54672

КАК ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задание 1. Посмотри вокруг операция абстрагирования Ученику предлагается посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы одного цвета из одного материала; предметов названия которых начинаются из одной и той же буквы Задание 2. Задание 1. Задание 1.

Русский

2014-03-18

173 KB

1 чел.

Составитель:

Акулова Лариса Ивановна,

учитель высшей квалификационной категории

учитель начальных классов

УВК «гимназия-школа» №27

Г.Мариуполя, Донецкой области

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ОПЫТА

«КАК ПОМОЧЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ»

I. Усложнение при счете, отсутствие стойких навыков счета.

  Причина:  Не сформированный переход от конкретного плана действий к  

                    абстрактному.

Задание 1. «Посмотри вокруг»! (операция абстрагирования) Ученику предлагается посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала; предметов, названия которых начинаются из одной и той же буквы,

Задание 2. «Переход из конкретного плана в абстрактный».

1.  Вставь пропущенные знаки,   или = одним цветом там, где не нужно ничего вычислять, а потом другим цветом там, где необходимо вначале сосчитать:

6 + 4... 8 + 5                А – В... А – С, если В >С

7 + 2... 9 – 6                37 + 54... 54 + 37

А + В... А + С             С – А... С – В, если А < В

9 – 4... 8 – 4                А + К... В + К, если А > В

А + В... В + А             64 – 7... 64 – 29

2.  Реши задачи:

а) В бидоне было 8 литров кваса. Сколько осталось кваса, если 3 литра выпили?

б) Мешок картофеля весит на 7 кг меньше, чем мешок капусты. В мешке капусты А кг. Сколько весит мешок картофеля?

в) На станцию доставили А вагонов груза тремя составами. В первом составе было В вагонов, а во втором Д вагонов. Сколько вагонов было в третьем составе?

г) Матери А лет, а сыну В лет. На сколько лет мать старше сына? На сколько сын младше матери? Сколько лет матери и сыну вместе?

Причина:  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

Задание 1. «Диктант пространственных действий» (Путешествие точки).

  1.  Две клетки вправо.
  2.  Одна клетка вниз.
  3.  Одна клетка вправо.
  4.  Одна клетка вверх.
  5.  Две клетки вправо.
  6.  Одна клетка наискосок вверх вправо.
  7.  Одна клетка вправо.
  8.  Одна клетка наискосок вниз влево.
  9.  Две клетки вправо.

II.Трудности при выполнении вычислительных операций с переходом   

   через десяток.

   Причина: Информированность умственной операции  «анализ  через

                     синтез».

Задание 1. «Раздели на группы» (развитие гибкости мышления) Дается 12-15 арифметических примеров или несколько задач, похожих по математическому составу, но разных по способу решения, и разных по внешнему оформлению, но одинаковых по способу решения. Нужно разделить примеры или задачи на группы по каким-либо признакам.

Задание 2. Составь примеры (анализ через синтез). Заполни пропуски:

а)  ... +...  =  5            ...  + ...  =  6                   ...  + ...  =  8

    ... +...  =  5            ...  + ...  =  6                   ...  + ...  =  8

                                     ...  + ...  =  6                   ...  + ...  =  8

                                                                                ...  +  … =  8

б)  7 + 2  <  7 + ...             ... + 4  <  4  + ...

    5 – ... =  5 – ...             ...  – 3  < ...  – 3

    6 + … >  6  +  …              …  + 3  =  3 – …       

в)   8...  3  =   5                   4...  3  = 12

   10...  5  =   2                 12...  4  = 16

     9...  3  =  27                18...  6  =   3

   24 … 8  =  32                18...  6  = 12

III. Усложнение при разложении числа на удобные при вычислении части. 

       Причина: Несформированность умственной операции «анализ через синтез» 

Задание 1.  Задание на зрительный анализ.

    Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, который состоит из геометрических фигур и нарисован на доске или листе бумаги учителем, и так же скопировать его в тетрадь.

 

 


Задание 2.
Изображение какого-либо предмета расчертить на 16-25 квадратов (4х4 или 5х5). Дать ученику заранее заготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеткам данное изображение.

 

IV. Трудности в продолжении числового ряда из определенной позиции.

     Причина:  Информированность понятия числового ряда. 

Задание 1. Овладение числовым рядом и его свойствами.

а) Ученику предлагается задание на:

прямой счет (посчитать до 10 начиная от 3, 5, 8;

                        посчитать до 30, начиная от 21, 24, 27;

                        посчитать до 70, начиная от 62, 66, 69;

                        посчитать от 90 до 100; от 193 до 203;

                        от 999 до 1003; от 3141 до 3151).

обратный счет (посчитать от 10 до 1, от 30 до 20, от 72 до 62, от 101 до

                             91, от 203 до 193, от 1003 до 999, от 3151 до 3141).

б)  Задание ученику:

- считай от «a» до тех пор, пока не станет на «n» больше:

     n = 2, 5, 8              а = 3, 7, 14;

- считай от «a» до «b» и скажи, сколько единиц ты насчитал:

a = 3        b =   7         

a = 4        b = 10            

a = 9        b = 19

- начни считать в обратном порядке от «b» до тех пор, пока не будет на «n» меньше:

b =   3                n = 2

b =   7                n = 5

b = 14                n = 8

- считай от «b» в обратном порядке и скажи, сколько единиц ты насчитал:

b =   7                a = 3

b = 10                a = 4

b = 19                a = 9

в) Предложен «сказочный» пример с одним «обычным» числом:

                                           А + 1 = В

Из двух «сказочных» чисел подчеркни большее. Объясни свой выбор.

                                           С - 1 = Р

Из двух «сказочных» чисел подчеркни то, которое в сказочном числовом ряду стоит справа.

                                    К + 2= Е,  Р – 1 = С

В каком из этих двух примеров использованы последующее и предыдущее «сказочные» числа? (во втором).

V. Ошибки при решении арифметических примеров.

     Причина:  Низкий уровень формирования внутреннего плана действий.

Задание 1. «Соедини фигуры» (развитие внутреннего плана действий)

    Учитель предлагает ученику мысленно соединить два данных прямоугольника. Обратить внимание, что при этом некоторые кружки совпадут, а некоторые – нет. Нужно уяснить, как будут расположены кружки, которые не совпадут, после соединения двух прямоугольников. Как выбрать один ответ из предложенных вариантов (2). Выбор ученика анализируется. Потом предлагаются аналогичные задания.

      °

               °

°

                     °

°

      °             °

      °

   

     °             °

               °

 

Задание 2. « Передвигай фигуру не прикасаясь» (развитие внутреннего плана действий).

Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеток. Ученику предлагают посмотреть на фигуру (треугольник, звездочка, птичка), расположенную в центральной клетке, и мысленно передвигать ее на одну клетку по указаниям учителя (например, «вверх, влево, вверх, вправо, вверх, влево, вниз. Где должна находиться фигура сейчас?). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и быстроты передвижения фигуры.

VI. Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий.

      Причина:  Недостаточное развитие памяти.

Задание 1. «Рисунки-помощники» (умение находить и устанавливать содержательные связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его отображении).

    Перед учащимися раскладывается 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например: яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, конь, флажок, петух и т.д.).

Задание ученику:

- Я сейчас назову цепочку слов. Смотри на эти рисунки и выбирай  из них те, которые помогут тебе запомнить каждое слово. Откладывай их в сторону. Затем учитель читает первое слово, а ученик откладывает в сторону ассоциативный рисунок, читается второе слово и т.д. По окончании ученик должен воспроизвести названные слова. Для этого он берет по очереди рисунки, отложенные в сторону, и при их помощи вспоминает ту цепочку слов, которую ему называли. Подсчитывается количество правильно отображенных слов.

Приблизительный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, добро и т. д.

VII. Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и

       деления.

       Причина: Недостаточное отдифференцирование понятий «сложение», «вычитание», «умножение», «деление».

Задание 1. Понимание взаимосвязи операций сложения и вычитания.

а) Вставить пропущенное число:

      9  – ... =  6

     ... –  5  =  2

      3  + ... = 10

                                                                17

б) Дается запись состава числа: 95    78 и примеры, составленные на основании первой записи:

95 – 17 =                      78 – 17 =

17 + 78 =                      95 + 17 =

95 – 78 =

Два примера справа умышленно составлены неправильно, но ученик об этом не предупреждается. Там, где ученик не знает ответа, нужно поставить знак вопроса.

в) Понимание зависимости смены результата арифметических действий от смены одного из компонентов:

  1.  3 + k =  8         2) с + 6 = 13         3) 10 – а  = 3        4) у – 3  =  9

             4 + k = ...            с + 5 = ...               9 – а =...           у – 4 = ...

Учитель: «Догадайтесь, какое число должно стоять в ответе. Для этого нужно внимательно посмотреть на первый рядок, подумать, а потом дать ответ».

VIII. Ошибки при записи состава чисел ( сотни не располагаются слева  

        от десятков, а единицы - справа).

Причина:  Неусвоение принципа построения многозначных чисел.

Задание 1. «Запиши правильно». Записать правильно числа, которые диктуются по составу вразброс.

Например:

а) число, которое состоит из семи единиц, одной сотни и пяти десятков;

б) число, которое состоит из девяти единиц и восьми сотен;

в) число, которое состоит из шести сотен, четырех единиц и трех десятков;

г) число, которое состоит из двух десятков и семи сотен.

Причина: Недостаточное  формирование процессов зрительного анализа.

Задание 2. «Отыщи красивые» (зрительный анализ) Ученику предлагается выбрать красивый дом:

Потом его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра «1», отыскать среди них красивые и обвести их карандашом.

Попросить учеников объяснить  почему, например, вторая цифра некрасивая, седьмая – красивая? Почему среди некрасивых единиц есть такие, «носики» у которых красивые?

Как отличить красивый «носик» от некрасивого?

Попросить ученика выявить, какие «носики» красивые, а какие нет?

                                                 Литература

  1.  «Як допомогти слабовстигаючому школяреві». Н.П.Локалова. Донецьк. Видавництво «Третє тисячоліття». 2006 р.
  2.  «Інтелектуальні ігри у початкових класах». Харків. Видавнича трупа

«Основа». 2005 р.

  1.  «Нетрадиційні уроки в початковій школі». Харків.  Видавництво

«Торанг плюс». 2006 р.

  1.  «Зошит з розвитку мислення». Київ. «А.С.К.». 1999р.
  2.  Н.К.Винокурова. «Развиваем способности детей». Москва. «Росмэн». 2002г.
  3.  Е. А.Нефедова, О. В Узорова «Готовимся к школе». Москва. АСТ. 2000 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25459. Основные группы категорий социальной работы 11.87 KB
  основные группы категорий социальной работы Любая гуманитарная наука в том числе теория социальной работы отражает изменчивые тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления например взаимодействие человекчеловек человексреда обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия краткие но всеобъемлющие определения способные объяснить особенности того или иного явления не позволяющие его толковать двояко. Категориально понятийный аппарат социальной работы. В теории социальной работы сложился...
25460. Февральский переворот 1917 г 12.75 KB
  В ходе боев формируется убеждение что земля не может не перейти крестьянам в награду за страдания жертвы и гибель за Царя тем более что община провожая солдат на войну говорила : Защитите землю и отвоюйте ее в руки крестьянские Вера в победоносное и непременно скорое окончание войны побуждало солдат безропотно нести свой крест и выполнять свой долг перед Царем и Отечеством. Объективно особых причин для этого не было но традиционное сознание ориентировано на то что правдивую информацию поставляет ближайшее окружение то есть солдат при...
25461. Взаимосвязь процесов в обществе социальной политики и социальной работы 12.45 KB
  Решение соц. проблем через личностные потребности и интерес клиентов Зависимость результативности ср от профессионализма нравственных Закономерности соц работы носят объективный характер Жуков 2 группы: 1 законодат функц и разв системы СР 2 законод отраж существ связи между С и О соц дти и их диалектика полит обусловл СР взаимосвязь соц пол госва и сод СР объем и финанс соц прогр: стрра соц служб кат нас все завис от соц пол госва детермин сод и форм СР с социокульт услми ее сущя проф компетентность и ориентир соц служб ...
25462. Вторая половина 1918 г. 12.51 KB
  в стране насчитывалось до 10 типов изданий проводивших политику правящей партии. Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий. Среди центральных изданий возникших в годы гражданской войны следует назвать газету Жизнь национальностей орган Народного Комиссариата по делам национальностей. они выпустили около 500 различных изданий.
25463. Принципы и методы профессиональной социальной работы 15.61 KB
  Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.