54732

Класс Земноводные. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к обитанию в двух средах наземно-воздушной и водной и водной лягушки Да действительно сегодня на уроке мы с вами будем изучать представителей класса Земноводных или Амфибий. К классу Земноводных относятся не только лягушки. Бесхвостые лягушки жабы квакши живут в водоемах и вблизи от них.

Русский

2014-03-18

55.5 KB

4 чел.

8 класс.

Тема: « Класс Земноводные. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания»

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цель урока:

  1.  Выявить во внешнем строении лягушки черты приспособленности к обитанию в двух средах- наземно-воздушной и водной и водной.
  2.  Совершенствовать умения распознавать изученные виды земноводных в природе.
  3.  Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
  4.  Продолжить экологическое воспитание школьников.

Формы работы: общеклассная

                           парная работа

                           индивидуальная

Методы работы: словесные (рассказ )

                            Наглядно-образные (таблицы, иллюстрации)

                             Т.С.О. (видеомагнитофон, телевизор)

Ход урока.

  1.  Организация начала урока.
  2.  Актуализация новых знаний.
    1.  Их называют мучениками невежества и науки.
    2.  В Париже и Токио этим животным поставлены памятники!
    3.  Название этих животных обозначает «двояко животные».
    4.  Они первыми переступили водные рубежи. Первыми завоеватели суши.
    5.  Они первыми научились дышать с помощью легких, обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце у них появилась дополнительная перегородка- оно стало- трехкамерным.
    6.  Эти животные первыми встали на ноги и «изобрели» суставы. До этого на земле ни у кого из животных просто не было ног.
    7.  Они первыми научились поворачивать голову.
    8.  Они первыми научились «мигать».
    9.  Это первые «слюнтяи» планеты.
    10.  У них у первых  появилась барабанная перепонка.
    11.  Они первыми из наземных животных приобрели голосовой аппарат.
    12.  И, наконец, они являются эволюционными прародителями рептилий, птиц, зверей и в конечном счете человека!

  •  Догадались о ком идет речь? Тогда давайте вместе прочтем четверостишие, написанное на доске.

                     И в лесу мы, и болоте

                     Нас везде всегда найдете

                     На поляне, на опушке

                     Мы зеленые…..(лягушки)

  •  Да, действительно сегодня на уроке мы с вами будем изучать представителей класса Земноводных или Амфибий.

  1.  Изучение нового материала

Слово «Амфибии» имеет греческое происхождение и означает «Двоякоживущие». Русское же название- «земноводные»-по названию сред, где обитают эти животные.

Запишите в тетради тему урока «Класс Земноводные. Особенности внешнего строения в связи со средой обитания.»

К классу Земноводных относятся не только лягушки. Мир Амфибий богат и разнообразен. Это червяги, тритоны, саламандры, протеи, жабы и различные виды лягушек. Но все эти животные обладают общими признаками по которым их объединили в один класс.

Мы с вами изучили много различных классов животных, и вы возможно заметили, что изучение каждого класса  строится приблизительно по одной и той же схеме. Поэтому, ребята ,давайте определим какую же работу нам с вами предстоит совершить на уроке?

(сформулировать цель урока самостоятельно)

Цель: определить особенности жизнедеятельности и внешнего строения Земноводных в связи со средой обитания.

(цель записана на бумаге и крепится к доске)

  •  Давайте определим место земноводных в системе современного органического мира?(у доски работают 2 ученика. 1ученик- систематические единицы. 2 ученик-систематика амфибий)

Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов

  •  Хвостатые земноводные – тритоны и саламандры. Чаще их можно увидеть в водоемах. Большинство никогда не покидает воды.
    Безногие ведут роющий образ жизни. К этому отряду относятся обитатели влажной и рыхлой почвы тропических лесов – червяги.
    Бесхвостые – лягушки, жабы, квакши живут в водоемах и вблизи от них. Древесные квакши и некоторые представители жаб могут жить вдалеке от воды. Бесхвостых впятеро больше, чем всех остальных видов земноводных. Для большинства из них характерно чувство “хомминга” – чувство дома. Они могут уходить от “дома” на расстояние до 800 метров. Но всегда возвращаются “домой”.
    Лягушки населяют почти всю территорию нашей страны. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях. Их можно встретить только в скрытых местах: в болотах, в лесах, на лугах, по берегам пресных водоемов.

Вопрос. Чем это можно объяснить? (Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды до 40С они впадают в оцепенение. Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)

Для работы в парах вы имеете вопросы для обсуждения  

1 пара.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?
2. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?
3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?

  •  Помощь.
    Если возникнут затруднения при решении последнего вопроса:
    почему сверху пятна – понятно, под цвет травы, а почему брюшко светлое? Среди вас есть ныряльщики. Случалось ли вам нырять с открытыми глазами и смотреть вверх: из-за солнечного света вода кажется желтоватой. Вот и получается, что окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Такая краска называется покровительственной. Кстати, маскировочный халат в летнее время у бойцов какой? (пестрый, весь в пятнах, зеленый). Вот и лягушка окрашена пестро.

2 пара.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка?
2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век?
3. Найдите барабанные перепонки на рисунке в учебнике и на таблице. Какое значение они имеют в жизни лягушки?

3 пара.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
2. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?
3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это сходство?

Каждая пара выбирает делегата с отчетом по своим наблюдениям. Данные наблюдений записать в таблицу:

“Особенности внешнего строения земноводных, связанные с водой и воздушной средой обитания”.

Приспособления к водному существованию

Приспособления к наземному существованию.

  1.  Тело уплощено, голова плоская.
  2.  Перепонки между пальцами задних конечностей.
  3.  Кожа всегда влажная, благодаря жидким слизистым выделения кожных желез.
  4.  Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).
  1.  Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних.
  2.  Кожа голая. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.
  3.  Тело состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.
  4.  Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.
  5.  Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.
  6.  По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.

Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

  1.  Рефлексия
  2.  Закрепление.

А теперь давайте посмотрим как вы усвоили полученные на уроке знания.

Сейчас вы увидите фрагмент американского мультфильма "Дюймовочка". Ваша задача найти как можно больше биологических неточностей и ошибок художника (в отношении внешнего строения земноводных).

( ошибки: наличие волос, талии, ушных раковин, зубов, ресниц, молочных желез; язык расположен "по- человечьи", глаза не выпуклые, и т.д.)

Повышенный уровень

  1.  В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.

1. Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.

2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

Б. Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

В. Возможность быстрых и дальних прыжков.

Г. Средство защиты от хищников.

Д. Добывание подвижных насекомых.

  1.  Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)

1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)

2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? (Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)

4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)

5. Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)

VI. Домашнее задание.  §38

2. Творческие задания.

  •  1 пара. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
  •  2 пара. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
  •  3 пара. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

VII. Подведение итогов и выставление оценок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29203. Процессуальный порядок, основные тактические приемы предъявления для опознания 26 KB
  Следователь может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю потерпевшему подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет а также о приметах и особенностях по которым они могут его опознать.
29204. Обыск — следственное действие 26.5 KB
  Поскольку обыск связан с принудительным вторжением в жилище гражданина и неизбежным вмешательством в его личные интересы для этого требуется санкция прокурора. Лишь в случаях не терпящих отлагательств обыск может быть произведен без такой санкции но следователь обязан в течение суток уведомить прокурора о произведенном обыске. В ходе обыска могут и должны решаться следующие задачи: отыскание и изъятие орудий преступления предметов и ценностей добытых преступным путем а также других предметов и документов которые могут иметь значение...
29205. Тактика следственного эксперимента 30.5 KB
  СЭ могут быть нескольких видов: эксперимент по установлению возможности восприятия какого либо факта или явления по установлению возможности совершения какого либо действия эксперимент по установлению возможности существования какого – либо явления эксперимент по установлению отдельных элементов механизма события. эксперимент по установлению механизма образования отдельных следов события общий порядок производства СЭ предусмотрен ст.
29206. Следственный эксперимент 26 KB
  Принимается решение о проведении эксперимента 2. уясняется цель данного эксперимента 3. определение участников эксперимента и роли каждого из них. подготовка технических средств хода процессуального результата эксперимента а так же составление письменного плата то есть сценария.
29207. Криминалистическая следственная тактика 58.5 KB
  тактика решает задачи: подготовка наиболее эффективных рекомендаций по организации планированию расследования и проверки версий разработка наиболее оптимальных приемов следственных действий поиск взаимодействия следователя с оперативными работниками использование оперативнорозыскной информации в тактике следственных действий Структура научных основ криминалистической тактики включает: процессуальные основы психологические основы логические основы тактические основы нравственные основы Структура и система криминалистической тактики:...
29209. Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого 66.5 KB
  Как и допрос свидетеля и потерпевшего допрос обвиняемого и подозреваемого помимо подготовки включает 4 стадии те же: установление психологического контакта свободный рассказ постановка вопросов ознакомление допрашиваемого с протоколом. убеждение допрашиваемого в неправильности занятой им позиции. разумное использование доказательств предъявление доказательств после получения о допрашиваемого всех сведений относительно данного доказательства. установление виновной осведомленности допрашиваемого вопреки его воли.
29210. Сле́дователь — должностное лицо 61 KB
  К органам дознания относятся: 1 органы внутренних дел Российской Федерации а также иные органы исполнительной власти наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативнорозыскной деятельности; 2 органы Федеральной службы судебных приставов; 3 командиры воинских частей соединений начальники военных учреждений или гарнизонов; 4 органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
29211. Эксперт в криминалистике 62.5 KB
  Следователь вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт присутствия следователя при производстве судебной экспертизы отражается в заключении эксперта. Вопервых следователь могут и обязан проверить соблюден ли при назначении и производстве экспертизы установленный законом процессуальный порядок призванный обеспечить полноту объективность и достоверность полученных результатов а также права сторон прежде всего обвиняемого.