54616

Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. Это беглое выборочное чтение чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его фокусирующими деталями и частями. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос представляет ли данный текст интерес для читающего какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны...

Русский

2014-03-17

57 KB

3 чел.

Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка.

В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст.

Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов  в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже -160-180, для немецкого —130-150, для русского — 110-120 слов в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25—30 % избыточной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.

Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который, составляет 40—50 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение(в программе за курс средней школы не предусмотрено) ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя.  Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.


Этапы работы с текстом:

1. Предтекстовый — пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.

На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом:

определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте, прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться, и попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках) с опорой на подчеркнутые слова.

Наиболее употребляемые мною  на данном этапе работы упражнения:

1.Прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.

2.Скажите, о чем, судя по заглавию, рисункам, графикам и концовке, может идти речь в данном тексте. Прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предположению.

3.Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте.

4.Прочтите последний абзац  текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.

5.Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями. (Слова и словосочетания даны с переводом.) не читая текст, скажите, о чем может идти в нем речь.

6.Подчеркните в тексте слова и словосочетания, которые можно выделить в качестве ключевых.

7.Прочтите абзац и постарайтесь понять его, не обращая внимания на незнакомые слова.

8.Сократите предложения (абзацы) текста, оставляя лишь слова несущие основную смысловую нагрузку.

9.Найдите и подчеркните конструкции предложений, перевод которых даётся под чертой.

10.В каждом абзаце текста определите ключевое предложение. Найдите абзац, который содержит основную мысль всего текста.

11.Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему  мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

12.Скажите, по каким словам предложенных заглавий можно установить, что речь идёт о…

13.Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

     а) По  какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о…?      

     б) Какое словосочетание наводит на мысль о том, что…?

     в) По какому слову вы определили, что это информация о…?

14.Прочтите вслух те предложения, в которых говорится о…


2.Текстовый
(чтение текста, отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.

Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов,

то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).

Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).

На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.

Наиболее употребляемые мною на уроках на текстовом этапе работы с текстами упражнения:

1.Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.

3. Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

4.Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части.

5.Прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нём.

6.Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования.

7.Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.

8.Прочтите текст, с тем, чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста.

9.Скажите, какие из приведённых утверждений соответствуют содержанию теста.

10.Найдите (зачитайте, выпишите) главные (ключевые) факты текста.

11.Расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку.

12.Составьте список вопросов к тексту.

13.Подготовьте план пересказа текста.

14.Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

15.Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная информация; б) уточняющая информация; в) подтекст.

16.Изобразите в виде схемы (диаграммы) основные положения текста.

17.Прочтите текст и заполните его денотатную карту. (Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)

18.Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

19.Поясните главную мысль текста своими словами.

20.Прочтите текст, соотнесите его содержание с заглавием.

21.Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

22.Назовите основные проблемы затронутые в тексте.

23.Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.

24.Скажите, какому из вопросов уделяется в статье особое внимание.


3. Послетекстовый
— использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.

Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.

Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, то есть умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение (в том числе с опорой на аргументы из текста); оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.

Цель третьей группы упражнений развить умения продуктивного характера, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует "от своего собственного лица" (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/ рассказа и др.);

Наиболее употребляемые мною на данном этапе работы упражнения:

1.Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

2.Используя материал текста, ответьте на вопросы.

3.Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передаёт содержание текста.

4.Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа.

5.Прочтите вслух предложения, которые иллюстрируют мнение автора текста по вопросу…

6.Выберите правильные ответы из нескольких данных.

7.Прокомменируйте следующие положения взятые из текста.

8.Ответьте на проблемные вопросы по прочитанному тексту.

9. Перескажите текст, пользуясь планом и выписанными словосочетаниями.

10.Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения.

11.Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху.)

12.Охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами.

13.Выразите своё отношение к прочитанному.

14.Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из текста.

15.Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась вам наиболее интересной.

16.Прочтите текст и выразите своё согласие (несогласие) с приведёнными ниже утверждениями из текста.

17.Составьте план прочитанного текста.

18.Перескажите текст на родном языке.

19.Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста.

20. Выразите своё отношение к прочитанному. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов.

21.Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

22.Зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме… .

Как видно из всего сказанного выше, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74129. Операционные системы реального времени 16.47 KB
  Система называется системой реального времени СРВ если правильность её функционирования зависит не только от логической корректности вычислений но и от времени за которое эти вычисления производятся. Говорят что система работает в реальном времени если ее быстродействие адекватно скорости протекания физических процессов на объектах контроля или управления. Здесь имеются в виду процессы непосредственно связанные с функциями выполняемыми конкретной системой реального времени.
74130. Классификация систем реального времени 16.9 KB
  Принято различать системы жёсткого и мягкого реального времени. Системой жёсткого реального времени называется система где неспособность обеспечить реакцию на какие-либо события в заданное время является отказом и ведёт к невозможности решения поставленной задачи. В качестве условной временной границы допустимого времени реакции обычно принимают 100 мкс.
74131. Функции ядра операционной системы реального времени 19.07 KB
  Ядра предоставляют пользователю такие базовые функции как планирование синхронизация задач межзадачная коммуникация управление памятью и т. В дополнение к сервисам ядра многие ОСРВ предлагают линейки дополнительных компонентов для организации таких высокоуровневых понятий как файловая система сетевое взаимодействие управление сетью управление базой данных графический пользовательский интерфейс и т. Многие но не все ядра ОСРВ поддерживают эту группу сервисов.
74132. Внутренняя архитектура операционных систем реального времени 47.63 KB
  Определяется как набор модулей взаимодействующих между собой внутри ядра системы и предоставляющих прикладному программному обеспечению входные интерфейсы для обращений к аппаратуре. Переход из пользовательского режима в режим ядра осуществляется через системные вызовы интерфейс ядра операционной системы. Альтернативой является построение операционной системы на основе микроядра рис. Тогда как функции операционной системы более высокого уровня выполняют специализированные компоненты серверы работающие в пользовательском режиме.
74133. АСКУЭ Энергия+ 17.54 KB
  Комплекс с целью привязки всех данных к точному астрономическому времени оснащён системой обеспечения единого времени. Программируемое управление АСКУЭ Энергия обеспечивается центром сбора и обработки данных ЦСОД в составе: специализированного вычислительного комплекса СВК системы обеспечения единого времени СЕВ; технических средств организации каналов связи выделенных и или коммутируемых. Основные характеристики Основные характеристики определяющие предельные возможности базового программного обеспечения БПО: Характеристика...
74134. Формы осуществления исполнительной власти 15.84 KB
  Различают следующие формы исполнительной власти: правовые связаны с изданием правовых актов которые влекут изменения или превращения административных правоотношений. Правовые формы осуществления исполнительной власти: правотворческая и правоприменительная деятельность. Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц исполнительной власти разрешение вопросов управления на основе собственных правовых норм т.