54673

Как помочь учиться учащимся

Научная статья

Педагогика и дидактика

Для сильных учащихся подбираю задания требующие самостоятельности творческого поиска высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого. Для слабых – задания повышающие активность в процессе восприятия осмысления нового материала задания оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала обучающие приемам рациональной умственной деятельности. Я объясняю новый материал второй раз и самостоятельные задания получают учащиеся средней группы. В конце урока я проверяю задания которые выполняли учащиеся...

Русский

2014-03-18

107.5 KB

0 чел.

Амвросиевская общеобразовательная

школа I-III ступений №6

Амвросиевского районного совета

Донецкой области

Как помочь учиться учащимся

(из опыта работы)

Материал подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Фролова Г.С.

Не утихают разговоры о том, что школьники не хотят учиться, они перегружены, что современная система образования несовершенна, не соответствует требованиям, предъявляемым к школе. Как найти выход из создавшейся ситуации? Как повысить эффективность урока? На мой взгляд, обучение должно быть целенаправленным. И в нашей обыкновенной общеобразовательной школе программа рассчитана не на одаренных и талантливых, а на детей с разным уровнем обучаемости и в итоге – на разноуровневый конечный результат.

Одним из показателей эффективности своих уроков по русскому языку я избрала и поставила во главу угла дифференциацию обучения и индивидуального подхода к учащимся. 

Как показывает практика, одним из основных тормозов обновления процесса преподавания, его интенсификации является равномерность усвоения материала разными учащимися одного класса. То, что легко схватывают одни, оказывается трудным для других. А мы, как правило, работаем со всем классом одновременно и одинаково, что приводит к замедлению развития сильных и всё большему отставанию слабых. Поэтому, как мне кажется, и я в этом убеждена, проблема дифференцированного подхода к обучению – одна из слагаемых эффективности урока.

Нельзя сказать, что это универсальный метод и до конца исследованный. Можно ли не опасаться, что дифференциация обучения не скажется отрицательно на формировании характера и нравственном развитии школьников? Пока что трудно представить себе, удастся ли уберечь сильных учащихся от возможного в их положении высокомерия, а слабых – от закомплексованности? Этот подход к обучению требует большого педагогического такта.

Мы уже частично наблюдаем процесс дифференциации, создав в школе профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Но я хочу остановиться на некоторых моментах дифференцированного обучения в своей работе и в «своих» классах.

Приступая к внедрению дифференциации в своей работе, я сначала внимательно изучала этот вопрос, обращаясь к методике обучения русскому языку в условиях близкородственного  двуязычия. В специальных журналах я нашла несколько статей по этой проблеме, изучила их.

Особенно доступно и глубоко освещен этот вопрос в статье доктора педагогических наук Н.А. Пашковской, которая называется «Дифференцированный подход в обучении русскому языку».

Пользуясь рекомендациями этой статьи и критериями разделения учащихся класса на три группы, я выделила в каждом классе эти группы, учитывая индивидуально-психологические особенности каждого ученика, исходя из подготовленности класса. В соответствии с уровнем знаний, сформированности умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, классы поделены на три группы: сильные, средние и слабые.

Для сильных учащихся подбираю задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого.

Для слабых – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала, задания, оказывающие школьникам оперативную помощь в процессе первичного закрепления материала, обучающие приемам рациональной умственной деятельности.

Для всех трёх групп, вернее, для каждой группы отдельно, готовлю различные типы заданий, направленных на подтягивание средних и слабых учащихся к сильной группе.

Дифференцированные виды работы использую на разных этапах урока:

  1.  в процессе объяснения нового материала;
  2.  на этапе формирования умений и навыков;
  3.  во время закрепления и систематизации знаний, умений и навыков;
  4.  при анализе контрольных работ, организации самостоятельной работы (в том числе и домашних заданий);
  5.  в работе над ошибками.

Объяснение нового материала при дифференцированном подходе может осуществляться различными путями. Я же в своей практике использую троекратное объяснение новой темы. Это позволяет мне держать в поле зрения средних и слабых учеников и работать с ними на протяжении всего урока.

Как это осуществляется практически?

После первого объяснения нового материала группа сильных учеников переходит к самостоятельному выполнению дополнительных заданий, подготовленных мною заранее. Сильная группа приступает к самостоятельной работе.

Я объясняю новый материал второй раз, и самостоятельные задания получают учащиеся средней группы.

Третье объяснение нового материала – это работа только со слабыми учащимися.

Таким образом, создаются условия, позволяющие мне трижды объяснить изучаемый материал слабым учащимся.

В конце урока я проверяю задания, которые выполняли учащиеся первых двух групп самостоятельно, и подвожу итоги.

Вот как это происходит на примере урока русского языка в 6 классе по теме «Способы образования имен прилагательных».

После фронтального объяснения нового материала для группы сильных учащихся даю задания:

  1.  Прочитайте параграф. Сопоставьте способы образования имен существительных и прилагательных в русском языке.

Составьте таблицу «Способы образования имен существительных и прилагательных».

Назовите способы образования, которые можно считать самыми распространенными для каждой части речи.

  1.  Определите способы образования данных слов: безоблачный, сельскохозяйственный, осенний, безводный.

Затем еще раз объясняю новый материал, привожу примеры и даю задания для средней группы учащихся:

  1.  Прочитайте параграф. Составьте план ответа. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
    1.  Образуйте имена прилагательные, обозначьте их состав:
      1.  при помощи приставок (от слов мятежный, водный, грамотный);
      2.  при помощи суффиксов (от слов машина, осень, журавль);
      3.  при помощи приставок и суффиксов (море – за, ск; размер – без, н; шефы – под, н);
      4.  сложением основ (русский и украинский, черные брови, лес пилить).

После 3-го объяснения только для слабых учащихся даю задания третьей группе:

  1.  Прочитайте параграф, перескажите его. Иллюстрируйте свой ответ примерами.
    1.  Назовите, каким способом образованы слова:
  2.  предобрый, презабавный, безводный;
  3.  осенний, матросский, талантливый;
  4.  сотрудник, приморский, прибрежный;
  5.  железнодорожный, плодовоягодный, угледобывающий.

Более успешно, на мой взгляд, дифференцированный подход осуществляется на этапах формирования умений и навыков, закрепления и систематизации изученного, а также анализа контрольных работ.

Для осуществления дифференцированного подхода при анализе контрольных диктантов я считаю эффективным делить класс на группы, исходя из оценок, полученных учащимися:

  1.  гр. – получившие 10, 11, 12 баллов.
  2.  гр. – получившие 7, 8, 9 баллов.
  3.  гр. – получившие 1, 2, 3, 4, 5, 6 баллов.

Первой группе предлагаю творческие задания. Чаще всего это сочинение по картине, к которому может быть дан план, вопросы, словарный материал и т.д.

Учащимся второй группы тоже предлагается работа творческого характера, но значительное внимание уделяю тренировкам, повторению и закреплению орфограмм.

Эффективными в этом случае являются упражнения – переводы, деформированные тексты, содержащие нужные орфограммы, упражнения, осложненные грамматическими заданиями.

Третья группа работает под руководством учителя, исправляя свои ошибки, выполняя тренировочные упражнения, направленные на формирование орфографических навыков.

Работа проводится по этапам с обязательной проверкой каждого задания.

В конце урока я практикую несколько вариантов домашнего задания, разных степеней сложности. Учащиеся самостоятельно выбирают одно из них.

В старших классах довольно часто заменяю традиционные тренировочные упражнения творческими работами индивидуального, а иногда и группового характера.

Эффективность урока определяется результатами учебной деятельности на уроке учеников и учителя.

Для того, чтобы учащиеся получили определенный эмоциональный настрой и были готовы к усвоению учебного материала, я иногда ввожу нестандартные, необычные ситуации.

Они занимают немного времени, но теснейшим образом связывают учеников и учителя, позволяют детям на оптимистической волне приступить к усвоению новых знаний.

В среднем звене (5-6 класс) замечательно проходит такая разминка. Называется она «Давайте говорить друг другу комплименты».

На доске записаны слова песни известного, к сожалению, ушедшего из жизни барда Булата Окуджавы. Она так и называется «Давайте восклицать…».

Сначала дала детям возможность прослушать песню в исполнении автора. Затем все вместе, глядя на доску, где записаны слова песни, спели ее.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно.

То вместе, то - поврозь, а то - попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь - короткая такая.

А потом я предложила детям подумать, кому из своих товарищей они могли бы сделать комплимент.

Детям это так понравилось, что на перемене они переписали слова этой песни, затем постепенно выучили ее, а теперь мы часто начинаем урок этой песней, обмениваемся комплиментами, а потом начинаем урок в приподнятой, дружеской обстановке. Это тоже один из приемов повышения эффективности урока.

Надеюсь, что мой опыт будет интересен всем, кто преподает русский язык в общеобразовательной школе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80723. Синтаксические отношение и способы их выражения в английском языке 39.54 KB
  В английском языке имеются иные средства выявления статуса подчиняющего и подчиненного элементов через синтаксическую функцию. Подчиненный элемент – это синтаксический элемент раскрывающий свою синтаксическую функцию на уровне анализируемого словосочетания. to prk crefully – crefully – подчиненный элемент выполняющий функцию обстоятельства; обстоятельственный тип связи; to prk – подчиняющий элемент не выявляющий свою синтаксическую функцию. Useful informtion Useful подчиненный элемент выполняющий функцию определения; атрибутивный тип...
80724. Семантический аспект 31.45 KB
  Семантическая роль - семантическая единица, получившая выражение в языке на основании «глубинных падежей» Ч.Филмора. Филмор выделил 6 функциональных отношений, которые могут быть между предикатом и аргументом, указывающих на 6 глубинных (семантических) падежей.
80726. Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики 34.33 KB
  Отличие теоретической грамматики от практической. Практическая грамматика предписывает определенные правила употребления, учит как надо говорить или писать, а теоретическая грамматика, анализируя факты языка, излагает их, не давая никаких предписаний. В отличие от практической грамматики, теоретическая грамматика не во всех случаях дает готовое решение. В языке существует ряд явлений, интерпретируемых по-разному разными лингвистами.
80727. Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике 38.55 KB
  Теория классификации частей речи. Проблема частей речи в зарубежной и отечественной лингвистике Весь словарный состав английского языка как и всех индоевропейских языков подразделяется на определенные лексико-грамматические классы называемые частями речи. Самые первые перечни частей речи приводившиеся в ранних трудах по философии и логике и являвшиеся первыми классификациями частей речи едва ли основывались на каких либо четких критериях. Многие другие разряды слов приобретшие впоследствии статус частей речи были выделены из сферы имени...
80728. Проблема частей речи в отечественной лингвистике. Классификации отечественных лингвистов 31.25 KB
  Проблема частей речи в отечественной лингвистике. Классификации отечественных лингвистов Отечественные лингвисты в отличие от зарубежных авторов считают триединый принцип классификации частей речи ведущим но допускают возможность привлечения двух признаков: семантического и синтаксического так как английский язык аналитический и в ряде случаев отсутствует признак формы. Впервые эта мысль была высказана Щербой в статье О частях речи в английском языке. Наиболее четкое определение частей речи которого придерживаются и исследователи...
80729. Имя существительное. Проблемы падежа, числа, рода. Лексико-грамматические разряды существительных 35.14 KB
  Существительное – это знаменательная часть речи обладающая семантическим значением предметности характеризующаяся наличием определенных грамматических категорий и зависимых грамматических значений. Грамматическое значение – это обобщенное абстрагированное значение объединяющее крупные разряды слов и выраженное через свойственные ему формальные показатели. Зависимое грамматическое значение лексико-грамматическое значение – это значение соединяющее лексический состав и грамматическую форму. Итак существительное обладает значением...
80730. Проблема артикля 33.85 KB
  Проблема места артикля представлена двумя теориями: Одна из них рассматривает сочетание Артикль Существительное как аналитическую форму. Вторая теория относит артикль к служебным частям речи а сочетание Артикль Существительное трактуется как сочетание особого типа. В соответствии с первой теорией если данное сочетание рассматривать как аналитическое то артикль приравнивается к вспомогательной части аналитической формы. В пользу этого можно привести следующие доводы: Артикль является морфологическим показателем существительного.
80731. Прилагательное. Категории прилагательного 36.35 KB
  Прилагательное это часть речи называющая признак предмета обладающий условной устойчивостью без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения формы и функции. Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением и это – значение признака свойства или состояния.