5462

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Цели: Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему. Развивающая:продолжатьразвивать по...

Русский

2012-12-10

42.97 KB

95 чел.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Цели:

Образовательные: Ознакомить с понятием системы счисления, видами систем счисления и способами перевода из 10-тичной в р-ичную систему.

Развивающая: продолжать развивать познавательную активность учащихся, любознательность, память, внимательность.

Воспитательная: воспитывать  аккуратность, внимательность, ответственность при работе.

Средства обучения: Конспект.

Оборудование: .

Методы обучения: беседа.

Тип урока: Изучение нового материала.

План урока:

1. Организационный момент – 2 минуты

2. Изучение нового материала – 25 минут

3. Подведение итогов урока – 18 минуты

Ход урока

1. Организационный момент:

Здравствуйте, сегодня урок информатики проведу у вас, Я. Зовут меня Роман Сергеевич. Для начала запишем тему нашего сегодняшнего урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления».

2) Изучение нового материала.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами. Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.
В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от её положения в числе, а в непозиционных – не зависит.

Непозиционные системы счисления.

Примером непозиционной системы, которая сохранилась до наших дней, может служить римская система счисления, которая начала применяться более 2,5тыс. лет назад в Древнем Риме. В основе римской системы счисления лежат знаки:

1

5

10

50

100

500

1000

I

V

X

L

C

D

M

  1.  Чтобы записать число в римской системе счисления, необходимо разложить его на сумму тысяч, полутысяч, сотен, полусотен, десятков, пятков, единиц.

Например, десятичное число 28 представляется следующим образом: 10+10 + 5 + 1 + 1 + 1 = XXVIII (два десятка, пять, три единицы).

При записи чисел в римской системе счисления применяется правило:

  1.  каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к большему знаку, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из большего знака.
  2.  Позиционные системы счисления.
  3.  Каждая позиционная система счисления имеет определенный алфавит цифр и основание. Основаниесистемы равно количеству цифр (знаков) в ее алфавите. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе. Позиция цифры в числе называетсяразрядом. Разряды числа возрастают справа налево, от младших разрядов к старшим, причем значения цифр в соседних разрядах числа различаются в количество раз, равное основанию системы. В настоящее время наиболее распространенной позиционной системой счисления является десятичная система. В информатике широко используются двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.

Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1,2,3,4, 5,6,7,8,9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2,3,4, 5,6,7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, Е, F

  1.  
    В десятичной системе счисления крайняя справа позиция соответствует минимальному значению, в которой цифра обозначает единицы, цифра, смещенная на одну позицию влево, обозначает десятки, еще левее — сотни, затем тысячи и т. д.
  2.  Рассмотрим в качестве примера десятичное число 555. Цифра 5 встречается в числе трижды, причем самая правая обозначает пять единиц, вторая справа — пять десятков и, наконец, третья — пять сотен.
  3.  Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа. Выше десятичное число 555 было записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10, которое является основанием десятичной системы счисления.
  4.  В развернутой форме записи числа умножение цифр числа на основание производится в явной форме.
  5.  Так, в развернутой форме запись числа 555 в десятичной системе будет выглядеть следующим образом:
  6.  
  7.  Для записи десятичных дробей используются разряды с отрицательными значениями степеней основания.
  8.  Например, число 555,55 в развернутой форме будет записано следующим образом:
  9.  

Представление чисел в Р-ичных системах счисления


Десятичная система счисления характеризуется тем, что базисом этой системы являются последовательные степени числа 10. Другими словами, 10 единиц каждого разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи любых действительных чисел достаточно иметь только десять различных цифр.

В Р-ичной системе счисления единицами разрядов служат последовательные степени числа Р, иначе говоря, Р единиц какого-либо разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Для записи чисел в Р-ичной системе счисления необходимо Р различных цифр.

Так, натуральное число а в Р-ичной системе счисления можно записать так:

a = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао, 0<=ai P, i = 0,1, ...,n.

(3.1)


Правильную конечную Р-ичную дробь b можно записать в виде:

b = b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k, 0<=bi P, i = -1, -2,...,-k.

(3.2)


В формулах (3.1) и (3.2) коэффициенты ai и bi при степенях основания Р являются "цифрами" в данной позиционной системе счисления. В общем виде любое вещественное число Х в позиционной системе счисления с основанием Р можно представить следующей формулой: 

X = anPn + an-lPn-l + ... + аlР+ао + b-1nP-1 + b-2P-2 + ... + b-kР-k + ...

(3.3)

Таким образом, P-ичная система счисления позволяет с помощью заранее ограниченного набора цифр записать как сколь угодно большое, так и сколь. угодно малое число в виде суммы степеней основания системы.

С другой стороны, любое число в Р-ичной системе счисления можно записать просто в виде последовательного перечисления его цифр, начиная со старшей. Целая часть от дробной отделяется запятой. Таким образом представлению вещественного числа а по степеням Р вида (3.3) соответствует запись: 

а = anan-l...alao,b-1b-2...b-k...

(3.4)

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.3) называется развернутой формой записи числа (эта форма в основном используется при решении задач).

Представление числа в Р-ичной системе счисления в виде (3.4) называется свернутой формой записи числа (эта форма наиболее употребима при изображении чисел в позиционных системах счисления).

Как было сказано выше, в любой Р-ичной системе счисления с помощью заранее ограниченного набора цифрможно записать как сколь угодно большое, так и сколь угодно малое число в виде суммы положительных и отрицательных степеней числа Р. Представление натурального числа в виде суммыстепеней числа Р единственно для каждого Р.

Любое действительное число можно записать в любой Р-ичной системе счисления в виде степенного ряда и при этом единственным образом. 

Для того чтобы научиться производить арифметические действия в какой-либо системе счисления, прежде всего, необходимо уметь перечислять в ней по порядку натуральные числа и представлять дробные части действительных чисел.

В любой Р-ичной системе счисления натуральные числа, меньшие ее основания Р, представляются с помощью одной цифры данной системы. Для чисел же, больших или равных Р, требуются уже, по крайней мере, две цифры. Само число P в системе с основанием P записывается в виде 10P, что следует из формы записи числа P в P-ичной системе: 

P = 1*P + 0.


Подведение итогов

Задания.

1. Запишите с помощью римских цифр свой год рождения.

2. Выполните действия и запишите результат римскими цифрами.

a) XXII–V=22-5=17=XVII

b) CV–LII=105-52=53=LIII

c) IC+XIX=99+19=118=CXVIII

d) MCM+VIII=100+900+8=1908=MCMVIII

2.Запишите в развёрнутой форме:

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12505. Анализ современного состояния и перспектив развития банковского сектора в РФ 776.5 KB
  Объединяются с целью увеличения и сохранения капиталов, т.е. происходит слияние капиталов; Крупные банки покупают более мелкие банки, т.е. происходит поглощение; Закрываются в связи с банкротством или в связи с невозможностью мелких банков выполнять требования ЦБ по работе и размеру уставного капитала...
12506. Исследование поглощения света 113 KB
  Исследование поглощения света [Текст]: методические указания по выполнению лабораторной работы по оптике № 84 для студентов инженернотехнических специальностей / ЮгоЗап. гос. унт; сост.: А.А. Родионов В.Н. Бурмистров Л.П. Петрова. Курск 2010. 8 с.: ил. 2. Библиогр.: с.8. Содер
12507. Настройка доступа к сети Интернет из локальной сети 7.1 MB
  Лабораторная работа №78 Настройка доступа к сети Интернет из локальной сети. Цель работы: Рассмотреть различные варианты подключения к сети Интернет локальной сети использую различные программные средства. Дано: Имеется локальная сеть Workstantion 1 Workstantion 2 предст
12508. Тұрақты токта физикалық шамаларды өлшеу (өлшеу аспабымен танысу – мультиметрмен) 102.75 KB
  1 Лабораториялық жұмыс. Тұрақты токта физикалық шамаларды өлшеу өлшеу аспабымен танысу мультиметрмен 3.1 Жұмыстың мақсаты: Тұрақты токтағы электрлік кернеу ток қуат кедергіні өлшеу принципін тәсілдерін және әдістерін оқып үйрену метрологиялық өңдеу әдістерін
12509. Формулалар бойынша есептеулер 76 KB
  №2 лабораториялық жұмыс Тақырыбы: Формулалар бойынша есептеулер. 1.Берілгені: Берілген n бүтін және x нақты сандары үшін берілген өрнекті есептеу алгоритмінің блоксхемасын және программасын құру. Өрнектердің мәні циклдік операторлар көмегімен есептеледі. Пр...
12510. Лабораториялық жұмыс. Кернеу мен токты бөлгіштер 34.84 KB
  2 Лабораториялық жұмыс. Кернеу мен токты бөлгіштер 1 Жұмыстың мақсаты: Кернеу мен токты бөлгіштердің жұмыс істеу принципімен танысу. Кернеу мен токты бөлу шарттарын қолданып кернеудің мәнін есептеу және өлшеу арқылы кернеуді бөлудің шартын принцип дәлелдеу. Кернеу ме...
12511. Бұрамды бәсеңдеткіштер классификациясымен, кинематикалық сұлбасымен, байланыстары мен бөлшектерімен танысу 1.31 MB
  №15 Зертханалық жұмыс Бұрамды бәсеңдеткіштер классификациясымен кинематикалық сұлбасымен байланыстары мен бөлшектерімен танысу. Жұмыстың мақсаты: Барлық бөлшектердің қызметін анықтау Ілініс параметрлерін анықтау Бәсеңдеткішті жинау барысында байл...
12512. Өрістік транзистор негізіндегі кең жолақты күшейткіштің резисторлы каскадын зерттеу 34.34 KB
  Лабораториялық жұмыс Тақырыбы: Өрістік транзистор негізіндегі кең жолақты күшейткіштің резисторлы каскадын зерттеу. Жұмыстың мақсаты: Жалпы бастау бойынша жалғанған өрістік транзистор негізіндегі кең жолақты күшейткіш каскады элементтерінің схема көрсеткіштеріне...
12513. Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости 245.24 KB
  Практическая работа № 9 Тема работы: Изучение движения тела под действием силы тяжести и силы упругости Тема для изучения: Закон сохранения механической энергии для системы тел в которой действуют потенциальные силы. Цель: сравнить максимальное изменение потен