54661

Общие сведения об объемных насосах

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Объемные насосы по характеру движения рабочего органа: возвратнопоступательные рабочая камера относительно корпуса неподвижна; имеются впускной и выпускной клапаны для соединения рабочей камеры с полостями всасывания и нагнетания; роторные рабочая камера подвижна клапаны отсутствуют. Возвратнопоступательные насосы По способу привода: прямодействующие за счет возвратнопоступательного воздействия непосредственно на вытеснитель простейший насос с ручным приводом; вальные за счет вращения ведущего вала преобразуемое в...

Русский

2014-03-17

1.21 MB

8 чел.

УРОК № 7.

«Общие сведения об объемных насосах»

   В объемных насосах взаимодействие рабочего органа с жидкостью происходит в рабочих камерах (замкнутых объемах), которые попеременно сообщаются с полостями всасывания и нагнетания. При работе насоса камера сначала заполняется жидкостью из полости всасывания, затем отсоединяется от этой полости, соединяется с полостью нагнетания и происходит вытеснение жидкости. Процесс повторяется многократно. Рабочий орган, обеспечивающий заполнение камеры жидкостью, а потом ее вытеснение – вытеснитель.

 У объемного насоса может быть одна или несколько рабочих камер объемом Vк. Рабочий объем Vо – максимальное количество жидкости, которое насос может подать за один цикл работы

Vо = Vк  z k,

где z – общее число рабочих камер;

     k – кратность насоса (число подач жидкости за один оборот вала).

  Свойства объемных насосов:

  •  герметичность (самовсасывание) – обеспечивает значительное разрежение во всасывающей полости насоса, что приводит к подъему жидкости на всасывающем трубопроводе перед началом нагнетания;
  •  жесткость характеристик – увеличение давления насоса, вызванное сопротивлением в напорном трубопроводе (приводит к небольшому уменьшению подачи).

 Достоинства объемных насосов:

  •  не требуют высоких скоростей для получения больших давлений;
  •  перекачивают жидкости большей вязкости (по сравнению с динамическими насосами).

 Недостаток объемных насосов:

  •  неравномерность подачи – нагнетают жидкость отдельными порциями.

 Объемные насосы по характеру движения рабочего органа:

  •  возвратно-поступательные – рабочая камера относительно корпуса неподвижна; имеются впускной и выпускной клапаны для соединения рабочей камеры с полостями всасывания и нагнетания;
  •  роторные – рабочая камера подвижна, клапаны отсутствуют.

«Возвратно-поступательные насосы»

 По способу привода:

  •  прямодействующие – за счет возвратно-поступательного воздействия непосредственно на вытеснитель (простейший насос с ручным приводом);
  •  вальные – за счет вращения ведущего вала, преобразуемое в возвратно-поступательное движение при помощи кулачкового или кривошипно-шатунного механизма.

 Делятся на:

  •  поршневые (вытеснитель – поршень) – создают значительные давления;
  •  плунжерные (вытеснитель – плунжер);
  •  

диафрагменные (вытеснитель – гибкая диафрагма) – не могут создавать высокие давления – применяются в топливных системах карбюраторных двигателей.

а) – поршневой, б) – плунжерный, в) – диафрагменный

1 – впускной клапан, 2 – выпускной клапан, 3 – поршень, 4 – корпус,

5 – шатун, 6 – кривошип, 7 – вал, 8 – впускная проточка, 9 – плунжер,

10 – пружина, 11 – кулачок, 12 – диафрагма, 13 – шток

Рисунок 12 – Насосы возвратно-поступательного движения

 Рассмотрим поршневой насос вального действия.

 Поршень приводится в движение приводным валом через кривошип и шатун. Движение поршня – возвратно-поступательное в корпусе. Рабочая камера (z=1) – пространство слева от поршня. При движении поршня вправо жидкость через впускной клапан заполняет рабочую камеру (обеспечивает всасывание). При движении поршня влево – жидкость нагнетается в напорный трубопровод через выпускной клапан. За один оборот вала поршень совершает один рабочий ход (k=1).

 Рассмотрим плунжерный насос.

 Плунжер совершает возвратно-поступательное движение в корпусе. Ведущий вал, приводя во вращение кулачок, воздействует на плунжер. Движение плунжера влево – кулачком, обратный ход – пружиной. Имеет только выпускной клапан.

 Рассмотрим диафрагменный насос.

 В корпусе закреплена гибкая диафрагма, прикрепленная и к штоку. Клапанов – два (впускной и выпускной). Рабочая камера – объем внутри корпуса, расположенный слева от диафрагмы. Рабочий процесс аналогичен рабочему процессу поршневого насоса.   

«Роторные насосы»

Роторные насосы

Роторно-вращательные

Роторно-поступательные

Зубчатые

Шиберные

Роторно-поршневые

Шестеренные

Пластинчатые

Аксиально-поршневые

Радиально-поршневые

Схема 1 – Классификация роторных насосов

«Шестеренчатые насосы»

 Шестеренчатые насосы – зубчатые насосы с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих герметическое замыкание рабочих камер и передачу вращающего момента с ведущего вала на ведомый.

 Бывают с зацеплением:

  •  внешним (просты по конструкции; наиболее распространены; надежны в эксплуатации);
  •  внутренним (компактны; конструкция сложная).

 Применяются в гидросистемах тракторов, дорожно-строительных, сельскохозяйственных машин; станочных гидроприводах, гидросистемах поршневых двигателей.

1 – ведущая шестерня, 2, 5 – рабочие камеры, 3 – ведомая шестерня,

4 – корпус, 6 – зуб

Рисунок 13 – Шестеренчатый насос

 Жидкость во всасывающей полости заполняет впадины между зубьями. Впадины с жидкостью перемещаются по дугам окружности от полости всасывания в полость нагнетания. В полости нагнетания каждый зуб входит в соответствующую впадину и вытесняет из нее жидкость. Следовательно, жидкость вытесняется из впадин в полость нагнетания. Т.к. впадина несколько больше зуба, то часть жидкости возвращается обратно в полость всасывания.

«Пластинчатые насосы»

 Пластинчатые насосы – роторно-поступательные насосы с рабочими органами в виде пластин.

 Бывают:

  •  однократного;
  •  двукратного;
  •  многократного действия.

 Достоинства:

  •  компактны;
  •  надежны в эксплуатации.

 Применяются в станкостроении.

 

1,3 – рабочие камеры, 2 – точка контакта, 4 – ротор, 5 – пластина, 6 – статор, 7 – паз, 8 – пружина, 9 – область всасывания, 10 – область нагнетания

Рисунок 14 – Пластинчатые насосы однократного (а) и двукратного (б) действия

 Рассмотрим пластинчатый насос однократного действия.

 В пазах вращающегося ротора (его ось совмещена относительно оси неподвижного статора на величину эксцентрика е) установлено несколько пластин с пружинами. Вращаясь вместе с ротором пластины совершают возвратно-поступательное движение в пазах ротора. Рабочие камеры ограничены соседними пластинами, поверхностями ротора и статора. При вращении ротора рабочая камера 1 (соединена с полостью всасывания) увеличивается в объеме и происходит ее заполнение. Затем она переносится в зону нагнетания. При дальнейшем перемещении ее объем уменьшается и происходит вытеснение жидкости (из рабочей камеры 3). Герметичность обеспечивается пружинами.

 Рассмотрим пластинчатый насос двукратного действия.

 Внутренняя поверхность имеет специальный профиль. Каждая пластина за один оборот вала дважды производит подачу жидкости. Области всасывания и нагнетания – по две, соединенные одним общим трубопроводом.

«Роторно-поршневые насосы»

 Роторно-поршневые насосы – роторные насосы с вытеснителями в виде поршней и плунжеров.

 Бывают:

  •  аксиально-поршневые (возвратно-поступательное движение поршней параллельно оси вращения насоса);
  •  радиально-поршневые (возвратно-поступательное движение поршней происходит в радиальном направлении).

 

3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24359. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 54.5 KB
  60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...
24360. Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте 54.5 KB
  Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно конструктивная экологическая Научное познание процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.
24361. Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности 53.5 KB
  Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...
24362. Соотношение науки и философии 100.5 KB
  Первые пять вопросов получили впоследствии в философии название онтологических или метафизических первый смысл этого понятия проблем. Шестой вопрос гносеологические вопросы философии: философия вырабатывает положения являющиеся базисными для познающего мир о глобальности и абсолютности материи о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей о сотканности мира из противоречий о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия о несводимости закона целого к законам его частей и др. И если на какомто...
24363. Единство и различие науки и искусства 60 KB
  Он же положил начало тенденции рассматривать поэзию в качестве главной составляющей искусства. Белинский утверждал что наука живая современная наука сделалась пестуном искусства и без нее немощно вдохновение бессилен талант. Новый виток обсуждения взаимоотношений науки и искусства связан с огромными достижениями науки и искусства XX столетия.
24364. Наука и обыденное познание 52 KB
  Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.
24365. Наука и религия в современной культуре 62 KB
  Научное и религиозное познание Для целей нашего исследования представляет определенный интерес и сопоставление научного и религиозного познания. В общественном сознании россиян под влиянием атеистической критики религии сложилось представление о противоположности и даже несовместимости науки и религии религиозного и научного познания. В рамках данного раздела мы не имеем возможности исследовать все эти грани а сконцентрируем преимущественное внимание на сопоставлении специфики научного и религиозного познания. И именно эта специфичность...
24366. Роль науки в современном образовании и формировании личности 32.5 KB
  Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории на которой происходит встреча индивида и науки подготовка его к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности. Образование необходимая ступень социализации личности. Образование подразумевает не только процесс передачи знания но и процесс окультурования личности самого учащихся.
24367. Основные функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила) 59 KB
  Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Результативная функция науки осуществляется из систему образования воспитания обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и эпосу науки. Функций у науки много и с ее развитием их становится все больше и больше.