятельности общества, а общество — как субъект этой деятельности. Общество и культура не соотносятся как целое и часть, они взаимопроникают, и поэтому общественные отношения являются критерием уровня культуры общества и человека, а содержание культуры определяется развитием общества и человека как субъекта деятельности. Человек не рождается культурным, он им становится в обществе. Но человек выступает и творцом культуры. Следовательно, человек, как существо социальное (общественное), — продукт культуры, с одной стороны, с другой — ее творец.

Культурные унивесалии – черты и формы, присущие любой культуре (язык, семья)

Социальные институты.

Основные сферы деятельности общества:

1) В экономической сфере производятся основные средства существования и, поэтому, названная сфера выступает фундаментом общества.

2) Политическая сфера – это сфера управления обществом.

3) В социальной сфере решаются различные вопросы помощи населению и оказания услуг (пенсии, пособия, образование, профессиональная подготовка и т.д.).

4) В духовной сфере развиваются искусство, культура, решаются вопросы религии и т.п.

Соответственно названным сферам выделяют институты общества. Термин «институт» (от латинского institutum – установление, устройство) имеет как минимум два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социально-правовое: совокупность норм определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.

Можно назвать четыре основных (фундаментальных) жизненных потребностей общества, которым соответствуют социальные институты:

-    потребности в воспроизводстве людей (институт семьи);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты – производство, распределение и потребление);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

Таким образом, понятие «социальный институт» может быть представлено следующим определением – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ.

Социальные изменения – переход социальных объектов из одного состояния в другое.

Основные формы социальных изменений:

Эволюция (от лат. evolutio – развёртывание), в широком смысле - синоним развития; процессы изменения (преимущественно необратимые, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах). Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регресс). В узком смысле в понятие «эволюция» включают  постепенные количественные изменения.

Реформа – усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества. Имеет характер постепенных преобразований.

В современных условиях реформа и революция противопоставляются практике  перманентного (беспрерывного) реформирования – инновация, т.е. нововведения, улучшения, связанные с повышением возможностей.

Модернизация – процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.

Революция –  глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Этапы становления общества:

  1.  Праобщина – первый коллектив людей (поведение схожее с высшими социальными животными)
  2.  Усложнение общества, связанное с усложнением трудовой деятельности (появление обычаев, табу – строгих запретов, влияние тотемов)
  3.  Переход от присваивающего к производящему хозяйству.
  4.  Переход к оседлому образу жизни.
  5.  Увеличение численности людей, необходимость управления жизнью общества – зарождение государственности.
  6.  Создание ценностей, передающихся из поколения в поколение (язык, мораль, искусство, религия).

Существуют разные подходы критериям типологии общества:

  1.  Дописьменные и письменные.
  2.  Локальные цивилизации (Китай, Египет)
  3.  Социально-экономические формации.
  4.  Цивилизации
  5.  По уровню развития (развитые, развивающиеся, отсталые).

Наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный подходы.

Формационный подход (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)

Основное понятие этого подхода – социально-экономическая формация – определенная ступень развития общества, взятого в единстве всех его сторон (способы производства, экономический строй, политическая власть)

Структура социально-экономической формации:

Базис – экономический строй (совокупность производственных отношений)

Производственные силы  – средства производства и люди, обладающие производственным опытом.

Настройка – совокупность идеологических отношений, возникающих на основе экономического базиса, органически с ним связанных и активно воздействующих на него.

По этой теории, производственные силы являются динамическим элементом, а производственные отношения – статичным. На определенном этапе они вступают в конфликт, который приводит к социальной революции. Старый базис перестает существовать и общество переходит на новую ступень развития. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие, как закономерную, объективно обусловленную естественно-историческую смену формаций.

В трудах Маркса выделены три формации: архаическая, экономическая, третичная.

В советской теории обозначены пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (начальная стадия которой – социализм).

Цивилизационный подход

Основное понятие – цивилизация.

В современной теории цивилизации выделяются два подхода:

  1.  Локальный подход
  2.  Стадийный подход.

Локальная цивилизация – большая социально-культурная общность, которая существует длительное время, имеет устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества, осуществляет свой индивидуальный путь развития.

Пример: речные цивилизации (Древний Египет, Междуречье и другие).

Структура локальной цивилизации:

  •  Культурно-психологическая подсистема
  •   Политическая
  •   Экономическая
  •   Биосоциальная

Типы локальных цивилизаций современности:

  •  Западная
    •  Восточноевропейская
    •  Мусульманская
    •  Индийская    
    •  Китайская             
    •  Японская
    •  Латиноамериканская

Сравнительная характеристика Запада и Востока:

Запад

Восток

Скачкообразное движение, разрывы между эпохами очевидны, переходы революционные.

Общественно-исторический прогресс очевиден и может быть оценен по определенным критериям.

Извлечение максимальной пользы, подчинение природы.

Высокий уровень развития частной собственности. Право собственности – неотъемлемое право человека.

Высокий, изменение социального статуса без ограничений.

Общество автономно от государства, развитое гражданское общество.

Отношения строятся на началах взаимной ответственности.

Важнейшие социальные ценности: свобода, предприимчивость, готовность к переменам.

Движение непрерывно, отсутствуют явные грани между эпохами, нет резких изменений.

Неприменимость концепции линейного развития.

Идея слияния с природой.

Основа экономических отношений -                 общинно-государственная    форма собственности.

Невысокий. Границы между социальными группами очень устойчивы.

Полный контроль государства над обществом.

Принцип автономности от государства отсутствует. Личность полностью «растворяется» в обществе.

Главный регулятор жизни общества – традиции.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26942. Государство и местное самоуправление 6.41 KB
  Такие вопросы в демократических государствах независимо от формы государственного устройства передаются на решение органам местного самоуправления. Система организации и деятельности граждан обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значениявопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения управление муниципальной собственностью исходя из интересов всех жителей данной территории. Исторически возникло несколько СИСТЕМ местного самоуправления: 1. Органы местного самоуправления самостоятельны в...
26943. Общество, государство и право 8.76 KB
  Объективная потребность в государстве появилась по мере УСЛОЖНЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА.расслоению общества появление частной собственности на орудия и продукты трудачто привело к соц.классовому расслоению общества В таких условиях первобытнообщинный строй был не в состоянии управлять делами обществав которых интересы индивидов перестали быть общимиболее тогостали несовместимыми. Государство через свои функции обеспечивает ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНСОТЬ ВСЕГО ОБЩЕСТВА.
26944. Понятие и признаки правового государства 7.96 KB
  Понятие и признаки правового государства.античностьплатонаристотельзакон обязателен как для граждантак и для самого госва 2.период буржуазных революций Спинозадемократическое госвогарантирует каждому нетолько сохранение жизнино и удовлетворение его интересовзащиту чести и свободы Гоббссвобода человекаделать всечто не запрещено законом Локкгосво создается для охраны естественных прав человекагосподство законасвобода действовать по своему желанию всегдакогда этого не запрещает законне быть зависимым от воли другого человека...
26946. Влияние научно-технической революции на функции государства 7.78 KB
  Влияние научнотехнической революции на функции государства.С одной стороны появляется жизненно важное направление деятельности государства:ПОДДЕРЖКА НАУКИособенно фундаментальнойиспользование ее результатовразвитие и обогащение интеллектуального потенциала общества.В СФЕРЕ НАУКИ для государства появляется новая область деятельностиподдержка и ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИсоздание условий для успешной научной деятельностиохрана принадлежности результатов научного труда их создателямобеспечение справедливой оценки этого труда и...
26948. Соотношение права и закона 4.26 KB
  соотношение права и закона Проблема СООТНОШЕНИЯ права и закона существовала практически всегда.Государство является единственным и исключительным источником права.ЗАКОНИСТОЧНИК ПРАВАНПАпринимаемый высшим представительным органом госва в особом законодательном порядкерегулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.это ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПРАВА.
26949. Разнообразные подходы к понятию и определению права 9.24 KB
  разнообразные подходы к понятию и определению права Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условийкоторыми объясняется происхождение государства.Таким социальным регулятором явилось правосоздаваемое государством. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а право создается государством обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения в ходе общественной практики; б право выражает государственную волю обычай...
26950. Сущность и социальное назаначение права 12.55 KB
  сущность и социальное назаначение права ПРАВОсистема нормправил поведениякоторые исходят от госва выражают волю и интересы определенных слоев населения или большинства общества сформулированы в специальных гос документахнормативных актах охраняются от нарушений силой общественного мнения и мерами госпринуждения. Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии которыми объясняется происхождение государства. Таким социальным регулятором явилось право создаваемое государством. Право было...