54623

Конкуренция: сущность и методы

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя

Русский

2014-04-02

22.24 KB

4 чел.

Конкуренция: сущность и методы.

Конкуренция (от лат. Сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Положительные стороны конкуренции:

  1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

  1. Беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. Многочисленность банкротств и безработицы.

Методы конкуренции:

  1. На основе критерия повышения качества товара (неценовая);
  2. На основе критерия повышения качества сервиса товара;
  3. На основе снижения цены (ценовая);
  4. На основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
  5. На основе повышения качества управления;
  6. На основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:

  1.  При производстве товара:
  2. Производительность труда;
  3. Уровень налогообложения;
  4. Внедрение научно-технических разработок;
  5. Размеры прибыли предприятия;
  6. Величина оплаты труда.
  7.  При его потреблении:
  8. Продажная цена товара;
  9. Качество;
  10. Новизна;
  11. Послепродажное обслуживание;
  12. Уровень предпродажной подготовки.

Существует шесть видов конкуренции:

  1.  Функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  2.  Видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  3.  Предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  4.  Ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  5.  Скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
  6. Продажа личного товара по цене конкурента
  7. Снижение цены потребления товара
  8.  Незаконные методы:
  9. Антиреклама товаров конкурентов;
  10. Производство товаров имитаторов (подделка);
  11. Промышленный шпионаж;
  12. Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами

Функции конкуренции.

  1.  Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
  2.  Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

  1.  Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
  2.  Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82526. Развитие мышления на уроках русского языка 96.5 KB
  Ход проведения: детям были даны карточки с нижеприведёнными упражнениями. Ход проведения: на уроке идёт беседа об известных модельерах анализируются модели одежды созданные ими. Ход проведения: детям говорится что им сейчас будут зачитываться слова и они должны в уме переставить буквы наоборот и тут же записать в тетрадь получившийся результат. Ход проведения: на доске зарисовывается схема.
82527. Развитие памяти и мышления у детей с ОВЗ на занятиях по дополнительной образовательной программе «Я все умею делать сам, что не умею, научусь!» 38 KB
  Ведущий: Дети сейчас я прочитаю вам стихотворение Корнея Чуковского Путаница. Ведущий перед игрой проводит короткую беседу уточняя понимание детьми слов профессия действия. Ведущий. Ведущий.
82531. Память. Виды памяти 72.5 KB
  Виды памяти Память – психический познавательный процесс направленный на запечатление сохранение воспроизведение и забывание той или иной информации. В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание воспроизведение сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Запоминание процесс памяти обеспечивающий удержание материала путём связывания новой информации с прошлым опытом. Запоминание Механическое зубрёжка Осмысленное логическое...
82532. Особенности памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 25.5 KB
  У детей с психофизическим инфантилизмом наблюдаются: уменьшение объема и скорости запоминания; неумение рационально организовать и контролировать свою работу; преобладание зрительной памяти над слуховой; У детей с ЗПР соматогенного генеза отмечается недоразвитие кратковременной памяти проявляющееся в снижении скорости запоминания в медленном нарастании продуктивности запоминания снижении объема памяти. У детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдаются разнообразные нарушения памяти: повышенная тормозимость следов под...
82534. Особенности памяти у детей с нарушениями слуха 36 KB
  Образный материал глухие школьники непосредственно запоминают более успешнее чем слышащие так как у них зрительный опыт богаче. Но в то же время можно встретить в литературе данные что в дошкольном возрасте глухие хуже запоминают места расположения предметов в младшем школьном возрасте – путают места расположения предметов сходных по изображению или реальному функциональному назначению. Глухие школьники младших классов применяют вспомогательные средства для запоминания. При запоминании ряда сходных предметов глухие плохо умеют...