54729

СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - КЛИНИКА И ПРОГНОЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Толстого: Все мысли о смерти нужны для жизни а тема урока заболевания сердечнососудистой системы оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы: Причины сердечнососудистых заболеваний. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Часто причиной смерти являются болезни сердечнососудистой системы.

Русский

2014-03-18

101 KB

1 чел.

СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - КЛИНИКА И ПРОГНОЗ

(интеграция знаний по ОБЖ и биологии)

                                                      11-й класс

Цель урока: формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи:

а) образовательная:

сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

б) воспитательная:

способствовать воспитанию ответственности за будущее;

уделить внимание социальному воспитанию.

в) развития:

навыков принятия ответственных решений; планирование здорового будущего;

- интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.

Оборудование:

таблички с симптомами инфаркта и инсульта;

таблица «Анатомия сердца и мозга»;

магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Время: 45 минут.

Место: кабинет Биологии.

Методы урока:

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковый.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение .

   Контроль: устный, письменный.

Ход урока:

  1.  Подготовка к эффективному восприятию.

Учитель ОБЖ:        - Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока - заболевания сердечно-сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

  1.  Причины сердечно-сосудистых заболеваний.
  2.  Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.
  3.  Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.
  4.  Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  5.  Правила ухода за больным.

Хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово «сердце»? (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)

Учитель биологии:

Как вы понимаете следующие фразеологические обороты:

Не на жизнь, а на смерть (до последней возможности);

Не от хорошей жизни (поневоле, под давлением обстоятельств);

Жизнь прожить - не поле перейти (не так легко, не так быстро);

Погибнуть смертью героя (как герой);

Тебя только за смертью посылать (очень долго);

Смерти в глаза смотреть (встретиться со смертельной опасностью).

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

- Итак, жизнь, смерть, сердце... Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно-сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы? (Варианты ответов (В.О.): инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос. Из 130 опрошенных - 44%, почти половина, на первое место среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно-сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

- А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

  1.  Оказывается, сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.
  2.  Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.
  3.  Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно-сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно-сосудистые заболевания, следующие:

малоподвижный образ жизни;

курение, употребление алкоголя;

стрессы;

- нерациональное питание.
Учитель ОБЖ:

В этот список можно добавить и такие факторы риска:

избыточная масса тела;

нарушение углеводно-солевого обмена;

генетический фактор.

Среди всех сердечно-сосудистых заболеваний наиболее серьезные - инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель биологии:

- Дайте определение инфаркта и инсульта.

Учитель ОБЖ:

- Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного (зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант - выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант - симптомы проявления инсульта.

После выполнения - разбор задания.

Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? (Включается запись вызова «скорой помощи» и сирены.)

Да, конечно же, самое первое - это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1.  Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ.
  2.  Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот, галстук, ремень брюк.
  3.  Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.
  4.  Осторожно положить теплую грелку к ногам.
    Часто инфаркты, инсульты сопровождаются
     потерей сознания - обмороком. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

     Учащийся:

Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

Побрызгайте на лицо и грудь водой. Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

- Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

• Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ

- Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?

Учащийся:

- Десяти- и одиннадцати классики сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

  1.  Регулярно посещать врачей.
  2.  Соблюдать режим дня.
  3.  Принимать витамины.
  4.  Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

  1.  Вести здоровый образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.
  2.  Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.
  3.  Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

- Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

устройство удобной постели и ее чистота;

оказание помощи во время приема пищи, туалета;

поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

организация досуга больного; регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть. Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

  1.  Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.
  2.  Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).
  3.  Несколько раз в сутки помогать больному переменить положение в постели.
  4.  Кожу спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным -предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

- Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача-кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14-лет-нию девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли это вообще быть в таком возрасте?

Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

 Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?                         

 Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть одышка, а также перебои в работе в области сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно - вести активный образ жизни, но не надрываться.

Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце!

Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм красного вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, ничего однозначно рекомендовать нельзя.