54698

Антимонопольная политика государства

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Русский

2014-04-02

22.83 KB

6 чел.

Антимонопольная политика государства.

Рынок действует по определенным принципам, которые монополия подрывает. Поэтому борьба с монополией является одновременно защитой основных принципов рыночной экономики.

Антимонопольная политика – это целенаправленная деятельность государственных органов по защите и усилению конкурентных начал в экономике и созданию препятствий для возникновения чрезмерной власти монополий.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

  1. Предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;
  2. Разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;
  3. Исключение условий для возникновения дефицита в экономике;
  4. Проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;
  5. Принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

Антимонопольная политика государства. Государство заинтересовано в том, чтобы естественные монополисты не злоупотребляли своим положением.

Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности с антимонопольными (антитрестовскими) законами, которые призваны установить «правила игры» на конкурентном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:

  1. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях. Государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен.
  2. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: 

  1. Государственная собственность
  2. Государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель государственного регулирования естественных монополий состоит в том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания.

Закон Шермана. Антитрестовские законы как способ контроля деятельности монополий. Эта форма контроля имеет богатую историю. Столетие назад в США был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако формулировки этого закона были весьма расплывчаты с юридической точки зрения, что не позволяло четко определить преступление.

Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г., который уточнял и дополнял ряд положений предшествующего антимонопольного закона. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия, в компетенцию которой контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Значительное число антимонопольных актов доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, во-первых, препятствием свободной рыночной конкуренции, применением нечестной конкуренции, что ведет к банкротству мелких производителей; во-вторых, возможностью установления монопольно высоких цен, а также снижением качества продукции; в-третьих, отставанием в научно-техническом совершенствовании производства.

С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает наиболее эффективное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18050. Ускорители схватывания и твердения в технологии бетонов 1.34 MB
  Ускорители схватывания и твердения в технологии бетонов. Ружинский С.И. Часть 1 Еще пол года назад наш доморощенный Квазимодо страдал по Эсмеральде из каждого динамика. Очень красиво и образно страдал следует отдать ему должное. Благодаря всего одной арии из французс...
18051. Краткосрочная финансовая политика предприятия. Учебное пособие 2.77 MB
  Н.М. Крюкова Учебное пособие. Содержание и значение финансовой стратегии фирмы. Определение целей и задач бизнеса. Содержание и порядок разработки финансовой политики фирмы. Что п...
18052. Основы радиации. Радиационное загрязнение территории РБ 599 KB
  1. Радиационное загрязнение территории РБ. Радиоактивность явл результатом процесса кот происх внутри ядер. НТР принесла чел не только технический прогресс но и истощение природных ресурсов загрязнение окр среды усиление техногенной экологической и природной опас
18053. Административно-процессуальное право: Курс лекций 1.11 MB
  Административно-процессуальное право: Курс лекций./ Сост.: В.В. Степанюк Орёл: Орловский юридический институт МВД России 2009 г. 172 с. В данном курсе лекций представлены конспекты лекций по первому разделу: Введение в административнопроцессуал
18054. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ 2.87 MB
  ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ НАЧИСЛЕНИИ НАЛОГОВ И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ Ф.Н. Филина И.А. Толмачев Под редакцией Т.Н. Межуевой. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ 1.1. Доходы В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натурал...
18055. Анализ деятельности коммерческого банка 1.36 MB
  Л.В. КОХ Ю.В. КОХ Анализ деятельности коммерческого банка Учебное пособие Раскрываются основные направления экономического анализа деятельности коммерческого банка. Рассматриваются вопросы анализа состояния и использования собственных и привлеченных средств...
18056. Організація, планування та управління підприємствами галузі: Конспект лекцій 1.35 MB
  Стахурський В.О. Організація планування та управління підприємствами галузі: Конспект лекцій для студ. напрямів 0902 Інженерна механіка 0905 Енергетика 0925 Автоматизація та компютерно-інтегровані технології всіх форм навчання. К. : НУХТ 2009. 113 с. АНОТАЦІЯ К
18057. Базы данных, учебное пособие 1.41 MB
  Базы данных Допущено Учебно-методическим объединением вузов по образованию в области автоматизированного машиностроения УМО АМ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров.
18058. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ 1.06 MB
  Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ М. 325 с. Вместо введения. История создания книги Психическая адаптация к требованиям социальной среды. Базисные ком...