5462

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Цели: Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему. Развивающая:продолжатьразвивать по...

Русский

2012-12-10

42.97 KB

94 чел.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Цели:

Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему.

Развивающая: продолжать развивать познавательную активность учащихся, любознательность, память, внимательность.

Воспитательная: воспитывать  аккуратность, внимательность, ответственность при работе.

Средства обучения: Конспект.

Оборудование: .

Методы обучения: беседа.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Изучение нового материала – 25 минут

3. Подведение итогов урока – 18 минуты

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, сегодня урок информатики проведу у вас, Я. Зовут меня Роман Сергеевич. Для начала запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления».

2) Изучение нового материала.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её положения в числе, а в непозиционных – не зависит.

Непозиционные системы счисления.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более 2,5тыс. лет назад в Древнем Риме. В основе римской системы счисления лежат знаки:

1

5

10

50

100

500

1000

I

V

X

L

C

D

M

  1.  Чтобы записать число в римской системе счисления, необходимо разложить его на сумму тысяч, полутысяч, сотен, полусотен, десятков, пятков, единиц.

Например, десятичное число 28 представляется следующим образом: 10+10 + 5 + 1 + 1 + 1 = XXVIII (два десятка, пять, три единицы).

При записи чисел в римской системе счисления применяется правило:

  1.  каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к большему знаку, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из большего знака.
  2.  Позиционные системы счисления.
  3.  Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Основаниесистемы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры в числе называетсяразрядом. Разряды числа возрастают справа налево, от младших разрядов к старшим, причем значения цифр в соседних разрядах числа различаются в количество раз, равное основанию системы. В настоящее время наиболее распространенной позиционной системой счисления является десятичная система. В информатике широко используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1,2,3,4, 5,6,7,8,9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2,3,4, 5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е, F

  1.  
    В десятичной системе счисления крайняя справа позиция соответствует минимальному значению, в которой цифра обозначает единицы, цифра, смещенная на одну позицию влево, обозначает десятки, еще левее — сотни, затем тысячи и т. д.
  2.  Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается в числе трижды, причем самая правая обозначает пять единиц, вторая справа — пять десятков и, наконец, третья — пять сотен.
  3.  Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа. Выше десятичное число 555 было записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10, которое является основанием десятичной системы счисления.
  4.  В развернутой форме записи числа умножение цифр числа на основание производится в явной форме.
  5.  Так, в развернутой форме запись числа 555 в десятичной системе будет выглядеть следующим образом:
  6.  
  7.  Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания.
  8.  Например, число 555,55 в развернутой форме будет записано следующим образом:
  9.  

Представление чисел в Р-ичных системах счисления


Десятичная система счисления характеризуется тем, что базисом этой системы являются последовательные степени числа 10. Другими словами, 10 единиц каждого разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи любых действительных чисел достаточно иметь только десять различных цифр.

В Р-ичной системе счисления единицами разрядов служат последовательные степени числа Р, иначе говоря, Р единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи чисел в Р-ичной системе счисления необходимо Р различных цифр.

Так, натуральное число а в Р-ичной системе счисления можно записать так:

a = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао, 0<=ai P, i = 0,1, ...,n.

(3.1)


Правильную конечную Р-ичную дробь b можно записать в виде:

b = b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k, 0<=bi P, i = -1, -2,...,-k.

(3.2)


В формулах (3.1) и (3.2) коэффициенты ai и bi при степенях основания Р являются "цифрами" в данной позиционной системе счисления. В общем виде любое вещественное число Х в позиционной системе счисления с основанием Р можно представить следующей формулой: 

X = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао + b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k + ...

(3.3)

Таким образом, P-ичная система счисления позволяет с помощью заранее ограниченного набора цифр записать как сколь угодно большое, так и сколь. угодно малое число в виде суммы степеней основания системы.

С другой стороны, любое число в Р-ичной системе счисления можно записать просто в виде последовательного перечисления его цифр, начиная со старшей. Целая часть от дробной отделяется запятой. Таким образом представлению вещественного числа а по степеням Р вида (3.3) соответствует запись: 

а = anan-l...alao,b-1b-2...b-k...

(3.4)

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.3) называется развернутой формой записи числа (эта форма в основном используется при решении задач).

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.4) называется свернутой формой записи числа (эта форма наиболее употребима при изображении чисел в позиционных системах счисления).

Как было сказано выше, в любой Р-ичной системе счисления с помощью заранее ограниченного набора цифрможно записать как сколь угодно большое, так и сколь угодно малое число в виде суммы положительных и отрицательных степеней числа Р. Представление натурального числа в виде суммыстепеней числа Р единственно для каждого Р.

Любое действительное число можно записать в любой Р-ичной системе счисления в виде степенного ряда и при этом единственным образом. 

Для того чтобы научиться производить арифметические действия в какой-либо системе счисления, прежде всего, необходимо уметь перечислять в ней по порядку натуральные числа и представлять дробные части действительных чисел.

В любой Р-ичной системе счисления натуральные числа, меньшие ее основания Р, представляются с помощью одной цифры данной системы. Для чисел же, больших или равных Р, требуются уже, по крайней мере, две цифры. Само число P в системе с основанием P записывается в виде 10P, что следует из формы записи числа P в P-ичной системе: 

P = 1*P + 0.


Подведение итогов

Задания.

1. Запишите с помощью римских цифр свой год рождения.

2. Выполните действия и запишите результат римскими цифрами.

a) XXII–V=22-5=17=XVII

b) CV–LII=105-52=53=LIII

c) IC+XIX=99+19=118=CXVIII

d) MCM+VIII=100+900+8=1908=MCMVIII

2.Запишите в развёрнутой форме:

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26427. Область крылонёбной ямки 20 KB
  В ней находятся 3 отверстия: верхнее в челюстное для в челюстной артерии и нерва сообщается с подглазничным отверстием образуя подглазничный канал. Среднее клинонёбное для клинонёбной артерии и нерва сообщается с носовой полостью. Нижнее нёбное заднее для большой нёбной артерии и нерва сообщается с большим нёбным на твёрдом нёбе. здесь находится крупный сосудистонервный пучок: ветви в челюстного нерва от тройничного и в челюстная артерия и её ветви продолжение наружной сонной клинонёбный парасимпатический узел через который...
26428. Область орбиты 22.5 KB
  Снаружи от лобной кости отходит образуя край орбитального кольца скуловой отросток processus zygomaticus который у лошадей и КРС доходит до скулового отростка височной кости или височного отростка скуловой кости и образует полное кольцо орбиты а у свиней и собак не доходит и образует неполное кольцо. От наружной поверхности чешуи височной кости ответвляется скуловой отросток височной кости proc. zygomaticus os temporale который соединяется с височным отростком скуловой кости proc.
26429. Область холки 19.5 KB
  Иннервация: дорсальные ветви грудных спинномозговых нервов трапециевидный нерв.
26430. Общие закономерности строения организма 21 KB
  Эта закономерность выражается во взаимосвязях основных проявлений жизни реактивность обмен веществ размножение и рос наследственность и изменчивость с условиями внешней среды различный характер внешней среды различные химические и физические свойства среды фактор времени образ жизни борьба за существование. путём гомеостаза поддержания постоянства внутренней среды организма.
26431. Общий план строения нервной системы, значение 19.5 KB
  Она условно подразделяется на отделы: центральный и периферический состоящие из соматических осуществляющих связь с поперечнополосатыми мышцами тела или автономных образований. Вегетативные автономные образования подразделяются на симпатическую осуществляющую связь с гладкими мышцами сосудов и парасимпатическую обеспечивающую связь с гладкими мышцами внутренностей и железами.
26432. Однокамерный желудок 25 KB
  Тело желудка corpus ventriculi изогнуто. Различают большую кривизну желудка curvatura ventriculi major и малую кривизну curvatura ventriculi minor. В области большой кривизны между входной и выходной частями стенку желудка называют донной fundus ventriculi. На малую кривизну желудка с диафрагмы и печени переходит брюшина и образует малый сальник omentum minus.
26433. Опорно-двигательный аппарат (apparatus locomotorius) 20.5 KB
  Все его системы активно участвуют в реализации биомеханического двигательного поведения животных которое складывается из 2 компонентов: статический удержание животного на ногах во время покоя динамический перемещение тела в пространстве локомоция. Костносвязочная и мышечная системы единый биомеханический аппарат а его системы взаимообуславливают друг друга.
26434. Орган слуха и равновесия 20.5 KB
  Наружное ухо: ушная раковина и наружный слуховой проход железы выделяющие серу. Среднее ухо: барабанная полость молоточек наковальня чечевицеобразная косточка и стремечко евстахиева труба с носоглоткой. Внутреннее ухо: костный и перепончатый лабиринт. Внутреннее ухо состоит из преддверия vestibulum улитки cochlea и вестибулярного аппарата.
26435. Организм и его составляющие 21 KB
  Уровни анатомической организации организма: организм аппарат функциональное объединение разнородных органов которые отличаются своим происхождением развитием но объединяются общностью функций эндокринный опорнодвигательный мочеполовой аппарат система органов совокупность органов имеющих общий план строения общность развития из 1 эмбрионального зачатка функций система органов пищеварения трубкообразный тип из энтодермы. 3 группы систем органов: соматическая висцеральная и интегрирующая сердечнососудистая система...