54729

СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - КЛИНИКА И ПРОГНОЗ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Толстого: Все мысли о смерти нужны для жизни а тема урока заболевания сердечнососудистой системы оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы: Причины сердечнососудистых заболеваний. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Часто причиной смерти являются болезни сердечнососудистой системы.

Русский

2014-03-18

101 KB

1 чел.

СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - КЛИНИКА И ПРОГНОЗ

(интеграция знаний по ОБЖ и биологии)

                                                      11-й класс

Цель урока: формирование у учащихся умения определять симптомы инсульта и инфаркта; оказывать первую помощь и осуществлять уход за больным.

Задачи:

а) образовательная:

сформировать специальные умения по оказанию помощи при инсульте и инфаркте, уходе за больным;

обеспечить в ходе урока повторение вопросов физиологии и анатомии сердца;

обобщить понятия инфаркта и инсульта, их отличительные признаки.

б) воспитательная:

способствовать воспитанию ответственности за будущее;

уделить внимание социальному воспитанию.

в) развития:

навыков принятия ответственных решений; планирование здорового будущего;

- интеллекта: познавательного интереса, речи, словарного запаса.

Формы проведения: общеклассная, индивидуальная.

Оборудование:

таблички с симптомами инфаркта и инсульта;

таблица «Анатомия сердца и мозга»;

магнитофонная запись вызова «скорой помощи».

Время: 45 минут.

Место: кабинет Биологии.

Методы урока:

Организация учебно-познавательной деятельности: словесно-дедуктивный, репродуктивный.

Стимулирование интереса: наглядный, самостоятельный, проблемно-поисковый.

Стимулирование ответственности: убеждение-упражнение .

   Контроль: устный, письменный.

Ход урока:

  1.  Подготовка к эффективному восприятию.

Учитель ОБЖ:        - Эпиграфом к нашему уроку можно привести слова Л.Н. Толстого: «Все мысли о смерти нужны для жизни», а тема урока - заболевания сердечно-сосудистой системы, оказание первой помощи. На уроке мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

  1.  Причины сердечно-сосудистых заболеваний.
  2.  Симптомы инсульта и инфаркта, оказание первой помощи.
  3.  Клиника и прогноз инсульта и инфаркта.
  4.  Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
  5.  Правила ухода за больным.

Хотелось бы узнать, какие ассоциации у вас вызывает слово «сердце»? (варианты ответов записываются на доске: боль, мотор, любовь, смерть, жизнь и т.д.)

Учитель биологии:

Как вы понимаете следующие фразеологические обороты:

Не на жизнь, а на смерть (до последней возможности);

Не от хорошей жизни (поневоле, под давлением обстоятельств);

Жизнь прожить - не поле перейти (не так легко, не так быстро);

Погибнуть смертью героя (как герой);

Тебя только за смертью посылать (очень долго);

Смерти в глаза смотреть (встретиться со смертельной опасностью).

2. Изложение нового материала.

Учитель ОБЖ:

- Итак, жизнь, смерть, сердце... Все эти понятия взаимосвязаны между собой. Часто причиной смерти являются болезни сердечно-сосудистой системы. Какие вы знаете наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы? (Варианты ответов (В.О.): инфаркт, порок сердца, инсульт, сердечная недостаточность, гипертония). Как видим, болезней много. Какое же место по смертности эти заболевания занимают среди других, не менее распространенных: СПИД, язва желудка, астма, сахарный диабет? Хотелось бы знать ваше мнение.

Учащийся:

Мнение старшеклассников нашей школы позволил выявить недавно проведенный социологический опрос. Из 130 опрошенных - 44%, почти половина, на первое место среди заболеваний, представляющих угрозу здоровью человека, поставили сердечно-сосудистые заболевания.

Учитель ОБЖ:

- А что же говорит официальная статистика? Какое же положение в мире на самом деле?

  1.  Оказывается, сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте по количеству умерших людей.
  2.  Инсульт занимает первое место по инвалидности среди больных.
  3.  Только каждый пятый, перенесший инсульт, возвращается к полноценной жизни.

То есть и официальная статистика, и мнение наших учащихся совпали и подтвердили, что не зря сердечно-сосудистые заболевания называют болезнями века.

Учащийся:

По мнению наших старшеклассников, главные причины, провоцирующие сердечно-сосудистые заболевания, следующие:

малоподвижный образ жизни;

курение, употребление алкоголя;

стрессы;

- нерациональное питание.
Учитель ОБЖ:

В этот список можно добавить и такие факторы риска:

избыточная масса тела;

нарушение углеводно-солевого обмена;

генетический фактор.

Среди всех сердечно-сосудистых заболеваний наиболее серьезные - инсульт и инфаркт. Как же распознать их, в чем отличие?

Учитель биологии:

- Дайте определение инфаркта и инсульта.

Учитель ОБЖ:

- Предлагаю вам ряд возникших симптомов у больного (зачитываются карточки и вывешиваются на доску):

Слабость в руках, ногах, потеря чувствительности на лице

Нарушение зрения

Боль отдает в левую руку, плечо

Внезапная головная боль

Человек потеет, бледнеет, может упасть в обморок

Головокружение, потеря равновесия, двоение в глазах, обморок

Сердце будто сжимается в кулак

Резкая боль за грудиной, не помогает нитроглицерин

Задание для самостоятельной работы в тетради:

1-й вариант - выписывает симптомы, считающиеся проявлением инфаркта;

2-й вариант - симптомы проявления инсульта.

После выполнения - разбор задания.

Надеюсь, что вы правильно распознаете симптомы инфаркта и инсульта в жизни. А какими же будут первые ваши действия по оказанию помощи? (Включается запись вызова «скорой помощи» и сирены.)

Да, конечно же, самое первое - это вызвать «скорую помощь». Но что можно сделать до врачебного вмешательства?

  1.  Прежде всего больного необходимо удобно уложить, не перекладывая, там, где с ним случился приступ.
  2.  Расстегнуть затрудняющую дыхание одежду: ворот, галстук, ремень брюк.
  3.  Голову повернуть на бок, чтобы не западал язык.
  4.  Осторожно положить теплую грелку к ногам.
    Часто инфаркты, инсульты сопровождаются
     потерей сознания - обмороком. Можно ли привести человека в чувство до приезда врачей, используя не только нашатырный спирт, но и старинные народные способы? Оказывается, да, мудрость народная безгранична.

     Учащийся:

Что можно сделать, чтобы помочь упавшему в обморок?

Побрызгайте на лицо и грудь водой. Возьмите его за мизинец и резкими и сильными движениями сжимайте, массируя, таким образом, от основания к ногтю, слева и справа. Такими же сильными движениями после этого помассируйте большой палец.

- Возьмите мочки ушей и несколько раз сильно сдавите.

• Несколько раз надавите на пальцы у основания ногтей.

Обычно после этого человек приходит в себя, дайте ему горячего сладкого чаю или кофе.

Учитель ОБЖ

- Что же можно предпринять вам, молодым людям, для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний?

Учащийся:

- Десяти- и одиннадцати классики сами предлагали следующие профилактические мероприятия:

  1.  Регулярно посещать врачей.
  2.  Соблюдать режим дня.
  3.  Принимать витамины.
  4.  Бегать по утрам.

Но наиболее часто в опросе предлагалось:

  1.  Вести здоровый образ жизни, особенно уделять внимание физическим упражнениям.
  2.  Избегать стрессовых ситуаций и самим их не создавать.
  3.  Не иметь вредных привычек.

Очень хотелось бы, чтобы эти предложения оставались не только благими пожеланиями, но и проводились в жизнь всеми учениками нашей школы.

Учитель ОБЖ:

- Возможным исходом болезни является паралич, парез, инвалидность.

Иногда это временное состояние, как это было с актрисой Натальей Гундаревой: тяжелейший инсульт, а сейчас она говорит, ходит, и надеется, что еще выйдет на сцену. А иногда человек остается недвижим и до конца жизни. Как организовать правильный уход за больным?

Под уходом понимается:

поддержание санитарно-гигиенических условий в комнате больного;

устройство удобной постели и ее чистота;

оказание помощи во время приема пищи, туалета;

поддержание в больном бодрого настроения ласковым словом и чутким отношением;

организация досуга больного; регулирование посещений больного сослуживцами, родственниками.

Комната, в которой находится больной, должна хорошо проветриваться, обогреваться (20 градусов). Даже зимой проветривание должно быть 3-4 раза, при этом больного нужно хорошо укрыть. Ежедневно проводить влажную уборку.

При недостаточном уходе у тяжелобольных на местах, где кожа подвергается длительному сдавливанию между костью и постелью (это крестец, лопатки, пятки), могут образоваться пролежни. Меры их предупреждения состоят в следующем:

  1.  Постель должна быть все время чистой и сухой, на простыне не должно быть рубцов, складок.
  2.  Кожа должна быть чистой и сухой (ежедневное обтирание, замена намокшего белья).
  3.  Несколько раз в сутки помогать больному переменить положение в постели.
  4.  Кожу спины и крестца, помимо обтирания водой, протирать еще и камфорным спиртом.

Кормить больного необходимо с ложки, поить из специального поильника. Вводить пищу небольшими порциями на один глоток.

Организация правильного ухода за больным -предпосылка к скорому выздоровлению.

3. Закрепление пройденного материала.

Учитель ОБЖ:

- Сегодня на уроке мы осветили большой круг вопросов, но, возможно, у вас остались какие-то невыясненные моменты. Поэтому в оставшееся время мы проведем «круглый стол» и попросим принять в нем участие врача-кардиолога, (подготавливается заранее один из учащихся).

Вопрос 1: недавно было сообщение, что 14-лет-нию девушку увезли прямо с урока в реанимацию с диагнозом обширный инфаркт. Может ли это вообще быть в таком возрасте?

Ответ: да, это явление редкое, но все же случается. Инфаркт в молодом возрасте не связан еще с болезнью сосудов, а может вызываться, например, неправильным отхождением коронарных сосудов от сердца. Это может выявить специальное исследование.

 Вопрос 2: какие обследования нужно пройти, чтобы узнать, есть ли у меня отклонения в работе сердца?                         

 Ответ: для профилактики достаточно сделать электрокардиограмму и ультразвук. Уже здесь будут видны основные нарушения в работе сердца.

Вопрос 3: хотелось бы знать, каковы первые «звоночки» сердечных неполадок?

Ответ: насторожить должны: ощущение дискомфорта, боль за грудиной, чувство тяжести в области сердца. Иногда может возникнуть одышка, а также перебои в работе в области сердца, особенно после физических нагрузок. Это очень важно - вести активный образ жизни, но не надрываться.

Вопрос 4: существует ли у кардиологов такое понятие, как женское сердце!

Ответ: у женщин в строении сердца имеется ряд особенностей: диаметр сосудов, которые питают сердце, значительно меньше, чем у мужчин. И сами сосудики более тонкие, хрупкие. А если женщина курит, имеет лишний вес, нарушенный гормональный фон, следовательно, и защитные силы ослабевают. Отсюда сосудистые проблемы, ишемическая болезнь сердца.

Вопрос 5: правда ли, что красное вино благотворно влияет на работу сердца?

Ответ: американцы подсчитали, что два «дринка», т.е. 360 грамм красного вина в день, благоприятно влияют на состояние сердечно-сосудистой системы. При условии, что человек здоров!! Когда у человека сердце уже больное, ничего однозначно рекомендовать нельзя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81176. Управление творческим потенциалом организации 33.2 KB
  В настоящее время в результате глобальных перемен произошедших в результате развития нашей страны и перехода к рыночной экономике возникает необходимость разработки новой системы формирования и развития кадрового потенциала управления так как эффективное функционирование предприятия в решающей степени зависит от кадров руководителей. С целью укрепления позиций на рынке и повышения конкурентоспособности компании при прочих неизменных условиях современные управляющие стараются использовать творческий резерв компании а именно формируют новую...
81177. Методы управления творческим коллективом 43.59 KB
  Теперь это норма активное устаревание оборудования и систем управления. Система управления персоналом это стержень организации труда для определенных профессий он может быть условным содержащим несколько инструкций и требующий формальный контроль. Чем более творческие задачи у специалистов чем более нестандартных решений вы ожидаете в результате тем более жесткий должен быть стерженьсистема управления.
81178. Внутренняя творческая среда 41.13 KB
  Для того чтобы ее создать необходимо поддерживать инициативные и творческие устремления сотрудников. Эффективное взаимодействие творцов особого внимания заслуживают особенности межличностного взаимодействия внутри творческой группы так как процессы общения и взаимодействия могут оказывать на сотрудников как мотивирующий результат так и демотивирующий. Эффективной чертой управления творческими потенциалами сотрудников является тесная увязка инновационных стратегий и политики управления человеческими ресурсами. Он может как стимулировать...
81179. Методы активизации творческого мышления 42.1 KB
  Разработка и генерация новых идей для решения стратегических целей и задач предприятия – это не просто. Часто, творческий специалист не знает с чего начать, как собраться и сфокусировать свое внимание на нужном объекте, активизировать свои творческие способности.
81180. Исследование творческого потенциала сотрудников 35.83 KB
  Направления исследований: наличие творческого потенциала; степень уровень его актуализации; факторы стимулирующие препятствующие развитию и актуализации; проявление творческого потенциала в условиях стабильности и в условиях инноваций. При проведении исследований изучается не столько наличие или отсутствие творческого потенциала и инициативы сколько желание и возможность реализовывать их в профессиональной деятельности а также факторы которые могут оказывать влияние на проявление креативности10. Таким образом при исследовании творческого...
81181. Оценка эффективности управления творческим потенциалом компании 39.05 KB
  Исходя из этого показатели эффективности системы управления развитием творческого потенциала постоянного состава компании рассматриваются через результат развития творческого потенциала сотрудников; реализацию всех возможных мотивов побуждающих персонал к творческой деятельности; показатели качества организационной структуры...
81183. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 35.65 KB
  Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры поскольку несет в себе обучающие функции; принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников.
81184. Признаки деловой игры 33.44 KB
  Решение принимаемое участниками игры на первом этапе воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. Распределение ролей между участниками игры.