5462

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Цели: Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему. Развивающая:продолжатьразвивать по...

Русский

2012-12-10

42.97 KB

92 чел.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Цели:

Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему.

Развивающая: продолжать развивать познавательную активность учащихся, любознательность, память, внимательность.

Воспитательная: воспитывать  аккуратность, внимательность, ответственность при работе.

Средства обучения: Конспект.

Оборудование: .

Методы обучения: беседа.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Изучение нового материала – 25 минут

3. Подведение итогов урока – 18 минуты

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, сегодня урок информатики проведу у вас, Я. Зовут меня Роман Сергеевич. Для начала запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления».

2) Изучение нового материала.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её положения в числе, а в непозиционных – не зависит.

Непозиционные системы счисления.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более 2,5тыс. лет назад в Древнем Риме. В основе римской системы счисления лежат знаки:

1

5

10

50

100

500

1000

I

V

X

L

C

D

M

  1.  Чтобы записать число в римской системе счисления, необходимо разложить его на сумму тысяч, полутысяч, сотен, полусотен, десятков, пятков, единиц.

Например, десятичное число 28 представляется следующим образом: 10+10 + 5 + 1 + 1 + 1 = XXVIII (два десятка, пять, три единицы).

При записи чисел в римской системе счисления применяется правило:

  1.  каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к большему знаку, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из большего знака.
  2.  Позиционные системы счисления.
  3.  Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Основаниесистемы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры в числе называетсяразрядом. Разряды числа возрастают справа налево, от младших разрядов к старшим, причем значения цифр в соседних разрядах числа различаются в количество раз, равное основанию системы. В настоящее время наиболее распространенной позиционной системой счисления является десятичная система. В информатике широко используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1,2,3,4, 5,6,7,8,9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2,3,4, 5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е, F

  1.  
    В десятичной системе счисления крайняя справа позиция соответствует минимальному значению, в которой цифра обозначает единицы, цифра, смещенная на одну позицию влево, обозначает десятки, еще левее — сотни, затем тысячи и т. д.
  2.  Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается в числе трижды, причем самая правая обозначает пять единиц, вторая справа — пять десятков и, наконец, третья — пять сотен.
  3.  Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа. Выше десятичное число 555 было записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10, которое является основанием десятичной системы счисления.
  4.  В развернутой форме записи числа умножение цифр числа на основание производится в явной форме.
  5.  Так, в развернутой форме запись числа 555 в десятичной системе будет выглядеть следующим образом:
  6.  
  7.  Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания.
  8.  Например, число 555,55 в развернутой форме будет записано следующим образом:
  9.  

Представление чисел в Р-ичных системах счисления


Десятичная система счисления характеризуется тем, что базисом этой системы являются последовательные степени числа 10. Другими словами, 10 единиц каждого разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи любых действительных чисел достаточно иметь только десять различных цифр.

В Р-ичной системе счисления единицами разрядов служат последовательные степени числа Р, иначе говоря, Р единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи чисел в Р-ичной системе счисления необходимо Р различных цифр.

Так, натуральное число а в Р-ичной системе счисления можно записать так:

a = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао, 0<=ai P, i = 0,1, ...,n.

(3.1)


Правильную конечную Р-ичную дробь b можно записать в виде:

b = b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k, 0<=bi P, i = -1, -2,...,-k.

(3.2)


В формулах (3.1) и (3.2) коэффициенты ai и bi при степенях основания Р являются "цифрами" в данной позиционной системе счисления. В общем виде любое вещественное число Х в позиционной системе счисления с основанием Р можно представить следующей формулой: 

X = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао + b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k + ...

(3.3)

Таким образом, P-ичная система счисления позволяет с помощью заранее ограниченного набора цифр записать как сколь угодно большое, так и сколь. угодно малое число в виде суммы степеней основания системы.

С другой стороны, любое число в Р-ичной системе счисления можно записать просто в виде последовательного перечисления его цифр, начиная со старшей. Целая часть от дробной отделяется запятой. Таким образом представлению вещественного числа а по степеням Р вида (3.3) соответствует запись: 

а = anan-l...alao,b-1b-2...b-k...

(3.4)

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.3) называется развернутой формой записи числа (эта форма в основном используется при решении задач).

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.4) называется свернутой формой записи числа (эта форма наиболее употребима при изображении чисел в позиционных системах счисления).

Как было сказано выше, в любой Р-ичной системе счисления с помощью заранее ограниченного набора цифрможно записать как сколь угодно большое, так и сколь угодно малое число в виде суммы положительных и отрицательных степеней числа Р. Представление натурального числа в виде суммыстепеней числа Р единственно для каждого Р.

Любое действительное число можно записать в любой Р-ичной системе счисления в виде степенного ряда и при этом единственным образом. 

Для того чтобы научиться производить арифметические действия в какой-либо системе счисления, прежде всего, необходимо уметь перечислять в ней по порядку натуральные числа и представлять дробные части действительных чисел.

В любой Р-ичной системе счисления натуральные числа, меньшие ее основания Р, представляются с помощью одной цифры данной системы. Для чисел же, больших или равных Р, требуются уже, по крайней мере, две цифры. Само число P в системе с основанием P записывается в виде 10P, что следует из формы записи числа P в P-ичной системе: 

P = 1*P + 0.


Подведение итогов

Задания.

1. Запишите с помощью римских цифр свой год рождения.

2. Выполните действия и запишите результат римскими цифрами.

a) XXII–V=22-5=17=XVII

b) CV–LII=105-52=53=LIII

c) IC+XIX=99+19=118=CXVIII

d) MCM+VIII=100+900+8=1908=MCMVIII

2.Запишите в развёрнутой форме:

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84991. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые 29.51 KB
  Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья Цель урока. Сформировать убеждение в необходимости систематических занятий физической культурой и закаливанием организма умения дозировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей максимально использовать погодные условия в различное время года для занятий на свежем воздухе. Роль закаливания организма в укреплении здоровья. Довести до учащихся что закаливание это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию...
84992. Рациональное питание. Гигиена питания 28 KB
  Гигиена питания Цель урока. Познакомить учащихся с понятием рациональное питание основными питательными веществами и их значением в рационе питания человека. Разобрать общепринятые правила питания сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила рационального питания в повседневной жизни. Некоторые общепринятые правила рационального питания.
84993. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 29.07 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Цель урока. Влияние алкоголя на здоровье человека. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем их взаимодополняемостью взаимодействием способностью к адаптации и компенсации. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни.
84994. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек 27.76 KB
  Сформировать убеждение в том что привычка курить и употреблять алкоголь зачастую начинается с первой пробы выработать у них твердую привычку говорить Нет любому кто предложит закурить или попробовать спиртное. Разобрать с учащимися ситуационные задачи: Если вам в кругу сверстников предложат закурить как вы поступите Если у вас в доме гости и вас пригласили к столу и предложили выпить спиртного как вы поступите В заключение предложить четыре правила Нет для профилактики курения и употребления спиртных напитков. Постоянно...
84995. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 28.12 KB
  Познакомить учащихся с назначением и содержанием первой медицинской помощи. Разобрать последовательность в оказании первой медицинской помощи: довести но них рекомендации службы скорой медицинской помощи в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь. Общие правила в последовательности оказания первой медицинской помощи. Подчеркнуть что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.
84996. Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении 27.31 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах ссадинах носовом кровотечении Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при ушибах сформировать умение оказания первой медицинской помощи при ушибах ссадинах. Разъяснить учащимся что такое носовое кровотечение и отработать практически последовательность оказания первой медицинской помощи. Познакомить учащихся с первой помощью при носовом кровотечении.
84997. Первая медицинская помощь при отравлениях 29.5 KB
  Первая медицинская помощь при отравлениях Цель урока. Вызвать скорую медицинскую помощь. Если яд попал через кожу то ее промыть большим количеством воды физиологическим раствором слабым раствором питьевой соды или раствором лимонной кислоты в зависимости от ядовитого вещества; из желудка яд удалить промыванием или с помощью рвотных средств. Первая медицинская помощь: вывести пострадавшего на свежий воздух; дать обильное питье.
84998. Город как среда обитания человека 31.04 KB
  Изучаемые вопросы Основные признаки современного города. Привлекательность города для жизнедеятельности человека. Наиболее характерные опасные ситуации для современного города. в городах мира проживало 3 населения Земли в начале XX в.
84999. Жилище человека и особенности его жизнеобеспечения 28.05 KB
  Напомнить бытовые приборы используемые в повседневной жизни заострить внимание учащихся на необходимости соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения дома квартиры и бытовых приборов для гарантии личной безопасности и безопасности окружающих. Обратить внимание учащихся что появление в жилище все новых различных приборов потребует от человека другого отношения к своему дому и иных...