54645

Характеристика олигополии

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации

Русский

2014-04-02

20.84 KB

1 чел.

Характеристика олигополии.

Экономисты обозначают условия, в которых протекает рыночная конкуренция, термином рыночная структура. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации. Олигополия – это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, причем по крайней мере некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка.

Особенности поведения фирм в условиях олигополии:

  1. Тесное взаимодействие;
  2. Соперничество;
  3. Необходимость сознательного поддержания единого уровня цен в отрасли.

В отрасли в целом могут появиться жесткие единообразные цены, независимые от издержек отдельных фирм, объемы выпуска продукции ограничиваются, создаются барьеры, препятствующие проникновению в отрасль новых фирм. Появляется олигополистическая взаимосвязь.

Олигополистическая взаимосвязь, необходимость уделять большое внимание действиям конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска. Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Соглашение заключается тогда, когда фирмы-олигополисты видят возможности совместного увеличения своих доходов путем повышения цен и разделе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным и вовлекает всех или большую часть производителей на рынке, его результатом является образование картеля.

Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли путем фиксации цен и ограничения объема выпуска продукции.

Несмотря на то, что картели выгодны для их членов, они не так хороши для потребителей. К счастью для потребителей, у картелей есть внутренние проблемы, затрудняющие их образование и делающие их нестабильными. Основными проблемами картелей, являются контроль за выходом на рынок, а также установление и соблюдение квот выпуска продукции.

Между фирмами-олигополистами существуют также соглашения без официального оформления. «Формальные картели» не являются неизвестными, но встречаются редко из-за своей внутренней нестабильности. Недоверие фирм, а также незапланированные изменения рынка приводят к тому, что цена и объем выпуска продукции оказываются на уровне, не соответствующем оптимальным условиям функционирования. Максимизация прибыли для всех фирм отрасли вступает в противоречие с максимизацией прибыли для отдельной фирмы, поэтому полный и долгосрочный сговор оказывается невозможным. Нарушение договора, самостоятельное снижение цен, проведение агрессивных рекламных кампаний могут дать лишь краткосрочное повышение прибыли за счет остальных участников сговора, но в долгосрочном плане приведут к снижению прибыли и даже истощению финансовых ресурсов.

Экономические последствия олигополии экономистами оцениваются неоднозначно. Некоторые ученые считают, что олигополия обеспечивает развитие НТП, способствует увеличению занятости населения, повышению качества продукции и увеличению объему производства. Другие напротив, полагают, что олигополия мешает развитию НТП.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55861. Вибір професії 54.5 KB
  Prior to this lesson your task was to visit my teacher's website and read the materials that would help you in work on the topic of our project. Raise your hands, those who visited the site and looked through the materials. So, what was your homework?
55862. Save our nature 44.5 KB
  Well, you see that there are a lot of problems in our life. Today in our lessons we begin to discuss one of them: “People and nature”. During the lesson we’ll understand the reasons, compare activities in our country and in England and try to find the way out of some problems of our world.
55865. Развитие ситуативной речи 7-9 классы 1.68 MB
  Правила безопасного диалога Мы все дети одной планеты Человек и религия Каждая крупная статья предусматривает после себя три вида заданий: Обсуждаем прочитанное Выполняем задания Выполняем творческие задания.
55866. School in our life 86.5 KB
  After the home, the school is the place where pupils spend a lot of time. School is not only a place of education, it is a place, where pupils develop their personal skills.
55867. SCHOOL LIFE 12.18 MB
  I see that most of you like school and I do hope you go there to get new information. But I think these are not the only reasons why you come to school. Could you tell what you do at school. Look at the screen and make up sentences.
55868. Шкільне життя 131.5 KB
  Мета: ознайомити з новими лексичними одиницями; практикувати навички читання, монологічного мовлення, аудіювання; тренувати учнів у вживанні Future Indefinite Tense. Розвивати пам’ять учнів, виховувати інтерес до різних видів позакласної діяльностіі.