54685

Монополизм: сущность, формы, последствия. Естественная монополия

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором конкурирующие продавцы предлагают для продажи стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль.

Русский

2014-04-02

22.63 KB

13 чел.

Монополизм: сущность, формы, последствия. Естественная монополия.

Монополизм – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контрасте со свободным рынком, на котором конкурирующие продавцы предлагают для продажи стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют лицензии, патенты, исключительные права, полученные от правительства, и т.д. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания монопольной власти фирмы.

Главным признаком монополизма является занятие монопольного положения. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Монополистические предприятия имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Если на рынке возникает монополия со стороны спроса, то такая рыночная структура называется монопсонией. Если на рынке противостоят друг другу единственный продавец и единственный покупатель, то возникает рыночная структура, называемая двусторонней монополией.

Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить». Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Формы и виды монополий.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:

  1. Естественная,
  2. Административная,
  3. Экономическая.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

  1. Юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;
  2. Соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;
  3. Границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;
  4. Общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;
  5. Система регулирования деятельности субъектов монополий;
  6. Санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

  1. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  2. Транспортировка газа по трубопроводам;
  3. Услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  4. Железнодорожные перевозки;
  5. Услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  6. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики.

Функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72343. Защитные сооружения гражданской обороны 85 KB
  По защитным свойствам: убежища; противорадиационные укрытия далее ПРУ; простейшие укрытия. Под убежища и противорадиационные укрытия далее –- ПРУ можно приспосабливать естественные и искусственные подземные горные выработки.
72344. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля 356.5 KB
  Для измерения величин характеризующих синтезирующие излучения используют следующие внесистемные единицы: Рентген единица экспозиционной дозы рентгеновского или гамма-излучения под воздействием которого в 1 см3 сухого воздуха при t=00С и давлении 760 мм рт.
72345. Средства индивидуальной защиты 253.5 KB
  Для защиты от газов военнослужащих в частности – хлора стали применять многослойные марлевые повязки пропитанные специальными растворами но все эти действия оказались малоэффективными. В настоящее время системе защиты населения важное значение имеет обеспечение всего населения необходимыми...
72346. Современные средства поражения 115.5 KB
  В случае возникновения на территории России локальных вооруженных конфликтов и развертывания широкомасштабных боевых действий источниками чрезвычайных ситуаций военного характера будут являться современные обычные средства поражения при высокой вероятности применения противником...
72347. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО в образовательных учреждениях 109.5 KB
  Настоящий Федеральный закон определяет задачи правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
72349. Современная Интернет-реклама и ее особенности 17.94 KB
  Почтовая реклама: электронная почта есть практически у всех пользователей Сети; возможность персонифицированного обращения; интересное сообщение может быть распространено получателем среди его коллег и знакомых. Баннерная реклама. Контекстная реклама реклама которая размещается в результатах поиска...