54623

Конкуренция: сущность и методы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя

Русский

2014-04-02

22.24 KB

4 чел.

Конкуренция: сущность и методы.

Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Положительные стороны конкуренции:

  1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. Беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. Многочисленность банкротств и безработицы.

Методы конкуренции:

  1. На основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  2. На основе критерия повышения качества сервиса товара;
  3. На основе снижения цены (ценовая);
  4. На основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
  5. На основе повышения качества управления;
  6. На основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1.  При производстве товара:
  2. Производительность труда;
  3. Уровень налогообложения;
  4. Внедрение научно-технических разработок;
  5. Размеры прибыли предприятия;
  6. Величина оплаты труда.
  7.  При его потреблении:
  8. Продажная цена товара;
  9. Качество;
  10. Новизна;
  11. Послепродажное обслуживание;
  12. Уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

  1.  Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2.  Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3.  Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4.  Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5.  Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  6. Продажа личного товара по цене конкурента
  7. Снижение цены потребления товара
  8.  Незаконные методы:
  9. Антиреклама товаров конкурентов;
  10. Производство товаров имитаторов (подделка);
  11. Промышленный шпионаж;
  12. Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами

Функции конкуренции.

  1.  Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  2.  Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  1.  Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  2.  Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18993. Температурная зависимость плотности энергии равновесного (черного) излучения 246 KB
  Лекция VI 1. Температурная зависимость плотности энергии равновесного черного излучения. Если для какойлибо системы удается найти связь между давлением объемом и энергией т.е. аналог уравнения состояния то можно вычислить все ее термодинамические величины. Для излу...
18994. О черных дырах 228 KB
  Лекция VII 1. О черных дырах. Научное представление о черных дырах возникло к концу 18 века. В 1799 г. Лаплас на основании ньютоновской теории тяготения и предположения о конечной скорости света показал что достаточно компактное массивное тело будет невидимым для внешнего ...
18995. Большое каноническое распределение Гиббса 309 KB
  Лекция VIII 1. Большое каноническое распределение Гиббса. Рассмотрим малую часть микроканонического ансамбля см. III.1.1 которая может обмениваться с термостатом не только энергией тепловой контакт но и частицами. Энергия этой квазизамкнутой подсистемы зависит от объ...
18996. Идеальные газы 249.5 KB
  Лекция IX 1. Идеальные газы. Большую статистическую сумму удается рассчитать для идеальных газов. Это системы в которых можно пренебречь взаимодействием частиц. Такое пренебрежение возможно когда взаимодействие мало черное излучение асимптотическая свобода или газ...
18997. Термодинамические величины больцмановского идеального газа 222.5 KB
  Лекция Х 1. Термодинамические величины больцмановского идеального газа. Учитывая формулы IX.5.5 и IX.5.6 находим термодинамический потенциал X.1.1 С другой стороны поэтому ...
18998. Сильно вырожденный ферми - газ 249.5 KB
  Лекция ХI 1. Сильно вырожденный ферми газ. Будем рассматривать фермионы со спином равным половине электроны протоны нейтроны когда . Посмотрим как ведет себя распределение ФермиДирака IX.2.2 XI.1.1 ка...
18999. Вырожденный бозе-газ 309 KB
  Лекция XII 1. Вырожденный бозегаз. Химический потенциал бозегаза определяется из уравнения X.2.5 XII.1.1 При заданной концентрации будем понижать температуру газа. Поскольку по условию левая часть уравнения XII.1.1 не м
19000. Черное излучение 238.5 KB
  Лекция XIII 1. Черное излучение. Черным излучением называется электромагнитное излучение находящееся в равновесии с веществом. Поскольку электромагнитное излучение состоит из фотонов то черное излучение это равновесный идеальный бозегаз: фотоны практически не взаи...
19001. Химическое равновесие 281 KB
  Лекция XIV 1. Химическое равновесие. Уравнение химической реакции общего вида можно представить в форме XIV.1.1 где химические символы реагирующих веществ целые числа отвечающие данной реакции. Например в случае превращения гремучего газа в воду имеем XIV.1.2...