54698

Антимонопольная политика государства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Русский

2014-04-02

22.83 KB

3 чел.

Антимонопольная политика государства.

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

  1. Предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
  2. Разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
  3. Исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
  4. Проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
  5. Принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

Антимонопольная политика государства. Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности с антимонопольными (антитрестовскими) законами, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:

  1. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях. Государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен.
  2. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: 

  1. Государственная собственность
  2. Государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель государственного регулирования естественных монополий состоит в том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания.

Закон Шермана. Антитрестовские законы как способ контроля деятельности монополий. Эта форма контроля имеет богатую историю. Столетие назад в США был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако формулировки этого закона были весьма расплывчаты с юридической точки зрения, что не позволяло четко определить преступление.

Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г., который уточнял и дополнял ряд положений предшествующего антимонопольного закона. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия, в компетенцию которой контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Значительное число антимонопольных актов доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, во-первых, препятствием свободной рыночной конкуренции, применением нечестной конкуренции, что ведет к банкротству мелких производителей; во-вторых, возможностью установления монопольно высоких цен, а также снижением качества продукции; в-третьих, отставанием в научно-техническом совершенствовании производства.

С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает наиболее эффективное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54350. Методика организации инновационной деятельности в школе 142.5 KB
  Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности интерес к результату деятельности стремление к саморазвитию развитию какихлибо своих качеств способностей. Мотив придает смысл деятельности для человека. Проведение диагностики: Изучение мотивов трудового поведения Ваш творческий потенциал Личностные ориентации педагога Готовность педагога к работе в инновационном режиме наблюдения за работой учителя индивидуальные собеседования дали возможность заинтересовать 76 педагогов нашей школы в участии в инновационной...
54351. Методика створення ігрових зон для першокласників 225.5 KB
  Сюжети ігор дуже різноманітні й відображають реальні умови життя дитини. Народна педагогіка виділяє дві основні групи ігор. Дидактичні гри різновид ігор за правилами. Успіх дидактичних ігор значною мірою залежить від правильного використання в них ігрового обладнання іграшок геометричних фігур природного матеріалу шишок плодів насіння листків тощо.
54352. Вибір учительських методик відповідно до індивідуальних стилів навчання молодших школярів 159 KB
  Ось декілька методів читання які допомагають організувати ефективну роботу учніввізуалів з друкованими текстами. Вчитель розбиває текст на короткі частини об’єднує учнів у пари і дає чіткі пояснення що вони повинні будуть робити. Навчання учніваудіалів Ученьаудіал сприймає світ через призму звуків.
54353. Методика розробки гри-подорожі для молодших школярів у навчальному закладі, як ефективна традиційна форма виховної роботи 106.5 KB
  Місце проведення: ЦДЮТ Дзержинського району Мета: Ознайомити учасників із особливостями форм організації довгострокової гриподорожі для молодшої ланки школярів та сформувати навички проектування їх окремих різновидів. Завдання: Надати учасникам інформацію про різновиди гри –подорожі молодших школярів; Сформувати в учасників навички проектування довгострокової гриподорожі; Показати шляхи практичного застосування отриманої інформації. План...
54354. Методика організації лекційно-семінарських залікових занять в системі особистісного зорієнтованого навчання 82.5 KB
  Щоб учень міг успішно освоїти ці етапи діяльності вчитель повинен перш за все підвищити ефективність і результативність уроку. Не завжди виправдовується поділ навчальної теми і вивчення її по частинах на окремих уроках. Помилка в тому що ми хочемо одержати від своєї роботи миттєвий результат: дали сьогодні урок пояснили новий матеріал а наступного дня вже проводимо опитування перевіряючи як засвоєно нове. Саме тому досвід показує що доцільно планувати і проводити уроки в системі з багаторазовою проробкою учнями всієї теми...
54355. Методология Урока здоровья по профилактике табакокурения в средних общеобразовательных школах 36.5 KB
  Предоставить контакты центров здоровья и обратить внимание слушателей на интернет ресурс http: www. Урок здоровья рекомендуем начать с анонимного анкетирования присутствующих. Ваше выступление на уроке здоровья будет состоять из 3х частей после каждой из которых предполагается показ актуальных видеороликов связывающих части вашей лекции в единое целое.
54356. Методи розв’язування текстових задач 64 KB
  Мета: Узагальнити і систематизувати знання учнів про розв’язування текстових задач вчити розв’язувати задачі за допомогою систем нелінійних рівнянь; формувати навички роботи в групі; залучати дітей до знаходження і розвязання проблем виробничого характеру повязаних із застосуванням математики; виховувати інтерес до математики. Хтось захоплюється проектуванням...
54357. Возникновение и ранние формы славянской культуры. Формирование культуры восточных славян и ее особенности 23.94 KB
  Начало процесса обособления славян из древней индоевропейской общности относят к II тыс. до н.э. В греческих, римских, арабских, византийских источниках начала нашей эры славяне упоминаются под именами венедов, антов, склавинов